План кружковой работы по художественно - эстетическому развитию в средней группе "Волшебная бумага"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Цель: Создать условия для интеллектуального и эстетического развития детей в процессе овладения элементарным приёмаи конструирования из бумаги

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzh.rabota2022g.docx49.7 КБ

Предварительный просмотр:

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. заведующего

МБДОУ г. Иркутска  

детского сада № 175        

М. В. Андреева____________

ПЛАН

КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

по художественно-эстетическому развитию детей

в средней группе № 3

«Волшебный мир бумаги»

                                           Разработали:

                                                               воспитатели группы № 3

   Мотчанова И.П., Васильева Н.А.,

г. Иркутск, 2021-2022 уч. г.

 

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках,  их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник,  творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».                                                       Сухомлинский В.А.

   Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков.

   Занятия кружка «Волшебная бумага» направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей, повышение их эффективности. Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.

   Работа в кружке «Волшебная бумага» - одно из средств развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Цель: Создать условия для  интеллектуального и эстетического развития детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги.

Задачи:

Обучающие:

*формировать умения следовать устным инструкциям;

*обучать различным приемам работы с бумагой;

*обогащать словарь ребенка специальными терминами;

*создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.

Развивающие:

*развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер;

*развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;

Воспитательные:

*воспитывать интерес к конструированию из бумаги;

*формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

* аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Методы, используемые на занятиях кружка:

     *беседа, рассказ, сказка

     *рассматривание иллюстраций

     *показ образца выполнения последовательности работы

*просмотр презентаций

Ожидаемые результаты:

   В результате обучения по данной программе дети:
–научатся различным приемам работы с бумагой;
–будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
–научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
–разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер;

– познакомятся с искусством оригами;

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

•Составление альбома лучших работ.
•Проведение выставок детских работ.

Работа проводится вне занятий во вторую половину дня.

Длительность занятий  20 минут.

Перспективно-тематическое планирование кружковой деятельности

Сентябрь 

Тема

Задачи

Материал

1

Знакомство с «волшебной» бумагой.

Беседа по охране труда

Знакомить детей со свойствами бумаги;

Познакомить с правилами по охране труда на занятиях;

Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки;

Учить детей путем практических действий определять разницу между видами бумаги;

Развивать интерес к окружающему миру, воображение;

Воспитывать внимание.

Белая, цветная, линованная бумага

2

Знакомство с квадратом, знакомство со свойствами бумаги

Знакомство с персонажем «квадратиком»

Познакомить со свойствами бумаги (сгибается, сминается, рвется, разрезается, намокает)

Развивать мелкую моторику руки

Формировать интерес к работе с бумагой

Воспитывать уверенность в себе

Игровой персонаж «Квадратик»

Листы бумаги

Тазик с водой

3

Полоски из бумаги

Учить вырезать полоски широкие и узкие из листа бумаги;

Развивать глазомер, внимание, усидчивость, мелкую моторику рук

Лист белой бумаги, ножницы

4

Геометрические фигурки

Учить вырезать на листе бумаги по контуру геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, овал;

Развивать глазомер, внимание, усидчивость, мелкую моторику рук

Лист белой бумаги, ножницы

5

Изготовление  блокнотика

Учить выполнять поделку блокнотика  из прямоугольных листов бумаги в соответствии с образцом.

Упражнять в разрезании  листа  бумаги пополам, по обозначенной линии.

Упражнять в  оформлении  поделки  

Развивать мелкую моторику руки

Формировать интерес к работе с бумагой

Воспитывать уверенность в себе

Лист белой и цветной бумаги /10*20 см/.

Степлер

Фломастеры

6

Изготовление и наклеивание пирамидки (изготовление квадрата из прямоугольника

Учить делать квадрат из прямоугольника

Продолжать учить правильно пользоваться ножницами и клеем.

Закреплять представления о цвете (красный, желтый, зеленый, синий) предметов и размере предметов.

Закрепить понимание формы – «квадрат».

Воспитывать аккуратность, внимательность

Игровой персонаж «Квадратик»

Образец работы,

Цветные листы прямоугольной формы

Ножницы, клей, клеенки, салфетки

7-8

Солнышко

Учить детей правильно разрывать на мелкие кусочки бумагу и наклеивать их на подготовленную основу; Формировать умение выбирать цвет, размер бумаги; Развивать воображение детей; Воспитывать самостоятельность в изготовлении композиции; Воспитывать интерес к природному явлению.

Листы белой бумаги (нарисован контур круга)

Цветная жёлтая бумага, клей, клеенки, салфетки

Октябрь

Тема

Задачи

Материал

1-2

Барашек

Учить детей обрывать кусочки белых салфеток и скатывать шарики в комочки, аккуратно намазывать небольшой участок формы клеем и приклеивать их на подготовленную основу. Формировать умение выбирать размер бумаги Развивать воображение детей, самостоятельность, инициативу в изготовлении композиции. Воспитывать интерес к животному миру.

Салфетки белого цвета, лист белого цвета (нарисован контур барашка), клей, кисти, салфетки, клеёнки

3-4

Ветка рябины

Закреплять знания о технике разрывания и сминания бумаги; Формировать умение выбирать цвет, размер и фактуру бумаги; Развивать воображение детей; Воспитывать аккуратность, самостоятельность, доводить начатое дело до конца; Воспитывать интерес к природному миру.

Цветная бумага, лист белого цвета, клей, кисти, салфетки, клеёнки

5-6

Коллективная работа «Осенний букет»

Закреплять знания о технике разрывания и сминания бумаги; Формировать умение отбирать цвет, размер и фактуру бумаги; развивать воображение детей; Воспитывать самостоятельность в изготовлении детали общей композиции и включать свою поделку в нее; Воспитывать интерес к природному миру; Воспитывать умение дружно работать с товарищами, выполняя часть работы.

Цветная бумага, гербарий из осенних листьев, клей, кисти, салфетки, клеёнки

7

Волшебные превращения квадрата

Познакомить детей с одним из способов техники оригами-складывание квадрата пополам, по прямой линии, совмещая противоположные стороны; Научить находить линию сгиба, угол, сторону; Закреплять знания о геометрических фигурах; Развивать воображение, находчивость

Листы белой бумаги, ножницы

8

Чему мы научились

Закрепить умения детей: разрывание бумаги, складывание пополам по горизонтали и вертикали, сминание бумаги, Развивать глазомер, мелкую моторику руки

Бумага, ножницы

Ноябрь

Тема

Задачи

Материалы

1

Знакомство с искусством оригами

Флажок

Учить детей складывать квадрат пополам «косынкой», совмещая противоположные углы. Воспитывать интерес к результатам своего труда.

Два красных квадрата 15*15см, две полоски шириной 1см, длиной 20см из картона, клей

2

Знакомство с оригами «Треугольник» «Заяц» простой

Познакомить детей с искусством оригами.

Знакомство с базовой формой – «треугольник»

Учить складывать заготовку по диагонали, отгибать уголки в заданном направлении.

Продолжать упражнять в работе с ножницами

Развивать глазомер, мелкую моторику руки

Дополнять поделку украшениями

Развивать интерес к изготовлению поделок

Игровой персонаж «Квадратик» Образец работы

Квадраты  серого и белого  цвета

фломастеры

3-4

Сказочный домик

Учить детей преобразовывать квадраты в части дома: основание и крышу, используя изученную технику складывания квадрата пополам, совмещая противоположные стороны. Предложить детям использовать художественное оформление домика: из прямоугольников, выполнить окна, дверь и трубу; Развивать воображение, конструктивное мышление, творчество детей; Воспитывать самостоятельность в изготовлении изделия

Листы бумаги, клей, ножницы, кисти

5-6

Веселый треугольник (качели, горка, грибок)

Познакомить со способом складывания квадрата по диагонали, совмещая противоположные углы; Учить использовать изученную технику самостоятельно изготавливать различные поделки, дополняя по необходимости их деталями; Формировать представление о многогранности использования способа; Развивать воображение, конструктивное мышление; Развивать умение отбирать размер и цвет бумаги в соответствии с назначением поделки; Воспитывать самостоятельность в поиске правильного решения и изготовление изделия

Листы бумаги, клей, ножницы, кисти

7-8

Грибок в траве

Знакомство с новой формой – «конфетка» Продолжать учить складывать  квадратный лист бумаги по диагонали,  учить отгибать уголок в нужном направлении, готовить заготовки на определенную тему, соединять заготовки в единую композицию. Развивать внимание детей, умение четко следовать инструкциям воспитателя. Воспитывать интерес к работе с бумагой

Игровой персонаж «Квадратик»

Образец работы

Квадраты  зеленого цвета красного и белого

 фон для композиции клей, клееночки, салфетки

Декабрь

Тема

Задачи

Материалы

1

Бабочка

Учить сгибать квадрат по диагонали, полученный треугольник складывать пополам, отгибать верхние острые углы в разные стороны. Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку.  

Бумажные квадраты

( 10*10), заготовки для глаз, ножницы, клей

2

Ёлочка

Продолжать учить складывать  квадратный лист бумаги по диагонали,  готовить заготовки на определенную тему, соединять детали в единое целое.

Закреплять геометрическую форму – треугольник.

Формировать умение подбирать детали по размеру, развивать глазомер

Воспитывать внимание, умение следовать инструкциям

Игровой персонаж «Квадратик»

Образец работы

Три квадрата зелёного цвета 15*15см,10*10см,5*5см, фон для композиции клей, клееночки, салфетки

3

Лягушонок

Продолжать учить складывать  квадратный лист бумаги по диагонали,  учить отгибать уголок в нужном направлении

Знакомить с понятием «перевернуть»

Развивать глазомер, точность движений, умение следовать инструкциям воспитателя

Дополнять поделку украшениями

Воспитывать уверенность в своих силах и желание доводить начатое дело до конца

Игровой персонаж «Квадратик»

Образец работы

Квадраты  зеленого цвета

фломастеры

4

Воздушный змей

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами, закрепить  навыки декоративного украшения готовой фигурки, упражнять в свободном выборе цвета

Бумажные квадраты (10*10) разного цвета, полоски разноцветной бумаги, клей

5

Новогодние украшения для ёлки - гирлянда

Продолжать знакомство с новым способом конструирования — изготовление поделок из полосок; учить детей правильно отбирать длину полосок в соответствии с предназначением поделки; развивать воображение, фантазию, конструктивное мышление, развивать умение отбирать цвет бумаги в соответствии с назначением поделки; Воспитывать интерес к совместной работе, умение дружно работать с товарищами, выполняя часть работы

Листы цветной бумаги, клей, ножницы, кисти

6

Снежинки

Учить детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Продолжать учить аккуратно работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами.

Листы белой бумаги, клей, ножницы, кисти

7-8

Ёлдочные шары

Закреплять способ конструирования — изготовление поделок из полосок; учить детей правильно отбирать длину полосок в соответствии с предназначением поделки; Развивать воображение, фантазию, конструктивное мышление, развивать умение отбирать цвет бумаги в соответствии с назначением поделки; Воспитывать интерес к рукотворному миру, умение дружно работать с товарищами, выполняя часть работы

Листы цветной бумаги, клей, ножницы, кисти

Январь                         

Тема

Задачи

Материал

1

Снеговик

Учить детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Продолжать учить аккуратно, работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами.

Белая бумага, клей, ножницы

2

Гусеница

Научить детей мастерить гусеницу из пяти квадратов склеенных между собой, загибать уголки к центру;

Развивать внимание, мелкую моторику рук, умение аккуратно работать с клеем;

Воспитывать умение доводить дело до конца, укладываться в отведенное время;

Воспитывать интерес к природному миру.

Цветная бумага, клей, кисти, клеёнки

3

Колобок

Учить детей у  прямоугольника сгибать все углы равномерно. Продолжать учить оформлять поделку деталями (рот, нос, глаза). Воспитывать радость от подарков, сделанными своими руками.   

Жёлтый прямоугольник 20*10см, оранжевый и красный квадраты 3*3см,два оранжевых кружка, клей.

4

Гномик

Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей, учить чётко, выполнять инструкции педагога

Квадраты (8*8, 6*6) разного цвета, бумажная обрезь, клей, ножницы.

5-6

Коллективная работа «Яблоки на блюде»

Закрепить знания детей о фруктах и их формах;   Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавать образ круга – яблока; Развивать воображение, мелкую моторику рук; Воспитывать интерес к природному миру, умение дружно работать с товарищами, выполняя часть работы.

Квадраты (8*8, 6*6) разного цвета, бумажная обрезь, клей, ножницы

 

Февраль

Тема

 

Задачи

Материал

1

Зайчик

Закрепить умение перегибать квадрат «книжкой» и  дважды «косынкой», опускать противоположные углы к центру квадрата, получая «конфетку». Продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать самостоятельность и внимание

Квадраты серого цвета 8*8см и 10*10см, заготовки для глаз и мордочки, клей.

2

Сердечко

Закреплять способ конструирования — изготовление поделок из полосок; учить детей правильно отбирать длину полосок в соответствии с предназначением поделки; Развивать у детей творческие способности, воображение; Воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие.

Цветная бумага, клей, кисти, клеёнки

3

Лиса

Научить детей слушать устные инструкции педагога. Познакомить на практике с основными геометрическими понятиями. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой

Квадрат оранжевый ( красный) 15*15см, прямоугольник 15*7,5см, заготовки для глаз и мордочки, клей.

4

Медведь

Учить перегибать «косынку» пополам. Учить понимать, что детали головы и туловища выполняются по отдельности из квадратов разной величины. Воспитывать

и развивать способность контролировать с помощью мозга движения  рук и пальцев.                         

Квадраты коричневого цвета 15*15см,10*10см, два квадрата 6*6см, клей.

5

Стаканчик

Закрепить умение складывать квадрат по диагонали. Учить загибать острые углы полученного треугольника на противоположные стороны, вводить в образовавшуюся щель. Воспитывать интерес к процессу складывания из бумаги                         

 

Квадрат 10*10 любого цвета

6

Волк

 Продолжать учить сгибать квадрат «косынкой», отгибать один из уголков кверху наискосок. Закрепить умение приклеивать голову, рисовать глаза. Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость.        

Два квадрата серого цвета 15*15см,10*10см, клей, заготовки для глаз и носа.

7-8

Коллективная работа «Животные нашего леса

Закрепить знания детей о диких животных;   Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавать образ круга – животного; Развивать воображение, мелкую моторику рук; Воспитывать интерес к природному миру, умение дружно работать с товарищами, выполняя часть работы

 

Март

Тема

Задачи

Материал

1-2

Подарок маме

Познакомить с оформлением открыток с использованием фигурок выполненных в технике оригами, воспитывать аккуратность, усидчивость

Разноцветный картон, квадраты жёлтой, синей, красной бумаги (10*10), зелёная бумага для листьев и стеблей, ножницы, клей

3-4

Звёздочки

Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей». Учить чередовать цвета, соединять детали, прикладывая короткую сторону заготовки к линии перегиба предыдущей. Воспитывать усидчивость, ответственность.                                         

8 квадратов 10*10см, 4 из них одного цвета,4 - другого, клей

5-6

Лодочка

Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук, использование готовых поделок в играх.

Прямоугольные листы 20*15см

7-8

Курочка

Учить складывать квадрат дважды «косынкой», продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя, воспитывать самостоятельность и внимание

Красный квадрат 3*3см, жёлтый (оранжевый)   квадрат 15*15см, клей, карандаш или фломастер

 

Апрель

тема

цель

материал

1-2

Картинки про космос

Продолжать учить складывать базовую форму «воздушный змей» по объяснению воспитателя Закреплять сгибание квадрата вчетверо , запоминать ход выполнения поделки

Повышать интерес к занятиям оригами

Развивать творческую активность при оформлении Воспитывать аккуратность, развивать глазомер

Игровой персонаж «Квадратик» Образец работы: Квадраты разного цвета и размера. Фон для работы ракеты. Клеенка, ножницы, клей

3-4

Вертушки

Учить детей изготавливать новые поделки из квадрата, круга, треугольника, учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке, упражнять в свободном выборе цвета и формы бумаги, поощрять самостоятельность, творческую инициативу.

Квадраты (15*15) разного цвета, равносторонние треугольники со стороной 20 см, круги диаметром 20см с прочерченными линиями разрезов, кружочки из картона, ножницы, клей, палочки.

5

Кошечка

Закрепить с детьми  складывание и название базовых форм. Учить изготавливать туловище и голову отдельно из квадратов. Учить складывать треугольник пополам  «косынкой», поднимать уголки от середины длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла. Воспитывать аккуратность в работе, внимание

Два квадрата 15*15см одного цвета, карандаши или фломастеры для оформления мордочки, клей

6

Рыбки

Учить складывать бумагу, используя разные базовые формы,  объединяясь в пары создавать морскую композицию

Голубой картон, квадраты разноцветные, ножницы, клей, бумажная  обрезь

7-8

Подарки малышам

Используя технику оригами, учить изготавливать  модели птиц, корабликов, воспитывать желание заботиться о младших, упражнять в свободном выборе цвета

 

Май

Тема

Задачи

Материал

1-2

Коллективная работа:

Грачи прилетели

Продолжать учить детей мастерить подели из базовой формы « воздушный змей», совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами.

Квадраты чёрного цвета (15*15), заготовки для глаз, ножницы, клей

3

Сова

Напомнить, как складывается базовая форма «воздушный змей». Учить перегибать верхний треугольник вперед и возвращать в исходное положение, делать надрезы по линии сгиба, сгибать концы складкой. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой и ножницами

Квадрат 10*10,заготовки для глаз, клей, ножницы

4

Ёжик

Продолжать учить детей складывать квадрат пополам «книжкой». Понимать термины: «верхний угол», «нижний угол». Развивать глазомер детей. Воспитывать бережное отношение к бумаге.               

Квадрат серого, коричневого цвета 10*10см, карандаш или фломастер, чтобы нарисовать глазки и иголки на шубке

5-6

Моё любимое оригами

Закрепить усвоенные на занятиях приемы и формы оригами. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к результатам своего труда

Разноцветные квадраты 10*10, ножницы, клей

7-8

Итоговое занятие.

Диагностика

Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей

Альбом, поделки в технике оригами, клей

Литература

1.Соколова С. В. Оригами для дошкольников: Метод. пособие для воспитателей ДОУ. — СПб.: Детство-пресс, 2001.

2.Соколова С. Театр оригами: игрушки из бумаги. — М.: ЭКСМО-пресс; СПб.: Валери СПД, 2002.

3. Дегтёва В. Оригами с детьми 3-7 лет: методическое пособие. Издательство: Мозаика-Синтез. Год: 2012

4. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи

5. В. В. Выгонов оригами для малышей. Простые модели. Издательство: Экзамен  Год: 2019

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста "Волшебная бумага"

В настоящее время педагоги , занимающиеся проблемой развития художественно-эстетических способностей детей, отмечают, что именно различные  виды продуктивной деятельности, в частности работа с...

Рабочая программа кружковой работы по Художественно эстетическому развитию "Веселые капельки" подготовительная группа

составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. КомаровойСрок реализации программы - 2015-2...

Кружковая работа по художественно- эстетическому развитию. Тема "Ветка золотой осени"

Знакомство детей с видом графики - печатным эстампом и изобразительным материалом - тушью....

Кружковая работа по художественно-эстетическому развитию в ДОУ – обобщение опыта

В статье представлен материал по организации кружковой работы, проводимой музыкальным руководителем (ансамбль ложкарей, кружок хореографии и вокальная студия) в ДОУ....

"Организация кружковой работы по художественно-эстетическому развитию в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО"

Консультация для педагогов дополнительного образования и воспитателей ДОУ, раскрывающая цели, функции, формы и условия успешной реализации кружковой работы по художественно-эстетическому развитию в ДО...

Кружковая работа по "Художественно-эстетическому развитию" в младшей группе

План кружковой работы в младшей группе по "Художественно-эстетическому развитию" с указанием методик и программ обучения...

Кружкова работа по художественно - эстетическому развитию для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельнос...