Лэпбук "В мире цвета"
методическая разработка по окружающему миру
Практический материал для ознакомления дошкольников с цветом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2 «Ласточка» общеразвивающего вида городского поселения – г. Семилуки Воронежской области
Лэпбук как средство художественно-эстетического развития и формирования познавательной активности дошкольников
Будина Елена Николаевна
воспитатель
2020 год
Цвет – это одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Задача педагогов состоит в том, чтобы в процессе обучения познакомить дошкольников с «сенсорными эталонами» в области цвета, научить ими пользоваться как системами чувственных мерок или эталонов для анализа окружающего мира.
Цвет как свойство предмета и явления познается детьми через восприятие. «Цвета как будто посылают нам различные сигналы», вызывают у нас эмоциональный отклик. Красный цвет возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса и активизирует работу мускульной системы. Синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему. Оранжевый и красный цвета возбуждают попутно со зрительным и слуховой центр мозга, что вызывает кажущееся увеличение громкости звуков. Не без основания эти активные цвета часто называют «кричащими». Зеленый и синий, успокаивающие цвета, ослабляют возбуждение слухового центра, то есть, как бы ослабляют или компенсируют громкость шумов.
Цветоведение – наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой культуре.
Основными цветами могут считаться четыре цвета - красный, желтый, синий, зелёный так, как они лежат в основе всех остальных цветов.
Смешанные цвета - это те цвета, которые получают путем смешивания основных цветов.
Ахроматические цвета - (неокрашенные) это белый, черный и серый.
Хроматические цвета - (окрашенные) это все цвета, кроме белого, черного и серого.
Теплые и холодные цвета – это деление цветов «по температуре», связанное с эмоционально-психическими особенностями восприятия человеком того или иного цвета. Теплой считается красно-желтая гамма, холодной - сине-голубая.
При контрастном цветовом сочетании каждый цвет сохраняет свои особенности, и они не поглощают друг друга (желто-красное, красно-синее). При нейтральном сочетании цвета «растворяются» друг в друге, и их трудно различить (зелено-желтые, сине-зеленые). Гармоничные цветовые сочетания составляют цвета, которые взаимно дополняют друг друга (красно-зеленое, желто-фиолетовое).
Цветовосприятие – это одна из важнейших составляющих сенсорного воспитания. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Решая задачи развития у детей цветовосприятия, прежде всего, необходимо научить их различать и называть цвета и их оттенки в природе, окружающей жизни, искусстве, эмоционально откликаться на цвет, его сочетания, оценивать их как красивые и некрасивые, необходимо постоянно развивать у детей осознанное восприятие цветового богатства мира, обращая их внимание на разнообразие цветов и оттенков окружающих предметов и явлений.
Лэпбук «В мире цвета» помогает в решении задач по формированию цветового восприятия. В процессе разнообразных дидактических игр по развитию чувства цвета дети учатся выделять цвет предметов, называть цвета и оттенки, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству цвета, дифференцировать по основному цвету и оттенкам. Все эти действия и развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, активно способствуют формированию чувства цвета.
Целью этих игр является формирование у детей представлений об окружающем нас разноцветном мире, знакомство детей с понятием «цвет», определением основных и дополнительных «цветов», оттенков цвета методом наложения и приложения, выбора по образцу, выделению нужного цвета из множества других, обучению детей названием «цветов»; знакомство с понятиями: «такой же»; «не такой»; «одинаковый»; «разный», формирование умений анализировать цвет предмета, дифференцировать и сравнивать предметы по цвету.
Пособие предназначено для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Подобранный материал позволяет разнообразить методы и приемы работы, использовать в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной и др.), обеспечить самостоятельную и совместную деятельность детей.
Лэпбук «В мире цвета» содержит разнообразный занимательный материал для расширения знаний о цвете и познавательно-исследовательской деятельности: картинки, раскраски, книжки-малышки, разрезные карточки, наглядные пособия для изучения цветов и развития цветовосприятия детей, специальные задания для формирования умений детей разбираться в цветовом спектре.
- «Найди лепесток»
- «Баночки с секретом»
- «Подбери цветочек»
- «Подбери карандаши»
- «Цветовые гаммы»
- «Цветное лото»
- «Волшебный волчок»
- «Мнемонические фразы»
- «Разноцветные картинки»
- «Смешиваем цвета»
- «Гармония цвета»
- «Холодно-тепло»
- «Эксперименты с цветом»
Дидактические игры по способствуют развитию зрительного и цветового восприятия, формируют познавательный интерес. Используя знания, как эталоны, как средство познания предметов, дети начинают лучше и быстрее, осознаннее и точнее ориентироваться в окружающем мире.
Использованные материалы:
- https://clck.ru/NRatR
- https://clck.ru/NRay6
- https://clck.ru/NRawG
- http://semisvetic.blogspot.com/p/blog-page_63.html
- https://www.pinterest.ru/amp/pin/734227545481218483/
- https://ok.ru/logopeddoma/topic/64699036538327
- https://www.maam.ru/kartinki/iskustvo/cvet
- https://ok.ru/zaykinaskazka/topic/151499051694323
- https://ok.ru/zaykinaskazka/album/53472443891955/893594448115
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В мире цвета
Конспект дефектологического занятия в сенсорной комнате...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-330410-1383118003.jpg)
Конспект физкультурного занятия в старшей группе по типу круговой тренировки на тему «В мире цветов»
Сюжетное занятие по типу круговой тренировки«В мире цветов»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/21/picture-125329-1634832979.jpg)
Открытое интегрированное НОД для детей подготовительной группы по разделам программы «Изобразительное искусство» и «Мир природы»: «В мире цветов. Ромашка»
закрепить представления о способах распространения растений....
Конспект "В мире цветов.Ромашка"
Воспитывать экологическую культуру и интерес детей к объектам природы....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/05/picture-117129-1349437740.jpg)
Конспект непрерывной образовательной деятельности по окружаещему миру "Цветы на подоконнике"
предлагаю вашему вниманию конспект НОД по окружаещему миру на тему "Цветы на подоконнике"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/19/picture-350624-1647723498.jpg)
Данная картотека игр станет незаменимым помощником при знакомстве малыша с ярким миром цветов. Здесь представлены самые простые игры на изучение основных цветов.
картотека игр Данная картотека игр станет незаменимым помощником при знакомстве малыша с ярким миром цветов. Здесь представлены самые простые игры на изучение основных цветов, которые не только п...