Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»
творческая работа учащихся по рисованию

Ильина Мария Геннадьевна

Искусство рисования - это удивительный процесс, с одной стороны, творческий, с другой – познавательный. Он позволяет развить наблюдательность, воображение, фантазию, координацию руки и глаза, кроме того, приобрести особое видение мира и утонченность восприятия.

С самого рождения ребенок непрерывно стремится познать мир. Всё, чем он занимается: двигается, общается, играет или ест, он делает это по-своему, творчески. Творчество является неотъемлемой частью его жизни. Ребёнок ищет каждый раз свой, индивидуальный способ получения информации и самовыражения. Рисование помогает ему в этом. Рисуя, он не только развивает мелкую моторику, но и учится думать, анализировать, сравнивать, сочинять.

Проблема творчества в истории педагогики всегда была одной из актуальных. Творческие личности нужны во все времена. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Современное общество диктует потребность в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать свои мысли, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Поэтому развитие творчества, формирование творческой личности - одна из главных задач современного дошкольного образования. Одним из способов решения этой задачи является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми дошкольного возраста.

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов,

инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение. Как правило, дети часто копируют предлагаемый им образец, а нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с материалами, инструментами. Это даёт толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной

образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Однако у детей младшего дошкольного возраста еще недостаточно сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать. Ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Ведь очень важно, каких результатов добьётся ребенок, как будет развиваться его фантазия. В связи с этим, возникла необходимость облегчить рисование с целью создания ситуации успеха у детей, формирования устойчивой мотивации к рисованию. Результат рисования нетрадиционными техниками обычно очень эффективный и не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксу и получать забавный рисунок. Нетрадиционное рисование развивает эстетическое восприятие, фантазию, творческую самостоятельность, дает возможность использовать детям хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, позволяет дошкольникам заниматься рисованием не навязчиво, а с удовольствием; это возможность для детей пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Комбинируя и применяя различные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Цель: «Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста  нетрадиционными техниками рисования»

Для реализации поставленной цели предполагалось решение следующих задач:

  • Изучение и анализ методической литературы по данной проблеме.
  • Провести педагогическую диагностику по выявлению творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
  • Создать развивающую предметно – пространственную среду для развития детской инициативы;

-    Разработать и реализовать комплекс занятий для детей младшего    дошкольного возраста по развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования.                                 

  • Формировать у детей представления о вариативности использования различных материалов для рисования (пробки, поролон, ватные палочки, пальчики и ладошки, зубные щётки, пластиковые бутылки).
  • Познакомить детей с оригинальными техниками рисования (рисование пальчиками, ладошками, рисование различными тычками, ватными палочками, пробками, поролоном и т.д.).
  • Учить использовать нетрадиционные и оригинальные техники рисования в собственном творчестве, создавая различные предметные композиции.
  • Развивать творческие способности, эстетический вкус.
  • Способствовать эмоциональному и эстетическому развитию младших дошкольников.
  • Совершенствовать технические умения и навыки рисования;
  • Развивать и улучшать координацию и точность движений мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста;
  • Воспитывать интерес к нетрадиционному рисованию.
  • Создать систему в работе с родителями по формированию навыков нетрадиционного рисования с детьми.

 

        Проанализировав основную образовательную программу воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, которая реализуется в нашем дошкольном учреждении,  было отмечено, что в ней не достаточно ярко представлены нетрадиционные техники рисования в разделе художественно-эстетическое развитие.

         Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.

      Прежде чем начать работу по данной теме, я изучила следующую методическую литературу.

Авторы предлагают оригинальный, очень увлекательный способ обучения рисованию - метод тычка. Книга заинтересует воспитателей детских дошкольных учреждений, руководителей кружков, родителей и всех, кто интересуется детским творчеством.

     Таким образом, теоретическая значимость данной работы состоит в определении особенностей развития творчества детей, и в выявлении возможностей использования нетрадиционных техник как средства развития творческих способностей. Все авторы доказывают, что все дети любят рисовать, что дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей дошкольников. Творчество для них – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

Затем были намечены этапы практического осуществления работы. 

Подготовительный этап:

- Организация педагогической диагностики, с целью выявления уровня овладения необходимыми навыками и умениями в нетрадиционной технике.

- Создание предметно–пространственной развивающей среды в группе.

- Разработать перспективное планирование  по нетрадиционному рисованию для младшей и средней группы.

Основной этап:

-Беседы, наблюдения

-Дидактические игры 

-Пальчиковая гимнастика

-Физкультминутки

-Конспекты занятий

-Чтение художественной литературы

-Рассматривание картин, иллюстраций

-Работа по взаимодействию с семьей.

 

Результативный этап:

- Анализ результативности работы на конец  учебного года

- Выставки детских работ «Наше творчество» по нетрадиционному рисованию.

 

Создание предметно–пространственной развивающей среды в группе.

           Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д). Гуляя с детьми на прогулке, обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами обогатили уголок изобразительной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. В центре творчества создала условия для самостоятельной творческой инициативы детей: краски разнообразных составов, бумага разного цвета и фактуры, нетрадиционные инструменты для изобразительной деятельности (печати и штампы, трафареты, мелки восковые, свечки, поролон, заостренные палочки, ватные палочки, трубочки для коктейля).  Все находится в доступном для детей месте.  Подобрала игры и задания на развития воображения:

  •  «Цветная поляна» – для закрепления цветов:
  • «Соедини цвет» – развивать умение получать нужный цвет;
  • «Сделай их пушистыми» – продолжать учить рисовать жесткой кисточкой, методом тычка;
  • «Удивительная ладонь»- дорисовать какие-нибудь детали и превратить обычное изображение ладони в необычный рисунок.
  • «Разноцветное домино»;
  •  «Дорисуй рисунок» – развивать зрительно – двигательную координацию, моторику рук.

 Затем разработала перспективный план по теме, который включает в себя:

  • ознакомление с новыми приемами изображения;
  • игры (игры на развитие тактильного восприятия, игры с песком, пальчиковые игры и упражнения, упражнения с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.);
  • восприятие художественной литературы;

-    рисование с использованием нетрадиционных техник.

Оформила:

  • Картотеку нетрадиционных способов рисования
  • Игры и пособия для развития мелкой моторики
  • Наглядно - иллюстративный материал (открытки, фотоальбомы);,
  • Папка с образцами рисунков выполненных в нетрадиционных техниках
  • Папка с описанием нетрадиционных техник рисования.

Методы и приёмы, которые я использовала на занятиях по нетрадиционному рисованию:

- Создание игровой ситуации, сюрпризных моментов.

- Проговаривание последовательности работы.

- Рассматривание иллюстраций из книг и картин.

- Сопровождение музыкальными произведениями.

- Оформление выставок.

- Самостоятельная деятельность детей.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Свою работу я начала в этом направлении с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., т.к. в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

Рассмотрим некоторые из техник нетрадиционного рисования.

Виды нетрадиционных техник рисования

  1. «Тычок жесткой полусухой кистью»

Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

  1. «Рисование пальчиками»

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

  1. «Рисование ладошкой»

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

  1. «Оттиск пробкой»

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

  1. «Оттиск печатками из картофеля»

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

  1. «Оттиск поролоном»

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

  1. «Оттиск пенопластом»

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

  1. «Оттиск печатками из ластика»

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет,

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

  1. «Оттиск смятой бумагой»

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

При высыхании бумага снова смачивается.

  1. «Тычкование»

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2 х 2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.

 Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения

Применение нетрадиционных техник рисования способствовало обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения.  Они пробовали рисовать ладошкой, пальцами, кулачком, ребром ладони, получать изображения при помощи мятой бумаги, полых трубочек, мыльными пузырями, печать поролоном и природного материала (листьев деревьев).

При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познавали ее свойства (густоту, твердость, вязкость). Таким образом, развивалась

тактильная чувствительность, цветоразличение.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволили избежать этого, так как  вместо готового образца демонстрировала лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это давало толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, детей учила думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Учила высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, непохожим на другие. Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности выполнения действий. При ознакомлении с нетрадиционными техниками рисования соблюдала определённую последовательность работы:

• экспериментирование;

• знакомство с нетрадиционной техникой;

• творческое преобразование;

• получение оригинального рисунка;

• использование приобретенного опыта.

Результат работы воспитанника зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно было активизировать его внимание, побуждать к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами были:

• игра, которая является основным видом деятельности детей;

• сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому человеку, им важно почувствовать себя значимыми;

• музыкальное сопровождение и т. д.

Воспитательным моментом являлся показ рисунков самими детьми, при этом они проявляли много интереса, радости, возникало много разговоров и, конечно, возрастало желание рисовать.

Следовательно, успех использования нетрадиционных техник во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание и помочь утвердиться в позитивной позиции “творца”. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Нетрадиционные техники рисования позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес.

Поэтому необходимо было при рассматривании и оценке детских рисунков точно определять цель, суть задачи, условия создания рисунка и в соответствии с этими обстоятельствами оценивать работу (задана тема к выставке, подсказана извне или вызвана собственными побуждениями, нашла она отзвук в душе ребенка или исполнена по принуждению; пользовался ребенок вспомогательным зрительным материалом или работал по памяти, по воображению; был ли достаточный выбор изобразительных средств и т.д.);

Использование нетрадиционных техник для рисования способствует ослаблению возбуждения у слишком эмоционально расторможенных детей. Нетрадиционное рисование (например, игра в кляксы) увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном поле деятельности, а его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе игры в кляксы зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Размашистые и неточные движения руками постепенно становятся более сдержанными и точными. У детей с трудностями поведения и характера сюжеты рисунков, выполненных с помощью клякс, становятся менее агрессивными по содержанию и более сочными, яркими и чистыми по цвету.

             В работе при ознакомлении детей с нетрадиционными техниками рисования, я использовала средства информационных компьютерных технологий, в которых уровень наглядности значительно выше, чем в пособиях с печатной основой. Причем наглядность более высокого уровня, так как она реализуется с помощью анимации, звукового сопровождения, видеофрагментов. Использование мультимедийных презентаций позволило сделать занятия эмоционально окрашенными, интересными, что способствовало хорошей результативности. С помощью мультимедийных презентаций мы разучивали с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления во время занятий. При использовании компьютерной техники наглядно и последовательно показывали разные техники и приемы нетрадиционного рисования на большом экране.

Работа с родителями

           Я придаю большое значение общению с родителями, т.к. успех воспитания во многом зависит от единства требований, просвещения родителей в вопросах воспитания ребёнка. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Перед нами встали следующие задачи:

  • Способствовать развитию понимания у родителей ценности развития детского творчества.
  • Познакомить родителей с нетрадиционными формами рисования с детьми младшего возраста.

Провела анкетирование на тему «Развитие творческих способностей у детей», по результатам которого сделали выводы, что родители достаточно уделяют время для рисования, поощряют творчество своих детей, но не все родители дают детям для рисования гуашь и краски, чаще дети рисуют фломастерами и карандашами. Нетрадиционным техникам не учат детей. На основании результатов анкетирования и проблемного анализа разработала и провела:

Консультации:

«Использование нетрадиционных приемов рисования в развитии креативности детей»  (младшая группа).

«Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей».

Провели родительское собрание «Рисуем ладошкой».

 Подготовили памятки «Нетрадиционное рисование».

 Оформили выставки: «Вместо кисточки - рука», «Наше творчество», «Наши лучшие работы».

Работа с педагогами

С целью распространения опыта работы среди педагогов ДОУ были проведены следующие формы работы:

Консультация «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста  нетрадиционными техниками рисования»

 

Результаты работы    

Данные обследования показали достаточно высокий развивающий эффект реализации педагогической технологии. За период обучения положительная динамика была отмечена у большинства детей. Анализ результативности работы на конец года вырос на 31%.

Работа по нетрадиционному рисованию была продолжена в средней группе.

Выводы:

Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к нетрадиционным техникам рисования.

Не важно, кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами деятельности помогают сформировать творческую личность, учат мыслить смело и свободно. Вводить ребенка в мир искусства следует как можно раньше. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребенка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличие именно этих качеств. Поэтому необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.

 

Заключение.

В ходе моей работы была изучена и проанализирована методическая литература по развитию нетрадиционного рисования и раскрыто их значение для всестороннего развития личности дошкольника.

В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников

Таким образом, могу с уверенностью сказать, что именно нетрадиционное рисование в большей степени способствует развитию у детей творчества и воображения, а также повышает уровень изобразительных навыков и умений детей.

Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Работа была проведена в три этапа, на протяжении которого осуществлялись следующие цели: выявление и развитие творческих способностей у детей второй младшей и средней группы, путем проведения диагностики по нетрадиционным видам рисования.

Диагностика показала, что у детей есть огромный интерес и желание проявлять творчество в работе с нетрадиционными материалами.

Необходимо помнить, что успешное развитие творческих способностей детей зависит от:

1.Систематической работы с использованием новых техник нетрадиционного рисования.

2.Создания условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира.

3.Взаимодействия и сотрудничества педагогов, детей, родителей.

      Результатом своей работы я считаю, не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

 

Список литературы

  1. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные краски. 3–5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008.
  2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников, М. 1999
  3. Жукова О.Г., И. И. Дьяченко “Волшебные ладошки”, “Волшебные краски”. Издательство: АРКТИ, 2009 г.
  4. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: изд-во «Сфера», 2005.
  5. Комарова С. Как научить ребенка рисовать. - М.: изд-во «Приор», 1998.
  6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду, М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  7. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста/ Нетрадиционные техники, сценарий занятий, планирование. М., 2005.
  8. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7лет : Издательство дом «Карапуз - Дидактика» Творческий центр «Сфера» Москва 2009.
  9. Лебедева Е.Е. “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников.
  10. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования, Санкт-Петербург: изд-во «Каро», 2008.
  11. Утробина К.К., Г. Ф. Утробин “Увлекательное рисование методом тычка” Издательство: ГНОМ и Д Год: 2007
  12. Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки”.  Академия развития, 2007.
  13. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011”.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ilina_3.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 96»

Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»

Подготовила

                                                                                                                          воспитатель

                                                                                                                          М.Г.Ильина

2019 год

Искусство рисования - это удивительный процесс, с одной стороны, творческий, с другой – познавательный. Он позволяет развить наблюдательность, воображение, фантазию, координацию руки и глаза, кроме того, приобрести особое видение мира и утонченность восприятия.

С самого рождения ребенок непрерывно стремится познать мир. Всё, чем он занимается: двигается, общается, играет или ест, он делает это по-своему, творчески. Творчество является неотъемлемой частью его жизни. Ребёнок ищет каждый раз свой, индивидуальный способ получения информации и самовыражения. Рисование помогает ему в этом. Рисуя, он не только развивает мелкую моторику, но и учится думать, анализировать, сравнивать, сочинять.

Проблема творчества в истории педагогики всегда была одной из актуальных. Творческие личности нужны во все времена. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Современное общество диктует потребность в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать свои мысли, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Поэтому развитие творчества, формирование творческой личности - одна из главных задач современного дошкольного образования. Одним из способов решения этой задачи является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми дошкольного возраста.

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов,

инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение. Как правило, дети часто копируют предлагаемый им образец, а нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с материалами, инструментами. Это даёт толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной

образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Однако у детей младшего дошкольного возраста еще недостаточно сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать. Ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Ведь очень важно, каких результатов добьётся ребенок, как будет развиваться его фантазия. В связи с этим, возникла необходимость облегчить рисование с целью создания ситуации успеха у детей, формирования устойчивой мотивации к рисованию. Результат рисования нетрадиционными техниками обычно очень эффективный и не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксу и получать забавный рисунок. Нетрадиционное рисование развивает эстетическое восприятие, фантазию, творческую самостоятельность, дает возможность использовать детям хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, позволяет дошкольникам заниматься рисованием не навязчиво, а с удовольствием; это возможность для детей пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Комбинируя и применяя различные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. 

Цель: «Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста  нетрадиционными техниками рисования»

Для реализации поставленной цели предполагалось решение следующих задач:

  • Изучение и анализ методической литературы по данной проблеме.
  • Провести педагогическую диагностику по выявлению творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
  • Создать развивающую предметно – пространственную среду для развития детской инициативы;

-    Разработать и реализовать комплекс занятий для детей младшего    дошкольного возраста по развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования.                                 

  • Формировать у детей представления о вариативности использования различных материалов для рисования (пробки, поролон, ватные палочки, пальчики и ладошки, зубные щётки, пластиковые бутылки).
  • Познакомить детей с оригинальными техниками рисования (рисование пальчиками, ладошками, рисование различными тычками, ватными палочками, пробками, поролоном и т.д.).
  • Учить использовать нетрадиционные и оригинальные техники рисования в собственном творчестве, создавая различные предметные композиции.
  • Развивать творческие способности, эстетический вкус.
  • Способствовать эмоциональному и эстетическому развитию младших дошкольников.
  • Совершенствовать технические умения и навыки рисования;
  • Развивать и улучшать координацию и точность движений мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста;
  • Воспитывать интерес к нетрадиционному рисованию.
  • Создать систему в работе с родителями по формированию навыков нетрадиционного рисования с детьми.

        Проанализировав основную образовательную программу воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, которая реализуется в нашем дошкольном учреждении,  было отмечено, что в ней не достаточно ярко представлены нетрадиционные техники рисования в разделе художественно-эстетическое развитие.

         Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.

      Прежде чем начать работу по данной теме, я изучила следующую методическую литературу.

Авторы предлагают оригинальный, очень увлекательный способ обучения рисованию - метод тычка. Книга заинтересует воспитателей детских дошкольных учреждений, руководителей кружков, родителей и всех, кто интересуется детским творчеством.

     Таким образом, теоретическая значимость данной работы состоит в определении особенностей развития творчества детей, и в выявлении возможностей использования нетрадиционных техник как средства развития творческих способностей. Все авторы доказывают, что все дети любят рисовать, что дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей дошкольников. Творчество для них – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

Затем были намечены этапы практического осуществления работы.  

Подготовительный этап:

- Организация педагогической диагностики, с целью выявления уровня овладения необходимыми навыками и умениями в нетрадиционной технике.

- Создание предметно–пространственной развивающей среды в группе.

- Разработать перспективное планирование  по нетрадиционному рисованию для младшей и средней группы. 

Основной этап:

-Беседы, наблюдения

-Дидактические игры  

-Пальчиковая гимнастика

-Физкультминутки

-Конспекты занятий

-Чтение художественной литературы

-Рассматривание картин, иллюстраций

-Работа по взаимодействию с семьей.

Результативный этап:

- Анализ результативности работы на конец  учебного года

- Выставки детских работ «Наше творчество» по нетрадиционному рисованию.

Создание предметно–пространственной развивающей среды в группе. 

           Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д). Гуляя с детьми на прогулке, обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами обогатили уголок изобразительной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. В центре творчества создала условия для самостоятельной творческой инициативы детей: краски разнообразных составов, бумага разного цвета и фактуры, нетрадиционные инструменты для изобразительной деятельности (печати и штампы, трафареты, мелки восковые, свечки, поролон, заостренные палочки, ватные палочки, трубочки для коктейля).  Все находится в доступном для детей месте.  Подобрала игры и задания на развития воображения: 

  •  «Цветная поляна» – для закрепления цветов:
  • «Соедини цвет» – развивать умение получать нужный цвет;
  • «Сделай их пушистыми» – продолжать учить рисовать жесткой кисточкой, методом тычка;
  • «Удивительная ладонь»- дорисовать какие-нибудь детали и превратить обычное изображение ладони в необычный рисунок.
  • «Разноцветное домино»;
  •  «Дорисуй рисунок» – развивать зрительно – двигательную координацию, моторику рук.

 Затем разработала перспективный план по теме, который включает в себя:

  • ознакомление с новыми приемами изображения;
  • игры (игры на развитие тактильного восприятия, игры с песком, пальчиковые игры и упражнения, упражнения с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.);
  • восприятие художественной литературы;

-    рисование с использованием нетрадиционных техник.

Оформила:

  • Картотеку нетрадиционных способов рисования
  • Игры и пособия для развития мелкой моторики
  • Наглядно - иллюстративный материал (открытки, фотоальбомы);,
  • Папка с образцами рисунков выполненных в нетрадиционных техниках
  • Папка с описанием нетрадиционных техник рисования.

Методы и приёмы, которые я использовала на занятиях по нетрадиционному рисованию:

- Создание игровой ситуации, сюрпризных моментов.

- Проговаривание последовательности работы.

- Рассматривание иллюстраций из книг и картин.

- Сопровождение музыкальными произведениями.

- Оформление выставок.

- Самостоятельная деятельность детей.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Свою работу я начала в этом направлении с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., т.к. в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

Рассмотрим некоторые из техник нетрадиционного рисования.

Виды нетрадиционных техник рисования

  1. «Тычок жесткой полусухой кистью»

Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

  1. «Рисование пальчиками»

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

  1. «Рисование ладошкой»

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

  1. «Оттиск пробкой»

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

  1. «Оттиск печатками из картофеля»

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

  1. «Оттиск поролоном»

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

  1. «Оттиск пенопластом»

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

  1. «Оттиск печатками из ластика»

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет,

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

  1. «Оттиск смятой бумагой»

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

При высыхании бумага снова смачивается.

  1. «Тычкование»

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2 х 2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.

 Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения

Применение нетрадиционных техник рисования способствовало обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения.  Они пробовали рисовать ладошкой, пальцами, кулачком, ребром ладони, получать изображения при помощи мятой бумаги, полых трубочек, мыльными пузырями, печать поролоном и природного материала (листьев деревьев).

При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познавали ее свойства (густоту, твердость, вязкость). Таким образом, развивалась

тактильная чувствительность, цветоразличение.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволили избежать этого, так как  вместо готового образца демонстрировала лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это давало толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, детей учила думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Учила высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, непохожим на другие. Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности выполнения действий. При ознакомлении с нетрадиционными техниками рисования соблюдала определённую последовательность работы:

• экспериментирование;

• знакомство с нетрадиционной техникой;

• творческое преобразование;

• получение оригинального рисунка;

• использование приобретенного опыта.

Результат работы воспитанника зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно было активизировать его внимание, побуждать к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами были:

• игра, которая является основным видом деятельности детей;

• сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому человеку, им важно почувствовать себя значимыми;

• музыкальное сопровождение и т. д.

Воспитательным моментом являлся показ рисунков самими детьми, при этом они проявляли много интереса, радости, возникало много разговоров и, конечно, возрастало желание рисовать.

Следовательно, успех использования нетрадиционных техник во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание и помочь утвердиться в позитивной позиции “творца”. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Нетрадиционные техники рисования позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес.

Поэтому необходимо было при рассматривании и оценке детских рисунков точно определять цель, суть задачи, условия создания рисунка и в соответствии с этими обстоятельствами оценивать работу (задана тема к выставке, подсказана извне или вызвана собственными побуждениями, нашла она отзвук в душе ребенка или исполнена по принуждению; пользовался ребенок вспомогательным зрительным материалом или работал по памяти, по воображению; был ли достаточный выбор изобразительных средств и т.д.);

Использование нетрадиционных техник для рисования способствует ослаблению возбуждения у слишком эмоционально расторможенных детей. Нетрадиционное рисование (например, игра в кляксы) увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном поле деятельности, а его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе игры в кляксы зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Размашистые и неточные движения руками постепенно становятся более сдержанными и точными. У детей с трудностями поведения и характера сюжеты рисунков, выполненных с помощью клякс, становятся менее агрессивными по содержанию и более сочными, яркими и чистыми по цвету.

             В работе при ознакомлении детей с нетрадиционными техниками рисования, я использовала средства информационных компьютерных технологий, в которых уровень наглядности значительно выше, чем в пособиях с печатной основой. Причем наглядность более высокого уровня, так как она реализуется с помощью анимации, звукового сопровождения, видеофрагментов. Использование мультимедийных презентаций позволило сделать занятия эмоционально окрашенными, интересными, что способствовало хорошей результативности. С помощью мультимедийных презентаций мы разучивали с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления во время занятий. При использовании компьютерной техники наглядно и последовательно показывали разные техники и приемы нетрадиционного рисования на большом экране.

Работа с родителями

           Я придаю большое значение общению с родителями, т.к. успех воспитания во многом зависит от единства требований, просвещения родителей в вопросах воспитания ребёнка. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Перед нами встали следующие задачи:

  • Способствовать развитию понимания у родителей ценности развития детского творчества.
  • Познакомить родителей с нетрадиционными формами рисования с детьми младшего возраста.

Провела анкетирование на тему «Развитие творческих способностей у детей», по результатам которого сделали выводы, что родители достаточно уделяют время для рисования, поощряют творчество своих детей, но не все родители дают детям для рисования гуашь и краски, чаще дети рисуют фломастерами и карандашами. Нетрадиционным техникам не учат детей. На основании результатов анкетирования и проблемного анализа разработала и провела:

Консультации:

«Использование нетрадиционных приемов рисования в развитии креативности детей»  (младшая группа).

«Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей».

Провели родительское собрание «Рисуем ладошкой».

 Подготовили памятки «Нетрадиционное рисование».

 Оформили выставки: «Вместо кисточки - рука», «Наше творчество», «Наши лучшие работы».

Работа с педагогами

С целью распространения опыта работы среди педагогов ДОУ были проведены следующие формы работы:

Консультация «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста  нетрадиционными техниками рисования»

Результаты работы    

Данные обследования показали достаточно высокий развивающий эффект реализации педагогической технологии. За период обучения положительная динамика была отмечена у большинства детей. Анализ результативности работы на конец года вырос на 31%.

Работа по нетрадиционному рисованию была продолжена в средней группе.

Выводы:

Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к нетрадиционным техникам рисования.

Не важно, кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами деятельности помогают сформировать творческую личность, учат мыслить смело и свободно. Вводить ребенка в мир искусства следует как можно раньше. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребенка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличие именно этих качеств. Поэтому необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.

Заключение.

В ходе моей работы была изучена и проанализирована методическая литература по развитию нетрадиционного рисования и раскрыто их значение для всестороннего развития личности дошкольника.

В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников

Таким образом, могу с уверенностью сказать, что именно нетрадиционное рисование в большей степени способствует развитию у детей творчества и воображения, а также повышает уровень изобразительных навыков и умений детей.

Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Работа была проведена в три этапа, на протяжении которого осуществлялись следующие цели: выявление и развитие творческих способностей у детей второй младшей и средней группы, путем проведения диагностики по нетрадиционным видам рисования.

Диагностика показала, что у детей есть огромный интерес и желание проявлять творчество в работе с нетрадиционными материалами.

Необходимо помнить, что успешное развитие творческих способностей детей зависит от:

1.Систематической работы с использованием новых техник нетрадиционного рисования.

2.Создания условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира.

3.Взаимодействия и сотрудничества педагогов, детей, родителей.

      Результатом своей работы я считаю, не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

Список литературы

  1. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные краски. 3–5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008.
  2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников, М. 1999
  3. Жукова О.Г., И. И. Дьяченко “Волшебные ладошки”, “Волшебные краски”. Издательство: АРКТИ, 2009 г.
  4. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: изд-во «Сфера», 2005.
  5. Комарова С. Как научить ребенка рисовать. - М.: изд-во «Приор», 1998.
  6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду, М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  7. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста/ Нетрадиционные техники, сценарий занятий, планирование. М., 2005.
  8. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7лет : Издательство дом «Карапуз - Дидактика» Творческий центр «Сфера» Москва 2009.
  9. Лебедева Е.Е. “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников.
  10. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования, Санкт-Петербург: изд-во «Каро», 2008.
  11. Утробина К.К., Г. Ф. Утробин “Увлекательное рисование методом тычка” Издательство: ГНОМ и Д Год: 2007
  12. Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки”.  Академия развития, 2007.
  13. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста. « Волшебные ладошки»

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста....

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»

План по самообразованию «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»...

Презентация "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста"

   Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования во время непосредственно – образовательной деятельности привели меня к выводу о необходимости использования таких...

Сборник методических рекомендаций на тему: "Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста".

Практическая значимость исследования состоит в том, что данные исследования могут быть использованы с целью усовершенствования процесса развития творческих способностей детей на занятиях изобразительн...

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...

Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста

Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста...