СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "О чем говорят картины?"
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Павлючик Марина Владимировна

Цель семинара-практикума: закрепление необходимого минимума искусствоведческих знаний, знаний методов и приемов, которые помогают при подготовке к занятиям с детьми по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства.

 

В процессе приобщения дошкольников к искусству немаловажную роль играют знания и личность педагога. От его знаний, умений, эмоциональной отзывчивости на произведения искусства во многом зависит интерес детей к живописи, графике, их вхождение в мир искусства, понимание его сути.

Семинар проходил в форме игры-состязания между двумя командами: «Живописцы» и «Графики»  

Слайдовое сопровождение семинара здесь: https://infourok.ru/slajdovoe-soprovozhdenie-semin...

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НРМ ДОБУ «Центр развития ребенка – детский сад «Родничок»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

для педагогов ДОУ

«О чем говорят картины?»

педагог доп.образования

НРМ ДОБУ «ЦРР – детский сад «Родничок»

Павлючик Марина Владимировна

г.п. Пойковский

2021г.

Цель: закрепление необходимого минимума искусствоведческих знаний, знаний методов и приемов, которые помогают при подготовке к занятиям с детьми по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства.

Оборудование и материалы:

  • ТСО: ПК, проектор, экран.
  • Слайдовая презентация
  • Столы для участников семинара и жюри
  • 2 мольберта с магнитами
  • Организационные диаграммы «Виды изобразительного искусства» (2 шт)
  • Морфологические карты «Жанры изобразительного искусства» (2 шт)
  • Алгоритм  «Последовательность рассматривания картины» (2 шт)
  • Бланки для подготовки беседы по пейзажной картине.
  • Карточки с группами вопросов для беседы по портрету.
  • Кубы со словами на каждой грани (6 шт.)
  • Памятки для участников с материалами семинара (10 шт)

На столах у жюри:

  • Протоколы
  • Карандаши простые
  • Ластик
  • Песочные часы на 1 мин и на 5 мин
  • Перекидное табло

На столах у участников:

  • Бумага А4
  • Фломастеры
  • Простые карандаши
  • Репродукции картин формата А4

Ход семинара:

Слайд 1

В самом начале семинара-практикума участники делятся на две команды, рассаживаясь за накрытые для работы столы. В состав каждой команды входят воспитатели разных возрастных групп. Назначаются члены комиссии, которые следят за правильностью ответов, ходом “соревнования” и выявляют победителей.

Для каждой команды подготовлены столы, на которых лежат необходимые для выполнения заданий материалы: клей, маркеры, бумага, комплект заданий и набор репродукций картин разных жанров.

  • Сегодня наш семинар-практикум называется «О чем говорят картины?». Цель его: закрепление необходимого минимума искусствоведческих знаний, знаний методов и приемов, которые помогают при подготовке к занятиям с детьми по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства.

В процессе приобщения дошкольников к искусству немаловажную роль играют знания и личность педагога. От его знаний, умений, эмоциональной отзывчивости на произведения искусства во многом зависит интерес детей к живописи, графике, их вхождение в мир искусства, понимание его сути.

Семинар пройдет в форме игры-состязания между двумя командами: «Живописцы» и «Графики»  Итак, приступим.

Слайд2

Слайд 3

1 задание

Заполнить организационную диаграмму «Виды изобразительного искусства». Воспитателям предлагается вписать маркером известные им виды изобразительного искусства.

https://urok.1sept.ru/articles/510638/img1.jpg

Ответ.

https://urok.1sept.ru/articles/510638/img2.jpg

На выполнение задания дается 1 мин. Педагоги размещают свои варианты диаграмм на мольбертах, жюри оценивают. За каждый правильный ответ команде присуждается по одному баллу. Максимальное количество баллов за это задание – 5.

Слайд4

Слайд 5

2 задание

Так как наш семинар-практикум обращает основное внимание на картины, то следующее задание направлено на закрепление знаний о жанрах изобразительного искусства. Воспитателям предлагается заполнить морфологическую таблицу, определив приоритетность в изображении, т.е. выделить то, что является основополагающим при отношении картины к тому или иному жанру.

Что главное

Жанр живописи

Человек

Природа

Объекты живой,
неживой природы

Животные,
птицы

События

Натюрморт

Пейзаж

Портрет

Анималистический

Жанровая картина

(бытовой, батальный, исторический)

На выполнение задания дается 1 мин. Педагоги размещают свои варианты таблиц на мольбертах, жюри оценивают.

Ответ.

Что главное

Жанр живописи

Человек

Природа

Объекты живой,
неживой природы

Животные,
птицы

События

Натюрморт

Пейзаж

Портрет

Анималистический

Жанровая картина

(бытовой, батальный, исторический)

За каждый правильный ответ команде присуждается по одному баллу. Максимальное количество баллов за это задание – 5.

Слайд 6

Среди жанровых картин выделяют три жанра: исторический, батальный и бытовой

Слайд 7

Исторический — сформировался в эпоху Возрождения, включает жанровые разновидности (или формы) произведений, созданных не только на темы действительных исторических событий, но также на мифологические и библейские (ветхозаветные и евангельские) сюжеты. Произведения исторического жанра «призваны отображать важнейшие эпизоды национальной и общечеловеческой истории в контексте настоящего — событий, историческое значение которых осознано современниками».

Слайд 8

Батальный — посвящён темам войны. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим.

Слайд 9

Бытовой, посвящённый повседневной, частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Бытовые сцены, известные ещё с древних времён, выделились в отдельный жанр искусства лишь в феодальную эпоху.

Слайд 10

Натюрморт — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.

Слайд 11

Анималистический, главным мотивом и основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, скульптуре, графике и реже в декоративном искусстве.

Слайд 12

Пейзаж, основным предметом изображения является первозданная либо в той или иной степени преображённая человеком природа. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.

Слайд 13

Портрет — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры).

Слайд 14

Слайд 15

3 задание

Соревнующиеся команды выкладывают алгоритм «Последовательность рассматривания картины» из карточек, символизирующих каждый отдельный шаг, и на примере одной репродукции демонстрируют ход рассуждений.

На подготовку задания дается 1 мин. Затем представитель от каждой команды демонстрирует ход рассуждений на примере одной из репродукций.

Верный алгоритм последовательности демонстрируется на слайде, команда, правильно составившая его, получает 1 балл.

Слайд 16

Слайд 17

4 задание

Вниманию участников предлагается репродукция картины И. Шишкина «Зима» и определяется цель задания - подготовится к занятию в старшей группе по ознакомлению с пейзажной живописью. Каждая команда предлагает вариант беседы во время самостоятельного восприятия детьми предложенного пейзажа.

На подготовку отводится 5 мин. После выполнения этого задания участники практикума высказывают свое мнение о каждом варианте беседы. Ведущий дополняет и уточняет  ответы участников. Члены жюри оценивают выполнение данного задания. Максимальное количество баллов – 3.

Слайд 18

5 задание

  • Следующее задание ориентированно на работу с портретной живописью. Беседы об этом жанре живописи строятся на основе трех групп вопросов. Далее командам нужно расположить в логичном порядке группы вопросов (каждая группа вопросов выведена на отдельном листе бумаги):
  1. вопросы, побуждающие детей к целостному восприятию, раскрывающие содержательную сторону картины: 
  • Кто изображен?
  • Что можете рассказать о нем (о ней)?
  • Кого (что) заметили первым в картине?
  • Что еще изображено?
  • Что эти предметы (фон) рассказали о человеке?
  1. вопросы, позволяющие понять эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека: 
  • Что рассказало лицо о человеке?
  • Почему художник изобразил его таким?
  • О чем говорят глаза?
  • Какую “тайну” в человеке раскрыла рука, одежда, деталь?
  • О чем думает человек?
  • Где он был? Что будет делать?
  1. вопросы, помогающие детям выделить средства выразительности (цвет, колорит, композиция: движение, поза, расположение, фон, деталь, светотень и т.д.): 
  • Почему такой тон картины?
  • Почему одна часть лица светлая, а другая темная?
  • Почему художник изобразил в такой позе человека?

Слайд 19

Ответ:

  1. вопросы, побуждающие детей к целостному восприятию, раскрывающие содержательную сторону картины
  2. вопросы, позволяющие понять эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека
  3. вопросы, помогающие детям выделить средства выразительности (цвет, колорит, композиция: движение, поза, расположение, фон, деталь, светотень и т.д.)
  • Ставя  вопросы, мы раскрываем перед детьми тесную взаимосвязь между содержанием и средствами выразительности: приглушенные, темные тона – в картине с грустным содержанием, яркие, насыщенные – в радостных картинах, цветовые контрасты используются для выделения главного.

Логика сочетания вопросов обусловлена особенностями портретной живописи: целостное восприятие (кто?), затем перейти у лицу, рукам, одежде, деталям, предметам, фону, окружению и опять к целому, какой человек.

На подготовку отводится 1 мин. После выполнения этого задания участники практикума высказывают свое мнение о каждом варианте беседы. Ведущий дополняет и уточняет ответы участников. Члены жюри оценивают выполнение данного задания. Максимальное количество баллов – 3.

Слайд 20

  • Самая сложная часть нашего семинара позади.  Теперь я предлагаю вам поиграть в игры на закрепление искусствоведческих представлений.

6 задание

«Картины в кубе»

Играют по 3 человека от команды, команды играют по очереди. Каждой команде даётся 3 кубика с одним словом на каждой грани. После того, как ведущий демонстрирует картину на экране, команда должна собрать из граней 3-х кубиков название ее название в порядке чтения, только тогда ответ засчитывается правильным.

Задача команды – собрать шесть названий за 3 минуты. Сложность заключается в том, что кубы нельзя передавать друг другу, то есть, чтобы составить правильный ответ, нужно перемещаться с кубом самому игроку. Количество очков команды зависит от количества правильных названий по истечении времени (при всех шести названиях команда награждается бонусными очками).

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Картины для 1 команды:

  1.  «Девочка с персиками» В.Серов
  2. «Витязь на распутье» В.Васнецов
  3. «Утро стрелецкой казни» В.Суриков
  4. «Купчиха с зеркалом» Б.Кустодиев
  5. «Бурлаки на Волге» И.Репин
  6. «В голубом просторе» А.Рылов

Картины для 2 команды:

  1. «Купчиха за чаем» Б.Кустодиев
  2. «Взятие снежной крепости» В.Суриков
  3. «Ленин в разливе» А.Рылов
  4.  «Сирин и Алконост» В.Васнецов
  5. «Последний день Помпеи» К.Брюллов
  6. «На севере диком» И.Шишкин

Слайды

34-40

7 задание

«Найди лишнюю картину»

Командам предлагается найти на слайде лишнюю картину и объяснить свой выбор.

Слайды  предлагаются каждой команде поочередно, жюри оценивает каждый верный ответ в один балл.

В заключение семинара-практикума жюри подводит итоги соревнования и отмечает победителей. Всем участникам предлагается памятка с материалами семинара.

  • Завершить наш семинар-практикум мне хочется словами педагога Ю.Н. Хижняк:

«Когда ушла моя юность и пришла зрелость, я поняла, что влияние красоты в детском возрасте на нежную душу огромно. Если научить ребенка видеть и понимать ее, анализировать, сопоставлять, размышлять о ней, наслаждаться ею и бороться за нее или создавать своими руками, он вырастет совершенным, гармонично развитым человеком, который сделает таковыми же свои отношения с другими людьми, свою работу, творчество, увлечение, семью».

Используемая литература:

Курочкина Н.А. «Дети и пейзажная живопись. Времена года». СПб., 2003.

Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников». СПб., 2004.

Чумичева Р.М. «Дошкольникам о живописи». М., 1992.

Миронова Н.Е. Семинар-практикум для воспитателей «О чем говорят картины?» https://urok.1sept.ru/articles/510638 



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

Семинар-практикум «О чем говорят картины?»

Что главное

Жанр живописи

Человек

Природа

Объекты живой,
неживой природы

Животные,
птицы

События

Натюрморт

+

Пейзаж

+

Портрет

+

Анималистический

+

Жанровая картина

(бытовой, батальный, исторический)

+

Последовательность рассматривания картины

План беседы о портретной живописи

  1. вопросы, побуждающие детей к целостному восприятию, раскрывающие содержательную сторону картины: 
  • Кто изображен?
  • Что можете рассказать о нем (о ней)?
  • Кого (что) заметили первым в картине?
  • Что еще изображено?
  • Что эти предметы (фон) рассказали о человеке?
  1. вопросы, позволяющие понять эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека: 
  • Что рассказало лицо о человеке?
  • Почему художник изобразил его таким?
  • О чем говорят глаза?
  • Какую “тайну” в человеке раскрыла рука, одежда, деталь?
  • О чем думает человек?
  • Где он был? Что будет делать?
  1. вопросы, помогающие детям выделить средства выразительности (цвет, колорит, композиция: движение, поза, расположение, фон, деталь, светотень и т.д.): 
  • Почему такой тон картины?
  • Почему одна часть лица светлая, а другая темная?
  • Почему художник изобразил в такой позе человека?

Дидактические игры для ознакомления дошкольников

с жанрами изобразительного искусства

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСЬЮ

1. «Из чего состоит пейзаж»

Цель: Закрепить знания о жанре пейзаж, его отличительных особенностях и составных частях. Отобрать те картинки, на которых изображены элементы, присущие жанру пейзажа, обосновать свой выбор.

Материал: картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные. Можно использовать открытки.

2. «Собери пейзаж»

Цель: Закрепит знания о составных элементах пейзажа, о признаках времён года. По собственному замыслу составить композицию по заданному сюжету (осенний, летний, и т.д.)

Материал: цветные изображения деревьев, цветов, гор, трав и т.д., отражающие сезонные изменения в природе.

3. «Жанр живописи»

Цель: Закрепить знания о пейзаже, его признаках. Найти его среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный пейзаж.

Материал: репродукции картин по разным жанрам (портрет, натюрморт, пейзаж)

5. «Части суток»

Цель: Определить к какой части суток (утро, день, вечер, ночь) относится предложенные пейзажи. Обосновать свой выбор коротким описательным рассказом. Выбрать цветную карточку. с которой ассоциируется та или иная часть суток.

Материал: репродукции с пейзажами, которые ярко выражают, части суток.; цветные карточки (розовые, жёлтые, голубые, сиреневы оттенки).

Утро

Весенний лес хранит в секрете,

Что он увидел на рассвете,

Как ландыш держит на весу

В стеклянных чашечках росу

День

День работал целый день

Переделал много дел;

И жалел под вечер,

Что заняться нечему

Вечер

Постукивает поезд вдалеке,

Плеснула рыба в розовой реке,

Присело солнце за притихший лес.

День погрустил немного и исчез

Ночь

Звёзд полно – и в небе, и в воде.

На земле – ни огонька нигде.

Звери и букашки спать легли.

Тишина от неба до земли

4. «Времена года»

Цель: Закрепит знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года. Выбрать цветные карточки, присущие осени, лету, весне, зиме. Закрепить знания о классификации цвета: тёплые и холодные, лёгкие и тяжёлые.

Материал: разнообразные карточки со всевозможными оттенками тёплых и холодных цветов

Используйте в игре художественные тексты о временах года

ЗИМА

Четверо художников,

Столько же картин.

Белой краской выкрасил

Все подряд один.

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки, как рога….

ВЕСНА

У второго – синее

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки – кружева.

Первые проталинки,

Первая трава.

ЛЕТО

На картине третьего

Красок и не счесть:

Жёлтая, зелёная,

Голубая есть…

Лес и поле в зелени,

Синяя река,

Белые, пушистые

В небе облака.

ОСЕНЬ

А четвёртый золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды…

Всюду бусы – ягоды

Зреют по лесам.

Кто же те художники?

Догадайся сам!

6. «Перспектива»

Цель: Закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удалённости и приближении предметов, переднем и заднем плане картины.

Материал: картинная плоскость с изображением неба и земли и чёткой линий горизонта; силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние. большие)

7. «Картина»

Цель: Учить общению, выбору партнёра по симпатии.

Каждый задумывает персонаж для картины. Педагог сообщает: «Я солнышко, хочу взять в картину тебя. Скажи, кто ты?» Они берутся за руки и второй ребёнок приглашает другого, так до тех пор, пока все дети не войдут в картину.

8. «Найди ошибку»

Педагог в искусствоведческом рассказе описывает содержание произведения и средств выразительности, использованные художником, какое настроение хотел передать в своём произведении художник, но при этом допускает ошибку в описании картины. Перед началом игры даётся установка смотреть и слушать внимательно, т.к. в рассказе будет допущена ошибка. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил.

Примерный искусствоведческий рассказ по картине И.И.Левитана «Летний вечер. Околица»

Перед вами фоторепродукция картины Исаака Ильича Левитана «Лето» (ошибка в названии). Она рассказывает о летнем вечере на окраине русской деревушки (нет описания изображённых объектов на картине). В центре картины лес в лучах солнца (ошибочное описание композиционного центра). Весь передний план картины уходит в тень, преображая краски леса (отсутствует описание леса).

9.«Подбери краски, которые использовал художник в своей картине»

Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.

Материал: картинки с изображением пейзажа, цветные полоски.Хочу такой сайт

Описание игры: каждый играющий получает картинку с изображением пейзажа. Прикладывая цветные полоски к изображению, ребёнок отбирает те цвета, которые есть в его картинке.

10. «Подзорная труба»

Цель: учить дошкольников выделять объекты, изображённые на картине.

Материал: репродукция картины, альбомный лист.

Описание игры: детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы. Дети должны навести глазок подзорной трубы на один объект, назвать и описать его.

11.«Да – нет»

Цель: учить детей пространственной ориентировке, активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки.

Материал: репродукция картины.

Описание игры: ведущий загадывает объект на картине, дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трёхмерное пространство).

Задача ребёнка: описать местоположение объекта на картине, а затем на сцене.

12.«Что было, что будет?»

Цель: учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом.

Материал: репродукция картины.

Описание игры: ведущий выбирает объект, предлагает играющим прокатиться на Машине Времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НАТЮРМОРТОМ

1. «Из чего состоит натюрморт»

Цель: Закрепить знания о жанре натюрморта, особенностях изображения, составных элементах. Закрепит знания детей о предметном мире, его назначении и классификации.

Отбирать те карточки, на которых изображены элементы, присущие только жанру натюрморта.

Материал: разнообразные картинки с изображением предметов. цветов, ягод и т.д.

2. «Составь натюрморт»

1вариант

Цель: Закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по единому сюжету (праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами и.т.д.)

Материал: силуэты (выполненные из цветной бумаги и картона) цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод грибов)

2 вариант

Цель: Научить составлять композицию для натюрморта из реальных предметов (посуда, ткани, цветы, и т.д.)

3. «Жанр натюрморт»

Цель: Закрепить знания об особенностях изображения натюрморта, его признаках.

Найти его среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный натюрморт.

Материал: репродукции картин по разным жанрам.

4. «Симметричные предметы»

Цель: Дать понятие «симметричности предметов». Учить находить одинаковые части предметов, составлять их. Привести наглядные примеры симметричности и асимметрии, сложив неправильно части предметов.

Материал: картонные силуэты различных симметричных предметов, разрезанные пополам.

5. «Мозаика – натюрморт»

Цель: Собрать натюрморт из разрезанных частей.

6. «Натюрморт»

Цель: Стимулировать познавательную активность детей, их волевые усилия и целенаправленное внимание.

Детям показывают натюрморт, предлагаем внимательно рассмотреть его и после слов «Раз, два, три – говори!» – назвать красный или жёлтый фрукт и дотронуться до него волшебной палочкой.

7. «Говорящие предметы»

Цель: Освоение детьми навыков общения.

Детям показывается репродукция натюрморта, на котором много предметов: ваза, цветы, и т.д.

Далее предлагается выбрать понравившегося героя со словами: «Кто будет вазой?» и т.д. Когда все роли разобраны, педагог говорит: «Хозяева ушли из дома, а предметы ожили и стали говорить между собой»

8. «Дострой изображение»

Цель: развитие воображение у детей

Детям раздаются альбомные листы, с наклеенными на них кусочками репродукций картин в окошках. Дети достраивают изображения, дорисовывают его.

9«Измени и посмотри»

Цель: показать детям, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения колорита (цветового сочетания) в картине.

Материал: репродукция картины (натюрморт) .

Описание игры: При рассматривании натюрморта воспитатель изменяет цветовое сочетание предметов путём наложения цветовых пластин идентичной с ними формой. Дети отмечают наиболее красивое сочетание цвета и объясняют, какие чувства возникают от различного сочетания красок в натюрморте.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПОРТРЕТОМ

1. «Составь портрет сказочного героя»

Цель: Закрепить знания детей о составных частях лица и их пространственном местонахождении, побудить использовать в речи сова: вверху, сверху, внизу, между, под.

Материал: потрет сказочного героя, разрезанный на 8 частей.

2. «Определи и найди жанр портрета»

Цель: закрепить знания о жанре портрета, его признаках и особенностях изображения. Находить его среди других жанров и объяснить свой выбор. Предложите составить описательный рассказ.

Материал: репродукции картин по разным жанрам (портрет, натюрморт, пейзаж).

3. «Узнай по профилю»

Цель: Определить персонажей по силуэтному профилю. Назвать те признаки, по которым узнали и определили персонажа и его характеру.

Материал: вырезанные силуэты профилей персонажей различных сказок.

4. «Семейный портрет»

Цель: Закрепить знания детей о гендерных и возрастных особенностях людей. Назвать отличительные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого. Подобрать и составить портреты: мамы, папы, бабушки, и т.д.

Материал: 6 портретов, разрезанных на 4 части (лоб, глаза, нос, губы, подбородок) и отдельно парики и накладные детали (усы, бороды, очки).

5. «Придумай и собери портрет»

Цель: Закрепить знания о жанре портрета. Составить портрет из разных частей лица по собственному выбору и воображению. Учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях.

Материал: разнообразные модификации частей лица по цвету и форме. Дополнительные детали: парики, усы, бороды, шляпы и т.д.

6. «Что забыл нарисовать художник»

Цель: Закрепить знания о составных частях лица: лоб, волосы, брови, веки, ресницы, глаза, зрачки, нос, ноздри, щёки, скулы, рот, губы, подбородок, уши.

Определить в рисунке недостающие части лица и рассказать, какую функцию они выполняют.

Материал: 10 карточек с изображением одного лица с разными недостающими частями.

7. «Выставка картин»

Воспитатель поручает двум ребятам из репродукций, отличающихся по содержание и жанру, оформить выставки. Они стараются красиво разместить картины на стене. А остальные дети придумывают рассказ экскурсовода по следующему плану:

– почему эти произведения размещены таким образом

– какое произведение понравилось и почему

– что особенно красивого показал художник в своём произведении, и каким образом

Правила: Значок «Лучший оформитель» получает тот, кто удачнее расположил картины и подобрал их по теме, жанру, цветовому сочетанию. Значком «Лучший экскурсовод» награждается, составивший наиболее интересный и последовательный рассказ по картине.

А задавший самый интересный вопрос получает значок «Лучший зритель».

8. «Художественный салон»

Дети рассматривают в «художественном салоне» репродукции картин, желающие «покупают» понравившуюся. Тот, кто приобрёл наибольшее количество произведений искусства имеет право оформить выставку.

Правила: Картина «продаётся» в том случае, если ребёнок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет приобрести, а также ответить на вопросы: «О чём рассказывается в произведении? Какое в нём передано настроение? Как художник показал в своей картине главное? Почему картина тебе понравилась?»

«Купивший» большее количество репродукций оформляет выставку и получает роль продавца салона.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 ЗАДАНИЕ

Слайд 2

Что главное Жанр живописи Человек Природа Объекты живой, неживой природы Животные, птицы События Натюрморт Пейзаж Портрет Анималистический Жанровая картина (бытовой, батальный, исторический) 2 ЗАДАНИЕ

Слайд 3

В опросы, побуждающие детей к целостному восприятию, раскрывающие содержательную сторону картины: Кто изображен? Что можете рассказать о нем (о ней)? Кого (что) заметили первым в картине? Что еще изображено? Что эти предметы (фон) рассказали о человеке?

Слайд 4

В опросы, позволяющие понять эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека: Что рассказало лицо о человеке? Почему художник изобразил его таким? О чем говорят глаза? Какую “ тайну ” в человеке раскрыла рука, одежда, деталь? О чем думает человек? Где он был? Что будет делать?

Слайд 5

В опросы, помогающие детям выделить средства выразительности (цвет, колорит, композиция: движение, поза, расположение, фон, деталь, светотень и т.д.): Почему такой тон картины? Почему одна часть лица светлая, а другая темная? Почему художник изобразил в такой позе человека?


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕВОЧКА С

Слайд 2

ПЕРСИКАМИ ВИТЯЗЬ

Слайд 3

НА РАСПУТЬЕ

Слайд 4

В ГОЛУБОМ

Слайд 5

ПРОСТОРЕ УТРО

Слайд 6

СТРЕЛЕЦКОЙ КАЗНИ

Слайд 7

КУПЧИХА С

Слайд 8

ЗЕРКАЛОМ БУРЛАКИ

Слайд 9

НА ВОЛГЕ

Слайд 10

КУПЧИХА ЗА

Слайд 11

ЧАЕМ ВЗЯТИЕ

Слайд 12

СНЕЖНОЙ КРЕПОСТИ

Слайд 13

ЛЕНИН В

Слайд 14

РАЗЛИВЕ НА

Слайд 15

СЕВЕРЕ ДИКОМ

Слайд 16

СИРИН И

Слайд 17

АЛКОНОСТ ПОСЛЕДНИЙ

Слайд 18

ДЕНЬ ПОМПЕИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для родителей. Как научить детей говорить выразительно?

Способы обучения интонационной выразительности речи...

ПРЕЗЕНТАЦИИ К СЕМИНАРАМ - ПРАКТИКУМАМ С ПЕДАГОГАМИ ПО ТЕМЕ "УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ КРАСИВО"

ПРЕЗЕНТАЦИИ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ИНТЕРЕСНО ПРОВЕСТИ СЕМИНАР С ПЕДАГОГАМИ ДЕТСКОГО САДА....

Выступление на семинаре – практикуме для педагогов ДОУ «Играя, учим говорить красиво»

От своевременного формирования правильного произношения зависят общая культура речи и, следовательно, нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а пос...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Семинар-практикум для родителей «Активные игры учат говорить»

Семинар-практикум для родителей «Активные игры учат говорить»...

Семинар-практикум для родителей «Как научить ребёнка говорить: развитие речи детей в условиях семьи». Младшая группа.

Родителям предлагается ознакомится с причинами задержки речевого развития и признаками плохой речи у детей 3-4 года жизни, с задачами развития речи в дошкольном учреждениии, в практических игровых упр...