«ЭБРУ» - Нетрадиционная техника рисования на воде
статья по рисованию

Азарскова Ангелина Аркадьевна

Статья о нетрадиционной технике рисования на воде - "Эбру".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ebru.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

«ЭБРУ»  - НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ НА ВОДЕ

А.А. Азарскова

Воспитатель ГБДОУ №39

Адмиралтейского района

                      Г. Санкт-Петербурга

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, возникла заинтересованность возможностью применения нетрадиционных приемов изо-деятельности в работе с  дошкольниками средней группы для развития воображения, мелкой моторики и речевой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, раскрытию эмоциональных и творческих способностей дошкольников.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники дает возможность для развития творческих способностей, моторики у детей среднего дошкольного возраста, позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность. 

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов (гребень, палочка и т.д.) в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

В своей работе я выбрала удивительный и волшебный мир «Эбру».

Происхождение слова Эбру неизвестно.

В персидском языке есть слова “об” (вода) и “ру” (на), соответственно «обру», упрощенное в турецком как «эбру», значит «на воде». Самые известные картины, выполненные в технике эбру, были созданы в одиннадцатом веке, но само искусство намного древнее. Среди ученых до сих пор идут споры, где и когда зародилось искусство Эбру.

Существуют предположения, что это искусство появилось в Индии, а кто-то считает, что Эбру зародилось в Иране, а потом его переняли турки. Но известно точно — Эбру зародилось где-то на Востоке.

Суть создания рисунка в технике эбру сводится к процессу нанесения его сначала на воду, а затем перенесение на бумагу. В определенной последовательности на поверхность глади воды наносятся не растворяющиеся краски. Они держатся на поверхности, создавая тоненькую разноцветную пленку. С помощью кистей либо специальных приспособлений (палочки, шпажки, гребня) мастер перемешивает краски, создавая необычные узоры и оригинальные орнаменты. После того, как на поверхности воды будет сложена определенная картина, ее аккуратно переносят на основу (бумагу, ткань либо дерево).

Старейшая из известных картин Эбру была создана в XI веке. Эбру называют «бумагой с облаками» или «бумагой с волнами». Известны такие названия, как «танцующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумажное мраморирование» — так по-разному называют искусство эбру в странах Востока.

В Европе же просто говорят — «турецкая бумага», так как впервые с этим изящными, красивыми картинами европейцы встретились именно в Турции. Еще недавно это искусство могло исчезнуть и стать только красивым воспоминанием.

Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества в технике эбру, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Занятия эбру совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное.

Данный вид творчества позволяет юному художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, даёт свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования эбру, ребёнок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

Педагогическая целесообразность определяется направленностью на организацию социально полезной деятельности дошкольников, созданием благоприятных условий для развития познавательной и творческой активности. В процессе работы у дошкольников повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Поскольку рисование осуществляется непосредственно ударением пальцами по кисти или другим инструментам (постукивание), то данная техника предусматривает развитие: плавности, изящества и точности движений, умения работать кистью и пальцами обеих рук, координации руки и глаз, а также овладение техническими умениями (регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность), умение изменять размах и направление движения руки при рисовании. Кроме того, это активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства воды, как мягкость, тягучесть, плывучесть завораживают и создают условия для расслабления. Использование техники эбру в ходе изобразительной деятельности способствует приобретению умения выделять геометрические формы (в соответствии с возрастными особенностями) в отдельных составных частях изображения (таких, как круг, квадрат, треугольник), владение основными цветами, гармоничным сочетанием пятен, линий, цветов.

Для педагога использование техники эбру в работе с детьми:

 является эффективным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию таких образовательных областей как речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие;

 позволяет сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться играя);

 позволяет формировать познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

 позволяет объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребёнку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Мной создана и апробирована программа для средней группы детского сада.

Цель программы: раскрытие психофизических, эмоциональных и творческих способностей дошкольников через овладение техникой рисования на воде – эбру.

Задачи программы:

Образовательные:

  1. познакомить с основами теоретических представлений о технике эбру;
  2. научить выделять геометрические формы (в соответствии с возрастными особенностями) в отдельных составных частях изображения (таких, как круг, квадрат, треугольник);
  3. Использовать технику рисования на воде – эбру для создания картин
  4. Развить умение передавать смысл изображения

Развивающие:

  1. Развить мелкую моторику, гибкость рук;
  2. Развить внимание, память, воображение;
  3. Развить умение использовать коммуникативные навыки, обеспечивающие совместную деятельность.

Воспитательные:

  1. Формирование устойчивого интереса к художественной деятельности в технике эбру;
  2. Воспитание терпения, усидчивости, трудолюбия;
  3. Воспитание аккуратности.

Непосредственно на всех этапах изучения техники обязательно присутствует музыкальное сопровождение, упражнения для развития мелкой моторики, пальчиковая гимнастика, вместе с ребятами мы сочиняем сказки про Эбру.

В своей программе я использую следующие нетрадиционные способы Эбру рисования:

- волны,

- «Эбру шаль»

- «хатипэбру»

- «осветленное эбру»,

- «фантазийное эбру»,

- «соловьиное гнездо».

Также в течение года мы с ребятами в результате работы получаем не только картины, но и оригинальные украшения, например к Новому году или празднику 8 марта. Программа вариативна, и если дети придумали оригинальную форму в виде заготовки, то именно она может послужить «холстом» для нашего творчества.

В начале и конце года обучения проводится мастер-класс для ознакомления с техникой родителей. В начале года родители вместе с детьми изучают технику рисования на воде, вместе с детьми под руководством педагога, создают картины. В конце года, дети, освоившие программу помогают родителям и вместе создают картину, подсказывают.

В результате ребенок всегда имеет конечный результат – законченную картину, неповторимую и оригинальную. Невозможно повторить узор Эбру, как складываются краски в этой потрясающей технике, именно это позволяет мастеру чувствовать себя особенным. Также ребенок, выходя с Эбру чувствует себя отдохнувшим, ведь именно с помощью этой техники он расслабляется, успокаивается и готов узнавать что-то новое.

Список использованной литературы:

  1. Давыдова  Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2014г.
  2. Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: нетрадиционные техники
  3. Окульская, Л. В. Нетрадиционная техника рисования эбру / Л. В. Окульская. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук,2016. — С. 62-65.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

папка передвижка "Использование нетрадиционной техники рисования на воде – эбру для развития дошкольников".

папка передвижка "Использование нетрадиционной техники рисования на воде – эбру для развития дошкольников"....

Конспект мастер-класса с воспитанниками старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности и их родителями «Танцующие краски ЭБРУ» (Нетрадиционная техника рисования на воде, как новый вид арт-терапии )

Данная практика содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности. Таким образом, рисование становится Арт-терапией, где каждый участник процесса чувствует себя настоящим творцом и ...

Самообразование "Нетрадиционная техника рисования на воде "Эбру""

В творческой деятельности с использованием нетрадиционной техники эбру, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные с...

2. Конспект ООД в средней группе на тему: «Море волнуется раз…» (по области «Художественно-эстетическое развитие», с использованием нетрадиционной техники рисования по воде «ЭБРУ» )

Cовершенствовать творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования. Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – рисование по воде ЭБРУ...

Современная, нетрадиционная техника рисования на воде «Эбру» с детьми с нарушением зрения в коррекционном детском образовательном учреждении.

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов (гребень, палочка и т.д.) в качестве оригинальных ху...

Конспект НОД по области «художественно-эстетическое развитие в средней группе с использованием нетрадиционной техники рисования на воде «ЭБРУ»

Конспект НОД по области «художественно-эстетическое развитиев средней группе с использованием нетрадиционной техники рисования на воде «ЭБРУ». Тема: «Море волнуется р...

Нетрадиционная техника рисования на воде Эбру с детьми старшего дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28015463","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28015466","attributes":{"alt":"","class"...