Статья "Декоративно-прикладное искусство"
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)

Гатиятуллина Надежда Викторовна

Статья детям дошкольникам для занятий ИЗО тема ДПИ + конспект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок рисования ДПИ24.08 КБ

Предварительный просмотр:

         

            Декоративно-прикладное искусство.

Воспитатель: Гатиятуллина Надежда Викторовна

     Декоративно-прикладное искусство – это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего – в его духовном мире. Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Таким образом, декоративно-прикладное искусство – это собирательный термин, объединяющий в себе два рода искусств, декоративное и прикладное.

 Ознакомление детей с росписью  можно начать с ДЫМКОВСКИХ ИГРУШЕК: колечки, мазки, точки, прямые полосы, ритмически чередующихся в орнаменте. Обязательно объяснив как важно соблюдать одинаковые интервалы между элементами, ритмически организовывать пространство, особое внимание уделяя приему-окаймляющая дужка. Этот прием требует особой сосредоточенности. Рука при нанесении дужки, окаймляющей каждый мазок, делает одинаковые ритмичные движения. Этот прием готовит руку к письму.

Важно согласовывать размер и расположение элементов узора с формой украшаемой поверхности. Вначале дети определяют цвет, форму, величину и количество элементов узора, учатся находить середину круга, квадрата или полосы и располагать элементы в определенном порядке. Далее следует показать детям, как заполнять центр пространства и располагать рисунок от центра к краю и углам в зависимости от формы бумаги. Детям предлагается самостоятельно скомбинировать в узоре светлые и темные тона, а также крупные и мелкие детали.

Повторение одного мотива способствует развитию глазомера, является хорошим средством тренировки руки, вырабатывает координацию движений,  воспитывает аккуратность и вдумчивое отношение к работе. Ни один узор не строится из случайных элементов, а составляется на основании имеющихся у детей знаний.

При рассматривании игрушек-образцов ( например, дымковских) необходимо использовать загадки, стихотворения, песни – потешки в сочетании с движениями.

История «Дымковской игрушки» для детей.

Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму.  А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить. Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

               Конспект НОД рисование «Загадка Дымковской игрушки»

Группа: старшая-подготовительная

Цель: Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов.

Задачи:

- Закрепить у детей знания об основных средствах выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи;

- Формировать умение украшать элементами росписи бумажные силуэты дымковских игрушек, создавая узор;

- Научить подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки; закреплять приёмы рисования гуашью;

- Развивать у детей чувство ритма, цвета, творческую активность, самостоятельность;
- Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.

Предварительная работа: 

  • Беседы о дымковской игрушке, об особенностях узора, композиции, цветосочетании.
  • Рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства.
  • Раскрашивание книжек-раскрасок по теме «Дымковские игрушки»

Материал: предметы декоративно-прикладного искусства,  картинки с элементами  дымковского узора; краски, кисти, подставки для кисточек, непроливайки, салфетки, ватные палочки, силуэты дымковской барышни.

Ход занятия.

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

Ребята, как вы думаете о каких игрушках эта загадка?  А вы хотите посмотреть, что лежит в этой посылке? Посмотрите, что это за игрушки? Правильно, молодцы!  Какого цвета дымковские игрушки?

Воспитатель, проводя пальцем по полосе, спрашивает: «А  какой  узор на юбке дымковской барышни? Какие цвета?» Посмотрите расстояние между полосами одинаковое.  Какие еще узоры на юбке барышни?  Какими цветами пользуются дымковские мастера? Краски яркие, нарядные, праздничные. Украшали этими узорами не случайно, мастера вкладывали в них особый смысл: круги (показывает образец отдельных элементов) означали солнце, волнистая линия – вода, маленькие кружочки-семена. Посмотрите на этих барышень: чем они друг на друга похожи?

Дымковских

Дымковские

Всегда только белые

Круги и точки

Малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый.

 У  всех широкие платья, юбки, фартуки, красиво разукрашены

Основная часть

Физкультминутка: 
«Мы игрушки не простые,

(руки разводят в стороны)

В ярки краски, расписные,

(руки на поясе, повороты в права – влево)

Посмотрите, вы на нас,

(руки вперед)

Невозможно отвесть, глаз.

(глазки на ладошке показать)

- Сядьте поудобнее, вы теперь мастера, начинаем работу.
Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

- А теперь  заканчивайте свои работы, барышни очень довольны, им ваши юбочки нравятся.

Дети выполняют физкультминутку.

Выполняют работу.

Заключи-

тельная

часть

Молодцы! У вас получились замечательные барышни!

Подводя итог, воспитатель предлагает ответить на вопросы:

Что мы сегодня делали?

Что было трудным?

Вам понравились работы?

Молодцы, все старались создать новые  красивые дымковские узоры.

Ребята, вы сегодня работали как настоящие дымковские мастера, и у вас получился прекрасный хоровод барышень. Спасибо вам за работу.

Выставка работ.

Вывод: Для обогащения знаний по теме с детьми велась предварительная работа, были проведены беседы. Читалась тематическая литература, Разгадывались загадки о дымковских игрушках. Воспитывали интерес к народной культуре. Рассматривали презентацию, так же знакомились с элементами дымковской росписи.

Играли в дидактические игры: «Разрезные картинки» с целью ознакомления детей с декоративно – прикладным искусством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль произведений изобразительного искусства в формировании творческой личности ребенка. Нравственное воспитание в процессе приобщения к искусству.

Актуальность  В ст.64 п.2 Закона РФ «Об образовании» говорится о том, что «образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с уче...

Педагогическое значение регионального искусства (на примере искусства Камчатского края)

В задачи регионального компонента входит формирование у каждого дошкольника системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями, приобщение...

«Настроение природы в искусстве». Конспект в старшей группе «Синтез искусств»

Цель: Знакомство детей с возможностями средств художественной выразительности в передаче настроения в произведениях литературы, живописи, музыки....

Семинар – практикум «Воспитание у детей ценностного отношения к народному искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства»

Цель семинара - практикума: Систематизация знаний педагогов  о современной системе эстетического воспитания и развитии эстетической культуры личности путем использование народного искусства в раб...

Конспект по синтезу искусств «Образ матери» в искусстве художников и поэтов»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления с творчеством художниковЗадачи: ·      Создать условия для развития у детей представлений о творчестве худо...