Использование техник нетрадиционной изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ
консультация по рисованию (подготовительная группа)

Калугина Ирина Александровна

Консультация для педагогов и родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование техник нетрадиционной изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ

Коррекционная работа в образовательном учреждении компенсирующего вида направлена на обеспечение разностороннего и гармоничного развития детей с ОВЗ с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Образовательная деятельность проводится по определённой системе. Еженедельная работа строится с учётом лексической темы, которая проходит через все виды деятельности, в том числе и через изобразительную деятельность.

Изобразительная деятельность детей организуется на специальных занятиях, которые проводит воспитатель индивидуально с каждым ребёнком. Занятия по изобразительной деятельности отражены в сетке занятий группы.

Элементы изобразительной деятельности используются и другими специалистами, в частности, учителем-дефектологом и педагогом-психологом.

Формирование навыков изобразительной деятельности у детей с ОВЗ имеет свои особенности, которые обусловлены актуальным уровнем развития ребёнка и основным заболеванием.

 Ребёнок с нарушением опорно-двигательного аппарата должен научиться использовать свои руки, поэтому необходимо обучать действовать руками. Развитие движений рук зависит от того, как ребёнок сохраняет позу, от развития крупных движений и от способности воспринимать и обрабатывать сенсорную информацию различного рода.

Из-за недостаточной стабильности туловища и таза ребёнок не может стабилизировать одну часть тела, а другой в то же время совершать какое-то движение. При этом движения в целом не координированные, нарушено сокращение и расслабление мышц, ладони могут быть постоянно сжаты в кулаки, поэтому ребёнок с ДЦП не может без помощи взрослых выполнять действия. Такой ребёнок не может самостоятельно удерживать карандаш, кисточку, выполнять необходимые манипуляции с клеем, красками, пластилином, заполнять пространство внутри листа бумаги.

При этом ребёнок с нарушением опорно-двигательного аппарата нуждается точно в таком же опыте, что и нормально развивающиеся дети. Нарушение не должно выступать на первый план и закрывать собой ребёнка, который, несмотря на свои трудности, растёт так же, как все другие дети, и ему необходимо набирать как можно больше опыта.

Как показала наша практика, изобразительная деятельность, когда используются различные нетрадиционные материалы и техники, способствует развитию у ребёнка с ОВЗ мелкой моторики рук и тактильного восприятия, развитию координации глаз-рука, т.е. координации между прослеживающими движениями глаз и движениями рук.

Тактильная стимуляция руки ребенка при соприкосновении с различными материалами (крупой, ватой, пальчиковыми красками, кусочками скрученной бумаги, пластилином и т.д.) обогащает опыт ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата сенсорными впечатлениями (мышцы, суставы и кожа получают новые ощущения от прикосновений и давления), формирует сенсорно-моторную активность, при которой ребёнок с ОВЗ начинает пользоваться руками.

В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с материалами ведётся непрерывный разговор с детьми. Игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, побуждает к речевому подражанию на доступном индивидуально каждому ребёнку уровне.

Можно говорить о том, что изобразительная деятельность – это ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Мы, педагоги группы тесно сотрудничаем друг с другом, обсуждаем темы ИЗО - деятельности, какие техники и материалы будем использовать, чтобы обеспечить детям с ОВЗ максимальные условия для обогащения их сенсорного и тактильного опыта.

Мы стараемся дать ребёнку с ОВЗ возможную свободу выбора вариантов при изготовлении работы, поделки, выборе материала, безусловно, с учётом его актуального уровня развития и необходимой ассистирующей помощью взрослого.

Ребёнок с нарушением опорно-двигательного аппарата во время ИЗО - деятельности находится рядом с взрослым, который помогает принять удобную позу, удерживать карандаш, клей, поролоновую кисточку, работать с пластилином, крупой, ватой, бумажными шариками, природным материалом. При этом взрослый непрерывно комментирует ощущения ребёнка, его действия, побуждает к использованию доступной речи, к ответной речевой реакции. Такой подход позволяет развивать восприятие детей, речь, коммуникацию.

В нашей работе особое внимание мы уделяем взаимодействию с родителями, привлекаем их внимание к выставкам детских работ, выполненных совместно с педагогами группы, демонстрируем презентации на родительских собраниях, создаём фотоотчёты (см. приложение 3); организуем мастер-классы, целью которых является ознакомление родителей с техниками нетрадиционной изобразительной деятельности, которые можно использовать с учётом двигательных возможностей своих детей с ОВЗ в процессе Изо - деятельности дома , разрабатываем рекомендации по итогам мастер-классов.

 Использование нетрадиционных материалов и техник изобразительной деятельности способствует обогащению сенсорного опыта ребёнка с ОВЗ (со сложными дефектами), формирует сенсорно-моторную активность, способствует развитию движений в целом и движений руки в частности, побуждает пользоваться доступной речью, создаёт коммуникативные ситуации, игровые моменты.