ТРИЗ технологии
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

ФЕДОСЕЕВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА

использование в работе ТРИЗ технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРИЗ – технология творчества

Инновационной экономике необходимы инновационное образование и новые идеи. А поиск новых идей – это достаточно сложный процесс, требующий нового мышления, воображения и фантазии. Очевидно, что «высокие технологии» должны быть не только в технических устройствах, а с первую очередь – в «головах»: работники умственного труда должны знать приёмы и технологии умственного труда. Мощным инструментом для генерации новых идей является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная в России Г.С. Альтшуллером и его учениками.

ТРИЗ позволяет перейти от метода проб и ошибок к научной технологии творчества.

ТРИЗ аккумулирует и систематизирует многолетний опыт тысяч изобретателей и ученых (все творческие знания человечества).

ТРИЗ – это технология сильного мышления для генерации новых идей, позволяющая резко снижать «муки творчества» и эффективно решать трудные профессиональные задачи в различных областях человеческой деятельности, особенно – в технике.

ТРИЗ – это коэффициент, умножающий во много раз исходные творческие способности человека.

Эпоху до появления ТРИЗ можно сравнить со временем, когда химики не знали периодической системы элементов.

ТРИЗ имеет следующие творческие инструменты:

– изобретательские приёмы;

законы развития технических систем;

системный оператор;

вепóльный анализ;

– специализированные информационные фонды:

указатели эффектов (физических, химических, геометрических,…);

стандарты на решение изобретательских задач;

– вещественно-полевые ресурсы;

алгоритм решения изобретательских задач;

– курс развития творческого воображения;

приёмы для преодоления инерции мышления;

приёмы решения научных (исследовательских) задач;

теорию развития творческой личности;

– и др.

В настоящее время ТРИЗ активно развивается в нетехнические области – педагогику, биологию, искусство, журналистику, рекламу, бизнес, политику, … Созданы компьютерные программы «поддержки» творческого процесса.

Достоинства ТРИЗ – если «думать по правилам», то можно быстро достичь результата – решить творческую (техническую) задачу.

Недостаток ТРИЗ – требуется длительное обучение, как и любому другому учебному предмету (физике, математике, химии, …). Эффективность применения ТРИЗ зависит от степени её изучения (например, 5 или 50 творческих приёмов может применять человек в своей деятельности). Однако, на любом уровне освоения ТРИЗ обученный человек всегда лучше необученного. Поэтому ТРИЗ является не «волшебной палочкой», а по сложности и скорости напоминает «самолёт». ТРИЗ позволяет быстро достичь цели только тем, кто потратил свои время и силы, чтобы стать «пилотом», то есть хорошо изучил инструменты ТРИЗ и получил практические навыки решения творческих задач (учебных и реальных).

Использование ТРИЗ может существенно повысить научно-технический уровень многих разработок, а также конкурсных работ студентов и аспирантов.

Для начального ознакомления с ТРИЗ можно:

1) изучить электронное учебное пособие «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы» (http://www.altshuller.ru/e-books/);

2) изучить материалы Википедии (http://ru.wikipedia.org/wiki/), начиная со слова «ТРИЗ»;

3) изучить материалы Викиучебника (http://ru.wikibooks.org/wiki) «Основы ТРИЗ» В. Петрова (и другие материалы по ТРИЗ);

Для дальнейшего самообразования можно посетить ТРИЗ-сайты:

http://www.altshuller.ru/ – сайт Официального Фонда Г.С. Альтшуллера: более 100 статей Г.С. Альтшуллера и полная библиография его работ.

http://www.matriz.org/start.php – официальный сайт Международной Ассоциации ТРИЗ (МАТРИЗ): новости ТРИЗ-движения, список членов МАТРИЗ, документы съездов и совещаний, информационные письма, списки ТРИЗ-специалистов, аттестация специалистов, ТРИЗ-мероприятия, список ТРИЗ сайтов и др.

http://ratriz.ru/ – сайт Российской Ассоциации ТРИЗ (РА ТРИЗ): новости, конференции, конкурсы для школьников, студентов и преподавателей, обучение ТРИЗ (очное и дистанционное для технических и нетехнических специалистов, педагогов), список ТРИЗ-сайтов и др.

http://www.trizminsk.org/ – сайт Центра ОТСМ-ТРИЗ технологий (Минская школа ТРИЗ): статьи по всем направлениям ТРИЗ – инструменты ТРИЗ, ТРИЗ и технологии образования, ТРИЗ вне техники, фантастика и др.

http://triz.natm.ru/ – сайт Новгородской школы ТРИЗ.

http://www.trizland.ru/ – более 500 творческих задач по различным отраслям: бизнес, PR, техника, биология, физика, экология, фантастические и сказочные задачи; около 300 материалов: статей, книг по ТРИЗ и технологиям творчества в различных сферах: технике, науке, искусстве, педагогике, бизнесе; обучение ТРИЗ и др.

http://www.trizway.com/ – сайт для творческих педагогов Лаборатории Образовательных Технологий «Образование для новой эры»: технологии образования, ТРИЗ-педагогика, обучающие семинары, видео, статьи, презентации, книги в электронном виде, картотеки задач и др.

http://rus.triz-guide.com/ – Институт Инновационного проектирования: инновационное образование, обучение, изобретательские задачи, новости науки и техники и многое другое.

http://www.triz-profi.com/ – Сайт группы «ТРИЗ-профи»: проведение семинаров и тренингов, консультации, решение задач заказчика и др.

http://vikent.ru/ – Портал (И.Л. Викентьева) посвящён вопросам гениальности и профессионального креатива, а также методикам творчества.

http://www.metodolog.ru/ – Сайт «Методолог» посвящен изобретательским задачам и методам их решения.

http://triz-tigr.ru/ – Проект ТРИЗ-ТИГР (Технологическая Инновационная Группа) видеолекции, обучение, создание ТРИЗ групп в разных городах.



Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, ОСНОВАННАЯ НА ТРИЗ

(ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)


Цель педагогической технологии, основанной на ТРИЗ, - обучение способам творческой деятельности.

Задачи

1. Научить детей классифицировать объекты окружающего мира по разным основаниям.

2. Способствовать освоению детьми приемами сужения поля поиска  какого-либо объекта по выясненным признакам.

3. Способствовать освоению детьми типовыми приемами фантазирования  для развития воображения и решения проблем.

4. Сформировать у детей понятие, что у любого объекта есть основное назначение и неиспользованные возможности (ресурсы), с помощью которых можно решать проблемы.

5. Сформировать у детей понятие, что у всех объектов материального мира есть имена признаков (они общие для всех) и у конкретных объектов есть конкретные значения этих имен признаков.

6. Сформировать у детей чувствительность к противоречиям, возникающим при предъявлении к объекту двух противоположных требований.

7. Научить детей решению творческих задач.

Концептуальную основу педагогической технологии, основанной на ТРИЗ, составляют следующие психолого-педагогические теории и положения.

- Положение теории творчества Я.А. Пономарева: творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей.

- Теоретические положения Н.Е. Вераксы о развитии основ диалектического мышления дошкольников.

- Теоретические положения ТРИЗ Г.С. Альтшуллера:

Теория ТРИЗ - катализатор творческого решения проблем.

Творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все).

Творчеству, как любой деятельности, можно учиться.

Необходимо включить доступные детям типы проблем, характерные для  данной разных сфер науки или практики и научить применять алгоритмы при их решении.

- Теоретические положения ОТСМ (ОТСМ – общая теория сильного мышления) Н.Н. Хоменко, Т.А. Сидорчук.


АЛГОРИТМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ,

ОСНОВАННОЙ НА ТРИЗ

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Этап

ознакомления с методом

Мотивирует детей к деятельности. Показывает приёмы и последовательность деятельности.

Осознание детьми мотива деятельности.

Включение детей в деятельность по освоению метода.

2. Этап

организации

системы игр и творческих заданий по освоению  

метода

Организует игры и творческие задания реалистического и фантастического плана.

Организует обсуждение объекта и его свойств с реалистической и фантастической точек зрения.

Включение детей в игры и творческие задания.

Включение детей в обсуждение объекта и его свойств с реалистической и фантастической

точек зрения.

3. Этап

продуктивной деятельности

Организует продуктивную деятельность детей: рисование, лепку, аппликацию, конструирование.

Записывает сюжет рассказа, стихотворения, загадки с помощью схем, слов и т. п.

Продуктивная деятельность детей.

4. Этап

рефлексии

Стимулирует детей к самоанализу собственной деятельности, задает детям вопросы:

- Что мы сегодня делали?

- Как мы это делали?

- Зачем мы это делали?

Оценка детьми собственной деятельности.

Осознание детьми метода и возможности его использования.

5. Этап

оценки

уровня

творческих

работ

Оценивает  уровень оригинальности   работы по критериям:

- новизна,

- убедительность,

- гуманность,

- художественная ценность (на доступном для дошкольника уровне).

Предоставление и презентация собственной творческой работы.


ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ

Обучение строится в форме игр, сопровождающих каждый этап ознакомления с картиной

1 этап. Определение состава картины.

Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка).

Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются объекты, изображенные на картине. Степень подробности может быть разной: максимальной (с выделением всех объектов и их деталей), средней (выделение основных и второстепенных объектов без деталей) и низкой (выделение только главных объектов). При наличии однородных объектов на картине производится группировка по какому-либо признаку: по принадлежности к природному или рукотворному миру, по функциям, форме, цвету и т.д. Моделирование выявленных на картине объектов производится с помощью схем, цветовых обозначений, букв, картинок и т.д. Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине использовали прием «подзорная труба».

Правило. Навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Для определения деталей одного объекта использовали приемы «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и другие.

Игры эти направлены на активизацию внимания детей. При обучении классификационным умениям использовали приём группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия определенного цвета, формы и т.д. Классификационная группа обозначается обобщающим словом. Моделирование детьми выявленных объектов производили схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами обозначения. Для этого можно использовать доску или лист бумаги, на котором модели располагаются аналогично композиции картины.

Советы воспитателям

  • Воспитатель должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей.
  • Темп работы должен быть достаточно быстрым, воспитатель должен энергично и оперативно производить моделирование названных детьми объектов.
  • Предварительно должен быть составлен тематический словарь.
  • Последовательность называния объектов может быть любая.
  • Обязательным условием является обозначение «земля-небо», «пол – потолок». Данные ориентировки впоследствии помогут детям найти связи между объектами. Такой - то объект лежит на полу, а этот - летает в небе.
  • По окончанию определения состава картины необходимо подвести итог (быстро перечислить все названное, начиная с главного). Обращение идёт не только к памяти ребенка, но и к считыванию модельных обозначений.
  • Окончательным итогом данной игры считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила – «когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные».

Алгоритм мыслительных действий при определении состава картины

  1. Перечисление объектов на картине (в том числе и частей).
  2. Моделирование объектов.
  3. Группировка по заданному признаку.
  4. Обобщение перечисленных объектов.
  5. Рефлексия.

2 этап. Установление взаимосвязей между объектами на картине.

Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.

Для составления осмысленного рассказа по картине, нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней. С этой целью предполагается соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два и объясняется, почему их можно соединить. Взаимодействия между объектами могут быть установлены на уровне физических связей (касание, давление…), на уровне эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит…), на уровне родственных связей (брат - сестра, мама - дети…) и др. Для обучения детей установлению взаимосвязей между объектами, изображенными на картине, можно предложить следующие творческие задания.

 - Пришёл волшебник «Объединяй» и объединил два объекта (воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал. Например: игры с картиной «Кошка с котятами». Педагог вместе с детьми играет с волшебником «Объединяй» и они «объясняют ему, что блюдечко с молоком и коврик объединились, потому что блюдце стоит на коврике».

 - «Ищу друзей» - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению. Например: «Котята дружат между собой, потому что детки одной мамы - кошки и любят вместе играть».

 - «Ищу недругов» - найти объекты, которые между собой «не дружат». Например: «Клубочки не дружат с корзинкой, потому что они выкатились из нее и не хотят там быть».

 - «Кто-то теряет, кто-то находит, и что из этого выходит» - объяснить причинно-следственные отношения сложного характера, которые возникают при взаимодействии между двумя объектами. Например: «Шкафу очень тяжело держать полки с книгами, он теряет силы, а книжкам так важно стоять аккуратно в шкафу. Книги благодарны полкам, что им помогают». Или «На полу играет кошка с котятами, но лапки-царапки могут сделать больно и коврику и полу. Котятам хорошо играть - они нашли удобное место, а коврик и пол могут пораниться. Правило: когда играешь, не надо портить то, на чем играешь».

Советы воспитателям.

  • Вести детей к кратким рассказам-рассуждениям, состоящим из трех предложений. Они должны быть расположены в следующем порядке: сначала говорится, что с чем связано, затем почему, в конце - подтверждение (вывод).
  • Последовательность объединения между объектами может быть любая и зависит от выбора детей, с которым следует согласиться.
  • Если ребенок затрудняется найти взаимосвязи между объектами можно провести с детьми «Мозговой штурм».
  • Педагог должен проявлять толерантность (терпимость к самым неожиданным объяснениям связей ребенком).
  • После установления взаимосвязей, педагогу следует подвести итог в виде рассказа-рассуждения.
  • Необходимо осознание мыслительной операции и вывод правила: «Объекты на картине связаны, важно доказать это».

Алгоритм мыслительных действий при установлении взаимосвязей между объектами на картине:

  1. Выделение двух объектов на картине.
  2. Обоснование связей между ними.
  3. Обобщение наиболее существенных связей, подводящих к осмыслению содержания картины.
  1. Рефлексия.

3 этап. Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств.

Цель: обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств; учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.

Для создания речевых зарисовок на основе возможного восприятия объекта через разные ощущения, необходимо уточнить какие признаки объектов могут быть «считаны» разными органами чувств.

У человека пять органов чувств. Нос воспринимает запах, ухо - звук. То и другое может быть приятным - неприятным, опасным - неопасным, резким - слабым, смешанным - однородным. Язык ощущает вкус, рука - дает тактильные ощущения (то и другое дает информацию о признаках материала, влажности, температуре, форме, количестве, частях). Глаз дает представления о зрительном образе объекта, уточняет все предыдущие признаки - о пространственном расположении объекта, размере и цвете.

При составлении рассказа-описания с помощью слухового и обонятельного анализаторов необходимо представить возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как изображенных на картине, так и предполагаемых за ее пределами, представить и передать возможные диалоги между объектами и их внутренние мысли.

С помощью вкусового анализатора можно определить на картине съедобное - несъедобное, оценочное отношение героев картины к этому признаку.

Словесная зарисовка на основе осязания объектов на картине даст представления о температуре, влажности, материале, форме объектов и т.д.

Для обучения детей описывать объекты, изображенные на картине с помощью органов чувств, использовали прием «вхождения в картину»: побуждали детей к описанию возможных ощущений и предлагали прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д. Давали творческие задания:

  • Пришел волшебник «Я слушаю» (и другие).
  • Назови объекты, которые могут издавать звук.
  • Я ощущаю лицом и руками…

Советы воспитателям.

  • Предварительно уточните знания детей о возможных ощущениях каждого анализатора.
  • Работая с картиной, начинайте речевую зарисовку с фразы: "Я слышу, как…", "Я чувствую запах…", "Когда я трогаю руками …". Добивайтесь передачи отношения ребенка к воспринимаемому на картине.
  • Побуждайте детей описывать не единичные ощущения, а их комплекс.
  • Передача ощущений может идти как от лица постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины.
  • Активизируйте в речи ребенка слова, характеризующие вкусы, звуки, запахи, тактильные ощущения.
  • Можно предложить детям передать диалоги персонажей картины (мини-театр).

Алгоритм мыслительных действий.

  1. "Вхождение в картину".
  2. Выбор органа чувств, который помогает "путешествовать" по картине.
  1. Речевая зарисовка ощущений.

4 этап. Составление загадок и метафор по картине.

Цель: познакомить детей с моделями составления загадок и метафор; сформировать мыслительные действия ребенка, необходимые для составления загадок и метафор. Чтобы составить загадку по картине, необходимо выбрать объект и перечислить его признаки (действия, цвет, форма, размер, специфические характеристики, части и т.д.). Следует знать основные модели составления загадок.

Советы воспитателям.

  • Работа с загадками и метафорами является пропедевтической этапу составления образных характеристик объектов.
  • При совместном составлении загадок окончательный текст читает воспитатель, а дети его повторяют.
  • Сочинять загадки и метафоры целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую, разнообразную характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения.

Алгоритм мыслительных действий при составлении загадок.

  1. Выбор объекта на картине.
  2. Выбор модели загадки.
  3. Подбор характеристик и сравнение с другими объектами.
  4. Выбор наиболее удачных сравнений.
  5. Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как», «но не».

По окончании работы выразительное чтение загадки.

Алгоритм мыслительных действий при составлении метафор.

  1. Выбор объекта на картине.
  2. Выбор модели метафоры.
  3. Подбор характеристик.
  4. Выбор наиболее удачных сравнений и включение их в речевую фразу.

В конце работы демонстрация речевой фразы с последующим объяснением ее смысла.

5 этап. «Преобразование объектов во времени».

Цель: учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени; учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.

Обычно картина рассматривается как остановившийся миг. Для обучения рассказыванию по картине детям предлагали представить, как развивается сюжет во времени. При этом линия времени у всех объектов своя. Для преобразования объектов во времени необходимо определить время года и части суток, изображенные на картине. Выбранный на картине объект преобразовывается в рамках прошлого и будущего с учетом классификационной группы. Объекты растительного мира описываются по линии изменения времен года. Представители животного мира - в рамках суток. Рукотворные объекты - с момента появления и вторичного использования. Особое значение придается длине временного отрезка (далекое - близкое). Составляется рассказ-фантазия: объект и его изменение во времени. Для обучения детей составлению рассказов-фантазий с преобразованием объектов во времени использовали прием перемещения во времени («Машина времени»): выбирается конкретный объект картины и описывается его настоящее. Далее предлагается подумать, кем или чем он был в прошлом и что с ним будет в будущем (далеком или близком) (метод ТРИЗа – системный оператор).

Советы воспитателям.

  • В рассказе следует использовать словесные обороты, характеризующие временные отрезки (было - будет, утро - вечер, весна - осень, раньше - позже, до того - после того…).
  • Выбранный объект необходимо схематизировать на отдельном листе бумаги или доске. Стрелками вправо и влево от него показать линию прошлого и будущего.
  • Придумывать название рассказа-фантазии.

Алгоритм мыслительных действий преобразования объекта во времени.

  1. Выбрать объект, определить его настоящее, схематизировать.
  2. Обозначить прошлое (будущее) с учетом классификационной группы.
  3. Составить рассказ-фантазию о прошлом (будущем) объекта.
  1. Назвать рассказ.

6 этап. Описание местонахождения объектов на картине.

Цель: учить детей пространственной ориентировке на картине; активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки; учить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины; формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное.

Каждый объект на картине имеет свое местонахождение, которое может быть описано через ориентировки двухмерного и трехмерного пространства. Для этого необходимо активизировать соответствующий словарный запас, определяющий двухмерное пространство: центральная часть, левая - правая, нижняя - верхняя части картины; правый - левый, верхний - нижний углы картины. Из понятий трехмерного пространства вводятся слова: ближе - дальше, впереди - сзади, около, между, за, перед, после. Для обучения детей пространственной ориентировке на картине использовали игры: «Да-Нет», «Ожившая картина». Постепенно выстраивается композиционная модель картины.

Советы педагогам.

  • Дети должны знать правила игры в «Да - Нет»: вопрос по месту нахождения загаданного объекта задается таким образом, чтобы ведущий смог ответить только «Да» или «Нет». Идет постепенное сужение поля поиска через отсечение лишней части плоскости.
  • Для облегчения процесса сужения поля поиска рекомендуется использовать какие-либо ориентиры: веревочки, палочки, мел…
  • Сценой для моделирования композиции картины может служить ковер, который повернут в зеркальном или боковом варианте по отношению к картине. В этом случае задача переноса ориентиров с двухмерного на трехмерное пространство усложняется.
  • После того, как ребенок нашел себе место на сцене, он составляет рассказ-описание своего местонахождения относительно других объектов.
  • Смоделированная композиция картины наблюдается зрителями 5-7 секунд и поощряется аплодисментами.
  • Усложнением может служить схематизация на отдельном листе бумаги «ожившего» объекта во взаимосвязях с другими объектами.

Алгоритм мыслительных действий составления описательного рассказа по местонахождению объекта на картине.

  1. Выбрать объект на картине и описать его местонахождение на плоскости.
  2. Данный объект описать с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему:

а) с позиции постороннего наблюдателя;
б) в роли самого объекта.

7 этап. Составление рассказов от лица разных объектов.

Цель: обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения; уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта; упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.

Для составления творческих рассказов от первого лица необходимо уточнить следующие знания:

- о разнообразных эмоциональных состояниях и настроениях. (Грустный - веселый, радостный - печальный, спокойный – возбужденный);

- о разнообразных чертах характера (добрый - злой, трудолюбивый - ленивый, вежливый - грубый, умный - глупый…);

- о признаках проявления того или иного эмоционального состояния (веселый - улыбается, все его радует, вызывает смех…; грустный - вздыхает, все его огорчает, много жалуется, плаксивый…; добрый - всех любит, заботится, помогает, хлопочет…);

- о разнообразных средствах интонационной выразительности речи (темп речи, сила голоса, тембр…), правилах их применения.

Затем необходимо взять на себя роль одного из объектов и обозначить его эмоциональное состояние или характер. Это может быть любой объект (главный или второстепенный персонаж картины, предмет или любой объект живой - неживой природы).

От имени выбранного героя идет описание окружения и событий, изображенных на картине. Эмоциональное состояние героя подчеркивается междометиями, мимикой, жестами и другими средствами интонационной выразительности речи.

Перед тем, как обучить ребенка составлению творческих рассказов от первого лица проводили творческие задания, которые имеют следующее содержание:

  • «Я назову тебе черту характера, а ты скажи наоборот».
  • «Покажи действием и мимикой изменение твоих чувств».
  • «Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь. Опиши твои чувства».

Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой использовали прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем.

Советы воспитателям.

  • При выборе объекта и его эмоциональной характеристики необходимо учитывать возраст ребенка.
  • Следует побуждать ребенка брать на себя роль не только простых объектов, но и частей объекта (глаза кошки-мамы) или места происходящего (я - сарай, в котором находится кошачья семья).
  • От простых и обобщенных эмоциональных характеристик (добрый - злой) осуществлять переход к нюансам настроений (встревоженный, равнодушный…).
  • Возможны разные формы организации работы с детьми:
  • коллективные, при которых вся группа детей сочиняет рассказ от лица одного героя;
  • подгрупповые, при которых воспитатель дает разным подгруппам противоположные характеристики одного героя. Например, предлагается составить рассказ про котенка на картине. Одной подгруппе - про веселого, а другой - про грустного котенка. Рассказ идет об окружении героя, но через призму разных его эмоциональных состояний.
  • индивидуальные задания, которые могут быть предложены воспитателем или самостоятельно выбраны ребенком.
  • Следует предложить ребенку структуру построения рассказа: сначала назвать своего героя «Я - тот-то…», потом описать свое эмоциональное состояние, или настроение, характер, далее передать восприятие изображенного на картине глазами выбранного героя, предложить решение проблемной ситуации. Окончание рассказа - восстановление эмоционального равновесия героя. По окончании рассказа ребенок дает ему название.

Алгоритм мыслительных действий.

  1. Выбрать объект (героя) на картине.
  2. Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера.
  3. Войти в образ героя.
  4. Описать восприятие изображенного на картине от лица выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой.
  5. Решение проблемных ситуаций, содержащихся в сюжете картины.

8 этап. Смысловая характеристика картины.

Цель: развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла изображенного на картине; упражнять в умении подбирать название картины, точно отражающее ее смысл, с помощью пословиц и поговорок; подвести детей к пониманию того, что содержание картины может иметь не один смысл. Для более глубокого осмысления содержания картины можно использовали пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки могут иметь прямой и иносказательный смыслы. Смысл любой пословицы, поговорки так емок, что предоставляет возможность по-разному толковать его. Поэтому многозначность пословиц и поговорок позволяет использовать их при составлении рассказа по картине любого содержания.

Важно обосновать свой выбор. В конечном итоге идет отбор самых подходящих к содержанию данной картины. Содержание рассказов-рассуждений детей с использованием пословиц и поговорок зависит от их жизненного опыта и позиций рассуждающего.

Подготовительный этап включает в себя углубленную работу по пониманию детьми пословиц и поговорок и обучению объяснять их с точки зрения опыта ребенка.

Осмысление содержания картины детьми строится как игра «Объясни, почему так названа картина?». Ее организация основана на методе «Каталог». Воспитателем готовятся листочки бумаги, на которых написаны разные пословицы и поговорки. Вводится правило: выдерни записку, прочитаем текст (читает воспитатель или умеющие читать дети), объясни, почему так назвали картину?

Следующая игра «Найди самое удачное название картины». Ребенку предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать одну-две самых подходящих к содержанию картины, объяснить свой выбор. Особое внимание здесь уделяется логическим связкам в тексте. В результате получается рассказ - рассуждение.

Советы воспитателям.

  • На начальном этапе используется не более пяти пословиц разной тематики, идет коллективное обсуждение каждой.
  • На следующем этапе берется большее количество пословиц и поговорок, идет коллективное обсуждение, для названия картины выбираются наиболее удачные.
  • На третьем этапе ребенок самостоятельно выбирает название картины, представленное в виде пословицы или поговорки.
  • Четвертый этап работы: ребенок составляет рассказ по сюжету картины согласно выбранной пословице или поговорке.
  • На заключительном этапе звучат разные рассказы по одной картине в зависимости от выбранных для их названия пословиц или поговорок.

Алгоритм мыслительных действий при передаче смысла картины:

  1. Выбор пословицы или поговорки.
  2. Представить содержание картины через призму выбранной пословицы или поговорки.
  3. Объяснение-рассуждение ребенка, почему эта пословица может быть названием картины.
  1. Целостный рассказ по сюжету картины согласно смыслу пословицы или поговорки.

9 этап. Составление рассказов-фантазий.

Цель: учить детей преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования; учить детей составлять рассказы фантастического содержания.

Для сочинения фантастических рассказов по картине следует знать основные приемы фантазирования:

  • «Увеличение – уменьшение» (преобразование размера, формы, цвета, изменение степени проявления какого-либо свойства объекта);
  • «Деление-объединение» (деление объектов на части, объединение их в другой последовательности или взаимообмен объектами своими частями);
  • «Оживление-окаменение» (объект наделяется свойствами динамики или статики);
  • «Специализация – универсализация» (расширение либо ограничение ресурсов объекта);
  • «Наоборот» (приобретение объектом инверсных свойств);
  • «Ускорение – замедление» (остановка тех или иных процессов, увеличение их скорости, перемещение объекта во времени и др.).

Используя данные приемы, можно преобразовать какой-либо объект на картине, либо изменить его часть, поменять место нахождения. Составляется рассказ, в котором главной идеей является согласование необычного (фантастического) объекта с окружающим миром.

Для обучения детей составлению рассказов по картине использовали игровой прием «Пришел в гости волшебник…».

Приглашаются волшебники:

  1. Волшебник Увеличения-Уменьшения (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование).
  2. Волшебник Деления-Объединения (выбранный объект дробится на части и перепутывается по структуре, либо меняется своими частями с другими объектами).
  3. Волшебник Оживления-Окаменения (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве).
  4. Волшебник МогуВсе – МогуТолько (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах).
  5. Волшебник Наоборот (у объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное).
  6. Волшебник Времени (этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов: Волшебник Ускорения-Замедления, волшебник Обратного Времени, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина Времени, Зеркало Времени).

Предлагали детям выбрать одно из преобразований объекта и ответить на вопросы:

  • Что происходит с этим объектом?
  • Какие ощущения он испытывает?
  • Как он теперь воспринимает окружающий мир?
  • Как окружающий мир относится к преобразованному объекту?
  • Каковы положительные и отрицательные последствия преобразований?
  • Какие проблемы возникают у объекта с окружающим миром?
  • Как фантастический объект может помочь решить проблемы окружающих объектов?
  • Как окружение может согласоваться с измененным объектом?

Предложить детям составить рассказ по результатам обсуждения.

Например: Картина «Кошка с котятами». Рассказ-фантазия про клубок ниток, с которым играл котенок (составлен двумя детьми):

«Клубок, который научился летать»

Жил был клубочек ниток. Он был круглым и синим. Лежал в корзинке, и никто его не трогал. Однажды пришли котята, свалили корзинку,  он упал и покатился. Котенок Рыжик стал им играть. Больно стало клубочку, и решил он попросить у волшебника Объединения крылышки. Только Рыжик хотел царапками схватить клубок, как тот взлетел и стал под потолком летать. Удивился котенок, нет, все котята и кошка и стали смотреть, как летает клубок. А лампа сказала: «Что ты тут летаешь, сгореть можешь». Клубок летал до вечера. Котята легли спать, а клубочек в корзинку залез. Только после этого лампа включилась, и он не сгорел.

Советы воспитателям.

  • Приемы фантазирования должны быть хорошо знакомы детям. Они должны знать возможности каждого «Волшебника».
  • Когда объявляется фантастическое преобразование, то выбирается сначала объект или его часть, приглашается "Волшебник", производится преобразование, а затем объект с необычным свойством описывается.
  • Целесообразно провести серию занятий по одной картине с постепенным включением новых приемов фантазирования. Фантастические рассказы-зарисовки составляются коллективно.
  • В дальнейшем необходимо дифференцировать задания, распределив волшебников между детьми и предложив составить самостоятельно или командами рассказы фантастического плана.
  • Можно инсценировать с детьми придуманные рассказы или оформить книжки-малышки с их текстами.

Алгоритм мыслительных действий при составлении рассказов- фантазий.

  1. Выбрать объект, изображенный на картине, либо его часть.
  2. Пригласить одного из Волшебников.
  3. Преобразовать объект или его часть.
  1. Составить фантастический рассказ.

10 этап. Составление сказок нравственно-этического характера.

Цель: обучать детей приемам составления текстов морально-этического плана по мотивам содержания картины; учить выводить мораль из составленного текста сказки.

Для составления морально-этической сказки по картине необходимо определить место, где будут разворачиваться события, и обозначить его одним словом.

Например: лужайка около леса. Далее перечисляются объекты, изображенные на картине, как правило, неодушевленного плана (елка, лужа, прутик, трава, цветы…).

Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека. (елка - мудрая, лужа - грязнуля, прутик - труженик, трава - равнодушная, цветы - болтливые…).

Идет описание жизни объектов в обозначенном месте.

Происходит случай - появление необычного объекта или природного явления (в лужу упал мяч).

Составляется текст, в котором особое значение имеют монологи каждого очеловеченного объекта по отношению к Случаю. Каждый герой сказки высказывает свое отношение к Случаю, что является основанием для обозначения его характера, нравственных качеств.

Выводится мораль, которая вкладывается в уста мудрого объекта. Составляется итоговый текст сказки и придумывается ее название.

Работа с детьми.

  • Предложить детям сочинить сказку по картине.
  • Определить и назвать место, где будут разворачиваться события. Назвать героев сказки.
  • Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека.
  • Предложить детям сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был).
  • Объявить Случай (появление необычного предмета, явление природы), который приводит к конфликтной ситуации.
  • Продолжение составления текста как описания отношения героев сказки к случаю согласно их личностной характеристике.
  • Обсуждение мнения каждого героя.
  • Провозглашение морали мудрым объектом. Описание разрешения конфликтной ситуации на основе этой морали.
  • Придумывание названия сказки.

Например: «История на лужайке».

На одной лужайке около леса жили-были болтливые Цветы, равнодушная Трава, Прутик- труженик и грязнуля Лужа. Вдали росла очень умная Елочка. Она смотрела кругом и много думала. Цветы все время говорили что-то, их равнодушно слушали Травинки. Прутику некогда было слушать болтовню Цветов, потому что он все время находил какое-то дело. Грязная-прегрязная Лужа смотрела на все и радовалась своей грязи. Мудрая Елочка думала свои умные мысли и молчала. Так они и жили.

Однажды в Лужу упал красивый резиновый Мяч. Он сразу испачкался.

- «Ура! - закричала Лужа, - он тоже стал таким же грязным как я!»

- «А нам все равно, что Мяч в Лужу прыгнул. Главное, чтобы к нам не попал!», - сказала равнодушная Трава.

Цветы не переставали болтать и говорили всякую чепуху. Никто не посочувствовал Мячику, кроме Прутика. Он стал быстро-быстро разгонять воду, и Мячик к краю Лужи стал подплывать.

Елочка все это видела издалека и стала раскачиваться из стороны в сторону, чтобы ветер помог Мячу из Лужи выбраться, ведь она знала: «Помогаешь другому в беде, и тебе помогут!»

Советы воспитателям.

  • Следует уточнить знания детей о разнообразных нравственных качествах и чертах характера человека, затем обыграть их с помощью приемов эмпатии, используя мимику, жесты и другие выразительные средства.
  • Давать возможность детям в процессе сочинения сказки включать приемы театрализации.
  • При обозначении героев сказки целесообразно использовать приемы моделирования (схематическое обозначение объектов и буквенное обозначение черт характера).
  • От коллективного сочинения сказки (с помощью "мозгового штурма") необходимо переходить к индивидуальному сочинительству.
  • При коллективном сочинении каждому ребенку предлагается придумать собственное название сказки и сообщить его педагогу по секрету. Воспитатель записывает название сказок, затем объявляет конкурс названий.
  • По мотивам сказки можно предложить детям сделать рисунки или организовать театральное действие.

Алгоритм мыслительных действий:

  1. Определить место событий.
  2. Выбрать героев, наделить их человеческими свойствами или характеристиками.
  3. Объявить Случай.
  4. Составить текст сказки.
  1. Придумать название сказки.

11 этап. Составление рифмованных текстов по картине.

Цель: познакомить детей с моделями составления рифмованных текстов, формировать умение составлять рифмованный текст по содержанию картин.

Для составления рифмованных текстов по содержанию картины можно обсудить с детьми признаки выбранного объекта, его связи, место действия и сами действия. В качестве объекта может выступать не только центральный или второстепенный объект, но и обобщенное понятие (дети…, семья…, посуда…)  

Действия объекта могут быть как реальные, так и предполагаемые. Слова в высказываниях должны рифмоваться.

Для создания рифмованного текста можно пользоваться опорой:

Жили-были как-то кто-то,
Ой, какие были кто-то,
Что-то делали они,
На картину посмотри.
И закончив, говори:
»Вот какие кто-то
На картине такой-то…».

Возможны варианты создания рифмованного текста.

Он может начинаться со слов «Если эти кто-то…, то они чего-то…», «Кто-то был такой-то и свершал он то-то…», «Кто-то был такой-то и свершал он то-то, потому что был такой-то…».

Оценка степени удачности созданного текста определяется не только качеством рифмы, но и уровнем интерпретации содержания картины.

Работа строится в определенной последовательности. Сначала с детьми проводится игра «Складушки-ладушки», в которой подбираются существительные, прилагательные, глаголы, рифмующиеся между собой и соответствующие содержанию картины. Затем осуществляется побуждение детей составлять двустрочные рифмующиеся фразы. На последнем этапе создается рифмованный текст по содержанию картины в соответствии с предложенным алгоритмом.

Советы воспитателям.

  • Заучивая или читая детям стихотворения, проводить с детьми их анализ.
  • Чаще включать в педагогический процесс игры по составлению рифмы.
  • На занятиях по развитию речи проводить с детьми лексические упражнения по подбору признаков, действий с целью активизации в речи прилагательных и глаголов.
  • Целесообразно возвращаться к сочиненным детьми рифмованным текстам с целью их модификации.

Алгоритм мыслительных действий при составлении

рифмованных текстов.

  1. Выбор объекта, определение его свойств, действий и места разворачивания событий.
  2. Подбор рифмующихся между собой слов.
  3. Работа по алгоритмам создания рифмованного текста.


МОДЕЛЬ РАБОТЫ С КАРТИНОЙ КАК ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМОЙ

  1. Выделение объектов, изображенных на картине.
  2. Установление взаимосвязей между объектами.
  3. Характеристика объектов (активизируется опыт восприятия объектов разными органами чувств).
  4. Описание изображенного на картине средствами символической аналогии (сравнения, метафоры).
  5. Представление об объектах в рамках всего времени их существования (до момента изображения на картине и после).
  6. Описание местонахождения объектов на картине.
  7. Представление себя на картине в качестве одного из объектов.
  8. Поиски многозначности смысла сюжета картины.
  9. Составление творческих текстов с помощью приемов фантастического преобразования объектов на картине.
  10. Создание сказок нравственно-этического плана по мотивам изображенного на картине.
  1. Составление рифмованных текстов по содержанию картины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука / Г.С. Альтшуллер. - М., 1979.

2. Альтшуллер, Г.С. Крылья для Икара / Г.С. Альтшуллер, А.Б. Селюцкий. – Петрозаводск: Карелия, 1980.

3. Гуткович, И.Я. Программа по развитию творческого воображения (РТВ) и обучению диалектическому способу мышления с помощью элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) детей дошкольного возраста / И.Я. Гуткович, И.М. Костракова, Т.А.  Сидорчук.  – Ульяновск, 1994, - 65 с.

4. Жмырева, М.А. Система творческих заданий как средство обучения детей 4-6 лет работе с противоречием / М.А. Жмырева, Т.А. Сидорчук. – Ульяновск : Симбирская книга, 2001. - 64 с.

5. «Золотой ключик» творческого  мышления: сборник методических материалов ДОУ № 277 г. Самары / Под ред. Т.А. Сидорчук. - Челябинск, 2000. - 84 с.

6. Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей дошкольного возраста: сборник научно – методических работ / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. – Тольятти: ТГУ, 2008. – 138 с.

7. Лелюх, С.В. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников / С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. – Ульяновск, 2003. - 240 с.

8. Мурашковска,  И.Н. Картинки без запинки / И.Н. Мурашковска, Н.П. Валюмс. - Санкт-Петербург: ТРИЗ-ШАНС, 1995. - 39 с.

9. Нестеренко, А.А. Страна загадок / А.А. Нестеренко. - Ростов-на-Дону: изд-во РГУ, 1995. - 27 с.

10. Сидорчук, Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста / Т.А. Сидорчук. - Ульяновск, 1991. - 52с.

11. Сидорчук, Т.А. Методы развития воображения дошкольников / Т.А. Сидорчук, И.Я. Гуткович. - Ульяновск, 1995. – 44 с.

12. Сидорчук, Т.А. Обучение дошкольников  творческому рассказыванию по картине: пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений / Т.А. Сидорчук, А.Б. Кузнецова. – Челябинск: ИИЦ «ТРИЗ-инфо», 2000. - 74 с.

13. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А.,  Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с.



Предварительный просмотр:

Картотека ТРИЗ-игр в детском саду

             Игры на выявление свойств объекта и признаков времени

Игра «Дерево, птица, насекомое, дикое животное»
Цель: развивать умение классифицировать объекты живой природы.
Правила: взрослый говорит: «Дерево» (Ребёнок называет любое дерево). «Птица. Насекомое. Дикое животное» и т. д. по кругу. Название игры можно менять. Например, «Рыбы, птицы, звери», «Деревья, цветы, насекомые».

Игра «Чем (кем) был, чем (кем) стал»
Цель: развивать умение определять линию развития объекта.
Правила: взрослый называет любой объект живой природы. Дети говорят, чем (кем) он был, чем(кем) стал. Например, цыплёнок – был яйцом, стал курицей или петухом. Капуста была
семечком, стала салатом.

Игра «Был. Есть. Будет»
Цель: упражнять детей в определении свойств объекта в прошлом, настоящем и будущем.
Правила: взрослый называет объект живой природы. Ребёнок перечисляет его свойства в прошлом, настоящем и будущем. Например: Огурец был маленький, зелёный, колючий, горький; сейчас – большой, зелёный, сладкий, сочный; будет - солёный, мягкий, хрустящий.

                                     Игры на выделение надсистемных связей

Игра «Кто где живёт»
Цель: учить детей устанавливать, частью чего является данный объект.
Правила: взрослый называет объект живой природы. Дети называют среду обитания этих объектов. Можно использовать картинки. Например, медведь. Среда обитания: лес, зоопарк, мультфильм, книга, фантик.

Игра «Я возьму тебя с собой»
Цель: учить детей устанавливать связь между средой обитания и объектом живой природы.
Правила: взрослый называет место обитания и предлагает взять с собой объекты живой природы, которые там находятся.
Например, я – река и возьму с собой всё живое, что находится в реке.

                                  Игры на выделение подсистемных связей

Игра «Ты – моя частичка»
Цель: развивать умение классифицировать объекты живой природы.
Правила: взрослый называет образ, а ребёнок – его части. Например: «Я – дерево, ты – моя частичка. Кто ты?»; «Я – ромашка, ты – моя частичка. Кто ты?»; «Я – апельсин, ты – моя частичка. Кто ты?»; «Я – гриб, ты – моя частичка. Кто ты?»; «Я – колосок, ты – моя частичка. Кто ты?»

Игра «Кто я?»
Цель: развивать умение по одной части называть как можно больше объектов живой
природы.
Правила: взрослый называет одну часть. Дети – как можно больше объектов, у которых есть эта часть. «У меня есть листок. Кто я?» (дерево, куст, цветок); «У меня есть пуговица. Что я?»; «У меня есть нос. Кто я?»; «У меня есть хвост. Кто я?»

Игры по сравнению системы

Игра «На что похоже»
Цель: развивать ассоциативность мышления, учить детей сравнивать системы.
Правила: взрослый называет объект, а дети называют объекты, похожие на него. Например, на что похож цветок? (по цвету, форме, функции, прошлому, будущему).

    Шесть полезных ТРИЗ - игр, которые научат нестандартному мышлению

1.«Волшебная палочка»
В ТРИЗ есть приёмы, которые помогают фантазировать и находить интересные идеи. Один из них — увеличение и уменьшение. Его суть в том, что надо мысленно представить, как какой-либо предмет или начинает становиться все больше и больше или наоборот уменьшаться. А для этого можно придумать волшебную палочку!
Скажите ребенку: «У меня есть карандаш, давай представим, что он превратился в волшебную палочку. Теперь он может увеличить или уменьшить все, что захочешь. Что бы ты хотел увеличить или уменьшить?»
Возможные варианты ответов:
• Хочу уменьшить зиму и увеличить лето.
• Хочу увеличить выходные.
• Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.
А теперь усложним эту игру дополнительными вопросами: «Зачем это увеличивать или уменьшать?»
• Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
• Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, поздороваться с другом через форточку или достать с крыши мячик.
Затем обсудите, что в этих идеях будет хорошего и удобного, а что плохого. Вместо карандаша вы можете использовать любую палочку, пусть она у вас станет волшебной!

2. «Хорошо-плохо»
Уметь находить и выявлять противоречия — важный навык, составляющий тризовское мышление, потому что именно с разрешения противоречий начинается изобретение и создание нового.
Первый участник называет явление или событие и говорит почему это хорошо, следующий продолжает, но объясняет, в каких случаях это может быть плохо, после чего первый начинает рассуждать о хороших сторонах последнего высказывания. Например, родитель начинает: «Пойти гулять — это хорошо, потому что можно найти что-нибудь интересное». Ребенок продолжает: «Найти что-нибудь интересное — плохо, потому что это нельзя принести домой с улицы». Следующий говорит: «Если что-то интересное нельзя принести домой с улицы — это хорошо, потому что тогда можно найти что-нибудь интересное дома», и так далее.

3. «Мешочек с сокровищами»
Одной из важных составляющих тризовского мышления является системное умение видеть предмет во всех его взаимосвязях, а это значит — его прошлое, настоящее и будущее. Эта игра научит понимать предметы в настоящем, осознавать, для чего они созданы, из чего состоят, к какому виду принадлежат. В мешочек из непрозрачного материала сложите некоторое количество предметов или игрушек. Пусть ребенок опустит руку в мешочек и ощупывая предмет вслух перечислит те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения.
Желательно брать одновременно не более 5-6 предметов, изготовленных из разных материалов и не имеющих ярко выраженных частей, бывает, что вместо свойств ребёнок называет части, и ответ становится очевидным.
После того, как свойства определены и перечислены, предложите подумать, что похоже на этот предмет. Например, у вас в мешочке лежит мыло, оно скользкое и холодное. Что еще бывает таким же? Можно придумывать свои сочетания, а чтобы оживить игру, можно попросить ребёнка найти дома предмет с загаданным свойством (мокрое, тяжелое, шершавое и так далее).

4. «Не да, а нет!»
Необходимость переключаться с одного способа работы на другой, с одной деятельности на другую, делают мышление ребенка динамичным, гибким, способным справляться с нестандартными, неожиданными задачами, развивает его творческое мышление. Для этого отлично подходит игра «Не да, а нет!». В ней нужно отвечать на вопросы, которые обычно подразумевают положительный ответ, отрицательно:
• Машина всегда обгонит пешехода? Нет, если машина стоит на светофоре, пешеход её легко обгонит!
• Днем всегда светло? Нет, если погода плохая и на небе тучи, то даже днём будут сумерки.
• У всех деревьев есть листья? Нет, у ёлки — иголки.
Попробуйте задать такие вопросы ребёнку и порассуждать вместе с ним, а если ребёнок еще маленький, сами расскажите ему, как по-разному устроен окружающий мир и обратите внимание на интересные вещи.

5. «Составь загадку»
Выберите любой объект, про который вы хотите сочинить загадку, определите, какой этот объект и что есть на свете, на него похожее. Например, если в качестве объекта вы выбрали «иглу», то на вопросы: «Объект какой? На что это похоже?», вы ответите: «Острая, похожа на стрелу, блестящая, похожа на ёлочную игрушку, скользкая, похожа на рыбку».
Теперь соединяем все слова с выражением «но не» и получаем загадку: «Острая, но не стрела, блестящая, но не ёлочная игрушка, скользкая, но не рыбка. Что это такое?» Попробуйте и вы сочинить с ребенком такую загадку!

6. «А что потом?»
Эта игра может постепенно усложняться, в зависимости от возраста ребенка. Вы называете начальное явление, а следующему игроку необходимо продолжить цепочку последовательности в правильном порядке.
• Сначала осень, а потом? — Зима, а потом? — Весна, а потом? — Лето.
• Сначала вторник, а потом? — Среда.
• Сначала вечер, а потом? — Ночь.
• Сначала завтрак, а потом? — Обед.
• Сначала глина, а потом? — Ваза, кирпич, скульптура.
• Сначала бревно, а потом? — Дом, бумага, шкаф.
• Сначала молоко, а потом? — Каша, какао, масло, сметана.
• Сначала ягоды, а потом? — Компот, варенье, джем, кисель.

«Дразнилка»

(метод мозгового штурма, с 5-ти лет)

Цель: расширять словарный запас детей малышей, учить слушать друг друга, высказывая свое мнение.

Ход игры: дети с помощью суффиксов -лка, -чк-, -ще образуют новые слова- названия.

Пример: Кошка: мяукалка, бегалка, кусаще, драчище, сонечка.

Мяч: прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка.

Лопата: разбивалка, копалка, игралочка, рылочка, жележище, копалище.

Заяц: прыгалка, белячок, трусище.

Птичка: махалка, леталочка, свистелочка, прыгалище.

«Фоторобот»

(метод фокальных объектов, с 5-ти лет)

Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.

Ход игры: дети составляют героя из частей других объектов, героев других сказок.

Усложнение: придуманного героя зарисовать и «отправить» его в новую сказку.

«Теремок»

(метод системного анализ, с 5-ти лет).

Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.

Ход игры: гостями «Теремка» становятся предметы, связанные между собой какой-либо системой. Для определения объектов используются медальки с изображением объектов. В «Теремок» попадают только те «объекты», которые назвали, чем они походят на ведущего.

Усложнение: в «Теремок» могут попасть только те объекты, которые отличаются от ведущего; от других жителей «Теремка». Объяснить, чем.

«Помоги герою»

(метод Робинзона, с 6-ти лет)

Цель: развивать фантазирование детей, способствовать свободному общению малышей друг с другом и с воспитателем, формировать коммуникативные способности.

Ход игры: дети размышляют, как помочь герою выйти из сказочной или придуманной ситуации.

Пример: Железное яичко упало на хвостик мышке и придавило его. Как помочь мышке?

«Волшебный телевизор»

(метод системного анализа, с 6-ти лет).

Цель: развивать свободное общение детей с воспитателем, формировать грамматический строй речи, способствовать практическому овладению нормами связной речи.

Ход игры: выявляются все связи системы с помощью схемы-телевизора с 9 экранами, которые открываются по очереди.

Словесное восстановление по стихотворению:

Если мы рассмотрим что-то…

Это что- то для чего-то…

Это что-то из чего-то…

Это что-то часть чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то…

Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

«Лимерики»

(от анг. - вариант сказочной небылицы).

(метод каталога, с 6-ти лет).

Цель: учить детей решению сказочных задач, моделированию и инсценированию новых сказок.

Ход игры: сочинение шуточных четверостиший, сохраняя рифму.

Пример: - первая строка - герой (необходимо выбрать самому ребенку,

- вторая строка – характеристика героя или его действие,

- третья строка - реализация действия,

- четвертая строка - выбор конечного эпитета для героя или свое отношение к герою.




Предварительный просмотр:

Технологии развивающего обучения. Игры  с использованием ТРИЗ - технологии.

 «Разбуди в себе волшебника»

        Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно, с её помощью можно развивать внимание, память мышление, воображение малыша, то есть качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобрести новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

    Развитие творческих способностей ребёнка подразумевает  развитие воображения и гибкого нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами, А для этого  надо  научить видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь, от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.

    С помощью игр важно не только научить ребёнка чему – либо, но и вселить уверенность в себе, сформировать уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение.

   Каждая игра – это общение ребёнка с взрослым, с другими детьми. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумка и фантазия – только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.

                                                    «Кто я?»

      Игра на развитие творческих способностей. «Кто я?» - спрашиваете  у ребёнка и воображаете (жестами, мимикой, звуками и т.п.) машину, поезд, самолёт, зайчика, врача, чайник и т.п. Когда ребёнок научится угадывать, что вы изображаете, загадывайте с ним по очереди.

                                            «Покажи по – разному».

        В игре участвуют несколько человек, дети знакомятся со словами – антонимами. Например: высокий – низкий. Дети идут по кругу. Ведущий говорит:  «Сейчас мы будем проходить ворота. Если я скажу, что ворота высокие, вы будите идти также как сейчас, а если низкие – то нагнётесь. Тот, кто не нагнётся вовремя – выходит из игры».

      Тяжёлый – лёгкий. Каждому участнику игры даётся пустой пакет. Взрослый говорит: «Вы несёте сумки. Сумка может быть или лёгкой или тяжёлой. Покажите, как несут лёгкую сумку. Игру можно продолжить, разыгрывая следующие пары слов: весело – грустно, жарко – холодно, быстро – медленно и т.д.

                                            «Разноцветная вода».

      Предложить ребёнку покрасить воду, налитую в прозрачные стаканчики. Ему будет интересно получить разные оттенки одного и того же цвета.

      Окрашивание воды поможет ребёнку понять закономерности смешивания цветов. Сочетание красной и жёлтой краски даст оранжевую воду, жёлтой и синей – зеленую, синей и красной – фиолетовую. Показать детям изображение радуги из шести цветов (исключая голубой) и объяснить волшебные свойства красок: из основных цветов (красный, жёлтый, синий) получаются промежуточные, лежащие между основными. Заморозить покрашенную ребёнком воду, а потом рассмотреть вместе с ним цветные льдинки, и вспомнить, как получились такие цвета.

«Волшебные кляксы».

      До начала игры изготавливаются несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается и можно  начинать игру. Играющие по очереди говорят, на что похожа клякса. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

«Угадай, что получится?»

     Для этой игры  нужны лист бумаги и карандаши для каждого играющего. Первый начинает какой-нибудь рисунок (линию). Следующий говорит, что это, может быть и дорисовывает ещё одну линию. Следующий должен придумать ещё что-нибудь и дорисовать в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему. Выигрывает тот, кто внёс последнее изменение.

«Волшебная палитра».

     Сливая краски во время рисования, можно получать различные оттенки цветов. Лучше всего пользоваться при этом гуашью. Ребёнок может, изобразит, как светлеет небо на рассвете, с помощью синей и белой красок. Разбеливать синюю краску нужно на палитре, постепенно добавляя белила и последовательно нанося мазки на лист бумаги. Главное – добиться, чтобы оттенки изменялись как можно равномернее. Предложить детям нарисовать, как заходит солнце (от оранжевого к красному цвету), как желтеют листья осенью (от зелёного к жёлтому).

«Самое весёлое».

     Для игры потребуется карандаши, а ещё лучше – краски и листы бумаги, Всем участникам предлагается нарисовать что-нибудь весёлое – самоё весёлое на свете. На рисунке можно изображать не только предметы: вполне допустимы различные сочетания цветов и форм. Готовые рисунки рассматриваются, и принимается коллективное решение: чей рисунок оказался самым весёлым.

«Чего на свете не бывает?»

       Предложить ребёнку нарисовать то, чего на свете не бывает. Попросите его рассказать, что он нарисовал, вместе с ним обсудите рисунок: действительно ли то, что  на нём изображено, не встречается в жизни. Игра пройдёт веселее, если вы тоже примите участие в придумывании и рисовании.

«Зёрнышки».

       Дети сидят или стоят в кругу. После каких-либо слов ведущего все становятся зёрнышками. Для этого нужно сесть на пол  или на землю и сгруппироваться: поджав под себя ноги и прижать голову к коленям, Кто - то из детей идёт по кругу и «поливает» зернышки из лейки. Политые зернышки начинают постепенно  прорастать, тянуться вверх к солнышку. Дети сами решают, кем они станут: деревом, цветком или колоском. Подниматься надо не спеша, красиво, вставая с колен и вытягивая руки вверх. При этом можно покачиваться в разные стороны. Полностью поднявшись, дети, встав на носочки, совершают небольшое усилие и постараются ещё чуть-чуть подтянуться.

«Что это может быть?»

         Взрослый предлагает детям нарисовать сладкое, круглое, ароматное, свежее, душистое, солёное, зелёное и т.д.  Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал.

«Что это?»

  Воспитатель называет слово, а дети должны подумать: что это или про кого так можно сказать: бегущий (висящий, брошенный, срубленный и т.д.). Предложить детям нарисовать.

«Путешествие в выдумляндию».

        Взрослый предлагает закрыть глаза и посчитать до 10 и обратно.

-Ребята, вы оказались в незнакомой стране в «Выдумляндию».

-Остановитесь возле странного дерева: как  бы вы его назвали?

Далее развиваем сюжет по типу народных сказок. Сюжет могут придумать сами дети.

«Волшебные палочки».

      Знакомство с величиной.

-Ребята, представьте себе, что длинные (короткие) палочки – волшебные. Во что они могут превратиться.

«Что бы это могло быть?»

  Взрослый предлагает детям поиграть в игру. Он им будет показывать картинки, а они придумывать, на что эта картинка похожа.

Ответы: волосы, забор, солнышко, ежик, мостик, расческа, игольница.

Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал.

«Расскажи об их настроении».

  Взрослый предлагает посмотреть на картинку, изображающую лицо человека и рассказать о его настроении. Предложить детям нарисовать лицо – загадку. Игру можно повторять с разным материалом.

«Спасатели»

     Взрослый предлагает подумать и ответить на вопрос: «как спасти собаку, плывущую на льдине?». « Как спасти собаку, поднятую на волшебном шаре?»

«Поможем художнику»

      Предложить детям нарисовать необычную машину, на которой можно попасть в волшебную страну. Нарисовать и рассказать о своей машине.

«Помощник для мамы»

   Взрослый: представьте себе, что изобрели помощника для домашней работы. Каким он должен быть? Рассмотреть  работы  детей и выбрать вместе с детьми необычные работы.

«Придумай сам».

    Взрослый: вы прилетели на другую планету. Нарисуйте, что бы вы могли там увидеть? Когда рисунок будет готов, можно детям предложить придумать историю.

«Волшебные картинки».

      Учить детей создавать образы на основе схематического изображения предмета. Изображение расположено так, что остаётся свободное место для дорисовывания. Отметить наиболее интересные  картинки, когда ребята придумывают что- то своё, непохожее на другие картинки.            

                                       

                                         

 



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по ТРИЗ технологии в старшей разновозрастной  группе

Дата

Занятие

Программное содержание

Техника

Сентябрь

1.

«Разноцветная тучка»

Учить детей смешивать такие цвета, которые сочетаются между собой. Учить задумывать и реализовывать свой замысел.

Тычок, оттиск поролона

2.

«Золотая осень»

Учить использовать технику печатания (листьями). Воспитывать умение любоваться своей работой.

Оттиск печатками.

3.

«Гусеница»

Продолжать учить детей рисованию пальчиками. Учить детей располагать отпечатки пальцев по цепочке слева направо.

 Рисование пальчиками

4.

«Бабочка- красавица»

 Познакомить с техникой печатания картофелем. Учить работать сразу двумя руками, обмакивая кончики пальчиков в желтую краску. Учить оформлять крылышки бабочки разноцветными точками. Воспитывать аккуратность. 

Рисование пальчиками, оттиск печаткой из картофеля.

Октябрь

5.

«Во дворе»

Учить детей оформлять сюжет с помощью рисования кулачком. При работе использовать пух, заборчик выложить спичками, на место червячка приклеит тоненькую резиночку, цыплят нарисовать кулачком. Воспитывать творческую активность.

 Рисование кулачком

6.

«Листопад»

Учить использовать всё пространство листа. Развивать пространственную координацию.

 Рисования пальцами


Октябрь

7.

«Журавли улетают на юг»

Учить детей техники рисования в сочетание с кистью и штампами. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к продуктам труда.

 Рисование штампами

 

8.

«Я ромашку нарисую, маме подарю»

Создать положительный настрой на работу в честь праздника «День матери» Учить выполнять работу в техниках рисование пальчиками, оттиск печатками. Развивать чувство цветовосприятия, композиции.

 Рисование пальчиками, оттиск печатками.

Ноябрь

9.

«Разноцветные лучики»

Упражнять детей в технике печатания. Закрепить понятие«лучик». Воспитывать аккуратность.

Оттиск

10.

«Осьминог»

Учить детей с помощью ладошек создавать осьминога. Рядом, также ладошками, нарисовать рыбок. Провести пальчиком волнистые линии водорослей. Подушечками пальчиков положить на морское дно камешки, а кулачком - ракушки.

Рисование ладошками

11.

«Укрась шарфик»

Познакомить с печатью по трафарету Учить украшать полоску из чередующихся узоров. Развивать чувство ритма, композиции

 Печать по трафарету, рисование пальчиками.

 

12.

«Первый снег»

Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью печатания. Развивать чувство композиции. Воспитывать творческую личность.

Рисование пальчиками, оттиск печатками.

Декабрь

13.

«На заборе, на крылечке все блестит и все бело.»

Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Развивать воображение, чувство композиции, ритма. Воспитывать аккуратность.

Акварель, аппликация из ваты, печать по трафарету, рисование пальчиками.

14.

«Мои рукавички»

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок равномерно. Воспитывать аккуратность.

Оттиск печатками из картофеля, пробкой, рисование пальчиками.


Декабрь

15.

«Ёжик»

Упражнять в технике рисования жесткой полусухой кистью. Учить соотносить предметы по цвету и форме, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать аккуратность.

Тычок жесткой полусухой кистью

16.

«Елочка пушистая нарядная»

Упражнять в технике рисования тычком полусухой кистью, учить делать отпечатки пробкой. Развивать чувство композиции.

Тычок полусухой кистью, рисование

Январь

17.

«Узоры Деда Мороза»

Упражнять в рисовании восковыми мелками. Украшать снежинками, тонировать листв цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый).

Восковые мелки, акварель

18.

«Все деревья в серебре»

Учить передавать тему в своей работе, фантазировать, использовать различные приемы и техники в выполнении работы. Воспитывать творческую активность.

Аппликация из цветной бумаги и ваты, рисование пальчиками

19.

«Укрась свои игрушки»

Развивать эстетическое восприятие. Познакомить с дымковской игрушкой, отметить характерные особенности, выделить элементы узора: круги, кольца, точки, полоски.

 Рисование гуашью, пальчиками, оттиск пробкой

20.

«Маленький гном»

Познакомить детей с навой нетрадиционной техникой украшения своей работы. Воспитывать аккуратность.

Аппликация из комочков

Февраль

21.

«Птица – зима»

Упражнять в технике печатания ладошкой.

Упражнять в технике печатания ладошкой.

Печать от руки


Февраль

22.

«Снежинка»

Учить рисовать снежинку в центре , четко обрисовать контуры. Закрепить умение тонировать весь лист. Воспитывать аккуратность.

Печать по трафарету

23.

«Открытка для папы»

Формировать с помощью выразительных средств ( форма, положение объекта в пространстве) передавать свое отношение к работе.

Оригами, рисование пальчиками, кулачком.

25.

«Зайки белые сидят»

Упражнять в рисовании тампонами. Создавать композицию. Воспитывать творческую активность.

Тампонирование

Март

26.

«Мимоза для мамы»

Развивать чувство композиции и аккуратность.

Рисование кисточками и акварелью, тычок сухой кистью, ватными палочками

27.

«Травка»

Упражнять в технике рисования ладошкой. Закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность листа. Воспитывать аккуратность.

Рисование ладошками

28.

«Цветущее дерево»

Учить наносить краску разбрызгивая по поверхности листа. Развивать фантазию детей.

Кляксография

29.

«Ночь»

Учить рисовать в технике « набрызг». Развивать чувство композиции.

Набрызг


Апрель

30.

«Рисование узоров по мотивам дымковских игрушек»

Закрепить умение передавать колорит дымковских узоров. Развивать чувство композиции, цветовосприятия

Рисование пальчиками

31.

«Ракета летит в космос»

Познакомить с навой техникой рисования мыльными пузырями. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Воспитывать творческую активность детей

Мыльные фантазии, рисование по трафарету

32.

«Совушка – сова большая голова»

Учить детей передавать форму совы. Закрепить знание детей в рисовании сухой кисточкой. Воспитывать аккуратность.

Тычок полусухой кистью

33.

«Солнышко лучистое улыбнулось весело.»

Учить наносить краску на ладошки, делать отпечатки лучики у солнышка.

Рисование ладошками

Май

34.

«Улыбка весны»

Техника по выбору

Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, фантазию, творческие способности; Учить создавать пейзажи с использованием знакомых нетрадиционных техник рисования по выбору.

Весь необходимый материал.

35.

«Лужайка»

Учить располагать предметы на рисунке по всему листу. Воспитывать аккуратность.

Рисование ладошками, пальчиками, по трафарету.

36.

«Разноцветная земля»

Закрепить умение использовать изученные техники изображения. Воспитывать творческую активность

Набрызг, акварель, тиснение, печать по трафарету

37.

«Лето»

Развивать технику, чувство композиции.

Тычок жесткой полусухой кистью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое ТРИЗ? ТРИЗ-технологии в детском саду. Теория решения изобретательских задач

Сегодня есть много методик для воспитания ребенка всесторонне развитой личностью. Одна из них - ТРИЗ. Что такое может обозначать данная аббревиатура? Это теория решения изобретательских задач. Что же ...

Авторская дидактическая игра «Шапочка профессий» с использованием ТРИЗ технологии, для закрепления детьми освоения способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии».

Авторская дидактическая игра   «Шапочка профессий» с использованием ТРИЗ технологии, для закрепления  детьми освоения  способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии&r...

Мастер – класс «ТРИЗ для педагогов ДО». «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»

Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия(технология ТРИЗ) в развитии дошкольников.Задачи мастер...

Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ технологий Тема"Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ"

Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше...

Мастер-класс для родителей по ТРИЗ технологии в средней группе № 8 по теме «Использование ТРИЗ—технологии для развития детей дошкольного возраста».

Дать родителям представление о технологии ТРИЗ, показать практические навыки использования приёмов ТРИЗ в играх...