Беседа: «Откуда появилась русская Матрешка».
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Жулмуканова Лаура Серкалиевна

1. Знакомство с историей возникновения промыслов по изготовлению деревянных кукол-игрушек – матрешек.

2. Формирование образных представлений о русской матрешке, историей её появления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_istoriya_sozdaniya_matreshki.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: Жулмуканова Л.С.

Беседа: «Откуда появилась русская Матрешка».

Цель: познакомить детей с развитием нижегородского декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

1. Знакомство с историей возникновения промыслов по изготовлению деревянных кукол-игрушек – матрешек.

2. Формирование образных представлений о русской матрешке, историей её появления.

Часть 1

Педагог, сидя на ковре в центре круга, образованного детьми, обращается к детям:

- Богата Нижегородская земля своими лесами, полями, но самое главное – своими мастерами.

- Ребята, мы с вами уже познакомились с хохломской росписью. Почему она так называется?

Педагог демонстрирует карту Нижегородской области с прикрепленными на ней значками с эмблемами Хохломы и семеновской матрешки.

- Много прошло времени с тех пор, когда деревянную посуду везли на продажу в село Хохлому. Бойко шла торговля, приезжали мастера из окрестных деревень не только свой товар продать, но и чужой товар посмотреть. Рос промысел, теперь уже в Хохлому отправляли гонцов со всех концов, да наказывали им (просили их) заказать посуду деревянную для торжественных случаев, в подарок. Даже сам царь не прочь был отведать квасу из расписного ковша!

- Ехали не просто так, а к своим мастерам, чья работа понравилась больше. Но трудно одному промысел держать, налоги платить, вот и решили мастера объединиться все вместе, в артель.

-Собрались старики на совет, вспомнили сказку о старике и его сыновьях.

Методические рекомендации. Педагог может рассказать детям сказку-притчу о связке прутьев.

Притча о прутьях.

В одной деревне жил старик, было у него семеро сыновей. Старик всю жизнь работал и потому был у него хороший дом, и скотина, и даже маленькая мельница. Целыми днями трудились братья, поднимали хозяйство отца, сам хозяин был уже стар. Вот однажды вышел он прогуляться в сад, сел под яблоней и вдруг услышал разговор братьев.

Старший говорил

-Умрет отец, я возьму себе дом, ты средний брат возьмешь мельницу, другие братья – скотину: корову, коня, овец и каждый заживем своим домом.

Огорчился отец, трудно будет сыновьям поодиночке! Не стал он говорить сыновьям о подслушанном разговоре, только как-то вечером позвал он всех семерых сыновей к себе, раздал каждому по пруту и приказал сломать прутья. Удивились братья, но легко выполнили задачу отца, переломили прутики пополам, тогда раздал отец каждому сыну по три прута и велел сломать их, снова удивились братья, но не решились перечить отцу, переломили прутья, правда, три прута ломались уже труднее. Тогда отец раздал сыновьям по семь прутьев и приказал сломать их, не с первой попытки сломали братья семь прутьев. Под конец подозвал старик к себе старшего сына, подал ему связку прутьев и приказал сломать. Как ни старался старший брат, не справился с задачей! Тогда отец отдал связку следующему брату, но и тот не переломил прутьев. Каждый из братьев попробовал выполнить наказ отца, но никто не справился.

Тогда отец сказал: «Как легко было сломать один прут, так легко будет сломать и одного человека, и как невозможно было сломать пук прутьев - так не сломают и вас невзгоды, пока вы вместе! Поняли тогда братья зачем позвал их отец, молча ушли от него, удивляясь его мудрости.

Вскоре отец умер, завещав старшему - дом, среднему – мельницу, а остальным – скотину. Но не расстались братья, стали жить одним хозяйством и пошла слава о семи братьях по всей земле!

Динамическая игра. Образное перевоплощение по сюжету сказки-притчи.

Часть 2

- Вспомнили мастера сказку про братьев и решили, что вместе работать удобнее, да и веселее!

- И вот появились в городе Семенове, тогда еще в селе Семенове, первые мастерские. В одних мастерских вырезали из дерева заготовки, во вторых-подготавливали заготовки к росписи, в третьих – наносили на заготовки чудесные узоры, а в четвертых – обжигали изделия в печи. Славно пошла работа!

- Позднее в городе Семенова основали фабрику, и сейчас можно приехать туда на экскурсию и понаблюдать за работой чудо-мастеров!

- Но славится эта фабрика не только деревянной посудой… Выпускают на ней ещё и чудо-игрушку с сюрпризом внутри.

-Догадались, что это за игрушка? Конечно же, это матрёшка. Знаменитая матрёшка по всей России, но как же появилась она у нас?

-Вы, наверное, думаете, что её делали еще в глубокой древности?

- На самом деле, ей нет ещё и двухсот лет. Про появление матрешки в России ходит много историй.

- Может – быть, матрёшка появилась благодаря «писанкам» – деревянным, расписным пасхальным яйцам, их уже много веков делают на Руси.

(показ иллюстрации).

- Рассказывают, что в семья Мамонтовых – известных русских купцов и благотворителей , приглашали в свою мастерскую мастеров-игрушечников.
Чтобы расширить кругозор мастеров, в мастерскую выписывали образцы игрушек из разных стран мира. Особенно популярным в то время было искусство стран Востока, в частности - японское изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Так, с острова Хонсю была завезена знаменитая предшественница и прообраз русской матрешки – фигурка добродушного и веселого старичка – буддийского мудреца Фукуруму, в которой находилось еще несколько фигур, вложенных одна в другую. 
 Всего таких куколок насчитывалось пять.

- Только мастерам не хотелось делать японскую игрушку и они придумали…образ русской девочки. Они переодели ее в русский сарафан с передником, на голову повязали платок, нарисовали глазки и щечки. И назвали Матрешкой, т.к. раньше на Руси было распространено женское имя Матрена, поэтому куклу и назвали Матреной или Матрешкой.

   Первая матрёшка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье появилась на свет больше 100 лет. Выточил первую русскую матрёшку токарь-игрушечник Василий Звёздочкин, а художник Сергей Малютин – расписал ее. Первая матрешка состояла из восьми кукол, изображающие девочек и мальчиков и держала в руках петуха. (Показ)

   Матрешка – удивительная игрушка (Показ матрешки). Она состоит из двух частей - верхней и нижней. Число вложенных кукол от трех и более штук. Матрешку делают из лиственницы, липы, березы, срубленных весной. Древесину выдерживают в течение двух – трех лет, чтобы она хорошо высохла, а затем на станках вытачивают матрешек. Для работы мастера берут качественную древесину, без сучков и трещин. Затем покрывают заготовку матрешки крахмальным раствором, чтобы краска ложилась ровно. Чтобы матрешки получились красивыми, художники расписывают их яркими красками. Когда краска высыхнет, ее покрывают три раза лаком, для того, чтобы краска лучше держалась и матрешка блестела.

Матрешки бывают разные.  Есть матрешки Загорские, Семеновские и Похлов – Майданские. Название им давали в зависимости от куда она родом, где сделана была матрешка. И расписывали матрешек в разных местностях по разному.

- Игрушка эта стала очень популярной! Во многих местах России изготавливали мастера матрешек.

- Первых матрешек стали делать недалеко от Москвы в Сергиевом Пасаде.

- Вскоре матрешек повезли в Париж на большую иностранную выставку – за границей матрешку тоже полюбили.

- И тогда стали в России делать много матрешек, раз они так всем нравятся. Теперь непростая деревянная куколка стала одним из символов нашей Родины – везде знают нашу русскую матрешку.

Динамическая игра «Быстрые матрешки». Педагог напоминает, что все матрешки разного размера. Семью матрешек можно расставить по росту. Детям предлагается разделиться на две команды-семьи «матрешек».

По первому сигналу педагога (например, начало музыки, хлопок, свисток и т. д., все дети-матрешки разбегаются по комнате и перепутываются.

По второму сигналу (например, окончание музыки, два хлопка, свистка) каждая команда-семья матрешек должна собраться вместе и построиться по росту в шеренгу.

Побеждает команда, которая первая выполнит предложенное задание.

Игра повторяется несколько раз.

Часть 3. Проводится по желанию педагога – обрисовывание детьми контуров матрешки с трафаретов (рисование заготовок для работы по художественно-творческой деятельности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Откуда появилась Матрешка

Конспект художественно-продуктивной непосредственно образовательной  деятельности в старшей группе ...

Проведение продуктивной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Откуда появилась Матрешка» с использованием ИКТ

Воспитывать  уважение к труду народных умельцев. Воспитывать любовь к народному искусству, аккуратность при выполнении работы, эстетический и художественный вкус...

Конспект занятия. Тема: «Откуда появилась Матрешка»

Конспектхудожественно-продуктивной непосредственно образовательной деятельности вподготовительной группы с использованием ИКТ...

Презентация «Откуда появилась матрешка»

Презентация  «Откуда появилась матрешка»составила воспитатель ГБДОУ № 30  комбинированного видаКурортного района Санкт-Петербурга   Станчу Ольга _...

Обращение к истокам русского фольклора "Откуда появилась Баба- Яга".

Изучение русского фольклора с элементами познания инсценировки и художественного творчества....