Психологические особенности развития творческого воображения у детей 5-6 лет
статья

Выделение коммуникативного, ситуативного, бытового, игрового творчества утверждает, что творчество присутствует в жизни каждого человека с детских лет его жизни. Для воспитателя системы дошкольного воспитания на первый план выступают вопросы не столько общественной ценности полученных продуктов, сколько внутреннего конструктивного эффекта детского творчества, способного поднимать личность на высшие ступени развития, оказывать одухотворения ее мировоззрения. В процессе своего творчества ребенок создает особый, уникальный и общественно полезный продукт, стимулируя у себя развитие таких свойств, которые позволят ему в дальнейшем сделать открытия, изобретения, достичь жизненного успеха и т.п.[3. Ч. 15.С.576].

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sibiryakova_angelina_andreevna.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Сибирякова Ангелина Андреевна, педагог-психолог.

Россия, Московская область, г. Протвино.

«Психологические особенности развития творческого воображения у детей 5-6 лет»

Выделение коммуникативного, ситуативного, бытового, игрового творчества утверждает, что творчество присутствует в жизни каждого человека с детских лет его жизни. Для воспитателя системы дошкольного воспитания на первый план выступают вопросы не столько общественной ценности полученных продуктов, сколько внутреннего конструктивного эффекта детского творчества, способного поднимать личность на высшие ступени развития, оказывать одухотворения ее мировоззрения. В процессе своего творчества ребенок создает особый, уникальный и общественно полезный продукт, стимулируя у себя развитие таких свойств, которые позволят ему в дальнейшем сделать открытия, изобретения, достичь жизненного успеха и т.п.[3. Ч. 15.С.576].

Как любой процесс, воображение проходит ряд этапов по возрастным особенностям. Первый этап (2,5-3года) характеризуется разделением воображения на познавательное и аффективное. На втором этапе (4-5 лет) происходит активное усвоение норм, правил и образцов поведения, что естественно укрепляет «Я» ребенка, делает его поведение более осознанным в сравнении с предыдущим периодом. К третьему этапу (6-7лет) ребенок осваивает основные образцы поведения и получает свободу в оперировании ими. Он может отходить от стандартов, комбинировать их, используя эти стандарты при построении продуктов воображения [2. Ч. 2. С. 87].

Детское творчество нераздельно с такими важными свойствами личности, как самостоятельность, инициативность, оригинальность, вариативность, заинтересованность, коммуникабельность. То есть, творчество ребенка носит отчетливый самодеятельный и личностный характер. Творческий ребенок стремится быть успешным, компетентным, самостоятельным, делать что-то своими руками, прилагая необходимые для этого усилия, преодолевая возникающие трудности. Он проявляет инициативу в игре, в другой активности, выражая свои предложения, привлекая других детей к сотрудничеству, к коллективным делам, проявляя лидерские качества.

В рисунках, аппликациях, других изделиях ребенка ярко заметна его индивидуальность, непохожесть на других, использование необычных форм, приемов, техник и тому подобное. Преодолевая трудности на пути к своим целям, малыш проявляет способность к поиску, к использованию различных способов, вариантов, гибко и оперативно переориентируется с неэффективных на более удачные приемы и способы [8.Ч.1.С.89]. Например, в игре дети прокладывают дорогу, которая склонами песочной горы ведет в город на вершине. Во время строительства образуются оползни - дети изобретательно перебрасывают через них мостики с помощью деревянных палочек. Чтобы сократить путь, игроки прокладывают тоннель. Проявляя при этом осыпания песка, используют полую трубку от испорченного калейдоскопа.

Детское творчество, как правило, носит коллективный характер. Творческий ребенок активно общается с окружающими, стремится получить от них одобрение, поощрение своим «изобретениям» и «находкам». Он чутко реагирует на замечания окружающих, способен отстаивать свои достижения, его активность носит социальную направленность [1.Ч.3.С.230].

В дошкольном возрасте различные виды творчества формируются во всех сферах детской активности — это, прежде всего, игра, а также производительная и бытовая деятельность. Сюжетно-ролевая игра, которая достигает своего расцвета в 5-6 лет, является по своей сути творческой активностью. Эта игра предполагает самодельный замысел детей и их реализацию, представляет собой полный цикл творческого процесса, в котором личность обнаруживает и свою самостоятельность, и инициативность, и оригинальность, и вариативность, и заинтересованность.

З. Фрейд рассматривал игру как разновидность творчества: «Разве не напоминает поведение каждого ребенка в игре работу писателя тем, что он создает свой собственный мир, или хотя переоборудует его так, как это ему нравится?...» Творческий писатель делает то же самое, что ребенок в игре. Он выстраивает мир фантазии, который воспринимает очень серьезно, потому что в нем воплощена вся сила его эмоций» [4.Ч.5.С.287].

Специфической особенностью игры является ее процессуальность. Н.Э. Басова рассматривает ее и как атрибут игры, а  А.Н. Леонтьев - и как характеристику игрового мотива, который заключается не в результате действия, а в самом процессе. В то же время, таким же признаком наделены и познавательная мотивация, и побуждение к творчеству. Вполне логично из этого следует, что игровая, познавательная и творческая мотивация имеют общую основу, а именно - субъективную ценность процесса деятельности. То есть и игра, и творчество относятся к так называемым самоценных формам человеческой активности, и именно игра на этапе дошкольного детства в различных своих проявлениях выступает для человека основанием для открытия процессуальности как обобщенной характеристики деятельности [5.Ч.1.С.47].

Выполнение роли в игре требует от ребенка сложной деятельности воображения: предположить, что должен раб или герой, планировать его дальнейшие действия. Мотивом сюжетной игры является сам процесс ее осуществления, что характерно и для творчества вообще. Игра по сюжету означает, что ребенок заранее имеет идеальную картину того, что произойдет в игре, определяет роли, подбирает заменители и предметный материал. Именно в игре, как и в творчестве, ребенок выражает себя наиболее полно. Творчество начинается в игре, где ребенок проявляет свою инициативу, умение организовывать, планировать, делает первые шаги на пути к способности действовать полностью в плане образов и представлений [9.Ч.10.С.345].

Важным видом творчества детей есть детское экспериментирование, сущностью которого являются определенные целесообразные преобразования исходного материала в интересах достижения желаемого результата. Характерно, что языковое экспериментирование, которое выражается в словесных каламбурах, когда ребенок подбирает слова, сходные по звучанию, несколько раз с интересом повторяет их, сравнивает звучание и значение, радуется своим открытием, вызывает у ребенка интерес также, как и рифмовки слов. Появляется игра словами. Ребенок намеренно изменяет звучание слова, придумывает слова, не соотнесенные с предметами.

Ребенок обнаруживает способность к составлению сказок. Она наделяет героев действиями и характерами в соответствии с их реальными особенностями, поведением и образом жизни. Языковое экспериментирование является процессом активного творческого усвоения системы языка ребенком. Самодеятельное экспериментирование детей ярко проявляется в строительных и конструкторских играх. Вот два мальчика играют в скоростную автостраду. Толчком к экспериментированию становится «авария»: машина на большой скорости сбивается со скамейки-дороги и падает в «пропасть». В игре возникает неожиданный поворот: нужно специально оборудовать дорогу так, чтобы машины не падали. Один из игроков делает с одной стороны ряды «заборчик» из палочек. Другой строит такой же с другой стороны, но это не помогает: машинка все равно сбивает эти ограждения. Детей огорчает неудача, они стараются держать «заборчик» руками, но не охватывают всех участков «дороги». Часть детей из-за неудач теряет интерес к игре, а те, кто, наконец, изобретает способ закрепить ограждение, с увлечением играют, экспериментируя с еще большим вдохновением.

Изобретательные дети приносят еще одну палку, приспосабливая ее в качестве ограждения. В соответствии с изменением конструкции дороги, дети испытывают новые способы движения машинки - вдоль ограждения. Впоследствии у одного из игроков возникает идея о ограждение с обеих сторон, он использует еще один ряд. Это и решение оказывается особенно удачным - движение по дороге из обеих сторон становится безопасным, машинки больше не съезжают. Дети бурно радуются: им удалось достичь, найти, изыскать, победить трудности. Игра с азартом продолжается [7.Ч. 2. С. 205].

Таким образом, в процессе своего творчества ребенок создает особый, уникальный и общественно полезный продукт, а именно - свою личность с теми свойствами, которые позволят ему, в свою очередь, сделать открытия, изобретения. Детское творчество нераздельно с такими важными свойствами личности, как самостоятельность, инициативность, оригинальность, вариативность, заинтересованность, коммуникабельность. То есть, творчество ребенка носит отчетливый самодеятельный и личностный характер.

Используемая литература:

  1. Адлер Г. Лекции по аналитической психологии.М.: Рефл-бук, 2008. 230 с.
  2. Айзенк Г.Проверьте свои способности. М.:Академия,2007. 87 с.

3. Алфеева Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста. М.:Канон-пресс, 2010. 576с.

4. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Всё о воображении. Минск:Луч, 2009. 287с.

5.Ануфриева Г.В., Вдовкина С., Огороднова О. Воображение и творчество. Дошкольное воспитание. – М.: Просвещение, 2008. 47с.

6. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Смысл, 2007. 133с.

7. Басова Н.Э. Эстетические игры дошкольников. М:Наука.2012.205с.

8. Бергсон А. Творческая эволюция В.А. Флеровой. – М.: Канон-пресс, 2008. 89с.

9. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества. – М.: Смысл, 2007. 345с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

В статье представлены основные особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. Рассмотрены основные этапы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возра...

Статья "Воображение.Особенности развития творческого воображения у дошкольников"

В статье рассмотрены современные представления о воображении в психологии и педагогике, особенности развития творческого воображения у дошкольников....

Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста

Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практик...

Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста

Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практик...

Статья по теме "Особенности развития творческого воображения у детей с нарушениями зрения"

В статье рассматриваются особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения некоторые подходы к оценке эффективности профориентационной работы в образовател...

Особенности развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста

Воображение в дошкольном возрасте проявляется довольно насыщенно. В то же время, очень значительное количество исследований посвящено изучению вопроса формирования и развития творческого воображения и...