Статья "Нетрадиционные техники рисования в подготовительной группе"
статья по рисованию (подготовительная группа)

Ильюшина Марьяна Григорьевна

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка. В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netr.risov_.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка. В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и

3

интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

1.2. Цель и задачи:

Цель: Формировать художественное мышление через различные способы рисования с использованием нетрадиционных техник.

Задачи программы.

Развивающие:

Развивать у детей коммуникативные, речевые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

Развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования, воображение.

Развивать формо- и цветовосприятие, чувство композиции, мелкую моторику рук, ассоциативное мышление, воображение.

Развивать творческую активность, поддерживать потребность в самовыражении.

Образовательные:

Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (с использованием разных материалов).

Учить получать различные оттенки красок основных цветов.

Учить использованию различных материалов

Учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.

Учить отображать впечатления от окружающего мира в изо деятельности.

Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать

композиции, образы. Поощрять и поддерживать детские творческие находки.

Воспитательные:

Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира.

Воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.


4

1. 3 Принципы и подходы к формированию рабочей программы

При составлении данной программы учитывались основные принципы:

- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);

- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);

- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу,нельзя миновать предыдущий);

- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);

- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);

- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);

- Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями);

1.4 Методы и подходы :

Для качественного развития творческой деятельности юных художников дошкольникам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.

Методы, которые используются в работе:

-репродуктивный (воспроизводящий);

-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

-проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

-эвристический(проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала.

Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

1.5. Особенности программного материала кружка.

В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и последующим обучением. Методы обучения, используемые в

5

образовательном процессе, соответствуют возрастным особенностям детей.

Раскрывает значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с детьми для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Знакомит детей с техническими приёмами и способам нетрадиционного рисования с использованием различных материалов.

Учит понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.

Учит понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.

Раскрывает значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с детьми для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Знакомит детей с техническими приёмами и способам нетрадиционного рисования с использованием различных материалов.

Побуждает детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы.

Поощряет и поддерживает детские творческие находки.

Интеграция ОО

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

«Познавательное развитие»: природоведческой направленности и др.

«Речевое развитие»: чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.

«Социально – коммуникативное развитие»: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений,

развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения; воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.

«Физическое развитие» - физкультминутки, пальчиковые игры, подвижные дидактические.

«Художественно – эстетическое развитие»: музыка: прослушивание музыкальных произведений.

Срок реализации: октябрь2019-апрель2020.

НОД будет проводиться 1 раз в неделю, будет включать в себя небольшую теоретическую часть с показом образца действий воспитателем, практическую часть (овладение детьми новой НТР или закрепление, или творческое применение освоенной НТР), организация мини-выставок.

Длительность каждой НОД для детей данного возраста – 40 мин.

1.1.7 Формы работы:

- рассматривание картин и книжных иллюстраций;

- оформление выставок;

- продуктивная деятельность.

6

Основные этапы реализации:

На 1 этапе – репродуктивном ведется активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

На 2 этапе - конструктивном ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ.

На 3 этапе - творческом дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.

Планируемые результаты освоения программы:

К концу учебного года ребёнок:

-уверен в действиях и ответах в течение НОД;

-активен в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;

-уверенно использует способы нестандартного раскрашивания;

-умеет экспериментировать с изобразительными материалами;

-ожидает чёткие объяснения педагогом знакомого способа рисования;





7

2. Организационный раздел

2.1 Содержание работы программы:

Программа рассчитана на один год обучения (для детей с 6 до 7 лет), содержит перспективное планирование, которое включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает:

• предметное,

• сюжетное,

• декоративное рисование,включает необходимое оборудование.

Методика организации работы детей дошкольного возраста по изобразительной деятельности основывается на принципах дидактики:

• систематичность,

• последовательность,

• доступность,

• учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Качество детских работ зависит от:

• грамотного методического руководства со стороны взрослых;

• уровня умственного развития ребёнка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы, адекватно оценивать результат своего труда и т.д.)

• степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом;

• развития у ребёнка таких качеств как настойчивость, целеустремлённость и внимательность, любознательность, взаимопомощь и др.

Новизной и отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Основные применяемые технологии:

- Здоровьесберегающие технологии.

- Личностно-ориентированная технология.

- Игровые технологии

- Технология исследовательской деятельности

2.2 Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приёмы.

Дети старшего дошкольного возраста могут освоить следующие техники нетрадиционного рисования:

8

* Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

*Рисование акварелью «по -сырому».

Техника эта довольно трудна из-за требуемой высокой скорости работы, но оправдывает себя –результат получается отличный и всегда непредсказуемый. Даже опытный художник, умеющий «подчинить» себе подобный способ рисования, не может знать, насколько точно воплотится его замысел. Кстати, именно от творческого замысла зависит, насколько мокрой должна быть бумага.

* Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

* Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

*Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

*Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист

9

акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

*Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
2.4 Показатели уровня художественного развития детей 6 -7лет

Важнейшим показателем уровня художественно- эстетического развития ребёнка в этом возрасте является интерес к самому процессу рисования, желание ребенка как рисовать по заданной теме, так и пытаться создать композицию по собственному замыслу.

Наслаждаться созданными произведениями, материалом, с которым дети работают, рисунками своими и товарищей- задача, позволяющая говорить о высоком уровне развития художественных способностей

В этом возрасте ребенок использует достаточное количество изобразительного материала- краски, карандаши, мелки, а также нетрадиционные материалы ( ватные палочки, листья, трубочки для коктейля и т.д.)

При достаточной координации, ловкости и точности движений (что в этом возрасте встречается довольно часто) выразительность рисунка детей повышается, выявляет творческую одаренность, творческие способности.

Умение внимательно рассматривать произведения искусства, передавать свои эмоции , полученные при этом процессе также являются важной составляющей развития художественного вкуса.

Ребенок проявляет желание общаться с прекрасным, с интересом включается в образовательные ситуации эстетической направленности. Любит заниматься изобразительной деятельностью совместно со взрослым и самостоятельно.

Эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению художественного произведения.

Различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию, выделяет и поясняет их особенности. Узнает некоторые предметы и произведения народных промыслов.

В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира и искусства различает формы, размеры, цвета. При косвенной помощи взрослого может внимательно рассматривать художественный образ, отмечать некоторые средства выразительности, соотносить воспринимаемое с собственным опытом.

В процессе собственной деятельности стремится создавать выразительные и интересные образы, выбирает при небольшой помощи взрослого и правильно использует инструменты и материалы.

Владеет отдельными техническими и изобразительными умениями, осваивает некоторые способы создания изображения в различных техниках.

Анализируя детский рисунок, педагог оценивает характеры героев, использование специфики таких изобразительных средств, как точка, линия и штрих, и делает вывод о том, насколько творчески ребенок подошел к заданию, по силам ли оно ему.

3. Список литературы

1.Григорьева Г. Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». – М., 2000; Давыдова Г. Н.

2.«Нетрадиционные техники рисования в детском саду». ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007г; Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др.

3. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М.: Сфера, 2005; Казакова Р. Г., Сайганова Т. И.

4. «Рисование с детьми дошкольного возраста» пособие, М., 2004; Казакова Р. Г.

5.«Занятия по рисованию с дошкольниками» - Творческий Центр Москва 2008; Колдина Д. Н.

6.«Изобразительная деятельность в детском саду» – Мозаика-Синтез, Москва 2005 и др.)

7. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.

8.Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

9.Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.

10.«Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.

11.Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка»

12.Фатеева А. А.«Рисуем без кисточки».

13.Цквиария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Нетрадиционные техники рисования и интеграция образоватьльных областей как пути развития творческих способностей дошкольников"

В статье представлен опыт работы по развитию творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования и интеграции образоватьльных областей....

Статья "Нетрадиционные техники рисования"

В этой статье я опишу несколько смешанных техник. Вот они будут наиболее нетрадиционными у детей предшкольного возраста. Использовали ли вы раньше в рисовании нитки, крупу, клей, соль? Если да – бр...

Статья «Нетрадиционные Техники Рисования»

«Нетрадиционные Техники Рисования»"Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мы...

Статья "Нетрадиционная техника рисования: Рисование ладошкой и пальчиками"

Детям младшего дошкольного возраста ещё трудно справляться с кисточкой для рисования. и мир творчества им могут раскрыть их собственные ладошки и пальчики. А мы, взрослые, можем им в этом помочь!...

Статья "Нетрадиционные техники рисования во второй младшей группе детского сада" (дети 3-4 лет).

Краткое описание  нетрадиционных техник рисования,  которые применяются во второй младшей группе....

Статья «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей в группе раннего возраста

Статья  «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей в группе  раннего возраста...

статья «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»

Изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе большие возможности. Рисование самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего о...