Психологические особенности развития творческих способностей у дошкольников
статья на тему

Мухина Ольга Сергеевна

Современная система отечественного дошкольного воспитания все более ориентируется на инновационные страте­гии в поиске подходов, направленных на гуманистическую, личностно-ориентированную модель организации педагогического процесса. В тоже время практика показывает, что условия нормального развития ребёнка ока­зываются нарушенными вследствие отсутствия необходимого индивидуаль­ного психолого-педагогического внимания к уникальности, неповторимости личности каждого ребенка, что приводит к негативным результатам социали­зации, проявляющимся в нарушении хода и темпа нормального развития. В настоящее время в системе дошкольного воспитания недостаточно внимания уделяется изучению и анализу потенциальных возможностей личности ре­бенка, предпосылок гармоничного психического, физического и духовного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mukhina.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

 

Современная система отечественного дошкольного воспитания все более ориентируется на инновационные стратегии в поиске подходов, направленных на гуманистическую, личностно-ориентированную модель организации педагогического процесса. В тоже время практика показывает, что условия нормального развития ребёнка оказываются нарушенными вследствие отсутствия необходимого индивидуального психолого-педагогического внимания к уникальности, неповторимости личности каждого ребенка, что приводит к негативным результатам социализации, проявляющимся в нарушении хода и темпа нормального развития. В настоящее время в системе дошкольного воспитания недостаточно внимания уделяется изучению и анализу потенциальных возможностей личности ребенка, предпосылок гармоничного психического, физического и духовного развития.

Анализ научно-теоретических источников показал, что особое внимание уделяется развитию творческого потенциала, как центрального психического новообразования детства. Это имеет под собой серьезную научную основу в работах психологов Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца, В.В.Давыдова, Л.А.Венгера, О.М.Дьяченко, Т.А.Репиной, Е.Е.Кравцовой, В.Т.Кудрявцева, Е.Е.Сапоговой и др.[1,3].

Изучения проблемы творчества в психолого-педагогической науке объясняется, прежде всего, возникшим противоречием между социальным заказом общества на творческую личность, недостаточной разработанностью общих основ, теории и методологии креативности.

Процесс творческого развития дошкольника неизбежно сопровождается определенными эмоциями и чувствами. Не научив ребенка понимать и принимать собственные чувства, мы не научим его проявлять свою индивидуальность, быть творческой личностью. Ребенок все дальше будет уходить от самого себя, от своих проблем и противоречий, которые открываются ему в его чувствах.

Наличие в жизни ребенка трудных ситуаций, вызывающих определенное эмоциональное напряжение, по мнению О.М.Бабич, Н.И. Вьюнова, К.М.Гайдара, является одной из важнейших предпосылок становления творческой личности. Большую роль здесь играет создание положительного настроения, которое повышает эффективность решения ребенком тех или иных проблем и трудных ситуаций[5].

Характерно, что в развитии творческих способностей у детей, более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а не стремление получить тот или иной конечный продукт. На творческое поведение детей оказывает большое влияние поведение окружающих взрослых, к которым дети относятся с уважением. Очень важно поэтому, чтобы взрослые хорошо представляли себе, как способствовать творческой продуктивности детей, предохранять их от стрессовых состояний. В силу этого необходимо воздерживаться от оценок в ходе творческих начинаний детей, недопустим критический настрой по отношению к их деятельности.

При определенных благоприятных условиях, созданных во время игры, дети могут развить гибкость мышления и способность разрабатывать и уточнять свои замыслы. Игры, будучи внутренней мотивированной деятельностью, таят в себе огромный потенциал для развития творческих способностей у детей, особенно одаренных.

Развития творческих способностей в дошкольном возрасте следует рассматривать как преодоление несоответствия между воспитывающей и обучающей средой и биологическими и социальными возможностями ребенка. Развитие творческих способностей рассматривается с нескольких позиций: с позиции общепсихологических закономерностей развития интеллекта в дошкольном возрасте; с позиции индивидуальных различий в онтогенезе.

Педагоги часто говорят, что лучший способ воспитывать творчество в детях, – это самому быть творческой личностью. Родители, стремящиеся развить в ребенке творческие способности и продуктивность, должны дать место творчеству и в собственной жизни. Компетентный родитель, – прежде всего компетентная личность, чье новое восприятие новых идей и радость собственных достижений дает ребенку прямой и убедительный пример [2].

Список литературы

1.Алиева, Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития./ Е.Г. Алиева. М. ИП РАН. 2001. 154с.

2.Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей./ Д.Б. Богоявленская.  М. «Академия». 2002. 204с.

3.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготксий.  М. 2001. 304с.

4.Дошкольное образование// октябрь 2002. № 19. 132с.

5.Меерович,  М.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие / М.И. Меерович, Л.И.  Шрагина. Мн. Харвит. М. ACT. 2000. 95с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у дошкольников и их особенностей на основе интеграции музыкального и изобразительного искусства.

Педагогическая деятельность в ДОУ направлена на обеспечение каждому ребенку непрерывного, всестороннего и своевременного развития с учетом склонностей и способностей ребенка с целью обеспечения их мак...

Психологическая характеристика особенностей развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Понятие "творчество" определяется как деятельность, в результате которой ребенок сосдает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воопло...

Психология формирования особенностей развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей тесно связано с уровнем развития интеллекта, в частности мышления, воображения. Моделирование формирует логическое мышление. Дошкольный возраст – сенситивный период фо...

«Психология формирования особенностей развития, творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого ...

статья "Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями"

Творческая деятельность имеет серьёзное значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья усиливается о...

Статья "Особенности развития творческих способностей старших дошкольников"

quot;Особенности развития творческих способностей старших дошкольников"...

Психологический тренинг "Развитие творческих способностей педагогов"

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие творческих способностей, формирование целей на будущий год.Задачи:создать благоприятные условия для продуктивной работы    в коллек...