План индивидуальной работы по художественно – эстетическому развитию (рисование)с детьми, имеющими особенности развития
методическая разработка по рисованию

Лухнова Лариса Сергеевна

План индивидуальной работы по Художественно - эстетическому развитию,с детьми имеющими особенности развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

План индивидуальной работы

по художественно – эстетическому развитию (рисование) с детьми, имеющими особенности развития

«Маленькие волшебники»

(для детей 6-7 лет)

Лухнова Л.С.

Воспитатель Изодеятельности

                                                                   

                                                                         

Одной из важных задач коррекционно-образовательного процесса является социальная реабилитация и адаптация детей с ОВЗ, в частности с умственной отсталостью. Каждому ребенку необходим определенный уровень знаний, умений и навыков, чтобы он мог взаимодействовать с окружающей средой, адекватно реагировать на происходящее, участвовать в общественно-полезной жизни. Ручной труд – один из важнейших аспектов социальной реабилитации и адаптации детей с ОВЗ при овладении программой школьного обучения.

 

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет отметить, что данный аспект рассматривается не в полном объеме в отношении детей с ОВЗ, поэтому перед педагогами групп компенсирующей направленности встала проблема по систематизации, организации и адаптации существующих методик, в частности разработка и адаптация системы формирования умений и навыков по изобразительному творчеству у дошкольников имеющих особенности развития.

Основной задачей в настоящее время является коррекция недостатков психофизического развития, подготовка воспитанников к трудовой деятельности. Отмечается, что дети  обнаруживают крайнюю неумелость, их пальцы вялы, не удерживают мелких предметов, не могут осуществлять сопоставительных движений, с трудом овладевают навыками самообслуживания, испытывают трудности при освоении операционально-технических умений в изобразительной деятельности. Занятия творчеством играют важную роль при коррекции данных нарушений.

Организация занятий детей имеющим особенности развития предполагает ряд требований, которые будут способствовать формированию у них умений и навыков работы по Изобразительному творчеству:

  • Воспитатель чаще использует в работе с детьми метод пассивных движений;
  • Сотворчество воспитателя и ребенка идет до усвоения необходимых умений и навыков у детей;
  • Управление процессом творческого самовыражения должно способствовать нормализации эмоционального состояния ребенка и положительно влиять на его психическое развитие;
  • Игры и игровые приемы должны стать основой интереса к выполняемой работе и стимулом достижения поставленных воспитателем задач;
  • Закрепление полученных на занятиях умений и навыков необходимо проводить в свободное от занятий время;
  • Для овладения детьми ручной умелостью необходимо проведение предварительной работы по развитию мелкой моторики рук через использование различных приемов;
  • Чаще использовать индивидуально-коррекционные занятия с детьми;
  • Формировать у детей уверенность в своих силах, в возможности успешной деятельности в воспитательно-образовательном процессе;
  • Выбирать такие приемы и методы воспитания и обучения, чтобы они соответствовали психофизическим особенностям и возможностям детей;
  • При объяснении нового материала подчеркивать главное, существенное, возвращаясь к нему неоднократно, как в учебной, так и вне учебной деятельности;
  • Не давать для усвоения в ограниченный отрезок времени большой и сложный материал. Целесообразно разделить его на отдельные части и давать их постепенно;
  • Помнить, что все инструкции должны быть четкими, логичными, завершенными;
  • Целенаправленно развивать у детей самоконтроль, предлагать им самостоятельно находить ошибки в своих и чужих работах, но делать это тактично;
  • Используемая наглядность должна соответствовать действительности и этапу занятия;
  • Создать максимально спокойную обстановку на занятии, в группе, атмосферу взаимопонимания, комфортного психологического климата посредством доброжелательного отношения педагога к каждому ребенку, умелого сочетания фронтальной и индивидуальной работы, оказания помощи (направляющей, корректирующей, стимулирующей), поощрения любой, даже незначительной положительной динамики в освоении программного материала, соблюдение охранительного режима.

У многих детей  обнаруживается двигательная расторможенность, они крайне неусидчивы, поэтому при организации успешной работы по творчеству рекомендуем придерживаться следующих принципов:

  • игровая форма должна быть доминирующей;
  • использование эмоций для привлечения внимания детей, интереса, повышенной мотивации обучения, пробуждения познавательных потребностей;
  • использование подражательности как первоначального алгоритма для выполнения работы;
  • предметно-действенное обучение, организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами по определенным задачам, поставленным воспитателем. Речь сопровождает деятельность, но не подменяет ее;
  • детальное расчленение материала на простейшие элементы при соблюдении его систематичности и последовательности. Обучение ведется по каждому этапу работы и лишь затем они объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению;
  • постоянное усложнение самостоятельных действий детей: от действий по подражанию к действиям по образцу, по рисунку (фотографии), по условию, по замыслу;
  • большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях;
  • индивидуальная работы на занятии, обязательная фиксация и эмоциональная положительная оценка малейших достижений ребенка.

Работа творчеством  способствует развитию сенсомоторики, согласованности в работе глаз и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе работы  постепенно формируется система специальных навыков и умений. Так ещё В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований у детей — на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Занятия  должны проводиться регулярно, только тогда будет, достигнут наибольший эффект. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Перспективный план включает в себя три цикла.

Первый цикл «Я и природа»: подготовка руки ребенка к точным, энергичным движениям через систему коротких специальных занятий, проводимых как с подгруппой детей, так и индивидуально.

Второй цикл «В мире прекрасного»: подготовка руки ребенка к более точным и ловким движениям пальцев через задания на развитие точности движений, проводимых как с подгруппой детей, так и индивидуально.

Третий цикл «Я- волшебник»: формирование точных, произвольно направленных и координированных движений руки через изготовление более сложных  работ .

Перспективный план работы по изобразительной деятельности  с детьми, имеющими особенности развития (4-6 лет)

 Задачи:

  1. Развивать желание заниматься  творчеством.
  2. Обучать детей способам действия в различных техниках  исполнения.
  3. Формировать умение применять смешанные техники, рисование деталями природного материала (семена, скорлупа грецких орехов) при помощи пластилина.
  4. Украшать изделия .
  5. Воспитывать желание обыгрывать свою работу, беречь результаты своего труда и труда сверстников.
  6. Способствовать развитию психических процессов, мелкой моторики рук.

Вид деятельности

Название занятия

Программное Содержание

Цикл: «Я и природа»

Сентябрь

Рисование и аппликация

«Богатства осени»

Закрепить знакомство с жанром живописи – натюрмортом; учить рисовать овощи и фрукты разными изобразительными материалами: восковыми мелками, фломастерами, маркерами. Закреплять умение аккуратного вырезывания и наклеивания, находить место на большом листе бумаги для своего рисунка, работать в коллективе.

Рисование сюжетное в технике граттаж. I занятие – изготовление основы.

«Рыженькая осень»

(часть 1)

Ознакомить с техникой граттажа, учить делать основу.

Рисование сюжетное в технике граттаж II занятие - процарапывание.

«Рыженькая осень» (2 часть)

Учить выполнять несложную композицию методом процарапывания, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Рисование Печатаем листьями по бумаге

Удивительные отпечатки

Познакомить с техникой печатания используя листья деревьев. Обогащать и развивать внутренний мир ребенка, дать возможность проявить творческое воображение

октябрь

Рисование на ткани

«Клумба из осенних цветов»

Воспитывать желание передавать в рисунке свои впечатления; учить создавать коллективную работу на ткани; учить изображать цветы разной формы, разных цветов и оттенков, используя приёмы примакивания, рисования всей кистью и её концом; учить располагать рисунки на общем полотне, создавая композицию.

Аппликация

«Разноцветный полет»

Закреплять умение вырезать симметричное изображение бабочки из бумаги, сложенной вдвое, симметрично располагать узор на крыльях. Поощрять оригинальный подход к работе. Развивать интерес к коллективной работе. 3. Лепка рельефная из пластилина «В лес по ягоды» Продолжать учить детей создавать техникой барельефной лепки изображение северных ягод морошка, черника, брусника

Лепка рельефная из пластилина

«Ягоды в лукошке»

Продолжать учить детей создавать техникой барельефной лепки изображение северных ягод (морошка, черника, брусника).

Рисование ватными палочками

«Грибное лукошко»

Воспитывать желание передавать в рисунке свои впечатления; учить изображать грибы разной формы, разных цветов и оттенков, используя приёмы рисования ватной палочкой, техника: «Пуантилизм», рисования всей кистью и её концом; учить располагать рисунки на общем полотне, создавая композицию.

2 Цикл: «В мире прекрасного»

Ноябрь

Гуашевое волшебство. Отпечатки.

«Белочки – подружки»

Способствовать развитию мелкой моторики руки, развитию воображения, творческого мышления и фантазии. Расширять знания об окружающем мире.

Рисование с использованием нетрадиционной техники изображения: печать по трафарету, набрызг

«Звездное небо»

Научить упражняться в комбинировании различных техник изображения, развивать чувство композиции и колорита.

Аппликация из фольги и фантиков

«Звездочки танцуют»

Вырезание звездочек из фольги и красивых, сложенных дважды по диагонали, фантиков, освоение прорезного декора.

Рисование Кляксография

«Что за чудо – эта клякса»

Развивать глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение

Декабрь

Рисование с использованием нетрадиционной техники изображения (свеча и акварель)

«Морозные узоры на окнах»

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования парафином. Научить выполнять работу в определенной последовательности, развивать воображение, воспитывать эстетическое отношение к морозным узорам.

Гуашевое волшебство. Отпечатки.

«Злючки – кусачки»

Способствовать развитию мелкой моторики руки, развитию воображения, творческого мышления и фантазии. Расширять знания об окружающем мире, учить выплеску накопившейся негативной энергии и расслаблению.

Аппликация в технике «декупаж»

«Коробочка для секретиков»

Познакомить детей с новой техникой «декупаж». Развивать усидчивость, аккуратность, воображение

Февраль

Рисование по восковому подмалевку

«Загадочное дерево»

Учить накладывать краску на поверхность, на которую до этого нанесли «рисунок» воском.

Рисование в технике «набрызг»

«Зашумела, разгулялась в поле непогода»

Учить рисовать пейзаж с помощью нетрадиционной техники, развивать воображение, аккуратность

Рельефная лепка

«Снеговик»

Вызвать у детей положительные эмоции. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания. Стимулировать интерес к экспериментированию в работе, включать в оформление «бросовый материал» для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте.

Аппликация с элементами рисования

«Заснеженный дом»

Создание выразительного образа заснеженного дома, творческое применение разных техник аппликации.

3 Цикл: «Я – волшебник»

Март

Рисование свободный батик – по сырому фону

«Вальс цветов»

Познакомить детей с техникой батик – закреплять последовательность выполнения с помощью элементов моделирования.

Рисование узелковый батик

«Чудо салфетки»

Продолжать знакомить детей с техникой батик. Показать способ создания рисунка на ткани с помощью поролоновых тампонов, узлов

Рисование на стекле

Путешествие волшебной капли

Дать возможность поэкспериментировать с растекающейся каплей, учить создавать причудливые рисунки, развивать фантазию и воображение

Лепка Пластилиновая живопись

«Я рисую пластилином»

Познакомить детей с новым способом создания картины на стекле с помощью пластилина

Апрель

Аппликация

«Праздничная верба»

Продолжать знакомить с христианской традицией через изображение вербы. Закрепить умение скатывания шариков из салфеток

Рисование и роспись яиц

«Пасхальные яйца»»

Познакомить с христианской традицией через художественно-образное восприятие и роспись пасхального яйца. Учить украшать пасхальные яйца, формировать навыки пасхальной росписи яйца, развивать цветовосприятие, чувство ритма.

Гуашевое волшебство. Отпечатки.

«Лебедь по морю плывет»

Способствовать развитию мелкой моторики руки, развитию воображения, творческого мышления и фантазии. Расширять знания об окружающем мире

Лепка в нетрадиционной техникепластилинография.

«Лебеди»

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии

Май

Аппликация на тарелке

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет

Учить создавать рельефную поверхность при помощи ткани

Рисование сюжетное в технике «флуоресцентным и карандашами + акварель»

«Золотая рыбка»

Учить создавать композицию на листе бумаги, раскрашивать рисунок карандашами, накладывать фон акварелью.

Рисование с использованием нетрадиционной техники «печать фалангами пальцев»

«Морские коньки»

Учить использовать технику «печать фалангами пальцев» для изображения предмета, состоящего из нескольких частей. Продолжать формировать умение рисовать нетрадиционным способом по мокрому листу

Рисование с использованием соли

«Морской пейзаж»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционными видами рисования, используя нестандартные материалы. Развивать творчество, воображение.

Перспективный план работы по изобразительной деятельности  с детьми, имеющими особенности развития (6-7 лет)

 Задачи:

  1. Развивать желание заниматься  творчеством.
  2. Обучать детей способам действия в различных техниках  исполнения.
  3. Формировать умение применять смешанные техники, рисование деталями природного материала (семена, скорлупа грецких орехов) при помощи пластилина.
  4. Украшать изделия .
  5. Воспитывать желание обыгрывать свою работу, беречь результаты своего труда и труда сверстников.

Способствовать развитию психических процессов, мелкой моторики рук.

Вид деятельности

Название занятия

Программное Содержание

1 Цикл: «Я и природа»

Сентябрь

Рисование печать листьев

«Осень на опушке краски разводила»

Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы; развивать чувства композиции, цветовосприятия.

Аппликация из природного материала

«Осенний цветок»

Научить пропорциональному расположению деталей цветка. Развивать интерес к природным материалам. Воспитывать аккуратность.

Рисование сюжетное в технике граттаж.

«Рыженькая осень»

Учить выполнять несложную композицию методом процарапывания, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Рисование смешивание цветов

«Цветик – разноцветик»

Закрепить представления детей о цветовом многообразии, ознакомить с хромотическими (основными) и ахроматическими цветами. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. Развивать чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

октябрь

Пластилинография

«Фрукты в вазе»

Обобщать представления детей о фруктах, об их характерных особенностях. Развивать композиционные умения, правильно, со вкусом располагать предметы. Учить достижению выразительности через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображения мелких деталей у фруктов: черенков, семян

Рисование монотипия

«Пейзаж у озера»

Познакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа – монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятия о симметрии. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натры, а придумать его самому

Рисование расчесывание краски

«Верблюд в пустыне»

Воспитывать у детей интерес к природе разных климатических зон. Расширять представление о пустыни, развивать умение передавать свои впечатления в рисунке. Познакомить с новым приемом рисования – «расчесывание» краски. Освоение нового графического знака – волнистая линия, отработка плавного, непрерывного движения руки. Закрепить умение передавать колорит, характерный для пустыни, подбирая нужные цвета

Рисование ватными палочками

«Грибное лукошко»

Воспитывать желание передавать в рисунке свои впечатления; учить изображать грибы разной формы, разных цветов и оттенков, используя приёмы рисования ватной палочкой, техника: «Пуантилизм», рисования всей кистью и её концом; учить располагать рисунки на общем полотне, создавая композицию.

2 Цикл: «В мире прекрасного»

Ноябрь

Рисование и аппликация из бумаги (коллаж)

«Лес, точно терем расписной»

Самостоятельный поиск оригинальных способов создания кроны дерева (обрывная и накладная, прорезной декор) и составление многоярусной композиции.

Рисование поролоном

«Плюшевый медвежонок»

Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистность). Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей

Аппликация из фольги и фантиков

«Звездочки танцуют»

Вырезание звездочек из фольги и красивых, сложенных дважды по диагонали, фантиков, освоение прорезного декора.

Рисование Кляксография

«Что за чудо – эта клякса»

Развивать глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение

Декабрь

Рисование нитками

«Красивые картинки из разноцветных ниток»

Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом. Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Учить аккуратно пользовать клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой. Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру, развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук

Гуашевое волшебство. Отпечатки.

«Злючки – кусачки»

Способствовать развитию мелкой моторики руки, развитию воображения, творческого мышления и фантазии. Расширять знания об окружающем мире, учить выплеску накопившейся негативной энергии и расслаблению.

Ленточная аппликация

«Веселый хоровод снеговиков»

Вызвать желание сделать открытку с сюрпризом своими руками. Закреплять ленточный способ вырезания сложной формы по нарисованному контуру. Уточнять ее специфику и раскрыть символику (дружба)

Февраль

Рисование по восковому подмалевку

«Загадочное дерево»

Учить накладывать краску на поверхность, на которую до этого нанесли «рисунок» воском.

Рисование в технике «набрызг»

«Зашумела, разгулялась в поле непогода»

Учить рисовать пейзаж с помощью нетрадиционной техники, развивать воображение, аккуратность

Рисование свечой – фотокопия

«Морозные узоры»

Вызвать интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования. Развивать воображение, творчество.

Аппликация с элементами рисования

«Заснеженный дом»

Создание выразительного образа заснеженного дома, творческое применение разных техник аппликации.

3 Цикл: «Я – волшебник»

Март

Рисование (мозаичное панно)

«Зимние забавы»

Закреплять умение передавать в рисунке своё отношение к зимним играм; развивать воображение, восприимчивость к происходящему. Учить планировать работу и объединять рисунки в мозаичное панно по содержанию. Воспитывать чувство открытости, коллективизма, сотрудничества

Рисование узелковый батик

«Чудо салфетки»

Продолжать знакомить детей с техникой батик. Показать способ создания рисунка на ткани с помощью поролоновых тампонов, узлов

Рисование на стекле

Путешествие волшебной капли

Дать возможность поэкспериментировать с растекающейся каплей, учить создавать причудливые рисунки, развивать фантазию и воображение

Рисование солью

«Дед Мороз»

Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Закрепить умение рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину. Закрепить навыки рисования гуашью, умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон для получения более светлого оттенка. Побуждать детей к творческой активности, помочь в овладении изобразительными навыками и умениями.

Апрель

Техника выполнения витражей – клеевые картинки

«Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы»

Формировать интерес к зимней природе, помочь увидеть и почувствовать ее красоту в художественных образах прозы и поэзии. Познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения. Выработать навык проведения пересекающихся линий в разных направлениях. Закрепить навык смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон для получения более светлого оттенка

Рисование и роспись яиц

«Пасхальные яйца»»

Познакомить с христианской традицией через художественно-образное восприятие и роспись пасхального яйца. Учить украшать пасхальные яйца, формировать навыки пасхальной росписи яйца, развивать цветовосприятие, чувство ритма.

Рисование по восковому подмалевку

«Звездное небо»

Воспитывать эстетическое восприятие природы и ее изображений нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию

Рисование веревочкой

«Одуванчики»

Развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику; совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений; добиваться четкого и аккуратного изображения

Май

Рисование песком

«Красивый пейзаж»

Продолжать знакомство с жанром изобразительного искусства – пейзажем; учить рисовать деревья, кусты

Рисование сюжетное в технике «флуоресцентным и карандашами + акварель»

«Золотая рыбка»

Учить создавать композицию на листе бумаги, раскрашивать рисунок карандашами, накладывать фон акварелью.

Художественный труд выполнения витражей – клеевые картинк

«Витражи для терема Лета

Продолжать знакомить детей с понятием «витраж», техникой ее выполнения. Закрепить умение рисовать прямые линии в разных направлениях. Учить детей умению подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для летнего сезона

Рисование с использованием соли

«Морской пейзаж»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционными видами рисования, используя нестандартные материалы. Развивать творчество, воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение семей с детьми, имеющими особенности развития.

Сформировать представление о психологическом сопровождении семей с детьми с особенностями в развитии; исследовать потенциал семейного воспитания ребёнка с ОВЗ в ряду стратегических направлений воспита...

коррекционная работа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие. Рисование" с детьми, имеющими проблемы со здоровьем.

В каждой группе детского сада есть дети, имеющие недоразвитие речи, нарушения мелкой моторики,  задержкой психического развития.   Рисование карандашами, кистью требует от них высокого ...

ОБУЧЕНИЕ С ПОДСКАЗКАМИ И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ.

Работа с подсказками - преимущество, виды, стратегии применения....

План-конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию детей в ясельной группе раннего развития. Сказка-потешка "Сорока-белобока"

План-конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию детей в ясельной группе раннего развития.Сказка-потешка "Сорока-белобока"...

План индивидуальной работы по музыкальному развитию с детьми, имеющими особенности развития

Цель музыкального воспитания:воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку; способствовать развитию музыкальной памяти, формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы;чувствовать характер м...

План кружковой работы по художественно - эстетическому развитию в средней группе "Волшебная бумага"

Цель: Создать условия для интеллектуального и эстетического развития детей в процессе овладения элементарным приёмаи конструирования из бумаги...