Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в нетрадиционных техниках рисования.
статья по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Закарова Ангелина Ильдаровна

Изобразительное творчество - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.

Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительских действий. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_tehniki.odt45.56 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1. Способности к изобразительной деятельности        6

1.1. Постороение системы занятий изобразительной деятельностью        12

ГЛАВА 2. Возрастные особенности применения нетрадиционных техник рисования        15

2.1. Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей дошкольников        17

2.2. Варианты использования нетрадиционных техник в рисовании        20

2.3. Конспект НОД по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста        29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        33

Список литературы        35


  1. ВВЕДЕНИЕ

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Известно что, именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывается, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка.

В своих определениях Е.А. Флёрина говорила, что детское изобразительное творчество понимается как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства.

Н.А Ветлугина определила детское творчество как первоначальную ступень в развитии творческой деятельности. Практика показала, что творчество ребёнка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения. Мы убедились, что в своём художественном творчестве ребёнок открывает новое для себя, а для окружающих - новое о себе.

Л.С. Выготский писал: "Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению". Опираясь на это высказывание, отмечено, что изобразительная деятельность это самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью успешно развивает способности ребенка.

Т.С. Комарова исследовала компонент способности к изображению, как степень овладение графическими навыками и умениями, включающими и технику рисования. Ею определено содержание графических умений и навыков, выделена система этих навыков и умений, доступная детям дошкольного возраста вообще и детям разных возрастных групп в частности, разработана методика их формирования.

Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская.

Однако практический аспект реализации развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.

В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.

Опыт педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как, не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Отсутствие графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, приводят к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Приобщая детей к искусству, можно попробовать выбрать направление - использование в рисовании нетрадиционных техник.


  1. ГЛАВА 1. Способности к изобразительной деятельности

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели .

Попытка определить содержание способностей к изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В отличие от содержания способностей к другим видам деятельности, содержания, структура этих способностей в определенной степени раскрыты и представлены в психолого-педагогической литературе.

Изобразительное творчество - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.

Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительских действий. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.

В.И. Кириенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно:

·способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут наблюдаться. Например, увидев в окне только голову человека, мы не воспринимаем ее как отдельную от туловища(целостность восприятия);

·способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонтальных направлений;

·способность оценивать степень приближения данного цвета к белому;

·способность оценивать перспективные сокращения.

Однако выделенные способности позволяют сформировать только более или менее точное представление об изображаемом предмете и не дают возможности изобразить его. И тем более способности такого рода не позволяют создать выразительный творческий образ.

Б.С. Кузин выделяет только ведущие и спорные свойства способностей к изобразительному творчеству. При этом ведущими свойствами он считает не только творческое воображение, но и мышление, обеспечивающее отбор главного, существенного в явлениях действительности, обобщение художественного образа, зрительную память, эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, целенаправленность и волю, а опорными, также как и А.Г. Ковалев - природную чувствительность зрительного анализатора, позволяющую точно передавать форму, пропорции, светотеневые отношения и т.п., сенсорномоторные качества руки рисующего

Особого внимания заслуживают исследования этой проблемы Н.П. Сакулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом. Она соответственно выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности:

- способность к изображению

- способность к художественному выражению.

Способность к изображению, по мнению Н.П. Сакулиной, состоит из:

· восприятия и связанных с ним представлений.

Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: надо видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму - в то же время, расчлененно (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину) ;

· овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве).

· овладение техникой рисунка.

Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью. Однако, Н.П. Сакулина выделяет их в отдельную группу в силу их специфичности и подчиненности главным - графическим.

Способности к художественному выражению:

· эстетическое восприятие явлений реального мира , т.е. непросто сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него, способность видеть, чувствовать выразительность предмета. Именно это качество создает основу для выражения в графической форме того, что особенно поразило, удивило, обрадовало и т.п.;

· интеллектуальная активность. Проявляется это качество в переработке впечатлений, отборе того, что поразило сознание, чувства, в направленности ребенка на создание нового, оригинального художественно-выразительного образа.

Н.П. Сакулина выделяет и другие свойства специальных способностей к изотворчеству: активность воображения, образность мышления, чувств, восприятия.

Необходимое условие этой активности - наличие осознанной цели: стремление создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков. Очень важны для проявления способностей следующие компоненты: экспериментирование (поисковые действия), видение проблемы (образа) в новых связях, отношениях (ассоциативное мышление, воображение), актуализация неосознанного опыта.

В исследованиях Т.С. Комаровой по проблеме сенсорного воспитания дошкольников были изучены взаимосвязи сенсорного воспитания и обучения детей изобразительной деятельности, представлено содержание, доказана возможность развития ряда их сенсорных способностей. По существу, разработана структура сенсорных способностей, проявляющихся и формирующихся в изотворчестве в условиях развивающего обучения детей:

· способность целенаправленного аналитико-синтетического восприятия изображаемого предмета.

· способность формирования обобщенного представления, отражающего признаки и свойства многих предметов, которые могут быть переданы в изображении.

· способность создания изображения предмета на основе имеющегося представления согласно материалу ,технике и изобразительным возможностям данного вида деятельности.

· способность совершать комплекс движений под контролем зрения.

· способность восприятия, создаваемого и законченного изображения и сенсорной оценки его согласно имеющему представлению.

· способность создания изображения на основе оперирования представлениями, т.е. привлечение накопленного ранее сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения.

Хотя эти способности обозначены автором «сенсорными», анализ из содержания показывает, что доминирующая способность восприятия сочетается со способностью мышления, памяти, представлений, воображения. Следовательно, в реальной деятельности все способности находятся в сложном системном сочетании, которое определяется целями и задачами изобразительной деятельности

Позднее Т.С. Комарова отметила ручную умелость как своеобразную сложную сенсомоторную способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте. В структуре этой способности выделяются три компонента:

· техника рисования (способы правильного держания карандаша, кисти и овладение рациональными приемами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна);

· формообразующие движения (движения, направленные на передачу формы предмета);

· регуляция рисовальных движений по ряду качеств (темп, ритм, амплитуда, сила нажима.): плавность движений, непрерывность, удержание направления движений по прямой, дуге, окружности, умение изменять направление движения под углом, переход от одного движения к другому, умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине изображений или их частей по величине.

Разработав детальную методику формирования у детей этих сложных способностей, Т.С. Комарова рассматривает их как средства, овладев которыми ребенок сможет выразительно и без особых затруднений создать любое изображение, выразить любой замысел

В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изо навыками, умениями, учится осознанно их использовать.
. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию..
Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.
Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.
Учитывая важность существующей проблемы в развитии творчества в дошкольном возрасте  мы ставим  перед собой цель работы, которая будет заключаться в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования


  1. 1.1. Постороение системы занятий изобразительной деятельностью

Для построения системы занятий изобразительной деятельностью выдвинули ряд задач:

1. Провести анализ рисунков детей дошкольного возраста.

2. Организовать предметно-развивающую среду, для развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

3. Развивать художественные способности посредством сенсомоторной деятельности.

4. Разработать перспективное тематическое планирование по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

5. Апробирование нетрадиционных техник рисования на занятиях для развития художественных способностей дошкольников.

Работа по реализации этой программы строится поэтапно.

Первоначальный этап - подбор необходимой методической литературы, тематического перспективного плана работы на год, конспектов занятий, оформление наглядных пособий, организацию предметно-развивающей среды.

На втором этапе - введение в воспитательно-образовательную работу с детьми новых форм и методов в художественно-продуктивную деятельность.

Третий этап - анализа результатов, подведение итогов.

Работу стоит строить на следующих принципах:

* От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

* Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

* Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

* Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

* Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

* Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

* Принцип доступности материала.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами являются:

* игра, которая является основным видом деятельности детей;

* сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие;

* просьба о помощи, ведь дети никогда не откажут помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;

* музыкальное сопровождение и т.п.

* кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы изображения.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.

Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"


  1. ГЛАВА 2. Возрастные особенности применения нетрадиционных техник рисования

Возраст

Нетрадиционные техники

Младший возраст

рисование пальчиками;рисование ладошками;рисование тычками из поролона;ватными палочками;печатание листьями;оттиск печатками из картофеля

Средний возраст

рисование пальчиками;рисование ладошками;рисование тычками из поролона;ватными палочками;печатание листьями;рисование свечой;тычок жесткой полусухой кистью.;печать поролоном;печать пробками;восковые мелки + акварель;свеча + акварель;отпечатки листьев;рисование ватными палочками;волшебные веревочки.

Старший возраст

кляксография с трубочкой;монотипия;набрызг;восковые мелки + акварель;оттиск смятой бумагой;рисование поролоном;гравюра;оттиск пробкой, поролоном, пенопластом;рисование песком;рисование мыльными пузырями;рисование мятой бумагой;кляксография с трубочкой.

Подготов. группа

кляксография с трубочкой;монотипия;набрызг;восковые мелки + акварель;оттиск смятой бумагой;рисование поролоном;гравюра; оттиск пробкой, поролоном, пенопластом;тиснение;тычок жесткой полусухой кистью;рисование по сырому;черно-белый граттаж.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Для того чтобы заинтересовать родителей своей работой, в группе необходимо регулярно организовывать выставки детских работ. Проводить консультации, на которых можно показывать родителям, как рисовать нетрадиционными техниками.

В структуру построения проекта программы необходимо включать: по порядку название занятия НОД, форма занятия, различные нетрадиционные техники рисования, предполагаемый результат работы.

Результат построения планирования показывает, что все используемые нетрадиционные методы рисования хорошо воспринимаются детьми. Их можно активно сочетать в работе.

Анализируя труды, направленные на развитие творческих способностей дошкольников в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что в процессе творчества дети учатся воплощать свои замыслы, свободно выражать свои мысли, стали проявлять инициативу. Рисунки детей становятся интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств.


  1. 2.1. Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей дошкольников

Формирование ребенка следует рассматривать не как простой количественный процесс роста, а как качественные изменения его физических и психических особенностей под влиянием воздействия окружающего мира, в первую очередь воспитания и обучения.

Творческие способности оказывают прямое воздействие на творчество ребёнка, то есть чем выше уровень способностей, тем больше перспектив открывается перед дошкольником в его творчестве.

Овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость. Они с удовольствием рисуют разные узоры, не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.

Психологи и педагоги – считают, что детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей «вне времени и пространства». Как правило, дети рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. По мнению ученых, ребенку рисовать так же необходимо, как и разговаривать. Ведь не случайно Л.С. Выготский называл рисование «графической речью».

Дети с раннего детства любят рисовать. Этот вид деятельности их увлекает и радует. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения он приближает к игре. Созданный образ, в частности, рисунок, может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.

Особенно важно понимать связь рисования с мышлением ребенка. При рисовании в работу включаются зрительные, двигательные, мускульноосязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Исследователи акцентируют внимание на том факте, что рисование должно приносить детям только положительные эмоции. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к художественному творчеству. Не надо давать еще в неумелую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут у ребенка разочарование, и даже раздражение. Нужно заботится о том, чтобы деятельность ребенка была успешной - это будет подкреплять его собственные силы.

Практики подчеркивают, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.


  1. 2.2. Варианты использования нетрадиционных техник в рисовании

- Тычок жесткой полусухой кистью.

Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

- Монотипия предметная.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

- Монотипия пейзажная.

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

-Акварельные мелки.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

-Отпечатки листьев.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

-Набрызг.

Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

-Кляксография с ниточкой.

Возраст: от пяти лет, Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

-Кляксография с трубочкой.

Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

-Кляксография обычная.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

- Тычкование.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2x2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.

-Печать по трафарету.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

-Свеча + акварель Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

-Восковые мелки + акварель.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

- Оттиск смятой бумагой.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

- Оттиск печатками из ластика.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет,

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

-Оттиск пенопластом.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

- Оттиск поролоном.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

-Оттиск печатками из картофеля.

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

-Оттиск пробкой.

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

- Рисование ладошкой.

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

- Рисование пальчиками.

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Многие виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге). Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности быстроты движений, терпения, усидчивости, развивается творчество, мышление, воображение,память. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. А по эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребёнка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что огорчает. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец.

Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.


  1. 2.3. Конспект НОД по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Путешествие в волшебную страну красок».

Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – Кляксографией.

Задачи:

1. Учить детей рисовать с использованием трубочки.

2. Учить детей действовать согласованно.

3. Развивать интерес к изобразительной деятельности, развивать творческую индивидуальность, воображение. Воспитывать доброжелательность, стремление помочь.

Материал: плоскостная игрушка «Клякса», игрушка Ежика, мячики -ежики, кубики, голубая ткань, листы бумаги, трубочки, гуашь, демонстрационный материал- краски, кукла.

В: Дети,к нам в группу пришло письмо от куклы Кати: «Ребята, помогите найти мне свои краски. Они потерялись в волшебной стране красок.»

Ребята, поможем Кате найти её краски?

Д: Да.

В: Для того, чтобы нам найти краски необходимо отправиться в волшебную страну красок. На чём мы туда отправимся?

Д: Машина, самолёт, поезд.

В: А вот и наша волшебная машина. Поедем?

Д: Да

В: Садитесь, ребята, на свои места и мы поедем в страну красок. (звучит музыка). Вот мы и приехали в волшебную страну. Ой ребята, а кто это?(появляется клякса)

К: «Я чёрная как вакса, зовусь я чудо-клякса! Что здесь происходит? Что вы делаете в волшебной стране? И почему без меня? Я здесь самая главная!»

В: Клякса, помоги нам пожалуйста найти краски у куклы Кати.

К: Хорошо, я вам помогу, но это будет не так-то просто. Для того, чтобы найти краски, нам нужно перейти речку. А чтобы перейти речку, необходимо построить мост через неё.

В: Ребята, построим мост через речку?

Д: Да.

В: Посмотрите возле речки лежат различные кубики. Чтобы построить мост нам необходимы кубики только прямоугольной формы. Давайте начнём. (дети строят мост и переходят через речку).

(появляется ёжик, плачет)

В: Ёжик, а что ты плачешь?

Ё: Ребята, мне очень скучно, мне не с кем поиграть.

В: Ребята, давайте поиграем с ёжиком?

(гимнастика с мячами-ёжиками)

Гимнастика с мячом «Ежик»

Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик)

И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)

Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)

Помассируем бока. (катаем между ладошек)

«Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)

Поиграть я с ним хочу. (подкидываем мяч)

Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)

Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)

А теперь мы проверим, проснулись ли наши глазки.

Ё: Ребята, спасибо что вы со мной поиграли. Мне так весело.

В: Ёжик, нам пора идти дальше, ведь мы ищем краски, которые потеряла кукла Катя.

К: Ребята, мы с вами находимся в волшебной стране и тоже можем быть волшебниками. Вы хотите быть волшебниками?

Д: Да.

В: Давайте с помощью наших волшебных трубочек наколдуем дерево. (садятся за столы, перед детьми лист бумаги и трубочки, гуашь).

Мы, ребята, с вами наколдовали много деревьев. Давайте их подарим жителям волшебной страны. Ребята, нам пора отправляться дальше. Пойдёмте за кляксой.

К: Вот ребята мы с вами и добрались до полянки. Посмотрите, кто это там выглядывает из-за ромашек.

В: Ребята, так это же наши краски. Давайте их соберём и отвезём кукле Кате. (Собирают краски в корзиночку).

Ребята, нам пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с кляксой, которая нам помогла и скажем ей спасибо. (Дети идут через речку и возвращаются в машину, звучит музыка, дети выходят из машины, появляется кукла Катя).

В: Кукла Катя, мы нашли твои краски, возьми их пожалуйста и больше не теряй.

К: Спасибо вам, ребята, вы мне очень помогли. А мне пора возвращаться домой, меня там очень ждут. (кукла уходит).

В: Ребята, мы сегодня с вами такие молодцы. Где мы с вами были?

Д: В волшебной стране сказок.

В: Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Д: Да.

В: Ребята, а кого мы с вами встретили в волшебной стране?

Д: Клякса, ёжик.

В: Ребята, мы с вами справились со всеми заданиями, теперь можно и отдохнуть. Давайте попрощаемся с нашими гостями.


  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста при организации непосредственно образовательной деятельности в форме занятия по нетрадиционным методам рисования, можно отметить, что у детей повышается не только уровень художественных способностей, но и становится очевиден личностный рост детей, что подтверждают позитивные результаты:

- дети приобретают ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, становятся раскрепощеннее, инициативнее, учатся более свободно выражать свои мысли.

- дети учатся помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придает уверенности даже самым "зажатым" детям.

- дошкольники могут использовать элементы декора в своих рисунках, как на занятии, так и в свободной деятельности, придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции;

- дети уходят от стереотипных образов, их работы становятся ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполняются через призму своего индивидуального видения;

- дошкольники привыкают к терминам и понятиям, учатся понимать их смысл.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник показывает что у детей:

Развивается пространственное мышление;

• Дети учатся свободно выражать свой замысел;

• Появляется интерес к творческим поискам и решениям;

• Дети учатся работать с разнообразным материалом;

Развивается мелкая моторика рук;

Развиваются творческие способности, воображение и полёт фантазии.

• Во время работы дети получают удовольствие.

Просмотрев рисунки дошкольников сделала выводы – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Существует много техник нетрадиционного рисования, они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Как говорил В. А.Сухомлинский:

“Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”


  1. Список литературы

 1. Артемьева Т.И. Проблема способностей: личностный аспект./ Психологический журнал. - 1984.- №3. - с. 46-48.

2. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание.- М., 1925.

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.

4. Борисова Е. Развитие творческих способностей старших дошкольников в рисовании. \\ Дошкольное воспитание. 2002.

5. Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Владос, 2002.

6. Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.

7. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.

8. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 1999.

9. Даринская В.М. Влияние личностных оценок и эмоционального состояния ребенка на раскрытие его творческого потенциала и развитие способностей. // Семейная психология и семейная терапия. - 2001.- № 1.

10. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности.// Ребенок в детском саду. - 2005. - № 1.

11. Игнатьев Е.И. Формирование способностей к рисованию.// Способности ваших детей./ Сост. Н.П. Линькова и Е.А. Шумилин. - М.: Просвещение, 1969.

12. Казакова Т.Г. Изодеятельность дошкольников. - М.: Педагогика, 1990.

13. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1995.

14. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005.

15. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. - М.: Владос, 2001.

16. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М., 1959.

17. Комарова Т.С. Детское изотворчество: что под этим следует понимать?// дошкольное воспитание. - 2005, № 2.

18. Комарова Т.С. Изодеятельность в детском саду: обучение и творчество. - М.: Педагогика, 1990.

19. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М., 2005.

20. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.

21. Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, №9.

22. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – М., 1998.

23. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. – М., 1998.

24. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М., 2006.

25. Комарова Т.С. Детское художественное творчество.- М., 2005.

26. Костерин Н. учебное рисование. – М., 1980.

27. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников.- Киев, 1986.

28. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987.

29. Маркова Е. Помогите детям увидеть мир многоцветным.// Игры и упражнения для развития координации и точности движений и отработки правильного нажима.//Дошкольное воспитание. - 1996.- № 2.

30. Мелик – Пашаев А., Новлянская З. Ступени творчества. – М., 1987.

31. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.

32. Пластические искусства: краткий терминологический словарь. – М., 1995.

33. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. В.И. Васильевой. – М.: Академия, 2005.

34. Столяр А. Происхождение изобразительного искусства. – М., 1985.

35. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. - М., 2005.

36. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов.- Обнинск: Титул, 1996.

37. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студентов пед. ВУЗов. - М.: Академия, 1999.

38. Теплов Б.М. Способности и одаренность. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии.- 1991. -№ 1(5).

39. Теория и методика изодеятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 1977.

40. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.

41. Мосин И.Г. Рисование: Учеб. пособие для педагогов, воспитателей и родителей. – Екатеринбург: У-Фактория, 1996.

42. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: Изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

43. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1974.

44. Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: ВЛАДОС, 2001.

45. Шорыгина. Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. – М.: Книголюб, 2003.

  46. Альтшуллер, Г. С. Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

«В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»....

Статья на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в нетрадиционных техниках рисования».

Надо ли знакомить маленьких детей с основными видами и жанрами, различными техниками и материалами, которые используют живописцы, графики, скульпторы, дизайнеры? С этими вопросами сталкивается каждый ...

Программа «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»

Программа по изобразительной деятельности расчитана на детей средних, старших и подготовительных групп.Нетрадиционные техники рисования, которые предложены детям для освоения подобраны по принципу: от...

Творческая презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон...

Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье», в рамках городского конкурса «Воспитатель года – 2017»

Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»Подготовила вос...