Программа кружка «Волшебные краски»
методическая разработка по рисованию (средняя группа)

Никитина Евгения Анатольевна

Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник  рисования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_volshebnye_kraski.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

 Программа кружка «Волшебные краски»

Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»

Раздел «Рисование»

Возраст: 4-5 лет (средняя группа)

Пояснительная записка

          Актуальность кружка дополнительного образования обусловлена тем, что происходит сближение содержания работы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
          Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
          Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы,выраженияиндивидуальности.
         Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.

Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования.   Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.

Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует  эффективному развитию детского творчества.

Цель данного кружка  создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник  рисования.

Задачи:

-Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т.д.)

-Обучать  основам создания художественных образов.

-Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.

-Совершенствовать  умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.

-Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.

-Воспитывать аккуратность в работе  и бережное  отношение к  материалам, используемым в работе.

Подходы и методы их реализации:

-Систематические занятия.

-Игры, игровые приемы.

-Организация и оформление выставок детских работ.

-Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.

Организация занятий кружка:

Одно занятие в неделю продолжительностью 20 минут.

Ожидаемый результат работы кружка:

1.Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.

2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.

3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.

4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

  Нетрадиционные художественные техники

-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Рисование ладошкойребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) .


Перспективный  план кружковой работы.

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Задачи

Материал

                                      Октябрь

1.«Окраска воды»

Освоение цветовой гаммы

Получать различные оттенки красного цвета. Называть предметы, имеющие такой же цвет. Развивать воображение, наблюдательность

2 прозрачные баночки с водой, краски,гуашь.

2. «Веточка рябины».

Рисование пальчиками

Учить детей рисовать ягоды рябины, используяпальцевую живопись( рисование одним пальцем).закрепить знание цвета.

Гроздь рябины,гуашь красного   цвета

3 «Рыбки»

Рисование ладошкой

Закреплять знания цветов,развивать творческое воображение, внимание,мелкую моторику пальцев рук.

Краски,тарелочка, салфетки, листы бумаги.

4. «Красивый букет»

Печатание листьев

Продолжать знакомить с новыми видами изобразительной техники,развивать у детей фантазию, творческие способности, воспитывать интерес к осенним явления природы

Гуашь,засушенные листья деревьев

ноябрь

1«Ежик»

Метод тычка

Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость

Бумага, гуашь, жесткие кисти

2«Черепашка».

Рисование поролоном

Учить равномерно, распределять краску по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость

Картон, изображение черепахи, поролон, гуашь.

3«Мышка».

Метод тычка

 Учить равномерно наносить тычок на небольшие участки изображения, соответствующим участку изображения цветом.

Изображение мыши на картоне, жесткая кисть, гуашь.

4

« По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли»

Рисование смятой бумагой.

Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику.

Газета, листы бумаги, разноцветные краски.

декабрь

1. «Рисование варежки» 

Рисование ватными палочками

Развивать умение пользоваться ватной палочкой для рисования, формирова умение создавать узоры по замыслу, развивать сенсорное восприятие

Листы бумаги,гуашь, салфетки

2.«Белая береза»

Рисование с элементами отрывной аппликации

Учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей рисунка

Листы бумаги,салфетки, клей.

3 

«Ёлочка пушистая, нарядная».

Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Листы бумаги, цветная гуашь, жёсткие кисти

январь

1 

«Мои рукавички».

Оттиск пробкой, рисование пальчиками

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.

Лист бумаги с изображением рукавички, пробки, цветная гуашь.

2 

«Зимнее дерево»

Рисование ладошками

Закреплять навыки рисования гуашь с помощью ладошки Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Гуашь, листы бумаги,тарелочки.

3 

«Снегири на ветке».

Рисование способом тычка.

Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования

4

«Нарисуй, что хочешь».

Работа со знакомыми техниками

Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность.

Ящик с 2 отделениями:

1. материал (на чем)

2. инструмент (чем)

февраль

1 

«Мое любимое дерево».

Рисование мазком, монотипия, набрызг.

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные техники: сентябрь-монотипия, октябрь - мазки, ноябрь - набрызг. Учить соотносить количество листьев и цвет. Развитие чувства композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках.

Пейзажи, гуашь, набор кистей, трафареты и принадлежности для рисования.

2 

«Зимний пейзаж».

Кляксография.

Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.

Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

3

«На что похоже?»

Техника монотипии

Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию

Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки

4

«Подарок папе».

Разные

Вызвать желание порадовать пап и дедушек.

Материал для рисования

март

1 

«Букет для мамы».

Рисование ладошками.

Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику.

Листы бумаги с заготовками  вазы и стебля цветка, гуашь, кисти.

2 

«Какого цвета весна».

Монотипия.

Обогащать и расширять  художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски

Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки.

3 

«Берег реки».

Рисование по сырому фону

Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию.

Литы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки.

4 

«Волшебная страна – подводное царство».

Рисование ладошками

Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов.

Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь.

апрель

1 

«Звездное небо».

Печать поролоном по трафарету; набрызг

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон.

2

«Домик для лисы».

Рисование печатное(с кирпичиком)

Развивать координацию движений рук. Мелкую моторику. Воспитывать эмоциональную отзывчивость

Детский строительный материал: кубики, кирпичики, бумага. гуашь

3 

«Облака».

Рисование по сырому фону

Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность.

Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон.

4

«Плюшевый медвежонок».

Способ изображения - рисования поролоновой губкой

Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа

Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь

май

1 

«Попугаи».

Рисование ладошками.

Закреплять умение рисовать ладошками, повторение сочетание цветов.

Лист белой бумаги, гуашь, салфетки.

5

«Цветущая веточка».

Смешенная техника.

Рисование зелени методом тычка, изображение цветов ватными палочками.

Листы бумаги с изображением веток с листочками; гуашь, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки; ветка с цветами черёмухи или жасмина.

Список используемой литературы:

1. Общеобразовательная программа дошкольного образования « Детство» Т.И. Бабаева, З. А. Михайлова, А.Г. Гогоберидзе.

2. Р.Г. Казакова « Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.

3. К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.

4. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа

5. И.А. Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития

6. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа

7. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

8. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Волшебные краски"

В данной программе использование нетрадиционных приемов рисования способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий, оформлять их до узнаваемых изображений. Все темы, вхо...

Программа кружка "Волшебные краски"

Программа расчитана на учебный год. Основная цель кружковой работы с детьми:  развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умения нестандартно мыслить при решении изобразительны...

программа кружка "ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ" средняя группа

Программа бесплатного кружка для детей средней группы. В данной программе предлагаются конспекты увлекательных занятий цветными карандашами, красками и гуашью традиционнионными и нетрадиционными метод...

программа кружка "Волшебные краски" старшая- подготовительная группа

Программа кружковой работы с детьми старшей и подготовительной группы по нетрадиционным техникам рисования....

Программа кружка «Волшебные краски» (нетрадиционные техники рисования) в рамках программы “Московское долголетие”

Проект Мэра Москвы "Московское долголетие" предназначен для активных москвичей старшего поколения. Заниматься творчеством никогда не поздно! Нами разраьботана программа кружка "Волшебны...

Рабочая программа кружка «Волшебные краски» по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей 1 младшей группы

Этой программой  пользуюсь при работе с детьми посещающими кружок. Результаты очень хорошие....

Программа кружка "Волшебные краски" для детей старшего дошкольного возраста

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс....