методическая разработка. световой стол
методическая разработка по рисованию (младшая группа)

Демидова Виктория Александровна

Вопросы художественно – эстетического развития дошкольников очень важны в решении задач воспитания и развития. Специфика изобразительной деятельности дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Каждый вид изобразительной деятельности имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Изобразительная деятельность имеет огромное значение для обучения и воспитания детей. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств ребенка, ее психических и эстетических возможностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_svetovoy_stol.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Использование светового стола в младших группах детского сада.

Актуальность.

Вопросы художественно – эстетического развития дошкольников очень важны в решении задач воспитания и развития. Специфика изобразительной деятельности дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Каждый вид изобразительной деятельности имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Изобразительная деятельность имеет огромное значение для обучения и воспитания детей. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств ребенка, ее психических и эстетических возможностей.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается значение изобразительного творчества для интеллектуального, художественного развития детей. Известно, что дошкольники способны в процессе художественной деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

Опыт работы с детьми показывает, что изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на высоком уровне. Копируя окружающий мир, они изучают его.

Вместе с тем, не овладев графическими средствами изображения, техникой рисования, дети испытывают большие трудности в передаче образов окружающей жизни, что лишает их радости творчества, вызывает отрицательное отношение к рисованию.

Возрастная несформированность графических навыков и умений (методика изображения образов тонкими линиями, техника закрашивания рисунков красками с помощью мазков, метод заливки и другие, демонстрация образца (как основного дидактического принципа при обучении детей рисованию) лишают ребенка возможности выражать творческое начало в рисунке.  Практика показывает, что в средней группе большинство детей не могут самостоятельно приступить к работе, боясь, что не нарисуют правильно и ждут указаний от педагога, проявляют пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе, не умеют экспериментировать с изобразительными материалами, показывают низкий уровень фантазии, художественного творчества,  передают личное отношение к объекту изображения.

Методические приемы, положенные в основу развития навыков рисования, к сожалению, не всегда способствуют формированию творческой личности:

ребенку навязываются определенные штампы и стереотипы (солнце – желтое, небо – синее);

отрабатываются алгоритмы изобразительной деятельности (чтобы нарисовать правильно, нужно повторить образец, например, круги в изображении снеговика);

исключается возможность самовыражения ребенка в цвете, линии (использование «чистых» цветов без смешивания красок, четкая обводка контура);

занятия зачастую сводятся к стандартному набору изобразительных материалов и традиционному способу передачи полученной информации (рисование – только цветными карандашами или красками, лепка – только пластилин, аппликация – только цветная бумага).

Таким образом, возникает проблема: с одной стороны необходимость и важность включения изобразительной деятельности в педагогический процесс, c другой - не у всех детей есть способность к данному виду деятельности. Развивать способности надо у всех, но одному надо только чуть-чуть помочь, а кого-то приходится длительно обучать, используя целый ряд педагогических приёмов.  Может быть, правильнее будет знакомить детей с такими техниками, которые будут доступными для всех? Использование данных техник способствует созданию ситуации успеха у всех детей и развитию творческих способностей.

В поисках новых методов и технологий мое внимание было обращено на нетрадиционные способы рисования. Я считаю, что нетрадиционные техники рисования являются важным дополнением к обучению детей классической изобразительной грамоте. Демонстрируя необычные сочетания материалов и инструментов, нетрадиционная техника интересна и доступна по технологии выполнения.

Ребенка необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными техниками. Не всем дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет свою технику. Не нравится ни одна из предложенных воспитателем техник? Придумай свою! Красками, карандаши, все, что удобно ребенку!

Нетрадиционные изобразительные техники помогают  разнообразить изобразительную деятельность вообще и представить ребенку больше шансов для самовыражения. Они дают ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т. п.  В каждой есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра.

Актуальность педагогического опыта по художественно-эстетическому развитию детей с использованием нетрадиционных техник рисования  в новых подходах, которые дарят ребенку атмосферу свободного радостного творчества, полет мысли, смелость и неповторимость. Он уже не боится сделать что-то не так, неправильно. Художественный образ получается выразительным и ярким. Ребенок остается доволен результатом, а, следовательно, вовлекается в собственное творчество.

Новизна опыта заключается в создании системы работы по использованию нетрадиционных техник рисования в условиях детского сада.

Цель:

Художественно-эстетическое развитие детей с использованием нетрадиционных техник рисования  - песочной живописи.

Задачи:

  • познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепить приобретенные умения и навыки, показать детям широту их возможного применения;
  • формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
  • воспитывать эстетический вкус, прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Задача не только в обучении детей изобразительным техникам, но и  в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе. На практике эта задача реализуется через определенную технологию сотрудничества с детьми в мире разнообразных изобразительных техник.

Работая по данной теме, показала, что творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности и какую радость им доставляет процесс созидания. Они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка психологического занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием световых столов

Рисование песком — это необычное искусство создания картин с помощью песка, возможность выразить свои эмоции без слов.  Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы ч...

Методическая разработка «Световой ящик»

Рисование песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, развивает тактильно- кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, речь, произвольное внимание и память...

Методическая разработка "Круглый стол для родителей по формированию лексико-грамматического строя у дошкольников"

Данная разработка поможет организовать взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по формированию грамматического строя у детей...

Методическая разработка круглого стола для педагогов «Сущность изменений, происходящих в образовании на современном этапе»

Методическое мероприятие направлено на развитие профессиональной компетентности, активной позиции педагогов в обсуждении актуальных проблем развития дошкольного образования, умение выражать свою профе...

Методическая разработка круглого стола для воспитателей дошкольных образовательных учреждений района «Дидактические игры в умственном развитии детей в свете ФГОС ДОО»

Методическая разработка круглого стола для воспитателей  дошкольных образовательных учреждений района«Дидактические игры в умственном развитии детей в свете ФГОС ДОО»...

Методическая разработка "Круглый стол для родителей среднего дошкольного возраста "Развиваемся играя"

Круглый стол на тему «Развиваемся играя» Цель: повысить педагогическую компетентность родителей по вопросу развития познавательной деятельности детей среднего возраста.Задачи:Ø...