Консультация для педагогов "Правила работы педагога с гиперактивными детьми".
консультация

Аверьянова Руфина Шамилевна
Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennost_dar_ili_nakazanie.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:

Одаренность - дар или наказание?

Одаренные дети... Как разглядеть детскую одаренность, развить и приумножить ее? Это подарок педагогу или проблема для него? Сегодня этими вопросами озадачены педагоги-дошкольники, которые первыми встречают ребенка на его жизненном пути и понимают свою ответственность за его будущее.

Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости.

Однако возможности дошкольного возраста на практике реализуются слабо.

Одной из причин является отсутствие у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства.

В реальной практике дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых дошкольников. Эта работа должна вестись родителями, социальными институтами, широкой общественностью.

Одаренный ребенок – это ребенок, отличающийся очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеющий внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди сверстников.

Но одаренный ребенок нередко отличается и особенной ранимостью. Ему бывает нелегко среди сверстников. Поэтому задача педагога – помочь ребенку не только раскрыть свой талант, но и выстроить взаимоотношения с окружающими.

Как выделить одаренного ребенка? На наш взгляд, ребенок с зачатками одаренности обладает определенными признаками одаренности, которые характерны для его развивающейся личности и отличают его от своих сверстников:

  • высокий уровень развития речи и мышления, оригинальность и нестандартность мышления; повышенный объем внимания, способность к длительной сосредоточенности;
  • обладание хорошей памятью;
  • проявление увлеченности, любознательности, высокая познавательная активность, широта интересов;
  • высокий уровень обучаемости, получение удовольствия от процесса познания;
  • самостоятельный выбор занятия, стремление доводить свою деятельность до соответствия высоким требованиям;
  • креативность, яркое воображение, восприимчивость ко всему новому, необычному;
  • самостоятельность, независимость, уверенность в себе;
  • повышенная чувствительность, возбудимость, ранимость, гиперактивность, постоянное привлечение к себе внимания окружающих.

Понять и принять таких детей удается далеко не всем педагогам и родителям. Трудности в общении с такими детьми, неприятие их иногда наблюдается и в детском саду. Не все так просто и легко, когда в группе нестандартный ребенок, проявляющий признаки одаренности. Плохо, если подобный ребенок останется непонятым и непринятым таким, какой он есть, со всеми его особенностями. Одаренные дети часто обнаруживают обостренное чувство справедливости, возникающее за счет опережающего нравственного развития. Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

Одаренным детям свойственен высокий энергетический потенциал: они рано перестают спать днем, активны в течение всего времени пребывания в детском саду. Не редко родители и воспитатели создают вокруг одаренного ребенка "эффект ореола", ожидая от него высоких результатов буквально во всем. Однако вполне возможно, что способности ребенка высоки только в отдельных сферах. Одаренному дошкольнику полезно сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Ребенок может принимать участие и получать удовольствие от занятий, в которых он не преуспевает.

Как бы ни было трудно педагогу в общении с таким ребенком, он должен постараться изменить непростую ситуацию.

Одаренность – это, безусловно, природный дар, который иногда оказывается слишком тяжелой ношей для его обладателя и создает множество проблем. Одаренность как драгоценный камень, который засверкает своими гранями только после того, как побывает в руках мастера. Как бы ни был одарен ребенок, он нуждается в заботливых и внимательных педагогах, которые придадут его природному дару нужный блеск.

Одаренность - это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.

Одаренность традиционно раскрывается через понятие способностей. Оценка способностей ребенка дает возможность в основном выявить наличие одаренности и определить степень ее выраженности.

В психологии принято выделять следующие признаки способностей.

Способности - это такие психологические качества, которые присущи людям в равной степени и отличают одного человека от другого. Они существуют - развиваются и проявляются - в человеческой деятельности. От них зависит успешность овладения разными видами деятельности и возможность достижения того или иного уровня успешности в их осуществлении.

Способности надо отличать, с одной стороны, от степени обученности ребенка - и, с другой стороны, от его желания или нежелания что-либо делать, от степени его заинтересованности в достижении хороших результатов.

Разные виды способностей выделяют в связи с теми видами деятельности, в которых они развиваются и проявляются. Существуют общие способности, которые влияют на успешность во многих видах деятельности. Другой круг способностей, которые существенны только для отдельных видов деятельности, называют специальными.

Обычно дети с высоким развитием общих способностей обнаруживают значительные успехи в самых разных видах деятельности, но далеко не обязательно - во всех. Для этого у них может не хватить соответствующих специальных способностей.

Родители и педагоги обычно проявляют заботу в отношении умственных способностей, одаренности ребенка в музыкальной и изобразительной деятельности.

Одаренность человека нуждается в постоянном развитии. Она как растение, которое необходимо взращивать с любовью. Без заботы и внимания оно угасает. Поэтому мы стремимся объединить свои усилия вместе с семьей в деятельности по воспитанию и развитию одаренных детей. И, возможно, одаренных детей станет больше.

Особенности развития одаренных детей.

Познавательное развитие.

- Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

- Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.

- Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

- Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.

- Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

- Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

Психосоциальная чувствительность.

- Одаренные дети обнаруживают обострённое чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

- Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

- Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.

- Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки. -

- Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

- Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.

- Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.

- Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

Физические характеристики.

- Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.

- Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей.

Проявления одаренности и проблемы одаренных детей

Внешнее проявление творчества многообразно. Оно выражается в более быстром развитии речи и мышления, в любознательности ребенка, его исследовательской активности, ранней увлеченностью какой-либо деятельностью (музыкой, рисованием). Исследования показали, что развитие речемыслительной деятельности малыша в первые годы жизни неразрывно связано с двигательной сферой. Овладевая движениями рук, ходьбой, ребенок познает предметы и действия с ними. Одновременно идет развитие пассивной речи, т. е. понимание слов.

Раннее овладение речью проявляется в использовании большого количества слов, речь состоит из длинных и сложных предложений. Исследователи отмечают, что многие одаренные дети не говорят рано, но, становясь старше, демонстрируют выдающуюся речевую способность.

Одаренность в интеллектуальной сфере проявляется в том, что дошкольник читает вывески, заголовки, книги, решает математические задачи, проводит связи между явлениями, событиями, хорошо запоминает факты и события, интересуется социальными и моральными проблемами, долго сохраняет внимание, задает вопросы. Такие дети довольно быстро осваивают чтение, письмо, счет, сравнительно легко овладевают иностранными языками. Родителям необходимо обратить внимание на систематичность знаний ребенка. Не нужно стремиться, чтобы ребенок как можно больше запомнил фактов, событий, названий.

К проявлениям творческого потенциала относится любознательность ребенка, его исследовательская активность. Преобладающая у одаренного ребенка познавательная мотивация выражается в форме исследовательской активности и проявляется в большей чувствительности к новому, к новизне ситуации, обнаружении нового в обычном.

Многочисленные вопросы ребенка, которые порой озадачивают, утомляют, есть не что иное как проявление творческого склада ребенка.

Одна из особенностей дошкольного детства – очень широкий спектр интересов ребенка, довольно быстрая их смена. Важно не навязывать своих интересов ребенку, дать ему свободу выбора, поиска. Важно вовремя поддержать, помочь ребенку.

В детстве многие дети талантливы. В творчестве маленького ребенка есть нечто художественно ценное, роднящее его с подлинным искусством.

Как важно вовремя понять ребенка, понять его детский мир фантазий и сказочных превращений. Входя в этот мир, соприкасаясь с ним, не разрушайте его необдуманным словом или поступком. Свое отношение, переживание, оценку ребенок может выразить через цвет. И медведи могут быть разноцветными, потому что в представлении ребенка они очень разные этот –добрый, этот – злой, этот – забияка.

Проблемы одаренных детей.

Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно, но высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы. Уитмор (1880), изучая причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы:

  1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству проявляется рано.
  2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.
  3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.
  4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т. к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
  5. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
  6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.

Неприязнь к занятиям. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Дополнительно.

Предпосылки одаренности детей дошкольного возраста.

Проблема выявления одаренности детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации. Дошкольный возраст является сензитивным для усвоения творческих моделей взаимодействия со средой. Ребенок уже обладает определенной самостоятельностью, навыками самообслуживания, социальной, общественной и учебной жизни. Дети приобретают умение учиться, ими усваиваются основные социальные конвенциональные нормы. Появляющийся на этой основе личностный диссонанс между возможностями и требованиями среды, отношением к ребенку окружающих порождает потребности в новых средствах самовыражения. Малыш в одно и то же время старается вести себя как взрослый, хочет признания своей «самости», однако удовлетворение большинства потребностей все еще зависит от взрослых.

У дошкольника кардинально изменяется самосознание, у него возникает пристальный интерес к эмоциональной жизни близких, сверстников. Отсюда столь характерное для этого возраста стремление к дружескому общению, контактам со сверстниками и взрослыми. Учитывая данные особенности дошкольного возраста, необходимо создавать условия для развития одаренности и строить специальные программы, направленные на выявление и развитие творческого потенциала детей.

Одно из направлений, позволяющих развивать одаренность, - художественно-эстетическое . Оно основывается на категориях эстетики – науки, изучающей закономерности природы, чувственного освоения действительности. Именно художественно-эстетическое воспитание через формирование нравственных представлений призвано решать задачу развития творческого отношения к окружающей действительности, что составляет базис для появления предпосылок одаренности.

Развитие у детей дошкольного возраста одаренности может успешно решаться средствами разных видов искусства.

В русле художественно-эстетического воспитания необходимо через синтез различных искусств создать такую систему, которая способствовала бы не только положительной динамике какого-либо одного вида одаренности, но гармоничному развитию личности дошкольника. Процесс художественно-эстетического воспитания сложен и многогранен. Однако в нем могут быть выделены некоторые главные моменты, составляющие основную модель этого процесса.

Первым компонентом модели (по Н. А. Ветлугиной) можно назвать формирование у ребенка эмоционально-нравственного отношения. В процессе приобщения детей к искусству педагог должен так организовать свою деятельность, чтобы дать им возможность эмоционально пережить произведение, стать участником действия.

В качестве второго компонента выступает формирование у ребенка способности к самообучаемости, которая должна формироваться у каждого ребенка в различных видах деятельности и давать возможность правильно организовать свою поисковую деятельность, самостоятельно находить новые знания, усваивать их. В области искусства ребенок учится самостоятельно конструировать художественный образ, находить выразительно-изобразительные средства для его передачи, действовать с ним в воображаемой ситуации, экспериментировать.

В художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста большую роль играют совместные действия: игра, коллективное рисование, музыкальные занятия, театрализованные представления и т. п. В группе сверстников дети могут не только поделиться своими эмоциями, видением мира, но и получить обратную связь на определенные модели поведения, т. е. дети учатся взаимодействию с социумом.

Третий компонент модели – формирование индивидуальных художественно-эстетических свойств личности. В эстетике такие индивидуальные качества объединяются понятием «эстетический вкус». В дошкольном детстве формируются предпосылки вкуса, эмоционально-оценочное отношение ребенка к окружающей действительности, в котором сосуществуют эмоциональное и рациональное. О сформированности такого отношения свидетельствует степень сознательности, проявляемая в детских оценках и мотивировках, которые они дают этим оценкам.

Педагог должен постепенно подводить детей к самостоятельной оценочной деятельности, вначале совместно с ними оценивая различные ситуации в жизни, отношениях между людьми, в природе, произведениях искусства. Необходимо приводить собственные суждения, затем предлагать детям проблемные вопросы, когда необходимо сделать выбор в соответствии со сформированным у них художественно-эстетическим отношением и дать этому выбору сознательную мотивировку.

В художественной деятельности дошкольников обязательно присутствует оценочный этап, когда детям предлагается оценить собственную работу и работы сверстников, мотивировать свою оценку.

Первые нравственные представления и понятия наиболее успешно формируются у детей под воздействием произведений искусства. Художественно-эстетическое воспитание детей обеспечивается с помощью разнообразных методов: побуждение к сопереживанию; убеждение при формировании первоначальных проявлений эстетического вкуса; метод поисковых ситуаций, побуждающий детей к самостоятельным действиям, творчеству. Формы организации художественно-эстетического воспитания могут быть различными: в непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений.

Особое внимание в современном дошкольном образовании уделяется интегрированным занятиям, в которых воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусства. Характерная особенность этих занятий – объединение заданий по определенным темам.

В процессе художественно-эстетического воспитания дети с помощью педагогов и специалистов, а также самостоятельно учатся использовать художественно-выразительные средства всех видов искусства для передачи замысла. Совместные действия педагога с детьми, общение со сверстниками создают необходимые условия для развития одаренности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагога с гиперактивными детьми

Работа педагога с гиперактивными детьми...

Приёмы и методы для работы с агрессивными, гиперактивными детьми.

в каждой группе встречается хотя бы один такой ребенок…- он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки;-намеренно употребляет грубые выражения,- “гроза&rdq...

Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми.

Появление гиперактивного ребенка в группе детского сада с первых же минут осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести занятие, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает воспитателя. Безу...

"Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в работе педагога-психолога в детьми дошкольного возраста" консультация для педагогов

Арт-терапия -это технология лечения и развития при помощи искусства, творчества. С помощью арт-терапии мы развиваем в ребенке способность самовыражения и самопознания. Соответственно идет га...

Работа педагога с гиперактивными детьми

При взаимодействии с гиперактивными детьми в детском саду нередко возникают конфликтные ситуации и стрессовые состояния, как у самих детей, так и у педагогов. Предлагаются способы выхода из конфликтны...

Методы и приемы применяемые в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми ТНР отягощенные дефицитом внимания, гиперактивностью.

В последние годы отмечается значительный рост количества детей, чьи трудности в речевом развитии связаны с такими психологическими особенностями, как гипервозбудимость, двигательная  расторможенн...

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (гиперактивность или дефицит внимания) «Контроль и я – лучшие друзья»

Программно-методическое пособие «Контроль и я - лучшие друзья» педагога-психолога Ляшко Т.Н., представляет собой самостоятельно созданное пособие  для коррекционной работы с детьми с ...