Лэпбук "В мире цвета"
методическая разработка по окружающему миру

Будина Елена Николаевна

Практический материал для ознакомления дошкольников с цветом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №2 «Ласточка» общеразвивающего вида городского поселения – г. Семилуки Воронежской области

Лэпбук как средство художественно-эстетического развития и формирования познавательной активности дошкольников

C:\Users\Елена Николаевна\Desktop\Лэпбук В мире цвета\Фото Лэпбук\143___05\IMG_0004.JPG

Будина Елена Николаевна

воспитатель     

2020 год

Цвет – это одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Задача педагогов состоит в том, чтобы в процессе обучения познакомить дошкольников с «сенсорными эталонами» в области цвета, научить ими пользоваться как системами чувственных мерок или эталонов для анализа окружающего мира.

Цвет как свойство предмета и явления познается детьми через восприятие. «Цвета как будто посылают нам различные сигналы», вызывают у нас эмоциональный отклик. Красный цвет возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса и активизирует работу мускульной системы. Синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему. Оранжевый и красный цвета возбуждают попутно со зрительным и слуховой центр мозга, что вызывает кажущееся увеличение громкости звуков. Не без основания эти активные цвета часто называют «кричащими». Зеленый и синий, успокаивающие цвета, ослабляют возбуждение слухового центра, то есть, как бы ослабляют или компенсируют громкость шумов.

Цветоведение – наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой культуре.

Основными цветами могут считаться четыре цвета - красный, желтый, синий, зелёный так, как они лежат в основе всех остальных цветов.

Смешанные цвета - это те цвета, которые получают путем смешивания основных цветов.

Ахроматические цвета - (неокрашенные) это белый, черный и серый.

Хроматические цвета - (окрашенные) это все цвета, кроме белого, черного и серого.

Теплые и холодные цвета – это деление цветов «по температуре», связанное с эмоционально-психическими особенностями восприятия человеком того или иного цвета. Теплой считается красно-желтая гамма, холодной - сине-голубая.

При контрастном цветовом сочетании каждый цвет сохраняет свои особенности, и они не поглощают друг друга (желто-красное, красно-синее). При нейтральном сочетании цвета «растворяются» друг в друге, и их трудно различить (зелено-желтые, сине-зеленые). Гармоничные цветовые сочетания составляют цвета, которые взаимно дополняют друг друга (красно-зеленое, желто-фиолетовое).

Цветовосприятие – это одна из важнейших составляющих сенсорного воспитания. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Решая задачи развития у детей цветовосприятия, прежде всего, необходимо научить их различать и называть цвета и их оттенки в природе, окружающей жизни, искусстве, эмоционально откликаться на цвет, его сочетания, оценивать их как красивые и некрасивые, необходимо постоянно развивать у детей осознанное восприятие цветового богатства мира, обращая их внимание на разнообразие цветов и оттенков окружающих предметов и явлений.

C:\Users\Елена Николаевна\Desktop\Лэпбук В мире цвета\Фото Лэпбук\143___05\IMG_0033.JPGЛэпбук «В мире цвета» помогает в решении задач по формированию цветового восприятия.  В процессе разнообразных дидактических игр по развитию чувства цвета дети учатся выделять цвет предметов, называть цвета и оттенки, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству цвета, дифференцировать по основному цвету и оттенкам. Все эти действия и развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, активно способствуют формированию чувства цвета.

Целью этих игр является формирование у детей представлений об окружающем нас разноцветном мире, знакомство детей с понятием «цвет», определением основных и дополнительных «цветов», оттенков цвета методом наложения и приложения, выбора по образцу, выделению нужного цвета из множества других, обучению детей названием «цветов»; знакомство с понятиями: «такой же»; «не такой»; «одинаковый»; «разный», формирование умений анализировать цвет предмета, дифференцировать и сравнивать предметы по цвету.

Пособие предназначено для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

 Подобранный материал позволяет разнообразить методы и приемы работы, использовать в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной и др.), обеспечить самостоятельную и совместную деятельность детей.

C:\Users\Елена Николаевна\Desktop\Лэпбук В мире цвета\Фото Лэпбук\143___05\IMG_0010.JPGЛэпбук «В мире цвета» содержит разнообразный  занимательный материал для расширения знаний о цвете и познавательно-исследовательской деятельности: картинки, раскраски, книжки-малышки, разрезные карточки, наглядные пособия для изучения цветов и развития цветовосприятия детей, специальные задания для формирования умений детей разбираться в цветовом спектре.

  • «Найди лепесток»
  • «Баночки с секретом»
  • C:\Users\Елена Николаевна\Desktop\Лэпбук В мире цвета\Фото Лэпбук\143___05\IMG_0049.JPG«Подбери цветочек»
  • «Подбери карандаши»
  • «Цветовые гаммы»
  • «Цветное лото»
  • «Волшебный волчок»
  • «Мнемонические фразы»
  • «Разноцветные картинки»
  • «Смешиваем цвета»
  • «Гармония цвета»
  • «Холодно-тепло»
  • «Эксперименты с цветом»

Дидактические игры по способствуют развитию зрительного и цветового восприятия,  формируют познавательный интерес. Используя знания, как эталоны, как средство познания предметов, дети начинают лучше и быстрее, осознаннее и точнее ориентироваться в окружающем мире.

C:\Users\Елена Николаевна\Desktop\Лэпбук В мире цвета\Фото Лэпбук\143___05\IMG_0019.JPG

C:\Users\Елена Николаевна\Desktop\Лэпбук В мире цвета\Фото Лэпбук\143___05\IMG_0007.JPG

Использованные материалы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В мире цвета

Конспект дефектологического занятия в сенсорной комнате...

В мире цветов

Рассказ о цветах....

Конспект "В мире цветов.Ромашка"

Воспитывать экологическую культуру и интерес детей к объектам природы....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по окружаещему миру "Цветы на подоконнике"

предлагаю вашему вниманию конспект НОД по окружаещему миру на тему "Цветы на подоконнике"...

Данная картотека игр станет незаменимым помощником при знакомстве малыша с ярким миром цветов. Здесь представлены самые простые игры на изучение основных цветов.

картотека игр Данная картотека игр станет незаменимым помощником при знакомстве малыша с ярким миром цветов. Здесь представлены самые простые игры на изучение основных цветов, которые не только п...