Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Палитра»
методическая разработка по рисованию (старшая группа)
Дополнительная общеразвивающая образовательная модульная программа «Палитра» художественно - эстетической направленности дает возможность каждому ребенку получать дополнительное образование, исходя из его интересов, склонностей и способностей.
Программа «Палитра» рассчитана на дошкольников 6-7 лет, направлена на их творческое, эстетическое, духовно - нравственное развитие, приобретение ими опыта по созданию изделий декоративно - прикладного творчества, самостоятельной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_palitra.docx | 52.4 КБ |
Предварительный просмотр:
-Отдел по образованию и опеке администрации
Семилукского муниципального района
Воронежской области
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Губаревская Средняя Общеобразовательная Школа
Принято педагогическим советом Протокол № от « » 2021 г. | Утверждаю. Директор МКОУ Губаревская СОШ ________Ю. А. Бирюков Приказ № от « » 2021 г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа художественной направленности
«Палитра»
на 2021-2022 учебный год
Срок реализации -1 год (72 ч.)
Возраст воспитанников: 6-7 лет
Автор: Соколова Ольга Ивановна
воспитатель
Губарево 2021 г.
Содержание:
Раздел 1. Пояснительная записка…………………………………………….3
1.1.Направленность общеразвивающей программы………………………...3
1.2.Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность…………….3
1.3. Отличительные особенности программы……………………………….4
1.4. Возрастные особенности обучающихся………………………………...5
1.5. Цель и задачи программы………………………………………….…….6
1.6. Сроки реализации программы………………………………………..….7
1.7. Формы организации образовательной деятельности………………..…8
1.8. Планируемые результаты…………………………………………….…13
Раздел 2. Содержание программы…………………………………………..15
2.1. Учебно-тематический план обучения…………………………………..15
2.2. Содержание программы обучения……………………………………...16
Раздел 3. Мониторинг образовательных результатов……………………...22
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы…………………………………………………………………….26
Раздел 5. Список информационных источников…………………………..27
Раздел 1. Пояснительная записка
- Направленность общеразвивающей программы
Дополнительная общеразвивающая образовательная модульная программа «Палитра» художественно - эстетической направленности дает возможность каждому ребенку получать дополнительное образование, исходя из его интересов, склонностей и способностей.
Программа «Палитра» рассчитана на дошкольников 6-7 лет, направлена на их творческое, эстетическое, духовно - нравственное развитие, приобретение ими опыта по созданию изделий декоративно - прикладного творчества, самостоятельной работы.
- Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность
Актуальность - Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.
Новизна и оригинальность - Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям. Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.
Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.
Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и т.п.). Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность и фантазию.
Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.
Педагогическая целесообразность. Человек, создающий что-то своим трудом, будет ценить и то, что создано другими людьми. Выполняя какую-либо работу, ребенок добивается результата. Радость успеха рождает у него уверенность в своих силах. Он преодолевает барьер нерешительности, робость перед новыми видами деятельности. У детей воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.
- Отличительные особенности программы
Отличительные особенности программы заключаются в том, что:
- ведется активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности;
- ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ;
- дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.
Такое содержание программы поддерживает постоянный интерес к занятиям, способствует индивидуальному творческому росту каждого ребёнка, развитию фантазии.
- Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Особенности дошкольного возраста обусловливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием... Без этого ребёнку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький ребёнок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом и действием. Поэтому любой вид продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией).
Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер. Дети дошкольного возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами (бумагой, глиной), инструментами (карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Дошкольники разных возрастов с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая руками) художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приёмами особенности бумаги, красок, пастели, восковых мелков, ткани, природного материала. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно - чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно-выразительными средствами. Движение от простого образа - представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы культуры.
- Цель и задачи программы
Цели рабочей программы:
- Создать условия для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.
- Помочь дошкольникам овладеть необходимыми навыками и современными техниками рисования, лепки и аппликации для воплощения замыслов в своих работах.
Задачи рабочей программы:
- образовательные:
1. Учить детей пользоваться карандашами, красками, кисточкой.
2. Знакомить детей с цветовой гаммой.
3.Знакомить детей со свойствами материалов (пластилином, солёным тестом, красками, бумагой, клеем и т. д.)
4.Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
5.Знакомить детей с художниками и произведениями изобразительного искусства.
6.Обучать приёмам зрительного и тактильного обследования формы. 7.Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- воспитательные:
1. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования, лепки, аппликации и совмещать в одной работе несколько видов изобразительной деятельности.
3. Воспитывать умение и желание организовать своё рабочее место и убрать его.
- развивающие:
1. Развивать у детей художественно – творческие способности художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание.
2. Помогать ребенку познавать и открывать мир изобразительного искусства. 3. Развивать мелкую моторику рук.
1.6. Сроки реализации программы, режим
Принцип набора в объединение свободный. Группа формируются с учетом интересов и потребностей детей. Программа рассчитана на 72 часа, занятия проходят 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 30 минут.
Уровень реализации программы: 1 год обучения.
Количественный состав группы 16 человек.
Обучение предполагает использование коллективной, групповой формы занятий.
Годовой календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности обучающихся и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.
Начало учебных занятий – 01.09.2021 г.
Конец учебного года – 31 мая 2022 г.
Продолжительность учебного года – 36 недель.
- Формы организации образовательной деятельности
Форма проведения кружковой работы: теоретические, практические, групповые.
В процессе совместного рисования используются различные методы и приемы: словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Виды и техники нетрадиционного рисования
Дети старшего дошкольного возраста могут освоить следующие техники нетрадиционного рисования:
Монотипия предметная
выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Монотипия пейзажная
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти).
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, плотная бумага.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Ниткография
Средства выразительности: цвет, линия, фактура.
Материал: ворсистая нитка, лист бумаги, краски, кисти.
Способ получения изображения: дети выкладывают на половинке листа бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов.
Рисование по мокрому
Средства выразительности: пятно.
Материалы: акварельная бумага, вода, акварель, мягкая кисть.
Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение. Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.
Мыльные пузыри
Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.
Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист бумаги.
В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч.л. воду. Опустите в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, и осторожно прикоснуться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу.
Оттиск смятой тканью
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая ткань.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую ткань к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и ткань.
Оттиск фруктами
Средства выразительности: цвет, пятно.
Материалы: любые фрукты, разрезанные пополам, блюдце с гуашью, плотная бумага.
Способ получения изображения: ребенок окунает фрукт в блюдце с краской и наносит отпечаток на бумагу.
Пуантилизм (рисование пычком)
Средства выразительности: цвет, пятно.
Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги.
Способ получения изображения: ребенок окунает в емкость с краской, ватную палочку и наносит изображение на лист. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. При необходимости изображение дорисовывается кистью.
- Планируемые результаты
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
-расширение и обогащение художественного опыта.
-формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-сформируются навыки трудовой деятельности
-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Раздел 2. Содержание программы
2.1. Учебно-тематический план работы
№ п/п | Содержание | Количество часов
| |||
1. | Диагностика | 2 | |||
2. | Рисование восковыми мелками и акварелью | 4 | |||
3. | Кляксография | 6 | |||
4. | Печатание листьями | 2 | |||
5. | Рисование мыльными пузырями | 4 | |||
6. | Рисование восковыми мелками, солью | 2 | |||
7. | Печать растений | 2 | |||
8. | Рисование с помощью риса, ватными палочками | 2 | |||
9. | Рисование ватными палочками | 4 | |||
10. | Оттиск печатками из салфетки | 2 | |||
11. | Пластилинография | 8 | |||
12. | Печать по трафарету, рисование пальчиками | 2 | |||
13. | Тычек жесткой полусухой кистью | 2 | |||
14. | Рисование нитью | 4 | |||
15. | Рисование поролоном | 4 | |||
15. | Раздувание красок | 2 | |||
17. | Комкание бумаги (скатывание | 2 | |||
18. | Рисование на мокром листе | 2 | |||
19. | Рисование солью по мокрой краске | 2 | |||
20. | Рисование ладошками | 2 | |||
21. | Акварель, восковые свечи | 2 | |||
22. | Печатание, набрызг, силуэтное рисование | 2 | |||
23. | Печать поролоном по трафарету; набрызг | 2 | |||
24. | Набрызг | 2 | |||
25. | Техника печатанья печатками | 2 | |||
26. | Обобщение | 2 | |||
| Итого | 72 |
2.2. Содержание программы обучения
Тема занятия | Нетрадиционные техники | Задачи | Материал |
Сентябрь | |||
1 неделя Диагностика | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. |
2 неделя «Летний дождь» | Рисование восковыми мелками и акварелью | Вызывать у детей приятные воспоминания о лете; учить отображать состояние погоды (Дождь); упражнять в рисовании различными материалами. | Лист А4, набор цветных восковых мелков; акварельные краски; кисти с широким ворсом,. |
3 неделя «Волшебный зонтик». | Пластилнография | Способствовать развитию умений и навыков в работе с пластилином, фантазии, мелкой моторики пальцев рук. Содействовать воспитанию интереса к занятиям пластилинограф. | Картон с изображением на нем зонта, размер ½ А4,набор пластилина, доска для лепки, салфетки для рук. |
4 неделя «Воздушные шары». | Кляксография. | Закрепить представления детей о цветовом многообразии, ознакомить с хроматическими и ахроматическими цветами. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. | Листы бумаги, кисти, гуашь, набор фломастеров, салфетки, готовые работы по кляксографии для образца. |
Октябрь | |||
1 неделя Осенний букет | Печатание листьями | Познакомить с приемом печати листьями. Воспитать у ребенка художественный вкус | Засушенные листья, краска, кисти, бумага. |
2 неделя «Подводный мир» | Рисование мыльными пузырями | Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями. Продолжать учить детей работать с гуашью. Воспитывать интерес к творчеству. Способствовать развитию - творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания. | Листы бумаги А4 ½, мыльный раствор разных цветов, соломинки, салфетки. |
3 неделя «Улитка»
| Рисование восковыми мелками, солью | Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Лист бумаг, набор цветных восковых мелков, соль, кисти с широким ворсом, стаканчик с водой, салфетки, иллюстрации, изображающие пейзаж |
4 неделя Осенний ковер | Печать растений | Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность. | Засушенные листья, краска, кисти, бумага. |
Ноябрь | |||
1 неделя Цыпленок | Рисование с помощью риса, ватные палочки | Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Лист бумаги, клей ПВА, рис, ватная палочка, акварельные краски, стаканчик с водой. |
2 неделя Рябинка | Рисование ватными палочками | Учить рисовать на ветке ягодки (ватными палочками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Лист бумаги, , ватная палочка, акварельные краски, стаканчик с водой. |
3 неделя «Первый снег». | Оттиск печатками из салфетки | Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | Листы бумаги, цветные краски, салфетки |
4 неделя «Ежик» | Пластилинография | Создать условия для обучения моделированию образа ежа путем изображения иголочек на спине с использованием нетрадиционного материала- семечек, созданию композиции. | Картон с изображением контура ежика, пластилин, доска для лепки, стеки, семечки., влажная салфетка. |
Декабрь | |||
1 неделя Зимний лес
| Печать по трафарету, рисование пальчиками | Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Листы, гуашь, кисти, палитра, салфетки. |
2 неделя «Снегири на ветках» | Тычок жесткой полусухой кистью | Познакомить детей с техникой рисования тычок жесткой полусухой кистью. Учить рисовать снегирей. Закрепить знания о зимующих птицах нашей родины. Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир. | Листы, гуашь, кисти, стаканчики с водой, палитра, салфетки , фартуки |
3 неделя «Зимние узоры» | Рисование нитью | Познакомить детей со способами изображения как монотипия (отпечаток), рисованием ниточками. Показать выразительные возможности, особенности рисования данными способами. Развивать воображение, образное мышление, цветовосприятие, творческие способности детей. Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный отклик к творческой деятельности. | Листы, гуашь, стаканчики с водой, нити, салфетки. |
4 неделя «Новогодние подарки» | Рисование свечей и акварельными красками | Вызывать у детей приятные воспоминания о новогоднем празднике; упражнять в рисовании различными материалами. | Лист А4, свечи; акварельные краски; кисти с широким ворсом,. |
Январь | |||
1 неделя «Зима пришла» | Рисование поролоном | Упражнять в нанесении рисунка по всей поверхности листа (снежинки в воздухе и на веточках дерева) . | Лист А4, гуашь, поролон. |
2 неделя «Праздничный салют» | Раздувание красок | Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. | Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, трубочка |
3неделя «Елочка» | Пластилинография | Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне. | Рисунок с изображением елочки; пластилин. |
4 неделя Снеговичок
| Комкание бумаги (скатывание)
| Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА. |
Февраль | |||
1 неделя «Разноцветное небо» | Рисование на мокром листе | Упражнять детей в рисовании по мокрой бумаге. Развивать чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать желание восхищаться явлениями природы. Освоение техники рисования по мокрой бумаги. | Листы, акварельные краски, кисти с широким ворсом, стаканчики с водой, салфетки. |
2 неделя «Соленое море» | Рисование солью, по мокрой краски | Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Продолжать развивать фантазию и воображение детей. Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка. Освоение техники рисования с солью по сырой краске. | Листы, акварельные краски, кисти с широким ворсом, соль, стаканчики с водой, салфетки. |
3 неделя «Зимний пейзаж». | Кляксография. | Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. | Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования. |
4 неделя «Красивые картинки из разноцветной нитки» | ниткография (рисование нитью). | Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новой техникой - ниткография (рисование нитью). Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление. Освоение техники рисования – ниткография. | Листы, гуашь, стаканчики с водой, нити, салфетки. |
Март | |||
1 неделя «Букет для мамы». | Рисование ладошками. | Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику. | Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти. |
2 неделя «Подснежники»
| Акварель, восковые свечи | Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Листы, акварельные краски, восковые свечи, кисточки, салфетки. |
3 неделя «Наша улица». | Печатание, набрызг, силуэтное рисование | Развивать наблюдательность, художественный вкус, умение находить средства выразительности. | Листы бумаги, гуашь, кубики для печатания. Манка, тычки, мятая бумага, клей… |
4 неделя «Картина настроения» | Рисование мыльными пузырями | Развивать у детей способность различать и сравнивать эмоциональные ощущения, учить реализовывать свои мысли, чувства в художественной форме. | Листы бумаги, мыльный раствор разных цветов, соломинки. |
Апрель | |||
1 неделя «Звездное небо». | Печать поролоном по трафарету; набрызг | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. | Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон. |
2 неделя «Космические дали» | Набрыг | Продолжить развивать у детей художественно-творческие способности с помощью техники - «Набрызг». Обучать особенностям изображения объектов с помощью техники «Набрызг», развивать мелкую моторику, цветовосприятие, эстетические восприятие, воспитывать бережное отношение к природе средствами искусства. Продолжить осваивать технику – набрызг (многослойный). | Листы бумаги, зубная щетка, трафареты, краска, салфетки |
3 недля «Веселые кляксы» | Кляксография | Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. | Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования. |
4 неделя «Плюшевый медвежонок». | Способ изображения - рисования поролоновой губкой | Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа | Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь |
Май | |||
1 неделя «Букет к 9 мая». | Пластилинография. | Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина. | Открытки с цветами, картон, пластилин. |
2 неделя «Одуванчик» | Техника печатанья печатками | Учить рисовать цветок со стебельком и травкой. Закреплять приём примакивания. Развивать чувство композиции. | Лист А4, гуашь, печатки |
3 неделя «Цветочная поляна». | Рисование ватными палочками | Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки. |
4 неделя «Вот и лето пришло» | Различные | Закреплять умение детей рисовать понравившейся техникой. Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности. Воспитывать эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. Самостоятельная работа, техника рисования по выбору детей. | Листы бумаги, краска, гуашь, кисточки, ватные палочки, нити, мыльный раствор, салфетки. |
Подведение итогов обучения программы. Выставка творческих работ. | Цель: - осуществляется в форме итоговой выставки или конкурса. Результаты фиксируются по следующим параметрам: - усвоение знаний и умений по базовым разделам программы; - личностный рост, развитие общительности, работоспособности; - формирование художественно-эстетического вкуса; - участие в выставках, конкурсах прикладного творчества. Результаты освоения программы определяются по трём уровням: - высокий; - средний; - низкий. |
Раздел 3. Мониторинг образовательных результатов
Контроль за эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников. А так же участие в конкурсах городского уровня. В конце года плановая диагностика уровня усвоения поставленных задач. Для выявления степени овладения учащимся навыками изобразительной деятельностью предлагается диагностический материал. Полный набор соответствующих критериев и показателей можно использовать для более глубокой характеристики уровня овладения детьми навыками изобразительной деятельности.
Известно, что детский рисунок может использоваться в качестве средства диагностики интеллектуального и эстетического развития ребёнка. В связи с этим важно знать критерии оценки уровня овладения ребёнком навыками изобразительной деятельности.
По ходу диагностики фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности была разработана система показателей, сведѐнная в таблицу для удобства фиксации наблюдений. Анализ продуктов изобразительной деятельности 1.Содержание изображения (полнота изображения образа) Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребёнком изображения.
2.Передача формы:
∙ форма передана точно;
∙ есть незначительные искажения;
∙ искажения значительные, форма не удалась.
3.Строение предмета:
∙ части расположены, верно;
∙ есть незначительные искажения;
∙ части предмета расположены неверно.
4.Передача пропорции предмета в изображении:
∙ пропорции предмета соблюдаются;
∙ есть незначительные искажения;
∙ пропорции предмета переданы неверно.
5.Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):
а)расположение изображений на листе;
∙ по всему листу;
∙ на полосе листа;
∙ не продумана, носит случайный характер;
б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:
∙ соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
∙ есть незначительные искажения;
∙ пропорциональность разных предметов передана неверно.
6.Передача движения:
∙ движение передано достаточно чётко;
∙ движение передано неопределённо, неумело;
∙ изображение статичное.
7.Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребёнка к цвету, свободное обращение с цветом):
а) цветовое решение изображения:
∙ передан реальный цвет предметов;
∙ есть отступления от реальной окраски;
∙ цвет предметов передан неверно;
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
∙ многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого;
∙ преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
∙ безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).
По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка даётся по трехбалльной системе: 1-й (высокий) – 3 балла ; 2-й – 2 балла (средний); 3-й – 1 балл (низкий). Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребёнок, - 45, низшее – 15 баллов.
Сводная таблица оценок, полученных детьми по каждому критерию и показателю
№ | Ф.И. ребёнка | форма | строе ние | пропо рции | компози ция | передача движения | цвет | Общее кол-во баллов | ||
Итого баллов |
Раздел 4. Организационно-педагогические условия
Методы, применяемые в обучении:
- беседы;
-занятия;
-художественное слово;
-групповая и индивидуальная работа;
-коллективно-творческая работа;
-работа с родителями, мастер-классы;
-игровые упражнения;
- оформление выставок;
-наглядный метод;
-практический метод;
- объяснительно-иллюстративный метод.
Раздел 5. Список информационных источников
Список литературы, используемой в работе над программой «Палитра»
1.Д.Н. Колдина Рисование с детьми 5-6 лет: : Мозаика-Синтез; Москва; 2010
2. Д.Н. Колдина. Лепка с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий»: Мозаика-Синтез; Москва; 2010
3.. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
4.В.В. Гаврилова «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет; Учитель; 2017г
5. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-120с.
6. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2012 г.
7.И. А. Шаляпина «Нетрадиционное рисование с дошкольниками; Сфера; 2019г
8. Т.В. Смирнова «Художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет»; Учитель; 2015г
9. Т.В. Смирнова «Учимся рисовать пластилином» для детей 5-7 лет. ФГОС ДО; Учитель; 2019г
10. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» ;«Карапуз-дидактика»,Москва ;2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»
Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...
программы детского объединения Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности.
Реализуемая цель (и): Развивать творческую и здоровую личность ребенка, способную быть успешной в современных условиях жизни, посредством обучения современному танцу. Прививать интерес дошкольников к ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА»
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Художественная деятельность – ведущий способ эс...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «БИМ-БАМ-БОМ» по обучению игре на музыкальных инструментах (стартовый уровень). Возраст обучающихся 6-7 лет. Срок реализации программы на 1 год (2021-2022 гг.)
Музыкальное воспитание –это не воспитание музыканта,а прежде всего воспитание человека. В.А.Сухомлинский Программа «Бим-Бам-Бом&r...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная палитра»
ДОП "Волшебная палитра"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года
Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...