Особенности развития творческих способностей старших дошкольников
статья по рисованию (старшая группа)

Галина Александровна Аксаментова

Особенности развития творческих способностей старших дошкольников

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития творческих способностей старших дошкольников

Несмотря на то, что любой период жизни и развития ребенка является уникальным, дети старшего дошкольного возраста – особенные. В возрасте 5-6 лет ребенок очень быстро растет. Растет не только его тело, быстрое развитие происходит во сферах жизнедеятельности ребенка.

Расширяются интеллектуальные возможности детей, возрастают возможности памяти и внимания. Ребенок 5 лет уже управляет своим вниманием, может сосредоточиться и конкретном предмете или поставленной задаче. 5-6 летние дети способны не только выделять существенные признаки в предметах и явлениях, но и устанавливать связи между ними, осознавать пространственные, временные и другие отношения.

Существенно расширяется общий кругозор детей. Интересы детей старшего дошкольного возраста начинают выходить за рамки близкого круга, их привлекают новые для них явления, как природные, так и социальные, их интересует все необычное.

Повышенная любознательность, активность в обучении, открытость, делают период детства от 5 до 6 лет наиболее продуктивным в плане освоения новых знаний, выявления наклонностей, развития творческих способностей.

Развивается продуктивное воображение, появляется способность «дорисовывать картинку». Дети 5-6 лет способны на основании увиденного или услышанного описания чего-либо вообразить себе целый мир, придумать путешествия и волшебные замки. Рассказывая о каком-то реальном факте, они могут привлечь знания, полученные из фильмов, сказок, рассказов. Эти новые умения дошкольники начинают применять в играх, в общении и во всех сферах деятельности.

Наблюдая за детьми много лет, работая с разным возрастом, хочу отметить, что именно в возрасте 5-6 лет дети начинают активно интересоваться творческими процессами.

Так, например, их любимым делом становится рисование. Они не только готовы много времени уделять этому занятию, но умеют создавать настоящий творческий процесс, обсуждая работы, объясняя свои задумки, делясь мнениями. В этом возрасте дети очень ценят выставки своих творческих работ: рисунков, аппликаций, поделок.

Для меня, как для педагога, несомненно, что старший дошкольный возраст очень благоприятен для творчества, но я хотела бы отметить, что творчество и творческие способности это не только умение хорошо рисовать, декламировать или петь.

Как писал в своих трудах известный психолог Эрих Фромм: «творческая способность проявляется в способности человека к познанию мира, умению удивляться увиденному и услышанному и находить выход из нестандартной ситуации. Это определение очень подходит любознательному, инициативному и активному ребенку 5-6 лет, готовому обучаться и развиваться.

Опираясь на знание психологических и интеллектуальных особенностей детей данного возраста, а также на свой педагогический опыт, отмечу, что процесс развития творческих способностей старших дошкольников будет эффективным, если детям интересно, если удовлетворяется их любознательность, поддерживается их стремление выражать себя. Поэтому в работу с детьми привношу элементы собственного творчества и опираюсь на основной вид деятельности детей – игру.

В современной педагогике существует множество различных форм и методов развития творческих способностей старших дошкольников.

Остановлюсь на художественно-игровой деятельности, это особый вид игровой деятельности ребёнка, применяемый мной в работе с дошкольниками.

Художественно-игровая деятельность связана с различными видами искусства. В процессе художественно-игровой деятельности ребенок, опираясь на знакомый художественный материал, например, сказку, вносит в нее свою выдумку, свое толкование.

В художественно-игровой деятельности чаще всего присутствуют репродуктивный и творческий фактор, то есть ребенок учится сначала воспроизвести что-то, а потом творить. Репродуктивный и творческий фактор связаны между собой и способствуют формированию образного мышления, развивают фантазию, помогают в выражении своих ощущений и эмоций.

К разновидностям художественно-игровой деятельности относится театрализация, музыкальные игры, игры, связанные с изобразительной и декоративно-прикладной практикой художественно-словесным творчеством.

Театрализованная игрой мы называем процесс разыгрывание в лицах литературных произведений, рассказов, миниатюр, сказок, специальных инсценировок.

А.Н. Леонтьев считает, что театрализованные игры – это ступень к формированию понимания эстетики, своеобразная «предэстетическая деятельность» ребенка.

Театрализованные игры развивают творческие способности, так как ребенок не может исполнить роль, не внеся в нее своих представлений, своего восприятия, не проявив себя.

Дети, участвуя в игре-спектакле, воспринимают игру как театр, переживают положительный эмоции от своего актерства, видят себя и проявляют себя в разных ролях, решают творческие задачи, создавая определенный образ.

Музыкальная деятельность позволяет дошкольникам познавать мир музыкального искусства и является одним из важных составляющих развития творческих способностей детей. В процессе музыкальной деятельности формируется музыкально-эстетическое сознание дошкольника, такие виды музыкальной деятельности как исполнительство, восприятие, музыкально-образовательной деятельность.

Не менее эффективным средством развития творческих способностей ребенка является изобразительная деятельность. Мы уже говорили о том, что дети 5-6 лет любят рисовать, но также важно знакомить детей с произведениями изобразительного искусства. Изучая картины художников, дети учатся видеть прекрасное. Рассматривая картину художника, дети могут увидеть какими средства художник создал тот или иной яркий образ. Например, разместил в самом центре, выделил светом, взял яркие краски. В процессе собственного рисования ребенок придает своим работам выразительно-образное содержание. Используя рисунок, цвет, силуэт, дети изображают предмет или явление, присваивая ему определенный характер – сказочный или реалистический, сочетаемый и с фантастическим вымыслом или с жизненной правдой.

При работе над аппликацией дошкольник может вообразить форму, цвет и величину изображаемого предмета, а также композицию из нескольких элементов, что позволяет развивать чувство цвета и формы.

Лепка позволяет ребенку увидеть предмет в трехмерном изображении, развивает умение концентрировать внимание, наблюдательность, воображение.

Рисование, аппликация, лепка – все виды изобразительной деятельности способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в том числе и развитию творческих способностей.

Представлю некоторые виды художественно-игровой деятельности, которые используются мной в работе с детьми 5-6 лет.

Игры с художественными материалами (с красками, с бумагой, с пластилином и иными художественными материалами), с продуктами творчества (рисунками, поделками, пластическими предметами и т.д.).

При организации и проведении подобны игр решаются следующие задачи:

  • формирование способности вырабатывать собственные идеи в ответ на проблемную ситуацию;
  • формирование способности выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от известных;
  • формирование способности быстро и легко находить новые решения проблемной задачи.

Приведем несколько примеров игр с художественными материалами, применяемыми в работе:

  • игры с красками: «Причудливые узоры», «Разбрызгивание», «Кляксография»;
  • игры с цветной бумагой: «На что похоже?», «Весёлые полоски», «Чудесные круги»;
  • игры с пластилином: «Несуществующее животное», «Волшебные превращения», «Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение».

Методика проведения игры «Причудливые узоры»: ребенку дается инструкция: «Сложи лист бумаги пополам, затем разверни, чтобы была видна линия сгиба». Затем ребенок на одной стороне листа ставит несколько клякс. Снова складывает лист пополам, прижимает ладонью. Далее разворачивает лист и видит перед собой необычный узор. Ребенок должен разглядеть в узоре образ какого-либо предмета или животного.

Методика проведения игры «Разбрызгивание»: ребенком на лист бумаги накладывается любой предложенный трафарет. Зубная щетка макается в жидко разведенную краску. Затем краска при помощи щетки (проводится пальцем щетине) разбрызгивается по листку. Снимается трафарет, ребенок рассматривает получившийся рисунок и описывает его.

Интересны детям игры с бумагой. В качестве примера рассмотрим игру «На что похоже?». Методика проведения: ребенку дается инструкция: «Необходимо нарвать кусочки разноцветной бумаги. Из частей бумаги создать образ животного». Можно дорисовать недостающие элементы: глаза, рот, уши.

Подобные игры привлекательны для педагога и детей тем, что можно использовать самые различные материалы и фантазировать.

Еще одним видом организации художественно-игровой деятельности, направленной на развитие творческих способностей, в моей работе служит – лэпбук.

Лэпбук представляет собой интерактивную тематическую папку, в которой используются различные кармашки, складные детали и прочие элементы из разных материалов и разных форм. В лэпбуке можно как смотреть, так и рисовать на сменных вкладышах.

Лэпбук развивает у детей способность мыслить творчески, действуя в рамках предложенной темы. Приведем пример художественно-игрового задания «Восстанови картину», проводится с лэпбуком «Мир животных в искусстве». Задание: детям раздаются карточки, в которых не хватает элементов, недостающие элементы расположены в верхних кармашках, детям необходимо правильно вставить элементы (каждый элемент имеет свой номер) в картины, называя при этом животных.

Лэпбук позволяет создавать различные игровые моменты, вариативен в использовании, вызывает большой интерес и желание заниматься у детей.

Незаменимы в работе с детьми театрализованные игры. Например, игра «Немой диалог». Инструкция: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она вам что-то говорит, вы ее не слышите, но пытаетесь догадаться. (Сначала роль мамы берет на себя воспитатель, а дети отгадывают. Затем роль мамы предлагается исполнить детям.) Театрализованные игра может проводиться в виде постановки сценической миниатюры и занять некоторое время, став творческим проектом. Может быть организована и проведена без дополнительной подготовки и дополнительных условий. Пример таких игры – игры -пантомимы. Игра: «Пантомима». Дети одной команды с помощью движений тела, мимики показывают предметы (поезд, телефон, гриб, дерево, цветок, пчела, жук, заяц, собака, бабочка, книга и др.). Дети другой команды угадывают, затем меняются.

Примеры видов художественно-игровой деятельности, приведенные в статье, только небольшая часть арсенала творческого и думающего педагога. Художественно-игровая деятельность имеет множество самых разных форм работы с детьми, а игра –одна из форм развития и обучения, которая является средством интеграции творческой деятельности ребенка со всеми видами искусства, а также является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Подводя итоги, отметим, что развитие творческих способностей старших дошкольников, с одной стороны, базируется на особенностях данного возраста: активной деятельностной позиции, любознательности, мотивации к обучению и развитию, достаточно развитом воображении, настойчивости.

С другой стороны, на творческом потенциале и профессионализме воспитателя.


Список использованной литературы:

  1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. [Текст]/ И.А. Лыкова.–М.: Карапуз-Дидактика, 2008.–207 с.
  2. Поддьяков, Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Поддьяков. –Волгоград, 1994. –48 с
  3. Савенков, А.И. Развитие творческого мышления. 5-6 лет. [Текст] / А.И. Савенков. –Самара.: Издательский дом «Федоров», 2014. –(Серия: «Маленький исследователь»), –Тетрадь 2. –16 с.
  4. Синельников, В.А. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей [Текст] / В.А.  Синельников, В.Т. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. –1995. –No 9.С. 52-59.
  5. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий [Текст] / О.С. Ушакова. -М. : Сфера, 2015. -176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театральной деятельности"

Творческий отчёт музыкального руководителя по развитию творческих способностей средсвами музыкально - театральной  деятельности....

Развитие творческих способностей старших дошкольников

Творческие способности или творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество – естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия сп...

«Развитие творческих способностей старших дошкольников на основе календарно-праздничной культуры Белгородчины»

 Тема проектаориентирована на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры Белгородчины, формирование бережного отношения и любви к ней. Символизирует непреходящее значен...

Психологические особенности развития творческих способностей у дошкольников

Современная система отечественного дошкольного воспитания все более ориентируется на инновационные страте­гии в поиске подходов, направленных на гуманистическую, личностно-ориентированную модель орган...

Статья "Особенности развития творческих способностей старших дошкольников"

quot;Особенности развития творческих способностей старших дошкольников"...

Статья "Особенности развития творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной музыкальной деятельности"

Статья"Особенности развития творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной музыкальной деятельности"...