Статья: "Знакомство детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования"
статья по рисованию

Варфоломеева Елена Викторовна

Значение знакомства детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования, обзор основных техник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_k_attestatsii.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 “Ум ребёнка – на кончике его пальцев”

                                                                                                   В.А. Сухомлинский

Знакомство детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования.

     Дошкольный возраст- это фундамент общего развития ребёнка, именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармоничного развития личности, это период, когда изобразительная деятельность может стать устойчивым увлечением всех детей. Общение с искусством доставляет огромное удовольствие дошкольникам. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашом, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и приёмов работы. Наблюдения за эффективностью рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у детей, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.

   Нетрадиционное рисование- это искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными техниками, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Нетрадиционное рисование доставляет детям массу положительных эмоций, показывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов. Во время рисования дети получают эстетическое удовольствие и истинное удовлетворение от художественной деятельности.

   Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь, и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.

   Занятия, основанные на использовании разнообразных нетрадиционных техник, способствуют развитию творческого воображения, художественного и пространственного мышления, творческого потенциала, чувства композиции, ритма, колорита, так же способствует развитию мелкой моторики. Происходит развитие познавательной деятельности и творческой активности. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Именно поэтому такие техники очень привлекательны для детей, они открывают большие возможности для выражения собственных фантазий, желаний, раскрывается творческая индивидуальность.

   Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии как детей общих развивающих групп, так и детей с ОВЗ. Ведь ценным является не конечный результат, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

   Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая творческая среда, которая должна стимулировать на активную деятельность. При организации предметно- пространственной развивающей среды нужно учитывать потребности детей. А потребность их состоит в том, чтобы они могли свободно, самостоятельно и доступно пользоваться традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами в группе, также необходимо учитывать индивидуальные особенности, уровень знаний, умений и навыков, возраст дошкольников и должны быть безопасны.

   Продумывая занятие, воспитатель подбирает тот материал или технику, в каких изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит и детям, и окружающим эстетическое удовольствие. Для наиболее эффективной организации детского изобразительного творчества педагог должен сам овладеть всеми техниками и технологиями, которые он предлагает детям, знать особенности материалов и их художественные возможности. Всё это невозможно без постоянного саморазвития педагога, взаимодействуя с детьми, воспитатель учит и учится сам.

   Повторение одной темы на нескольких занятиях даёт возможность ребёнку закрепить полученные умения, насладиться приобретённым опытом, по- разному пережить и прочувствовать художественный образ. Можно использовать смешение изобразительных техник или их альтернативное использование, когда ребёнок может сам выбрать материал и способ работы с ним. Такой подход соответствует ФГОС ДО, где один из основных принципов дошкольного образования- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, когда он  активен в выборе содержания своего образования, самостоятелен в выборе своей деятельности и материалов для работы. Взаимодействие с педагогом включает в себя игру, показ художественных приёмов, эвристическую беседу, создание и разрешение проблемной ситуации. Педагог развивает у детей способность к рефлексии, учит их объяснять свои действия, выражать мнение о своей работе и о работах сверстников, высказывать впечатления от процесса создания рисунков, выделяя, что было трудно, а что легко. Такое подведение итогов позволяет каждому ребёнку поделиться своими впечатлениями и избавляет педагога давать оценку работам детей, что помогает поддерживать доверительные отношения между детьми и педагогом.

   Темы для нетрадиционного рисования охватывают различные направления (явления природы, мир животных, художественная литература, формирование основ безопасности, знакомство с жанрами живописи, эмоции, знакомство с временами года, временами суток, знания о планете Земля и т. д.). Эти и другие направления познавательного развития могут быть успешно сформированы через изобразительную деятельность, как интеграцию познавательной, социально- коммуникативной и художественно- эстетической образовательных областей.

   Знакомство с нетрадиционными техниками рисования нужно начинать как можно раньше, многие дети в младшем дошкольном возрасте проходят процесс адаптации к детскому саду, поэтому данный вид рисования отвлечёт и заинтересует малыша на данном этапе. Рисование похоже на весёлую игру, что идеально для младшего дошкольного возраста. Обогащается эмоциональная сфера, малыши удивляются необычным материалам, способам работы с ними, получаемым на бумаге образам и от этого испытывают искреннюю радость от творчества, чувствуя себя раскрепощёнными, самостоятельными, значимыми. При рисовании ладошками или пальчиками очень хорошо развивается мелкая моторика. На создание картины в необычной технике требуется меньше времени, чем на традиционный рисунок, а это очень важно для воспитанников младшей группы, которым часто не хватает усидчивости и терпения. Смешивание цветов, нахождение новых оттенков формирует цветовосприятие и эстетический вкус. Для детей младшего дошкольного возраста подходят такие техники, как:

   Пуантализм - рисование ватными палочками, это очень простой метод, где кончик палочки просто окунается в краску (гуашь), а затем ребёнок оставляет отпечатки на основе.

   Рисование пальчиками предполагает два основных приёма: образование точечного следа на бумаге и проведение коротких или более длинных линий, конечно же маленькие детки приходят от этого в восторг.

   Одна из любимых детьми техник – рисование ладошками, это просто и весело. Таким необычным способом хорошо изображать определённые объекты (цветы, солнышко, дерево, рыбка, осьминожка и др.), что и определяет тему занятий. Нанесённый отпечаток нужно дополнить деталями, чтобы получился завершённый образ. Главное здесь – фантазия воспитателя.

   Рисование мыльными пузырями ещё одно весёлое и увлекательное рисование, это может быть фантазийная композиция из пятен или же определённый образ, дополненный недостающими деталями.

   Такой метод, как печатание позволяет составлять красивые орнаменты, выстраивая изображение из множества одинаковых элементов (бусы, гусеница). Суть метода очень проста – краска наносится на поверхность какого- либо предмета, а затем он прикладывается к основе, оставляя оттиск. Можно использовать готовые печатки, также можно изготовить штампы из овощей, листьев, перьев, пробок, идей масса, главное- проявить фантазию.

   Ещё один простой материал для нетрадиционного рисования – поролон. Им можно не только тонировать листы бумаги, но и создавать новый образ.

   Рисование свечой – загадочный метод, где воспитатель заранее рисует на бумаге различные образы ил узоры, а затем предлагает закрасить основу акварелью. В результате на листе появляется рисунок, что вызывает у малышей удивление.

   В старшем дошкольном возрасте возможности детей в нетрадиционном рисовании значительно расширяются и можно использовать следующие техники:

   Граттаж – буквальный перевод термина «царапанье», по сути – это вид гравюры, эта техника интересна всем детям, поскольку в выполнении очень проста. Сначала грунтуем лист воском (можно свечой), затем наносим слой туши (можно использовать чёрную или тёмную гуашь) и процарапываем рисунок острым предметом.

   Монотипия – вид печатной графики, заключающийся в нанесении краски на поверхность листа, затем сверху помещают лист бумаги и прижимают его к поверхности. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами.

   Рисование смятой бумагой, простой способ, где бумажный комочек- штампик ребёнок способен изготовить своими руками. Делать отпечатки смятой бумагой можно, как по белому, так и по цветному фону.

   Ниткография- вид искусства, где в качестве основных изобразительных средств используются линии, штрихи, т.е. получается «пишу ниткой» или «рисую нитью». На белом листе бумаги укладываем нитку с краской петлями и зигзагами, затем накрываем другим листом, плотно прижимаем и вытягиваем нить за оба конца.

   Печать листьями – простой способ получения изображения, ребёнок покрывает лист дерева красками разного цвета, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка.

   Следующий метод рисования, «тычком» не требует от детей умелого изображения тонких линий. Для рисования необходимы гуашь и жёсткая кисть. Кисточку следует держать вертикально по отношению к плоскости листа, чем меньше краски, тем «пушистее» точка. Гуашь – густая краска, поэтому требуется меньше времени для её высыхания, что позволяет накладывать друг на друга разные по цвету краски, создавать различные цветосочетания.

   Название следующей техники называется фроттаж, где лист бумаги располагается на плоском рельефном предмете, и затем, перемещая не заточенный карандаш по поверхности, вы получаете оттиск, имитирующий основную фактуру (можно использовать кружева, гофрированный картон, москитную сетку, обои, расчёски и т.д.). Для создания фроттажа можно использовать восковые мелки, поскольку они мягче и легче наносятся на лист. Для работ рекомендуется использовать писчую бумагу или бумагу для принтера.

   Тампонирование представляет собой отпечаток кусочком ткани, хлопчатобумажную ткань режем на небольшие квадратики, эти кусочки дети собирают в комочки и окунают их в жидкую краску, затем начинают делать на бумаге отпечатки.

      Папье - маше переводится с французского, как «жёваная бумага» или «рваная бумага». Существует два способа создания изделий: лепка из поддающейся формированию массы, состоящей из мягкой бумаги и клеящего вещества и наклеивание рваной бумаги слоями, этот вид ещё называют маширование. Процесс изготовления вещи может затянуться на несколько дней из-за долгой сушки материала. Для работы хорошо подходит газетная бумага. После сушки переходим к грунтовке изделия, а затем наносим цветную краску.

  Кляксография-техника рисования основанная на превращении капель краски на бумаге в художественные образы. Кляксографией называется рисование кляксами, пятнами, каплями, в которых необходимо разглядеть определённый образ, подключив фантазию. С помощью соломинки или трубочки для сока можно создавать причудливые «колючие» формы.

   Создание изображения в технике набрызга заключается в разбрызгивании краски на бумагу. Для этого можно использовать зубную щётку или жёсткую кисть. Кроме того, с помощью набрызга можно заполнить фон будущего рисунка.

   Техника рисования по сырому это один из многих способов использования акварели. Заключается он в том, что перед нанесением краски на лист его следует смочить небольшим количеством воды, в итоге можно получить размытый фон для будущего рисунка или самостоятельный рисунок.

   Шаблонография- это обведение готовых шаблонов различных геометрических форм.

   Витраж, ещё один способ рисования, где контур будущего рисунка делается клеем ПВА из флакона с дозированным носиком, предварительно рисунок можно нарисовать карандашом, затем границы контура должны высохнуть, после этого пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Детям очень нравится эта техника.

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности играет важную роль не только в художественно- эстетическом развитии, но и в общем психическом развитии ребёнка. Самоценным является не конечный продукт, а развитие личности, его творческого потенциала. Чем разнообразнее будут условия в которых протекает изобразительная деятельность, тем интенсивнее станут развиваться художественные способности.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье», в рамках городского конкурса «Воспитатель года – 2017»

Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»Подготовила вос...

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст

Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования. Рисование методом штампов.

Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции на 2024-2025 уч. г.«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возрастасредствами нетрадиционных техник рисования.Р...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования. Насыпная техника.

Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции на 2025-2026учебный год. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных...