МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ И ГРАФИЧЕСКОЙ СХЕМЕ»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Заносова Наталья Георгиевна

            МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ О ТЕМЕ  «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ И ГРАФИЧЕСКОЙ СХЕМЕ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m_-k_pereskaz_teksta.docx33.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              МАСТЕР – КЛАСС

          ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

     ПО ТЕМЕ  «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ      

                                                И ГРАФИЧЕСКОЙ СХЕМЕ».

  Интегративные области:  «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

                       

ЦЕЛЬ:

познакомить родителей с технологией пересказа р. н. сказок по иллюстрации и графической схеме.

ЗАДАЧИ:

- вовлечь родителей в образовательный процесс

- содействовать взаимопониманию взрослого и ребенка

- развивать партнерские отношения семьи и образовательного учреждения

- приобщить родителей и детей к устному народному творчеству

- повысить педагогическую грамотность родителей

- развивать речевую активность детей в повседневной жизни

- развивать положительное отношение ребенка к обучению через игру совместно с семьей

- активизировать и обогатить словарный запас, знания об окружающем мире ребенка

- развивать  навык грамматически правильного оформления высказывания дошкольника.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Формирование и развитие правильной выразительной речи ребенка становится все более актуальной проблемой, стоящей между семьей и образовательным учреждением. Многие родители достаточно хорошо осознают, что им не хватает педагогической грамотности для воспитания и образования своих детей. Перекинуть «мостик» между родителем и педагогом помогают мастер- классы, где основное внимание уделяется решению конкретных проблем по формированию полноценной, выразительной, грамматически правильной речи не только в НОД, но и в условиях семьи. Одной из эффективных технологий по развитию связной речи в домашних условиях является пересказ текста по иллюстрации и графическому рисунку.

Ее использование в работе над пересказом

- облегчает запоминание произведения, а затем и сам пересказ с опорой на иллюстрацию или графический рисунок

- помогает ребенку видеть главное, выстраивать канву последующего рассказывания

- ребенок учится добывать информацию

- проводить сравнения

- составлять внутренний план речевого высказывания

- делать умозаключения

- развивать не только речевые процессы, но и память, внимание, мышление.

ОБОРУДОВАНИЕ:

книжки с р. н. сказками «Снегурушка и лиса», «Колобок», адаптированные тексты к сказкам, игровые поля с иллюстрациями для пересказа, графические рисунки /пиктограммы/ к сказкам, графические схемы для пересказа сказок.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Книжки с р. н. сказками, адаптированные тексты к сказкам, графические поля на 6 клеток форматом А4, игровые поля с иллюстрациями для пересказа, листы с этапами работы над пересказом, список литературы, которую можно порекомендовать для пересказа детям в домашних условиях, карандаши, фломастеры.

ХОД:

ПРИВЕТСТВИЕ.

Здравствуйте, я очень рада видеть столько знакомых лиц на нашей встрече!

…Сказка в гости к нам пришла,

Нам подарок принесла,

А подарок не простой:

Схему ты возьми, открой!..

Сегодня мы будем с вами играть, играть со сказкой. Скажите, что доступнее всего ребенку четырех- пяти лет, с чем ему интереснее всего общаться, что он просит вас сделать, когда ему грустно или  весело, когда он ложиться спать? Почитать! Ребенку доступна книга. А в книге – сказка.

Мы будем говорить о рассказывании /пересказе/ сказки, пересказе р.н. сказки. Почему? Она доступна детям, в народных сказках живут и действуют животные, которых дети хорошо знают, их видели в книжках, мультиках, зоопарке, наконец, в Зоологическом музее, который мы с детьми недавно посетили. Почему русские народные? Они самые простые, самые понятные детям.

Итак, сказка. Есть два направления как играть со сказкой.

Первое – Рисование картинками.

Сейчас у нас в магазинах большой выбор любых сказок. Но для этого направления нужны книжки из серии « Книжка с наклейками. Читаем сами». Такая книжка- сказка вам прослужит долго, т.к. она сможет выполнить несколько функций: сначала по ней дети 4- 5 лет учатся пересказу, а в 5- 6- 7 лет, в зависимости от возможностей ребенка, учатся читать по слогам. Текст небольшой, крупный и разделен на слоги. Правда, книжки эти прежде, чем покупать, надо внимательно просмотреть: в одних книжках картинки- наклейки отсутствуют полностью, а в других фрагментарно. Для пересказа надо покупать книги, где отсутствуют целиковые наклейки. /Показ книг/.

Теперь обсудим этапы нашей игры с ребенком. / Для ребенка это игра, но вам надо будет немного потрудиться/. Вы выбрали сказку, к примеру, как у меня «Снегурушка и лиса».

Этапы:

1.Читаем сказку вместе с ребенком целиком.

2.Рассматриваем картинки, затем наклейки /они, обычно в середине книги/, обсуждая, к какому эпизоду сказки они относятся.

3.Задаем вопросы по содержанию с целью выявить понял ли ребенок прочитанное. Вопросы надо ставить   конкретные. Я сейчас прочитаю вам сказку, а потом задам вопросы, как бы вы задавали их своим детям, а вы будете «детьми» и на них ответите.

Вопросы:

- У кого жила Снегурушка?

- Куда пошла Снегурушка?

- Где сидела Снегурушка?

- Кто шел мимо Снегурушки?

- Что сказала Снегурушка медведю?

- Кто пробежал мимо после медведя?

- Что сказала Снегурушка волку?

- Кто пробежал мимо Снегурушки после волка?

- Почему Снегурушка села лисе на спину?

- Что сделала лисичка?

- Что дали дедушка с бабушкой лисичке?

Все. Вы поняли, что ребенок усвоил содержание сказки. Если не усвоил, путается, можно прочитать еще раз, обращая его внимание на те места, в которых он допустил неточности или не запомнил. В этот день общение ребенка со сказкой закончилось, для него, но не для вас.

4 этап. Адаптируем текст для пересказа, т. е. сокращаем текст до того объема, который может воспринять ребенок средней группы. Предложения на первых порах должны быть короткими, практически нераспространенными. Текст я подготовила, он лежит перед вами:

Жили - были старик со старухой. Была у них внучка Снегурушка. Пошла она в лес и заблудилась. Сидит на дереве и плачет. Идет медведь, спрашивает:

- О чем плачешь?

- Я заблудилась.

- Давай я тебя домой отнесу.

- Я тебя боюсь.

Медведь ушел. Бежит волк:

- О чем плачешь?

- Я заблудилась.

- Давай я тебя домой отнесу.

- Я тебя боюсь.

Волк ушел. Бежит лисичка и спрашивает:

- О чем плачешь?

- Я заблудилась.

- Давай я тебя домой отнесу.

Лисичка понравилась Снегурушке. Села она ей на спину. Отнесла лисичка Снегурушку домой. И все. Но многие дети, рассказывая, наверняка добавят, что дедушка с бабушкой отблагодарили лисичку: дали ей молока, яиц и курочку. Это хорошо, значит,  внимательно  слушали сказку, понравилась, поэтому и детали запомнили.

5 этап. «Рисуем» нашими картинками- наклейками сказку.

Выбираем самые подходящие, значащие картинки и наклеиваем их на яркое цветное поле. Дайте ребенку рассмотреть то, что вы сделали, чтобы он мог узнать героев сказки, вспомнить вчерашние впечатления.
6 этап. Чтение адаптированного текста с одновременным рассматриванием цветного поля. Если вы не уверены, что ребенок усвоил содержание сказки, задайте еще раз вопросы, как мы это делали в начале занятия. Если же он хочет поделиться с вами, пусть рассказывает! Ну и мы расскажем эту сказку по одному предложению, как сидим. Пересказ готов!

ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

Рисование сказки с помощью графической схемы, графических рисунков, мнемотаблицы.

Смысл заключается вот в чем. Если мы в первом направлении собирали сказку из картинок -  наклеек, то в этом мы с детьми придумываем графические знаки- персонажи / пиктограммы/, а затем составляем схему рассказа из них.

Как это делается?

Начало одинаковое: читаем с детьми неадаптированную сказку, рассматриваем и обсуждаем иллюстрации, задаем вопросы  по содержанию, сокращаем и упрощаем текст.

Теперь по этапам.

1 этап. Чтение адаптированного текста. Если есть необходимость, задаем вопросы по содержанию.

2 этап. Придумываем вместе с ребенком каждому герою или его действию символ (знак, пиктограмму).

3 этап. Рисуем адаптированную сказку с помощью пиктограмм на 6 клеток на листе А4.

4 этап. Читаем еще раз текст, ребенок следит по схеме.

5 этап. Пересказ сказки по мнемотаблице.

Давайте все эти этапы сейчас вместе с вами и проделаем.

Возьмем р.н. сказку «Колобок». Содержание вы все хорошо знаете, поэтому я приведу уже адаптированный текст:

Жили- были дед и баба. Дед просит: испеки бабка колобок. Испекла бабка колобок и положила его на окошко. Покатился колобок в лес. А навстречу ему заяц:

- Колобок, колобок, я тебя съем.

- Не ешь меня, я тебе песенку спою:

- Я колобок, колобок, я – румяный бок, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел и от тебя, заяц, уйду.

Катится колобок. А навстречу ему медведь:

- Колобок, колобок, я тебя съем.

- Не ешь меня, я тебе песенку спою…

Катится колобок дальше. А навстречу ему волк:

- Колобок, колобок, я тебя съем.

- Не ешь меня, я тебе песенку спою…

Катится колобок, а навстречу ему лиса:

- Колобок, колобок. я тебя съем.

- Не ешь меня, я тебе песенку спою.

- Сядь ко мне на носок, я плохо слышу.

Сел колобок на носок лисе, а лиса его и съела!

Теперь давайте определимся, как будем обозначать героев. Чтобы не терять времени, я уже нарисовала героев сказки. Обычно в схемах людей изображают, как «спичечных» человечков. Вы можете придумать свои условные обозначения. Вот «заяц», «волк», «медведь», «лиса» /показ  пиктограмм/. А вот готовая мнемосхема: формат А4, на 6 клеток /самое удобное дробление для этого возраста/. Можно сделать исключение: сделать на 7-8 или на 4-5 клеток, все зависит от сложности сказки.

Ну а теперь по порядку как сидим,  будем пересказывать сказку.

Вы, видимо, обратили внимание, что и в первой и во второй сказке действие повторяется, это характерно для р. н. сказок, следовательно, это еще больше облегчает детям запоминание сюжета сказки. В сказках присутствуют диалоги. На первых порах ребенок сам рассказывает всю сказку от начала до конца, затем, когда он освоил этот способ пересказа текста, вы можете подключиться к разыгрыванию диалогов. Таким образом, у ребенка помимо монологоческой  будет развиваться и диалогическая речь.

Теперь я вас попрошу самим нарисовать сказку «Курочка ряба» конкретно для вашего ребенка. Я читаю, вы рисуете. Схемы на 6 клеток лежат у вас на столах. Напоминаю, что клеток можно сделать больше или оставить пустыми, если не нужны.

Начинать пересказывать, таким образом, сказки лучше с очень знакомых, очень простых, с последующим усложнением.

Я приготовила список литературы, вы из него можете выбрать то, что вам и вашему ребенку по душе, а возможно вы захотите добавить свои  любимые сказки.
Творите, у вас все получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста в рамках работы клуба «Семейная академия» по теме: «Играем пальчиками и развиваем речь»

Мастер-класс для повышения  компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики  в домашних условиях....

Мастер - класса для родителей детей младшего дошкольного возраста «Развиваем пальчики»использованием мультимедийной презентации.

Цель: создать условия для совместного взаимодействия  детей и родителей с целью оптимизации детско-родительских отношений, построения эмоционально-доверительных отношений детского сада и се...

План-конспект мастер-класса для родителей детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"Волшебный песок"

Представленный мастер-класс ориентирован на родителей детей среднего дошкольного возраста с ятжелыми нарушениями речи, но может быть использован и для воспитанников общеразвивающих групп....

Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста по теме: «Играем пальчиками и развиваем речь»

Цель: познакомить родителей с понятием мелкой (тонкой) моторики рук и важностью её развития. Задачи:раскрыть понятие мелкой моторики; раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи де...

Мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста на тему «Калейдоскоп семейных традиций»

Этот мастер-класс позволит решить комплекс развивающих задач. Это повышение компетенции родителей в вопросах социально-коммуникативного развития детей, создание новых  семейных традиций в жизни р...

«Развитие мелкой моторики рук» Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста.

Познакомить родителей со способами и приёмами развития мелкой моторики рук у детей младшего  дошкольного возраста....

Конспект проведения мастер-класса для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: «История и традиции праздника Пасха. Изготовление сувенира «Пасхальное яйцо»

Пасха - история праздникаКаждый год примерно в середине апреля весь крещёный мир, одевшись в веселье и радость, торжественно чествует светлый праздник Воскресения спасителя Иисуса Христа. Повсюду звон...