Статья. Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
статья (старшая группа)

Николаева Мария Николаевна

В статье представлены основные особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. Рассмотрены основные этапы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nikolaeva_m.n._cherepanova_a.m.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста

Николаева Мария Николаевна – МБДОУ «Детский сад № 17

«Чебурашка» г. Новочебоксарск, воспитатель

Черепанова Алина Михайловна – МБДОУ «Детский сад № 17 «Чебурашка» г. Новочебоксарск, воспитатель

Ключевые слова. Воображение, творческое воображение, развитие творческого воображения.

Аннотация. В статье представлены основные особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. Рассмотрены основные этапы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Как и всякая психологическая категория, воображение, проходит определенный путь развития в онтогенезе человека. Психолого-педагогические исследования показывают, что воображение является одним из доминирующих психических процессов, характеризующих творческую деятельность ребенка (Л. С. Выготский, А. А. Люблинская,
А. Н. Леонтьев и др.).

В. И. Долгова, подчеркивает, что в младшем дошкольном возрасте преобладает репродуктивное воображение. Репродуктивное воображение характеризуется механическим воспроизведением увиденного, возникающие в сознании ребенка образы, лишь восстанавливают увиденное, отсутствует творческое отношение к образно воспроизводимому материалу. Младшие дошкольники воспроизводят, как правило, лишь то, что показалось им наиболее интересным, что вызвало у них какие-либо эмоциональные реакции. В отличие от младших дошкольников, старшие дошкольники способны в своем сознании не только восстановить увиденное, но и преобразовать его и использовать отдельные фрагменты для создания нового образа. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, переходит в творческое. Воображение старшего дошкольника становится осознанным, носит направленный характер. В старшем дошкольном возрасте появляется возможность перехода не от ситуации к мысли, а наоборот, что, в свою очередь, позволяет детям старшего дошкольного возраста все больше внимания уделять своим идеям и замыслам. Развитие творческого воображения у старших дошкольников совершенствуется благодаря появляющейся способности абстрагироваться от навязанных образов, умения выходить за пределы стандартных мыслей и взглядов [2].

Л. С. Выготский, В. В Давыдов, Давыдов, Е. Е. Кравцова выделяют творческое воображение как одно из важнейших новообразований старшего дошкольного возраста и связывают с ним процессы зарождения творческой личности [5].

Выдающиеся психологи Л. С. Выготский, А. В. Запорожец,
А. Н. Леонтьев в своих исследованиях отмечают, что именно в старшем дошкольном возрасте появляется новый тип деятельности – творческий. Исследуя творческий тип деятельности, Л. С. Выготский делает акцент на его специфичности, которая заключается в том, что многие компоненты творчества в данном возрасте лишь начинают формироваться, несмотря на то, что дети постоянно открывают для себя что-то новое. Ценность творческой деятельности в старшем дошкольном возрасте заключается в самом процессе создания продуктов творчества [1].

М. А. Зяблицева считает, что развитию творческого воображения старших дошкольников способствуют такие виды деятельности как: музыкально-ритмическая, театрализованная, музыкально-игровая, изобразительная деятельность, художественно-речевая, теория решения изобретательных задач [3].

Согласно мнению Б. Л. Яворского, творческое воображение старших дошкольников проходит четыре основных этапа:

I этап – накоплений впечатлений;

II этап – выражение творческого начала в зрительных, сенсомоторных и речевых направлениях;

III этап – двигательные, речевые, музыкальные импровизации, иллюстративность в рисовании;

IV этап – создание своих собственных произведений, которые отражают художественные впечатления: литературные, музыкальные, изобразительные и т.д. [5].

Доктор психологических наук, О. М. Дьяченко в своих работах, посвященных развитию творческого воображения в дошкольном возрасте, неоднократно подчеркивала, что творческое воображение старшего дошкольника переходит из непроизвольного (пассивного) в произвольное (активное), из непосредственного в опосредствованное. В старшем дошкольном возрасте у ребёнка, чьё творческое воображение развивалось достаточно быстро, воображение представлено в двух основных формах:

во-первых, произвольное воображение, характеризующее самостоятельным порождением некоторой идеи;

во-вторых, возникновение воображаемого плана реализации возникшей идеи [3].

Говоря о творческом воображении старших дошкольников,
Н. Н. Поддъяков отмечал, что в данном возрасте активно развиваются навыки и умения, которые помогают детям не только изучать окружающую действительность, но и учат анализировать свойства предметов и явлений, а также воздействовать на них с целью изменения, что, в свою очередь, соответствует наглядно-действенной форме мышления и является фактором, способствующим развитию индивидуальных и психологических особенностей личности, которые как раз-таки и определяют уровень развития творческих способностей [4].

Наряду с наглядно-действенным мышлением на развитие творческого воображения значительное внимание оказывает ещё логическое мышление, которое начинает интенсивно формироваться также в старшем дошкольном возрасте. Накопленный опыт, имеющийся уровень развития восприятия, памяти и воображения способствуют постановке более разнообразных и сложных целей. Ребенок в возрасте 6-7 лет, благодаря сильному волевому напряжению, способен стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели в течение довольно продолжительного времени [5].

В результате изучения специфики развития творческого воображения у старших дошкольников, можно сделать следующие выводы:

– во-первых, появление творческого воображения относится к периоду раннего детства, когда ребенок впервые начинает производить замену одних предметов другими, а также наделять одни предметы свойствами других, но наибольшего развития творческое воображение достигает в старшем дошкольном возрасте;

– во-вторых, о развитости творческого воображения в старшем дошкольном возрасте следует судить не только по ролям, которые дети проигрывают в различных играх, но также важно анализировать продукты их творчества, в частности рисунки, поделки, умение проигрывать различные роли;

– в-третьих, творческое воображение старших дошкольников беднее творческого воображения взрослого, что объясняется бедностью их жизненного опыта; в связи с чем возникает острая необходимость расширения опыта ребенка с целью созданию творческих основ для его творческой деятельности;

– в-четвертых, чем большее многообразие форм, методов, приемов, средств по развитию творческого воображения будет использовать педагог в своей работе со старшими дошкольниками, тем больше ребенок услышит, увидит, переживет, узнает, освоит, и тем богаче будет его творческое воображение.

Анализируя вышесказанное можно сделать вывод, что воображение дошкольника проходит определенный путь становления: от репродуктивного в младшем дошкольном возрасте до творческого в старшем дошкольном возрасте.

Библиографический список:

  1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте /
    Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 2011. – 94 с.
  2. Долгова, В. И. Развитие воображения у дошкольников / В. И. Долгова,
    Н. В. Крыжановская. – Челябинск : Атоксо, 2010. – 124 с.
  3. Зяблицева, М. А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения / М. А. Зяблицева. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 189 с.
  4. Поддьяков, Н. Н. Творчество и соразвитие детей дошкольного возраста /
    Н. Н. Поддьяков. – Волгоград, 1994. – 156 с.
  5. Шевелева, Г. Р. Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста на занятиях сюжетного рисования / Г. Р. Шевелева // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2017/09/19/razvitie-tvorcheskogo-voobrazheniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-na


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры – драматизации в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста». Консультация для воспитателей.

Дошкольник живет в мире фантазии. В его в его сознании переплетаются реальное и вымышленное, жизнь и сказка. На основе воссоздающего воображения складывается творческое. Грамотное обучение в дош...

Статья: "Роль нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

В статье представлены этапы обучения детей рисованию нетрадиционными техниками по технологии Е.Н. Лебедевой...

Статья на тему: "Особенности развития творческого потенциала у детей дошкольного возраста"

Творческие способности являются одним из компонентов общей культуры личности. Они способствуют развитию личности ребенка в целом!...

Статья по теме: «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте у детей возникает и формируется один из основных психических процессов — воображение, способность создавать на основе прошлого опыта новые представления, позволяющие планир...

Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции на 2024-2025г. Тема: «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста»

   Социально-экономические преобразования в обществе  диктуют необходимость формирования   творчески   активной   личности,   обладающей...

Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста

Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практик...

Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста

Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практик...