Правила работы педагога при обучении ребёнка рисованию
материал по рисованию

Шатова Алёна Владиславовна

Рисование в детском саду Монтессори отведено почётное место и значительное время: дети рисуют, когда хотят и что хотят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie_.docx38.26 КБ

Предварительный просмотр:

1.Правила работы педагога при обучении ребёнка рисованию.

   Рисованию в детском саду Монтессори отведено почетное место и значительное время: дети рисуют, когда хотят и что хотят. Рисование, к которому так склонны все маленькие дети, часто забрасывается детьми старшего возраста и в обычной школе большинство из них рисует только на уроках рисования. Иное мы наблюдаем в школе Монтессори. В ее школе нет специальных уроков рисования: «Мы не преподаем детям рисования прямым путем, но подготавливаем косвенно, оставляя их свободными в таинственной и чудесной работе воспроизведения действительности, прошедшей через их собственное чувство», говорит. Монтессори.

   Дети в ее школе рисуют постоянно, большинство из них зарисовывает все, что проходит через их руки, что способны охватить их глаз и сознание. К этому у них вырабатывается привычка еще в детском саду и чем раньше попадает ребенок в детский сад Монтессори, тем крепче укореняется в нем этот навык. Этому способствует чувство удовлетворения своей работой, которое дает система Монтессори маленьким детям. То, что они хотят изобразить, «выходит» так, что изображенное понимает не только сам творец, но и другие.

  Рисование в школе Монтессори не является только средством так называемого эстетического воспитания, о котором так много толкуется в настоящее время, но служит преимущественно одним из главных проводников к пониманию окружающего, отчетом умения видеть, средством к запоминанию. «Человек, умеющий рисовать»,— говорит Андерсен в сказке «Медный кабан», — собирает мир вокруг себя». Эти слова относятся вообще к умеющему рисовать, просто рисовать, а не только к художнику артисту. Рисовать ведь может научиться всякий смертный, а не только   обладающий   специальным   талантом.

   Большинство наших детей, растущих умственно в обстановке Монтессори-класса, умеют собирать вокруг себя свой, мир, часто очень ограниченный, простой и неинтересный для взрослого, но полный смысла и значения для маленького. Доказательством этого служат их листочки и тетрадки, пересматривая которые дети с живым чувством переживают свое прошлое.

   Постараемся теперь разобрать последовательно, в чем заключаются те косвенные пути, приводящие к удовлетворяющим нас результатам,  о которых говорит Монтессори. Говоря «нас», я подразумеваю последователей Монтессори.  Для противников ее системы эти результату, конечно, могут казаться отрицательными, а потому, и пути их достижения нежелательными. Существует убеждение, высказываемое критиками системы Монтессори, что она не допускает в детском саду свободного рисования и, давая шаблоны (геометрические формы) и картинки для раскрашивания, убивает в детях стремление к так называемому свободному детскому творчеству. Проследим же постепенно, как рисуют дети в детском саду Монтессори; и в чем заключаются ее приемы и дидактический материал. Быть может,  мы увидим, справедливо ли такое утверждение. За мой  опыт работы с детьми по системе Монтессори у меня накопился значительный материал, на основании которого можно сделать некоторые заключения.


Рисование при помощи геометрических фигур

  Дидактический материал Монтессори для рисования в детском саду заключается в плоских железных вкладках.  В числе десяти геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, равносторонний треугольник, параллелограмм, эллипс, сферический треугольник и звездочка.

  Вкладки окрашены в синий или бледно голубой цвет, рамки — в красный или коричневый. В центре фигуры медная кнопка. Рамки и вкладки достаточно тяжелы и не скользят по бумаге, поэтому ими могут пользоваться даже трехлетки. Вкладки помещаются в особом ящике с отделениями – по одной в каждом отделении, но лучше раскладывать их на полку , чтобы ребенок мог видеть сразу все фигуры и выбирать любую по своему вкусу, а не брать случайно, какая попадется. Вкладки служат, главным образом, для подготовительных упражнений в письме, о чем мы уже упоминали, но они играют также важную роль и в рисовании. В дальнейшем, в школе Монтессори вкладки эти несколько усложняются.но о них мы поговорим ниже.

   Добавлением к вкладкам служат контурные рисунки и картинки, которые дети раскрашивают по их усмотрению. Есть также у нас художественно изготовленные плоские деревянные фигуры, изображающие различные предметы — домики, посуду, животных, деревья, которые дети разглядывают, срисовывают, обрисовывают. Кроме того, есть много картинок, наклеенных каждая отдельно на цветной картон, и так как в детском саду Монтессори ничто не возбраняется, что явно не приносит вреда ребенку, то те дети, у которых появляется желание срисовывать эти картинки, могут удовлетворять и это желание. Бумага и карандаши лежат всегда на определенном месте, в ящике шкафчика, из которого дети могут сами доставать их тогда, когда они им понадобятся. 

   Акварельные краски Монтессори даем тем детям, которые овладели более или менее карандашом. В большом ходу в детском саду аспидные доски и цветные мелки.

Посмотрим теперь, как рисуют дети при помощи геометрических железных вкладок. Ребенок, впервые пришедший в детский сад, получив бумагу и карандаш или доску и цветные мелки, начинает рисовать то, что ему вздумается, то есть,  упражняется в так называемом свободном рисовании, или свободном творчестве, о котором мы поговорим несколько ниже. Разные дети приступают к этому по-разному и предаются занятию различное время. Одни дольше, другие бросают очень скоро, но есть и такие, которые совсем не могут «творить» и ничего не рисуют. Вот, что записано у меня в дневнике одного четырехлетнего мальчика в 1918 году.

«Геня — 4 года, сын рабочего, очень большая, семья, мать пожилая. Геня самый младший. Ноябрь-декабрь 1918 г. Обыкновенно, всем детям в первые дни детского сада мы предлагаем чистые листки бумаги и карандаши. Одни из детей принимаются тотчас же за  работу и изображают обычные предметы: дома, человеческие фигурки, пароходы, трамваи, поезда, реже животных и еще реже цветы. Другие сидят некоторое время в раздумье, и потом просто штрихуют различными карандашами бумагу (чаще всего, самые маленькие— трехлетки, и иногда четырехлетки). И, наконец, есть такие, и их немало, которые возвращают листок со словами: «я не умею .рисовать», «я не хочу», «я не могу».

Геня, получив листок, сидел долго над ним в бездействии. На лице его было выражение недоумения, перешедшее в страдание, и когда я нагнулась к нему, он тихо прошептал: «Я не умею». Я принесла круг и рамку круга,  и, взяв его руку в свою, обвела и то и другое на бумаге. Когда он увидел на бумаге изображение круга, на лице его появилось выражение успокоения, а когда я вложила в его руку' красный карандаш (первый попавшийся мне под руку), он углубился в работу надолго, заштриховывая круг и квадрат рамки, и лицо его сияло радостью. Окончив, он положил карандаш и долго любовался в молчании своим произведением. Я подошла и спросила: «Хочешь еще?» Мальчик кивнул головой, и на обратной стороне листка появилось произведение, подобное первому, но исполненное уже совершенно самостоятельно. Таких рисунков до декабря было много, всегда фигурировал по преимуществу красный карандаш, но формы были разные, хотя все же круг, и еще треугольник были его фаворитами».

В дневнике другого пятилетнего мальчика написано: «Коля П. — 5 лет, сын вдовы, очень бедной. Трое детей, Коля самый младший. Декабрь/январь 1919 г. Коля выразил желание рисовать только на десятый день своего поступления (12 декабря), когда другие дети закрашивали готовые контуры. Я дала и ему рисунок. Он заштриховал его слабыми черточками и отодвинул от себя с неудовольствием. На следующий день, когда большинство детей  принялось за  рисование, Коля сказал мне: «Я рисовать не буду». Три дня не рисовал. На четвертый я предложила ему рисовать, он отрицательно замотал головой. На другой день то же самое. И вот, в тот же день он сел рядом с Германом, который с упоением закрашивал карандашами какую-то свою   комбинацию   из   вкладок,  долго   глядел   на его работу,  потом встал, подошел ко мне и тихо сказал: «Я не умею рисовать». На лице было выражение желания и страдания от неумения. Я предложила ему поучить его. Он кивнул головой, взял меня за руку. Мы сели. Я придержала ему рамку круга, а потом и круг, помогла очертить контуры. Когда на бумаге появилось изображение круга и. рамки, он чуть-чуть улыбнулся и принялся штриховать. В результате получился рисунок, изображающий круг в рамке,  заштрихованный  зеленым и синим карандашами, а рамка красным. На другой день опять: «поучи меня». Я только держала рамку и круг, контур Коля обвел сам.  Он сам заштриховал круг синим цветом, а рамку красным (по натуре). На первом рисунке он пытался отыскать синий цвет, но у него появился зеленый, лишь с несколькими синими штришками. После этого он рисовал каждый день, и у него появилось много рисунков с изображением всех десяти фигур, причем, вкладка всегда была окрашена в синий цвет, а рамка в красный, других цветов он не брал».

Как помочь робким детям?

Приведенные примеры показывают, что есть дети, вполне нормальные в умственном отношении, крайне робкие в отношении рисования. Если таких детей, а их не мало, предоставить чистому листку бумаги и их собственным измышлениям, они долго не приступят к рисованию, и будут отставать в смысле удовлетворения стремления к познанию пространственных отношений, заложенных в каждом человеке. Что делать с такими детьми? Предоставить ли их самим себе и ждать, когда они приступят самостоятельно к так называемому свободному творчеству, или придти на помощь, поставить перед ними железные вкладки (геометрические фигуры) Монтессори и научить обращению с ними? Я поступала так, как  предлагает Монтессори. Она говорит, что перед руководительницей открываются различные возможности от полного невмешательства до настоящего преподавания.  К этому последнему и приходится прибегать в данном случае.

Другие дети, наоборот, сразу приступают к рисованию, изображая то, что обыкновенно рисуют всё маленькие дети. Одни из них долго предаются такому рисованию и не сразу принимаются за вкладки, другие, порисовав некоторое время, очень скоро прибегают к помощи вкладок.

Этот род рисования, то есть, рисование по геометрическим вкладкам, служит, главным образом, косвенным средством для развития письма у детей, но эта сторона вопроса разобрана в моей книге «Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори» в главе «Материал для. рисования, как подготовка к письму», и я не буду на этом останавливаться. Повторю только, что, наблюдая и сличая множество детских рисунков этого рода, мы видим, как расходящиеся во все стороны, выходящие за контуры штрихи делаются все легче и определеннее и, наконец, строго держатся в границах. По этим рисункам можно следить за совершенствованием мускульного аппарата, руки ребенка. Благодаря тому, что у ребенка есть границы, которые он сам себе определяет, он координирует  движения  кисти   и  пальцев, и, вместе с тем, он здесь несравненно больше свободен, чем при линейках, на которых он должен писать палочки, или при чистом листе бумаги, где он проводит линии безо всяких границ. В первом случае его стесняет слишком большая задержка, во втором, расслабляет полное отсутствие таковой.

Если мы проследим последовательно рисование такого рода у нескольких детей в течение некоторого времени, то увидим, что после более или менее продолжительных упражнений в штриховке дети уже не довольствуются изображением одной какой-нибудь геометрической фигуры, а приступают к комбинациям из одной и той же в разных поворотах, из двух или нескольких. Одни дети приходят к этим комбинациям самостоятельно, другие подражают товарищам. Легко заметить, что вначале у ребенка при этой работе нет заранее задуманной цели, то есть, в его воображении не рисуется определенный  рисунок. Он делает пробы, производит опыты, и тот или другой орнамент у него выходит случайно. Если такая случайная комбинация удачна, ребенок начинает повторять ее иногда по много раз. Удачная проба вызывает в нем живейшую радость. «Посмотри, что у меня вышло. Я взял так и так, и вышла звездочка», – говорит ребенок, поворачивая треугольник, «А у меня – крест» (из двух перекрещивающихся прямоугольников). Любимой геометрической формой (при выборе из переименованных выше десяти фигур железных вкладок) у большинства детей является круг. Они любят держать его в руках (деревянный), ощупывать пальцами, вертеть на столе  и, наконец, без конца обрисовывать карандашом.

Получив удачную  комбинацию, и   повторив   ее   много раз, дети получают   представление  о  том,  что, синтезируя   формы,   можно получить красивый рисунок (орнамент). После этого они начинают   комбинировать    фигуры    осмысленно,   обдумывая их и   выбирая ту   или   иную   форму.   В   результате   появляются   сложные и часто очень изящные орнаменты, и некоторые дети доходят в этом отношении до виртуозности. У меня есть большая коллекция подобных рисунков, и взрослые, рассматривающие их, часто не хотят верить, что они сделаны

2.Тихие игры

   

   Взрослые знают, что детей надо научить правильно сидеть, правильно стоять, правильно вести себя за столом, правильно здороваться и т.д. Но задумываемся ли мы, что кроме этого у детей необходимо воспитывать умение внимательно слушать, умение не только говорить, но и молчать, умение сдерживать порывы к не нужным действиям, к бесцельному разговору, умение быть неподвижным?

    Но кто, когда и где научит этому наших детей?

В группах, которые работают по системе Марии Монтессори, проводятся короткие уроки. Они называются – УРОКИ ТИШИНЫ и длятся от 1 до 5 минут.

 

   Уроки тишины представляют собой не только отдых для центральной нервной системы, но и гимнастику для воли. Наставница показывает, как надо правильно сидеть, обращая внимание, как лежат руки и как спокойно на полу стоят ноги, на правильную осанку, на дыхание с закрытым ртом. Детей постепенно приучают быть неподвижными и молчаливыми. Это прекрасная тренировка воли и одновременно гимнастика для мышц. Упражнения в тишине будут эффективны, если дети выполняют их с желанием и удовольствием.


 Задумайтесь, часто ли вы слышите звуки шагов в коридоре, тиканье часов, чириканье воробьев, лай собаки, шум листьев? Наверное, многие из вас ответят «нет». Это потому, что мы привыкли все время жить в шуме, и воспринимаем звуки в хаосе.

  Уроки тишины - прекрасное средство воспитания внимания. Если спокойно сидящие дети вдруг обращают внимание на какой-то малейший звук, у них на лицах появляется выражение удивления. После урока тишины дети рассказывают, что они слышали, и многие говорят: «Слышал, как кто-то ходит», «в коридоре кто-то разговаривает». Некоторые дети начинают прислушиваться не только к внешним звукам, но и к биению собственного сердца. А есть дети, которые говорят:
- «Я ничего не слышал. Я думал о музыке»,
- «Я смотрел на облака и думал о том, откуда они берутся и куда плывут»,
- « А я вспоминала стихи»,
- «А я слушал, как воет ветер».

   Значит, во время уроков тишины дети учатся слушать и движение собственной души.

При условии покоя и тишины они дают ребенку изоляцию впечатления, внутреннее сосредоточение, которые оставляют в его сознании глубокий след.

  Вот несколько упражнений для уроков тишины.

«ДОГОВОРИМСЯ ГЛАЗАМИ»


Второй вариант. Педагог и дети садятся в круг. Педагог предлагает поменяться местами с тем, с кем он «договориться глазами» (посмотрит в глаза). После чего предлагает то же самое сделать остальным.

СЛУШАЕМ ТИШИНУ

Детям предлагаем закрыть глаза и послушать тишину. Обсудить, кто что услышал.
Слушаем тишину внутри себя
Детям предлагается закрыть глаза, уши прикрыть ладонями. Если ребенок спокоен, он слышит биение сердца, собственное дыхание.

Дотронься до ладошки

Материал: колосок, перышко и т.п.
Детям предлагаем закрыть глаза, по кругу дотрагиваться до ладошек детей перышком (колоском и т.п) Обсудить, кто что почувствовал.

ЛЕПЕСТОК

Материал: лепестки роз (не сухие).
Предложить детям закрыть глаза и протянуть ладошки. Каждому ребенку положить в ладошки по одному лепестку. Предварительно дать инструкцию: «Я сейчас что-то положу вам в руки, а вы должны догадаться что это. Это можно потрогать, понюхать. Тот, кто догадается что это, протягивает руки вперед. До кого я дотронусь, тот открывает глаза». Ребенок, открывший глаза кладет лепесток в вазу с водой. Обсудить, кто как догадался, что при этом испытывали, какие чувства.

УГАДАЙ, ЧТО СПРЯТАНО

Материал: любой предмет небольшого размера (фрукт, овощ, геометрические тела, деревянные фигурки и т.п.), поднос, салфетка.
Педагог показывает накрытый под салфеткой предмет и предлагает узнать что там, не поднимая салфетку. Проходит с подносом по кругу, давая каждому ребенку обследовать предмет. Дети высказывают свои предположения. Педагог поднимает салфетку, демонстрируя предмет.

 «ПОЙМАЙ КОЛОКОЛЬЧИК»

Материал: колокольчик.
Каждому ребенку по очереди предлагают закрыть глаза. Педагог звонит около ребенка в колокольчик. Задача ребенка поймать колокольчик закрытыми глазами.

3.Движение на линии

Материал: линия (полоса) шириной 3-4 сантиметра в форме эллипса, наклеенная или нарисован-ная на полу. Большой диаметр эллипса должен быть не менее 4 метров длиной. Подходящие предметы для ношения: наполненная подкрашенная бутылка или стакан, колокольчик, свеча лучина цветы. Проигрыватель, пластинка с музыкой без выраженного ритма.

Цель: координация движений, тренировка равновесия. Сознательно прочувствовать собственное тело, испытать состояние внутреннего покоя через концентрацию.

Возраст: около 3-6 лет.

Как работать с материалом.
Дети сидят вокруг эллипса. Они удалены от него настолько, чтобы не касаться его ногами. Упражнение предлагается детям, которые в этом заинтересованы и своим поведением выражают готовность к покою.
На ногах у них легкая обувь или гимнастические тапочки. Сапоги или тяжелые ботинки мешают ребенку при целенаправленной ходьбе.
Предметы для ношения видны детям и находятся поблизости от эллипса. Учитель один раз проходит по линии, стараясь при этом обратить внимание ребенка на постановку всей ступни вдоль линии и на естественность ходьбы.
Пальцы ступни и каблук находятся на линии. На этом примере ребенок понимает ход упражнения. Затем учитель одного за другим называет детей по имени и просит каждого начать упражнение.
Постепенно все дети группы принимают участие в упражнении. Наблюдая, учитель замечает трудности отдельных детей и может потом тактично вмешаться, высказывая общие пожелания, например: "Мы стараемся наступать точно на линию".
Известно, что у детей возникает большой интерес, если они передвигаются, балансируя на бревне, бордюре или низких стенках. При этом отдельного ребенка не поправляют и не указывают на его ошибки. Во время упражнения может звучать тихая музыка. С музыкой ребенок может ощутить больший покой. Когда упражнение заканчивается, учитель предлагает каждому ребенку, проходящему мимо него, вернуться на свое место за линию. Таким образом постепенно заканчивается упражнение.

Дальнейшие упражнения:
-дети носят различные предметы: стакан или бутылку, наполненную почти до краев подкрашенной водой, колокольчик, зажженную свечу, один цветок, цветы в корзине на голове. При ношении предмета внимание направлено не только на положение ступни, которую нужно поставить точно на линию, но и на руки, которые держат предмет. - - - Ребенок ходит по линии так, чтобы на каждом шаге пятка одной ступни касалась носка другой. Здесь основная трудность - поддерживать равновесие. При ходьбе по линии ребенок обращает внимание на то, чтобы делать равные шаги. При выполнении упражнения ребенок присматривается к тому, как это делают другие дети.

4.Трёхступенчатый урок

Пойдем вслед за Монтессори. Обучение любым понятиям, в том числе буквам у нее происходит в три приема, о которых мы говорили раньше. В современной Монтессори-педагогике этот метод обучения называется "трехступенчатый урок". Впервые в русскоязычной литературе он был описан Сухотиной-Толстой Т. Л.

Приступая к работе с шершавыми буквами, важно учесть следующее.

 Работа с буквами начинается с гласных, а потом изучаются согласные. Предъявляются буквы в произвольном порядке.

  1. Буквы употребляются рукописные.
  2. Очень важно! Ни в коем случае не называйте буквы, как в алфавите: "ЭМ", "ЭР" и т.д. Буквы надо называть как звуки , коротко и четко: М,Р,С и так все согласные.
  3. Вводить за один раз можно не более 4 новых букв. Мы начинали с двух. Когда дети входят во вкус, количество букв можно увеличить, добавляя по одной.
  4. Ступени урока не разделены во времени. Они идут подряд друг за другом.

Трехступенчатый урок Монтессори

I этап (ступень) урока: кладем перед ребенком две буквы, например, А и И, и, по очереди беря в руку ту и другую букву, говорим: это А, это И. Затем двумя пальчиками ребенка, указательным и средним, обводим обе буквы, держа его руку в своей. Ведем его пальцы по направлению написания буквы. Детям постарше (5-7 лет) мы даем образец, где нарисованы точки начала обводки и линии ее направления. По ним они обводят буквы.

Пальцы ребенка сами собой следят за шероховатостью буквы и, когда соскальзывают на гладкую поверхность картона, он сам себя поправляет. Ребенка это забавляет, и он много раз повторяет это упражнение, - иногда даже с завязанными глазами, и таким образом, еще не обучаясь письму, уже выучивается писать.

"Здесь одновременно действуют три чувства", - писала Монтессори, - "чувство зрительное, чувство осязательное и чувство мускульное; поэтому образ графического знака запечатлевается в срок много короче того, в который это делается в обыкновенных школах при помощи одного зрения".

Кроме того, надо заметить, что в ребенке мускульная память самая сильная, самая быстрая. Дети иногда не узнают буквы, глядя на нее, но узнают ее при ощупывании.

II этап (ступень): взрослый говорит ребенку: дай мне А. Потом: дай мне И. На этом этапе можно придумывать разные варианты игры с шершавыми буквами. Приведем примеры.

  1. Дай мне А, а себе возьми И.
  2. Положи А в коробку, а И на подоконник.
  3. А возьми в левую руку, а И в правую.

Но бывает, что ребенок ошибается и не умеет зрительно дифференцировать шершавые буквы. Тогда взрослый дает ему обвести их двумя пальцами (указательным и средним). Если же он и осязанием не различает одной буквы от другой - урок прекращается и возобновляется в какой-нибудь другой день. Монтессори не допускает принуждения к усилию. Если ребенок не понимает, не запоминает, ошибается, - его надо оставить: это значит, что он не готов к восприятию того, чему вы пытаетесь его научить.

III этап (ступень): если два первые этапа удовлетворительно пройдены, - вы приступаете к третьему, который состоит в том, что вы, положив перед своим маленьким учеником две буквы, спрашиваете у него: "Какая это буква? А это какая?"

Так вы поступаете со всей шершавой азбукой.

Продолжительность урока зависит от ребенка. Если видите, что он устал, занятие прекращаете. Иногда взрослые возмущаются: повторять одно и то же – это так скучно. На самом деле скучно взрослым, потому что они все знают, а не детям.

Таким образом, по алфавиту из шероховатой наждачной бумаги ребенок выучивается обводить буквы. Уметь обводить шершавые буквы - значит знать правильное направление штриха при написании буквы.

Но для того, чтобы писать, недостаточно только знать, как пишется буква, надо еще уметь написать ее. К этому подготавливают определенные упражнения. О них мы поговорим далее...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Предварительная работа педагога при обучении детей составлению рассказов по пейзажу"

Материал будет интересен воспитателям детей старшего дошкольного возраста, использующим в своей работе технологию ТРИЗ....

Работа педагога по обучению детей безопасному поведению на улице.

Формирование у детей умений и навыков , выработка устойчивых привычек безопасного поведения на улице....

Консультация для педагогов "Правила работы педагога с гиперактивными детьми".

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страд...

Тема мастер – класса: «Использование кинизеологических упражнений в работе педагога при обучении дошкольников с ОВЗ».

     Растущее число детей, имеющих различные нарушения, ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приёмов профилактики и укрепления здоровья воспитанников детского ...

Выступление на педсовет на тему: Методы работы педагога по обучению детей составлению загадок

В докладе раскрываются методы работы с детьми дошкольного возраста по составлению загадок...

Консультация для педагогов МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РИСОВАНИЮ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДОУ

Вторая младшая группа.Перед педагогом второй младшей группы стоят следующие основные задачи: прививать детям интерес к рисованию, тренировать внимание, наблюдательность, воспитывать эстетическое отнош...