Мастер-класс «Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов»
методическая разработка по рисованию (средняя группа)

Семеняко Татьяна Васильевна

Мастер-класс для педагогов дополнительного образования по изобразитеьной деятельности и воспитателей общеобразовательных групп, в котором  содержатся методические приёмы для ознакомления детей среднего дошкольного возраста с книжной иллюстрацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_semenyako_k_mmo_21_dekabrya_21_goda.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 21 «НАДЕЖДА»

городского округа Ступино

__________________________________________________________________________       Адрес: г. Ступино, ул. Горького, владение 69  тел.: 642-45-95; 642-22-92 e-mail: ds21_nadejda@mail.ru

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

"Духовно-нравственное воспитание детей 4-5 лет

посредством интеграции различных видов деятельности"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

"Ознакомление детей среднего дошкольного возраста

с творчеством художников-иллюстраторов"

Подготовила: педагог

дополнительного образования

 Семеняко Т.В.

Ступино

2021

Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов в вопросе ознакомления дошкольников с творчеством художников-иллюстраторов.

Задачи:

  1. Совершенствовать теоретические знания педагогов о книжной культуре;
  2. Раскрыть роль книжной иллюстрации в духовно-нравственном воспитании детей;
  3. Развивать навык подбора книжных иллюстраций с учётом психологических и возрастных особенностей детей;
  4. Закрепить на практике некоторые методические приёмы ознакомления детей 5-го года жизни с творчеством художников-иллюстраторов.

Книжная иллюстрация - одно из первых произведений искусства, с которым встречаются дети дошкольного возраста, и один из ярких по силе воздействия на ребёнка факторов.

Книга как произведение искусства и культуры…Эта книжная культура, ныне в значительной степени утраченная, предусматривала все – обложку, иллюстрации, текст и шрифт. И это не только для того, чтобы можно было любоваться. Это для того, чтобы "переживать прочитанное», влиять на воспитание чувств, формировать  художественный вкус, стремление к красоте во всех ее проявлениях, морально-нравственным ценностям.

Целая плеяда художников посвятила свой талант искусству детской книги. Все мы с детства помним Владимира Сутеева и его "Мешок яблок" или  "Кто сказал мяу?", яркие иллюстрации Юрия Алексеевича Васнецова к народным сказкам и потешкам, милых и эмоциональных героев Анатолия Михайловича Савченко.

Впечатления ребенка зависят напрямую и от техники исполнения рисунка, и от эмоциональности текста. Но насколько неодинаковы дети, настолько неодинаково и их восприятие  окружающего мира. Поэтому вывести формулу "идеальной" иллюстрации для этого возраста нельзя.

Но есть три требования, которые предъявляет малыш к изображению - это ясность, простота и выразительность графического произведения.. Детское восприятие требует, чтобы предмет был изображен тщательно, с учетом всех деталей, но в то же время без нагромождений. Ребенку необходимо различать все части предмета: человек  должен быть изображен в привычном и узнаваемом ракурсе, ноги у животных должны быть полностью прорисованы и т.д.

И, конечно, особое внимание уделяется цвету, так как цвет не только украшение книги, но и средство передачи настроения и характера героев.

Коллеги, предлагаю вам интерактив: давайте потренируем наблюдательность и выберем подходящую иллюстрацию для занятия и обоснуем свой выбор.

Вспомните самое начало сказки, где Лиса дразнит Зайца. Что она говорит: "У меня избушка светлая, а у тебя - тёмная!"  Когда вы будете читать сказку вместе с детьми, рассмотрите иллюстрацию и задайте правильный вектор беседы и вопросы, например:

- Это домики героев. Расскажите про дом Лисы. Из чего он? (Изо льда - ледяной.) А дом Зайца? (Из коры дерева - лубяной.) Лиса считала, что её домик красивее, поэтому дразнила Зайца. Как? ("У меня избушка светлая, а у тебя - тёмная!") Это хорошее поведение? А вы себя так ведёте с друзьями?

В «Сказке о глупом маленьком мышонке» художник Владимир Владимирович Лебедев виртуозно «играет» с мышонком: тетя Лошадь заняла целый разворот и почти подавила Мышонка своей огромной пятнистой массой, Щука свернулась в полукольцо, и зажала Мышонка. А от пения Утки он наклонил голову вниз - слишком громко!

- Как вы думаете, какая иллюстрация отражает весь драматизм событий в строчках:

«Ищет глупого мышонка, а мышонка не видать»...? Почему вы так считаете?

Искусствоведы и детские психологи считают, что драма доведена до высшей точки на правом рисунке - одинокий носочек, жалкий огарочек, засохшая корка, пустое пространство. На рисунке слева лично у меня вызывают вопросы только пятна на простынке, как будто кошка съела мышонка.

Поэтому мне больше по душе эта иллюстрация, где открытое окно даёт надежду на спасение глупого Мышонка. А чтобы эта надежда превратилась в уверенность, детям нужно прочесть "Сказку об умном мышонке", где всё закончилось хорошо.

Возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации.

Роль картинки для  детей младшего возраста заключается в закреплении и углублении детского опыта. Картинка для малышей должна приближаться, по словам Е. А. Флериной, к упрощенной реальности. Так, если картина динамична («Пошёл котик на торжок»), в первую очередь обращаем внимание детей на действия персонажа. Если картина яркая, красочная или на ней изображено то, что бросается в глаза, с этого и надо начинать.

В средней группе продолжается работа по развитию у детей интереса к книге и книжной иллюстрации. Формируются радость общения с книгой, ожидание встречи с ней, эмоции, настроение героев, сопереживание им, бережное отношение к книге.

Легко сказать - заинтересовать ребёнка книгой. Как это сделать?

Используем по максимуму свои умения работать с современными техническими средствами и создаём для детей сюрпризный момент - приглашение в сказку.

Сказка - в сундуке. Отгадаете загадки - узнаете, что за сказка в гости пришла.

Загадки:

Зверь ушастый, летом - серый,

А зимою - снежно-белый.

Всех зверей она хитрей.

Шуба рыжая на ней. (Лиса)

Как будильник, на заре

Всех он будит во дворе.

Вместо шапки - гребешок.

Что за птица? - (петушок).

- Из какой сказки эти герои, ребята? (Это герои сказки "Заюшкина избушка")

Этот вопрос задаём, если дети уже знакомы со сказкой. Если нет, предлагаем узнать, из какой они сказки и что интересного с ними произошло.

Главные методические приёмы ознакомления с книжной иллюстрацией - рассматривание и беседа по ее содержанию.

Рассматривание иллюстраций, как считает Е. И. Тихеева, преследует тройную цель: упражнение в наблюдении, развитие логического мышления и воображения, и развитие речи ребенка.

Нравится ли вам сказка?

Кто из героев понравился вам больше других? Лисица? Или заяц? Или Петух? Почему?

В среднем возрасте происходят изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей.

Теперь можно использовать приём  соотнесения фраз текста с рисунками. Например, перед повторным чтением сказки педагог читает крошечный отрывок (естественно, такой, к которому есть иллюстрация) и просит ребенка показать картинку, соответствующую прочитанному:

"На четвертый день лиса опять просит:
- Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе!
- Нет, не пущу: зачем дразнилась?"

Посмотрите на рисунок. Уши прижала, хвост опустила, просит Зайца пустить её к себе. Что вы скажете о ней? Она какая? (Хитрая)

Обратный вариант: педагог показывает картинку и просит ребенка вспомнить, какой момент из сказки здесь изображен:

"Прошел день, другой - стала лиса зайца из избушки гнать:
- Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!"

 Лиса выгнала зайчика из его же избушки! Лапы в бок, пасть открыта - ругается! Что вы скажете о ней? Какая Лиса здесь? (Злая, сердитая)

Согласитесь, коллеги, что выбирать книги с иллюстрациями и продумывать занятие не только увлекательно, но и важно с точки зрения нравственности, духовности, любви ко всему ближнему, что называется емким словом «мир»,-- в этом смысл и детской книги как симбиоза искусства и культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мастер-класса по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасного поведения на дороге

Ознакомление старших дошкольников с правилами безопасного поведения на дороге посредством игр-драматизаций "Сказки на новый лад"....

Консультация для педагогов ДОУ "Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством художников- иллюстраторов по произведениям устного фольклера"

Консультация для педагогов детский садов и преподавателей по изобразительной деятельности " Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством художников- иллюстраторов по произведениям устног...

План-конспект мастер-класса для родителей детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"Волшебный песок"

Представленный мастер-класс ориентирован на родителей детей среднего дошкольного возраста с ятжелыми нарушениями речи, но может быть использован и для воспитанников общеразвивающих групп....

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ И ГРАФИЧЕСКОЙ СХЕМЕ»

          МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ О ТЕМЕ  «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ И ГРАФИ...

Мастер-класс по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с пуантилизмом «Золотая рыбка»

Предлагаемый мастер-класс по рисованию по ознакомлению с пуантилизмом «Золотая рыбка» предназначен для педагогов дошкольного образования в работе с детьми старшего дошкольного возраста (6 ...

Конспект проведения мастер-класса для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: «История и традиции праздника Пасха. Изготовление сувенира «Пасхальное яйцо»

Пасха - история праздникаКаждый год примерно в середине апреля весь крещёный мир, одевшись в веселье и радость, торжественно чествует светлый праздник Воскресения спасителя Иисуса Христа. Повсюду звон...

Презентация на тему "Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов"

Презентация на тему "Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов"...