Мастер класс для педагогов ДОУ "Декоративное рисование"
материал по рисованию

Трескина Ольга Николаевна

Цель: распространить опыт и методику по технике рисования элементов дымковской и гжельской росписи.

Скачать:


Предварительный просмотр:


1 слайд  «Декоративное рисование»

(2 слайд) Цель: распространить опыт и методику по технике рисования элементов дымковской и гжельской росписи.

Задачи:
-Развивать умения педагогов импровизировать с элементами дымковской и гжельской росписи.
-Способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов.

Оборудование:
-
кисти разного диаметра и назначения (широкая, средняя, и тонкая заостренная), синяя, белая гуашь, палитра, стаканчики с водой, доска для показа образца рисования, образцы рисунков, бумажные шаблоны посуды.,
- шаблоны квадратных салфеток, гуашь: желтая, красная, зеленая.

      Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего мастер класса
«Декоративное рисование» 

      Проанализировав планы по изобразительному искусству я сделала вывод, что слишком мало уделяется вниманию декоративно - прикладному искусству. (Слайд3)Специфика занятий декоративным рисованием позволяет эффективно развить у дошкольников творческую фантазию, хороший эстетический вкус. Технические приемы декоративного рисования помогают в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики руки . Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование травки, точек, коротких штрихов учит ограничивать движения, что необходимо при написании букв, слов, строки.

        (Слайд4) Так как мало занятии отводиться декоративному рисованию, и у детей нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством - подержать в руках подлинные изделия мастеров декоративного искусства и увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек.  Это значительно обедняет детское восприятие и впечатление дошкольников, и неизбежно отражается в дальнейшем на развитии эстетического восприятия окружающей действительности. И эта задача, стоящая перед педагогическим сообществом, сегодня тем более актуальна.
      (Слайд 5 определение Декоративное рисование) Занятия по  декоративно - прикладному рисованию призвано знакомить детей с определёнными видами декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками - материалом, из которого изготовлено изделие, особенностями росписи, историей промысла, а также формировать у детей умение создавать выразительные узоры на бумаге, воспитывать при этом чувство формы, ритма.

                                                                         


     
Декоративная роспись, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью и простой композицией.
(Слайд 6 )Перед педагогом, обучающим детей декоративному рисованию, стоят следующие задачи:

     Обучая детей декоративному рисованию, педагог должен развивать у них умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы.

 (Слайд 7). Знакомя детей, с декоративным рисованием, мы должны научиться их ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.

Коллеги,  какие виды декоративной росписи выделяют в детском саду?

Выделяют следующие виды декоративной росписи: (СЛАЙД 8)

Младшая группа

-(Слайд 9)Первоначальные изобразительные навыки дети приобретают в  второй младшей группе, причем некоторые задания во второй младшей группе носят декоративный характер (например, украсить края платочка полосками, кругами). Но основная цель такого занятия - не создание узора, а закрепление умений проводить прямые и волнистые  линии в разных направлениях, и правильно рисовать круги.

       (Слайд10) Проанализировав перспективный план  по изобразительной  деятельности в младшей группе, можно сказать, что много внимания уделяется рисование кругам, и линиям. Если мы в младшей группе не научим  детей как правильно рисовать круги и правильно проводить линии то к подготовительной группе у детей не будут сформированы данные навыки для рисования более сложных элементов.

       Коллеги так как вы просмотрели предыдущие мастер классы напомните пожалуйста как правильно мы учим детей держать кисть, и как пользоваться краской?  Держать кисть нужно также между тремя пальцами, сильно не сгибая их, не сдавливая палочку кисточки, держать за железным наконечником или чуть выше его. Обмакивать кисть в краску надо всем ворсом, затем снимать о край баночки лишнюю        каплю; перед тем как взять другую краску, кисть промыть в воде и промокнуть о тряпочку.  

    (Слайд 11)  Все образы, с которыми связываются линии, круги, точки, должны быть ранее восприняты, и не только зрительно, но и в активной деятельности: «По дорожкам бегали», «Клубочки ниток наматывали и катали»

Например, при рисовании прямых горизонтальных линий-дорожек, лесенки, дети вместе с воспитателем показывают в воздухе всей рукой направление линии: «Вот какая длинная дорожка!» «Вот какая лесенка» После этого на бумаге дети показывают, какая дорожка, лесенка. И рисуют ее карандашом или красками и проговаривают вот «Вот какая длинная ленточка».

Коллеги прошу вас напомнить правила рисования кистью?(ответы педагогов)
  (слайд12) 1.При рисовании различных линий, кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.

2.При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.
3.Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти.

4. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда-обратно, как карандашом).
5.Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.
6.Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.

        (Слайд 13) Проведение округлых линии вначале младшей группы детям дается с трудом. Для того, чтобы освоение округлых форм было более доступно детям, мы с вами должны предусматривает связь различных видов изобразительной деятельности (на аппликации – раскладывание и наклеивание кругов, на лепке – лепка шариков, баранок) Чтобы ребенок правильно рисовал круги и овалы нужно рассматривать с ребятами воздушные шары овальной формы.  Так же предложить детям обрисовать эту форму в воздухе движением рук.   Показать прием рисования овала карандашами, сопровождая словами направление движения: «Кругленько, длинненько, опять кругленько и снова длинненько».

                                         Средняя группа
         (Слайд14 )  Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет.  : В средней группе воспитатель ставит и реализует следующие задачи обучения декоративному рисованию.

     (Слайд 15)  В среднем возрасте дети только начинают овладевать приемами построения узора на бумаге основных форм: полосе, квадрате, круге. Узоры на этих формах можно рисовать из элементов дымковской росписи. Основными элементами в средней группе являются: Мазки, точки, круги, кольца. полоски, прямые и волнистые линии.    

        (Слайд 16) Поскольку данный вид рисования в отличие от предметного, сюжетного не несет конкретного образного содержания, то очень важно, чтобы дети сразу поняли смысл такой деятельности. Поэтому в повседневной жизни надо обращать внимание ребят на вещи, украшенные узором, и отмечать их красоту. Это могут быть и красивые вязаные варежки, шапочки, узор на платье, скатерти, салфетке и т.п. Обращая внимание на узор, применяя соответствующий термин, воспитатель таким образом ненавязчиво объясняет детям смысл, суть такого явления. Поэтому, когда им будет предложено украсить салфетку (силуэтная форма из бумаги), шарфик, поднос и т.п., дети легко поймут и примут задачу, поставленную педагогом.

          При предварительном обследовании до занятия на них можно показать композиции узоров, близкие к тем, что будут осваивать дети. На полосе (дорожке) обращается внимание на ритмичное повторение одного элемента, на чередование при этом цветовых пятен, на квадрате - ритмичное расположение элементов: на всей плоскости; по углам и в центре; по углам, в центре и по сторонам. Тот же подход при освоении композиции на круге. Подносы, тарелки, салфетки, ковры круглой формы помогают ребятам почувствовать красоту узора, соответствие узора форме.
     (слайд 17)Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение,

         (Слайд18)Мазок - самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки.
        ( Слайд 19)Чередование - более сложный композиционный прием, так как основан на сочетании нескольких форм. Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету. Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования которых они знакомились еще в младшей группе.

       Для облегчения работы выполнения точки используют «тычек» ватная палочка ,использование ватной во много раз ускоряют создание узора, но и улучшают его качество.   Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других формах - квадрате, круге.

       (Слайд 20) Просмотрев календарно-тематический план работы по рисованию, я выделила несколько тем которые относятся к декоративному-рисованию:

      Остановимся подробнее на  теме «Салфетки с узором для трех медведей» на данном занятии основными задачами являются: учить детей создавать узоры-украшать салфетки разного размера орнаментом из чередующихся элементов в разных сочетаниях цветах и формы(точки, круги, пятна,  прямые, волнистые линии. Пояснить зависимость орнамента от формы салфетки. Развивать чувство цвета, ритма, и пропорции.

        (Слайд 21)Прежде чем начать расписывать салфетки, с детьми проводиться предварительная работа рассматривание  декоративных салфеток, дидактические игры        «Собери        узор».
        (Слайд 22)Главное обратить внимание детей  на особенности построения орнамента. Показать где центр салфетки и края салфетки. Пояснить что на квадратной салфетке – может быть ритмичное расположение элементов: на всей плоскости; по углам и в центре; по углам, в центре и по сторонам.Пояснить что бывают узоры, которые состоят из одинаковых элементов — ягодок, листиков, завитков, снежинок и т. д. Встречаются узоры, которые создаются путем чередования элементов: ягодка — листок, ягодка — листок и опять ягодка — листок.

Чередоваться могут формы (круг, линия, круг), цвет элементов (круг красный, линия зеленая ,круг красный) или их размер (большой — маленький). Так же прежде чем приступить к расписыванию салфетки, нужно повторить элементы декора (точка, мазок , прямая-волнистая линия, круг, полоски.
          Сейчас я вам предлагаю расписать салфетку не забывая о том, что у салфетки есть края и середина. Узоры могут повторяться или быть одинаковыми.

1.В середине нашей салфетки нарисуем маленький круг, желтого цвета

2. Теперь мы набираем красную краску и примакиванием вокруг нашего желтого круга делаем вот такие красные листики. (Показать на образце)

3. Теперь используя ватную палочку по краям салфетки ставим точки

4.А теперь, чтобы закончить наш красивый узор можно поставить одну точку в середине желтого круга.

                                                               Старшая группа

(Слайд 25) Детям пятого года жизни можно поставить более сложные задачи декоративного рисования, так как уровень развития эстетических чувств в этом возрасте гораздо выше.

       (Слайд26) В старшей группе так же продолжают закреплять навыки рисования дымковских элементов, и появляется задача обучения новым элементам  городецкой росписи(волнистая линия, дуги, точки, цветы, листья, ягоды). 

(Слайд 27)Кроме квадрата и круга, детям даются овал, треугольник, розета и шестиугольник - формы, более сложные для построения узора

      ( Слайд 28)В старшей группе в качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету.

       Просмотрев перспективный  план работы по изобразительной деятельности  в старшей группе детей во втором квартале  учат составлять узоры на силуэтах Лошадей,        Дымковских        водоносках.
        (Слайд 29)Сложность нанесения такого рисунка в том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично, Узор дымковской игрушки прост и ритмичен - сочетание прямых и волнообразных линий разной толщины и точек, кругов, колец. По цвету эти орнаменты дают простейшие контрастные сочетания белого фона с несколькими яркими основными цветами.

     
                                                  Подготовительная группа

      (Слайд 30) Задачи обучения детей седьмого года жизни декоративному рисованию следующие:

        (Слайд31) Проанализировав перспективный план по изобразительной деятельности в подготовительной группе: дети закрепляют элементы: дымки, хохломы, городецкой росписи.  Так же появляется  новая задача обучения- учить детей рисовать узоры по мотивам  гжели, составлять из индивидуальных работ коллективную композицию. Чтобы ребенок овладел достаточными навыками рисования гжели  нужна системная работа, но на системную работу отведено недостаточно        времени.
       (Слайд 32)Основными средствами ознакомления детей с образцами народного декоративно-прикладного искусства, могут считаться следующие приемы:

       (Слайд 33)Основными элементами гжельской росписи являются:  свободный мазок, переходный мазок, точка, штриховка, усики завитки,бутоны, листья, трилистиники, ягодки, итальянская веточка, бордюры.

          (Слайд 34)Особенностью гжельской росписи является использование трёх основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок
          (Слайд 35)Обучение правилам создания узора целесообразно начать с построения простейших композиций на полосе. Ограниченное пространство позволяет усвоить один из главных способов создания выразительности в орнаментальной деятельности - ритмичность и чередование. Затем возможна такая последовательность: составление узора в круге, квадрате, прямоугольнике и треугольнике, украшение различных форм, передающих образы одежды, обуви, посуды, игрушек, и наконец, по возможности

И сейчас я вам предлагаю рассмотреть  и закрепить  навык рисования основных элементов гжельской росписи.
                                                                 Показ техники.
1.
Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки.
(Слайд 36)2. Бордюры. Бордюр наносится в основном на край изделия. Виды бордюр: дугообразный, спиралеобразный, волнистый, односторонний, разносторонний.

(Слайд37)3. Кроме этого, в гжельской росписи используется прием сплошного мазка, который называют «капелькой». Этот сплошной мазок создается определенным ритмическим движением кисти. Краску набирают равномерно, ставят кисть на кончик и, легко нажимая, чуть протягивают и быстро отрывают кисть от бумаги. С помощью него выполняются листочки, веточки, лепестки многих цветов

(Слайд38)4.«Мазок с тенью» это самый трудный элемент в гжельской росписи. На кисть сразу набираются оба цвета, или один, но со стягиванием по ворсу, и элементы выполняются неотрывно данной кистью, при этом насыщенность цвета на поверхности постепенно угасает. Затем вновь краска набирается, и опять по мере выведения элементов краски тускнеют, становясь мягче.С помощью этого мазка учим детей рисовать гжельскую розу. Роспись самого цветка необходимо начинать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа.

         (Слайд 39)А сейчас я вам предлагаю нарисовать один из простых цветов «Гжельская роза», в котором использованы разные элементы гжельской росписи.

       И один важный момент в гжельской росписи - здесь нужно свободно владеть кистью, работать без заранее нанесенных контуров росписи, не бояться варьировать роспись. Для работы нам понадобится синяя и белая краска, голубую мы получим при смешивании этих цветов, кисти широкая, для рисования мазков с тенью и тонкая кисть, для рисования линий, точек, капелек. На столах лежат шаблоны посуды, на которых мы и будем рисовать цветок. Приступаем к работе! (Педагоги рисуют цветок на шаблонах посуды) Ну, вот мы и закончили наш мастер-класс, давайте посмотрим на работы, оценим их, что получилось лучше, что хуже, какие элементы давались труднее?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Декоративное рисование» Воспитатель МБДОУ «Детский сад№1 «Рябинка» Трескина Ольга Николаевна г.Нефтеюганск , 2020 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА "ДЕТСКИЙ САД №1 "РЯБИНКА"

Слайд 2

Цель : распространить опыт и методику по технике рисования элементов дымковской и гжельской росписи. Задачи: -Развивать умения педагогов импровизировать с элементами дымковской и гжельской росписи. -Способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов.

Слайд 5

Декоративное рисование - это рисование разных орнаментальных и сюжетных композиций с помощью красок, карандашей на листе бумаги, на объемных изделиях из глины, папье-маше, сконструированных из бумаги.

Слайд 6

Задачи: - Развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах; -Развивать чувство цвета; -Развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве; -Совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.

Слайд 7

Ритм - это чередование элементов в изображении. Симметрия – одно из наиболее ярких средств в достижении единства и художественной выразительности произведения, в организации устойчивости и стабильности композиции. Зеркальная симметрия , основывается на равенстве двух частей, расположенных одна относительно другой как отражение в зеркале . Точечная (центровая) симметрия – обусловлена вращением элемента относительно центра симметрии.

Слайд 8

Дымковская роспись Филимоновская роспись Городецкая роспись Хохломская роспись Гжельская роспись

Слайд 9

Младшая группа

Слайд 10

Фото где дети расписывают

Слайд 12

Правила рисования кистью 1.При рисовании различных линий, кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии. 2.При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге. 3.Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти. 4. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда-обратно, как карандашом). 5. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз. 6.Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.

Слайд 14

Поддерживать интерес к народному и декоративному искусству(дымковская, филимоновская игрушка, семеновская матрешка ) -развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге; -Развивать чувство цвета - умение красиво сочетать контрастные цвета; -Развивать умения в рисовании различных крупных и мелких форм - простых элементов узора; -Развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).

Слайд 15

Основные элементы рисования

Слайд 18

Мазок -декоративный элемент

Слайд 19

Чередование- композиционный прием основанный на сочетании нескольких форм

Слайд 20

Перспективное планирование по рисованию -«Салфетки с узором для трех медведей» -Декоративное рисование по мотивам кружевоплетения «Морозные узоры»

Слайд 21

Дидактические игра «Собери узор»

Слайд 25

Задачи: - Поддерживать интерес к народному и декоративному искусству(дымковская, филимоновская игрушка) - Знакомство детей с рисование узоров из растительных элементов( травка,кудри,ягоды,цветы ) по мотивам хохломской росписи. - Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками(легко уверенно пользоваться кистью-умело проводить линии в разных направлениях, создавать элементы узора всем ворсом кисти или концом - Симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета; - Использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы; - Находить красивые сочетания красок в зависимости от фона; - Умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ее в разных направлениях).

Слайд 30

Задачи -Развивать чувство композиции: учить составлять узоры на плоских и объемных формах в зависимости от их особенностей и назначения предмета; - Развивать чувство цвета: учить использовать разнообразные цвета с их оттенками в различных сочетаниях; -Учить видеть особенности разных видов народной декоративной росписи: гжель, хохлома, дымка, городец использовать в рисунках отдельные элементы народных орнаментов; -Совершенствовать технические навыки рисования красками и карандашами.

Слайд 32

Основные приемы ознакомления детей с образцами народного декоративно-прикладного искусства, являются: Тематические беседы; Чтение художественной литературы; Рассматривание наглядных образцов; Дидактические игры; Индивидуальная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов-психологов "Рисование песком"

1.Расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования.2.Преодолеть негативные эмоциональные состояния дошкольников.3.Развивать речь и мелкую моторику рук детей....

Мастер-класс для педагогов: "Интуитивное рисование"

Мастер-класс для педагогов: "Интуитивное рисование"...

Презентация мастера класса для педагогов «Нетрадиционного рисования «Пластилинография »

Я леплю из пластилинаДомик, на крыльце - кота.Получается картина -Ах, какая красота!Целый день прошел, и ладно,Очень я люблю лепить!Только вот одно досадно:Руки долго нужно мыть!...

Мастер - класс для педагогов ДОУ "Рисование нетрадиционными техниками"

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Рисование нетрадиционными техниками» с практическим занятием по образовательной области  "Художественно-эстетическое развитие...

Мастер – класс для педагогов по рисованию в технике «Граттаж»

Замечательная, необычная техника "Граттаж " будет интересна как детям любого возраста, так и взрослым. Разница состоит в том, что для детей младшего возраста основу для рисования выполняет в...