Современные технологии развития художественной деятельности детей (из опыта
статья по рисованию (младшая группа)

Кожемякина Лариса Николаевна

Дошкольное детство - важнейший этап становления ребенка. В  этот период развиваются те способности, которые будут нужны взрослому человеку в любом виде деятельности.  Очень важное значение для умственного воспитания ребенка имеет художественная деятельность. Именно в этой деятельности идет интенсивное развитие эстетического мировосприятия, способности к творчеству, развитие интеллекта, нравственности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кожемякина Лариса Николаевна

Воспитатель

ГБДОУ д/с №2 Калининского района Санкт-Петербурга

Современные технологии развития художественной деятельности детей (из опыта работы воспитателя).

Дошкольное детство - важнейший этап становления ребенка. В  этот период развиваются те способности, которые будут нужны взрослому человеку в любом виде деятельности.  Очень важное значение для умственного воспитания ребенка имеет художественная деятельность. Именно в этой деятельности идет интенсивное развитие эстетического мировосприятия, способности к творчеству, развитие интеллекта, нравственности. Дети, занимающиеся художественной деятельностью, способны эмоционально откликаться на окружающий мир, чувствовать красоту  природы, человеческих отношений, способны осознавать и выражать свои чувства. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам — как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления. Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед детьми богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей формируется умение трудиться, воспитывается желание добиваться положительного результата. Основное значение художественной деятельности в том, что она является важным средством эстетического воспитания.

В процессе изобразительной деятельности развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и различное, быть внимательным, усидчивым, тренировать руку и глаз, упражняться в координации зрительных и двигательных анализаторов.

Образовательная деятельность по рисованию может включать в себя формы работы с использованием нетрадиционных способов рисования, где дети используют различные способы и материалы для рисования, а также сочетают их между собой.

В моей системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др. Во время образовательной деятельности используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения

Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий. Самый интересный в эмоциональном плане путь - это путь случайных неожиданностей.

Работая в направлении всестороннего развития детей, я поставила цель — развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Для достижения своей цели я изучила современные технологии по развитию изобразительной деятельности, художественные техники. В моей работе наиболее часто использую такие техники как : техники с использованием оттиска: монотипия, акватипия, линотипия, простая гравюра на картоне; техники с использованием природных и не только материалов: посыпная (солью, манкой, пищевыми красителями, сухой гуашью, чаем, песком); клеевая: контурная, фактурная; витражная: пленочная, бумажная, акриловая; мозаичная (из сыпучих материалов, плитки, пуговиц, бисера, бусинок, искусственного камня, ракушек, ложементов); техники с использованием мелков: рисование восковыми мелками и акварелью, рисование свечкой (невидимые картинки), рисование восковой стружкой, рисование по наждачной бумаге; граттаж: черно-белый, цветной, многослойный. техники с использованием необычной основы: рисование по фольге стекой, рисование по стеклу пластилином, рисование по картону пластилином, рисование по ткани: холодный, горячий, узелковый батик; роспись ткани акриловыми красками, фломастерами, рисование по ватным дисками; техники с использованием необычных материалов иинструментов: рисование зубной щеткой: нанесение ритмичных мазков, набрызг, рисование пластиковыми карточками, рисование пластиковыми вилками, рисование помазком для бритья, рисование двумя кисточками одновременно (двумя руками, одной рукой), рисование гелевой ручкой по влажной бумаге, рисование стержнем от фломастера, рисование губкой (с трафаретом, без трафарета).

Чтение знакомых произведений и рассматривание иллюстраций известных художников помогает формированию и развитию первых представлений о прекрасном, воспитанию эстетического вкуса. Иллюстрации являются одними из первых произведений  искусства, с которым встречается ребёнок в дошкольном детстве

 Для формирования умения эмоционально откликаться на рисунок, иллюстрацию, воспринимать яркость цветовых образов рассматриваем не только кто или что изображено, но и какой это персонаж, как изображен, какое настроение, отношение вызывает изображение. Благодаря этому у детей постепенно формируется интерес к книжной иллюстрации, способствую развитию собственной изобразительной деятельности ребёнка. В совместной деятельности использую художественное слово (стихи, потешки, прибаутки). Яркий выразительный язык фольклорных произведений доступен и понятен малышам. Такие произведения вызывают яркий эмоциональный отклик на окружающее.

В совместной деятельности с детьми довольно часто использую народные игрушки (матрёшки, лошадки, барышни), которые обогащают зрительные впечатления и вызывают эмоциональный отклик у детей. Детям  нравится их рассматривать, трогать и играть с ними. Использование ярких игрушек вызывает интерес к их изображению, такая игрушка может выступать в роли  персонажа в процессе рисования и лепки.

Во все времена года проводим с детьми наблюдения, как в природе, так и ближайшем окружении. Наблюдения обогащают представления малышей о внешнем виде хорошо знакомых объектов, а также уточняют зрительные впечатления. Известно, что детям очень нравиться наблюдать, как взрослые занимаются творчеством. Такие наблюдения побуждают детей, подражая взрослому создавать свои эмоциональные, яркие, выразительные образы хорошо знакомых предметов.

Вызвать желание и поддержать интерес  к созданию образов также помогают: игровая мотивация, игровые приёмы, сюрпризные моменты.

На прогулке особое место  уделено не только наблюдениям, но и  творческим играм. Дети с удовольствием играют с песком, рисуют палочкой на мокром песке, делают отпечатки ладошек. Простые постройки: норки, домики, дорожки и игры с формочками помогают малышам познать свойства песка, развивают творчество и воображение. Зимой подобные игры провожу со снегом — разнообразные следы, дорожки,  горки, городки, лепим снежки и разные фигурки.

Развивая интерес к художественно-творческой деятельности, я всегда придерживаюсь личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, поддерживаю его, помогаю творчески. Я считаю, что именно в процессе художественно-творческой деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность. Таким образом, обучение приемам художественно-творческой деятельности может быть вполне реальным делом, что позволяет осуществить главную цель - дать детям средства образного выражения, дать им возможность испытать трудности, радости связанные с творческими достижениями.

Подводя итог всего выше сказанного, хочется отметить, что использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников способствует не только индивидуальному развитию , но и является отличным средством формирования устойчивого интереса к экспериментальной, исследовательской деятельности, творческому поиску решения нестандартных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конференция ДОУ Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)

Конференция ДОУ Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)Одна из основных задач обучения детей – воспитание умения пр...

Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)

На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности. В этот период развиваются все общ...

Статья "Современная технология развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОО ( из опыта работы воспитателя)

Выступление на конференции на тему :"Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста....

Современные технологии развития художественной деятельности детей средней группы (из опыта работы воспитателя).

Детское творчество - это одна из форм, самостоятельной деятельности ребенка, в которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто н...

Современные технологии развития художественной деятельности детей в ДОО (из опыта работы воспитателя)

Статья на тему: Современные технологии развития художественной деятельности детей в ДОО (из опыта работы воспитателя)...

«Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)»

Дорогие коллеги, хочу вам представить свои наблюдения из практики работы с детьми по развитию их творческих навыков и, всвязи с этим, комунникативных способностей воспитанников, в тесной взаимосвязи с...

Современные технологии развития художественной деятельности детей раннего возраста в ДОУ (из опыта работы воспитателя)

Захарова Юлия СергеевнавоспитательГБДОУ детский сад № 55 общеразвивающего видаКалининского района Санкт-Петербурга Современные технологии развития художественной деятельности детей...