Технология использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми
консультация по теме

Киященко Наталья Александровна

В консультации представлены задачи, которые решаются в процессе приобщения детей в рисованию и предполагаемый результат практической работы. Представлено описание различных техник изобразительной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

воспитатель Киященко Н.А.

Технология использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми

Дети дошкольного возраста не могут в полной мере овладеть способами реалистического изображения действительности. Как построить занятия по рисованию в игровой форме, которая была бы интересной и взрослым и детям?

Вот тут и придут на помощь нетрадиционные техники и материалы. Ведь отпечаток ладони легко становится кактусом или грациозным лебедем, веселой рожицей или деревом.  Конечно, немного помогут кисточка или отпечатки пальцев, тампонирование или набрызг. Но всегда нужно помнить. Что при изображении предмета необходимо как можно точнее передать форму, величину предметов и их частей, строение, цвет. Естественно, продумывается форма и размер бумаги, потому что отпечаток ладони займет гораздо больше места, чем отпечаток пальчика.

В нетрадиционных рисунках изображения следует располагать на листе бумаги, устанавливая постоянные пространственные отношения: низ, верх, правая, левая сторона рисунка. Наиболее доступно детям размещение изображений в ряд на линии или полосе. При этом предметы изображаются на переднем плане. Постепенно детей подводят к передаче глубины пространства в рисунке. Освоение различных способов расположения изображений в пространстве создает новые возможности для передачи сюжета.

Согласовывать изображения необходимо и по величине предметов. Это особенно трудно, потому что отпечаток ладони у всех детей приблизительно одинаков, а, как правило, основное содержание самых разных сюжетов составляют отпечатки ладоней. Вот тут то и необходим прием сотворчества педагога и детей.

Очень важно в сюжете передать движение. Только тогда работа будет выразительной. Это сложно. Например, отпечатками ладони дети создают сюжет «На птичьем дворе». Эти отпечатки никогда не превратятся в изображение гуся,  утки, курицы, если гусь не вытянет шею, утка не будет шествовать с гордо поднятой головой, а курица не примет суетливый вид. Здесь помогут кисточка и передача характерных особенностей домашних птиц. Этому детей нужно учить. Рассматривать с ними иллюстрации, показывать способы рисования.

Основные задачи, которые ставятся в процессе приобщения детей к рисованию следующие:

  1. Вызвать у детей интерес к рисованию;
  2. Предоставить детям возможность упражняться в них;
  3. Соучаствовать в занятиях, по возможности давая образцы действий;
  4. Побуждать детей вносить дополнения в уже выполненные рисунки;
  5. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (пальчиком, ладошкой, печаткой и т.д.).

В детском творчестве окружающий его мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое. Что же побуждает человека к творчеству?

При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Результатами работы в данном направлении должны стать:

  • активность и самостоятельность детей в изобразительность деятельности;
  • умение находить новые способы для художественного изображения;
  • умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется  возрастными особенностями дошкольников. Начинать работу в этом направлении следует с такой техники, как рисование пальчиком, ладошкой и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнит художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипные и т.д.

 «Пальчики–палитра»

Обмакните палец в краску и оставьте отпечаток на бумаге. Это могут быть бусы, разноцветный дождь, лепестки цветов, снег, яркие огни или шары, ягоды, веселые цыплята, гроздья рябины, морские звезды и  т.д.

«Печать от ладони»

Обмакните ладонь в краску и оставьте на бумаге отпечаток. Можно «раскрасить» ладонь в разные цвета. А отпечаток от одной ладони «без пальцев) похож на чье-то лицо. К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях. Осталось взять кисточку и добавить необходимые детали. Фантазия и творчество в такой деятельности на первом месте. Что же может получиться из отпечатка ладони? Кактус, злой волк, смешная рожица домовенка, индеец с раскрашенным лицом. Гусь, утка, жар-птица, дерево, осьминожка, гном, пламя из ракеты, важный индюк, прекрасный лебедь и т.д.

«Печатка» (работа со штампами)

Штампы – надежные помощники при подготовке руки дошкольника к письму. Детям предлагаются разные виды штампов: промышленные; изготовленные из подручных материалов, карандаши-штампы. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки и т.д. «Печатки» можно изготовить из ластика, фруктов и овощей. Нужно нарисовать на торце задуманный рисунок и срезать все ненужное. Теперь прижмите «печатку» у листу бумаги. Составляйте любую композицию, любой узор: обои для кукольной комнаты, цветочную поляну, нарядные скатерти, грибной лесок, закладки для книг. Печатать можно и на ткани: салфетки, платочки, фартуки, скатерти и т.д.

«Гигантская печатка»

Разложите обои на большом столе или на полую раскрасьте плоской лестью подошву большого резинового сапога. Его отпечаток станет лепестком огромного подсолнуха. Продолжайте! Нарисуйте коричневую сердцевину цветка. Сверните газету в трубочку и намажьте ее с одной стороны краской. Отпечатайте стебель. Листьями станут отпечатки другой обуви. Попробуйте изобразить стрекозу, рыбок, жуков. «Печатайте» на мокром песке, босыми мокрыми ножками на теплом асфальте. Цветные отпечатки сапожек красиво будут смотреться на снегу. Фантазируйте!

 «Тампонирование»

Возьмите тонкий лист бумаги, сомните его, скатайте. Нарисуйте кистью стволы и ветви деревьев. Опустите скомканную бумагу в краску, осторожно примакивая, начинайте рисовать крону – сначала одного дерева, потом другого… Листья на земле, если это осень. А если поздняя осень – гроздья рябины на облетевших в саду деревьях. Тампонировать можно кусочком поролона. Наберите краску и легким прикосновением к бумаге рисуйте что-нибудь пушистое, легкое, воздушное: прозрачные облака, сугробы, птиц, зверей и т.д.

«Вливание» цвета в цвет»

Работайте акварелью. Смочите водой лист бумаги, пусть немного подсохнет. Кистью проводите широкую полосу краски какого-либо цвета, затем другого, вновь первого, и снова второго. У  вас получится необычный фон. Нарисуйте контур задуманного предмета (сказочная птица, рыбка, елочная игрушка, бабочка).Внутрь контура нанесите кисточкой воду. А теперь разную краску: желтую, красную, голубую и т.п. Пусть краска перемешается. Подсохнет. А теперь с помощью кисточки рисуйте, воплощайте свой замысел.

«Тычок»

Техника рисования тычком предусматривает, чтобы гуашь была густой, а кисточка жесткой. При нанесении тычка, кисточка находится в вертикальном положении, ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка.  В процессе закрашивания  тычками, нарисованные предметы приобретают форму и объем, приближенных к реальным.

Метод тычка имеет ряд преимуществ, в том числе:

  • позволяет эффективнее разрабатывать мышцы руки и закреплять умение правильно держать кисть;
  • дает возможность использовать разные кисти (жесткую для рисования методом тычка и мягкую для рисования кончиком кисти или примакиванием);
  • способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, так как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов, рассказов.

Рисунки, созданные методом тычка эстетичны и понятны как самому ребенку, так и окружающим.

«Шишкой, маком, колосочком  - мы рисуем на листочке»

Печать шишками, мхом, колосками различных трав особенно эффективна при передаче мягкой пушистой поверхности изображаемого объекта. Выбор подходящего материала предпочтительнее оставить за ребенком, дав ему возможность последовательно испытать предложенные формы на черновом листе бумаги. Возникшие при этом ассоциативные образы удивят вас своей оригинальностью и непредсказуемостью. Однако лист клена, дуба, тополя, благодаря интересной форме краев, витиеватому сетчатому рисунку прожилок, подходит к работе.

«Трафарет»

Эта техника хорошо сочетается с предыдущей. Сделайте тампон из марли или возьмите кусочек поролона. Сделайте трафарет, кто какой хочет. Затем, прижав его пальцем к листу бумаги, обведите по контуру частыми и легкими прикосновениями тампона. А можно раскрасить весь силуэт.

«Набрызг»

Возьмите зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Лучше начинать осваивать эту технику летом на прогулке. Со временем капли будут мельче, станут ложиться ровнее и туда, куда нужно. «Набрызг» хорошо сочетается с «трафаретом» и «шаблоном». Сделайте набрызг разными красками и полюбуйтесь на него. В танце могут закружиться белые снежинки. А можно изобразить песок. Нарисуйте стволы деревьев, а золотой краской кружащуюся листву. Набрызгом получатся красивые рамки, силуэты и т.д.

«Ниткография»

Очень интересная техника. Она поможет создать самые необычные изображения. Возьмите нитки длиной 25-30 см, окрасьте их в разные цвета, окунув в тушь или жидко разведенную гуашь. Выложите – как захочется – на одной стороне сложенного пополам листа. Главное получить половину изображения. Концы ниток выведите наружу. Сложите лист, разгладьте, затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивайте одну нитку за другой. Разверните лист… У вас получатся морозные узоры, бабочки, мотыльки, разные птицы, букеты цветов, фантазии цветочных снов. Если выложить нитки на вырезанных из бумаги воротнике или кокошнике – получатся настоящие кружева. Все зависит от вашего мастерства, от умения разложить нитки.

«Монотипия»

Вначале эту технику можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы.  Сложите пополам светлый лист бумаги и загладьте сгиб. Разогните лист и накапайте разную краску на одну половину. Снова сложите бумагу и слегка проведите сверху рукой. Раскройте лист и посмотрите на узор. Оставьте бумагу сохнуть. Согните лист пополам и нарисуйте половину силуэта бабочки. Не разрезая лист. Вырежьте силуэт. Можно вырезать из черной бумаги и приклеить к крыльям тело и усики. Можно вырезать чудище, подрисуйте ему глаза, рот, нос. Если очень постараться, то у нас получится дерево, отражающееся в воде; две рыбки в аквариуме; два лебедя на пруду; закат или восход с бликами на воде; смешная маска; осенний парк; цветочная поляна.

«Кляксография»

Возьмите трубочку для коктейля и осторожно подуйте на каплю… Что получилось? Посмотрите внимательней. Кто спрятался в капле? В капле можно поискать цыпленка, курочку, племя индейцев, оленя, солнышко и все, что хотите. Вам поможет кисточка: подрисуйте ушко, лапки и нос, глазки, хвостик, лепесток или веточку. Кляксы можно наносить и на влажную бумагу. Она смачивается с помощью кисти или ватного  тампона. Нужно дать бумаге чуть-чуть подсохнуть (иначе краска сильно растечется). Затем с помощью кисточки капнуть краской на бумагу, капли растекаются в одно яркое «колючее» пятно. В кляксе можно найти нос, дать «выглянуть» глазкам-бусинкам, короткие лапки можно дорисовать фломастером. Получится ежик. Пятно может стать хитрой лисой, трусливым зайцем, любопытной вороной.

 «Мыльные пузыри»

Растворите в кружке сухие красители или гуашь. Кружка должна оставаться на 2/3 пустой. Добавьте шампунь или жидкость для мыться посуды и хорошо размешайте. Опустите соломинку в кружку и дуйте до тех пор, пока над верхом не поднимутся пузыри. Положите на пузырьки лист бумаги и слегка надавите, чтобы получить изображение, не тяните лист в сторону, а быстро поднимайте. Дайте бумаге высохнуть. Используйте бумагу и краску разных цветов. Попробуйте наложить друг на друга несколько разноцветных отпечатков. Эту бумагу можно использовать для аппликаций. У вас получится веселая гусеница или планеты на звездном небе. Можно и по-другому. Дуйте через соломинку, а пузыри пусть поднимаются и опускаются через края кружки на лист цветной или белой бумаги, на котором стоит кружка. Пусть высохнут. А теперь подрисуйте! Может получиться тающая снежная баба, плывущие  по небу облака, морская пучина, чудовище, медвежонок, заяц, цыпленок и т.д.

«Рисование восковыми мелками или свечой»

Такой способ используется при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой предварительно провести мелком или свечой. Берём кисть или тампон с краской, ведём по листу - на цветном фоне появляется рисунок.  Можно нарисовать дождевые капли, смешного снеговика, заиндевелое дерево.

«Батик»

Если ребенку нравится рисовать красками по бумаге, то представьте себе, в какой восторг он придет, расписывая разноцветными узорами картинку на ткани в рамке. Рисовать можно акварелью, гуашью или тушью. В качестве печатей годятся листочки растений, собранные на улице, трафареты из плотного картона или фанеры с хорошо обработанными краями, ластики, пробки от бутылок и даже разрезанные пополам картофелины и кружочки моркови. С их помощью можно создавать различные узоры и несложные композиции: фантастический лес, жизнь подводного царства, космический мир. Перед началом работы необходимо сделать эскиз будущего рисунка, подложить его под ткань и обвести по контуру клеем ПВА. Отдельные элементы рисунка закрасьте необходимым цветом. К формам, отпечатанным на ткани, тонкой кисточкой можно дорисовать детали: хвостики, усики, глазки,лучики. Готовый рисунок необходимо прогладить горячим утюгом через газету или тонкую бумагу.

«Фотокопия»

Нарисуйте картинку свечей или восковым мелком. Это может быть пейзаж, предмет, птица или животное. Возьмите кисть или большой тампон с краской. Водите им по листу. Фон меняется, а рисунок проявляется.

«Косметическая живопись»

С помощью старой косметики (тени, пудра, помада) можно создавать удивительные картины. Разотрите на бумаге желтые тени, дорисуйте клювик, лапки, хвостик (вам поможет кисточка) и целый выводок цыпляток перед вами. Помадой нарисуйте цветы, стволы деревьев, зелеными тенями – крону деревьев, травку. Серыми  тенями – курочку, перышки обозначьте тушью. Не забудьте о небе и солнышке. И перед вами чудо-картина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционной техники изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

Описание нетрадиционной техники изодеятельности которую использую на занятиях с детьми ,немного истории возникновения и конечно работы детей.Ну и некоторые из своих работ....

«Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

        Неклассические техники в практике дошкольных учреждений уже давно нашли применение. Более того, получили одобрение. И это неслучайно. Ведь неклассические техники даю...

Доклад на тему:"Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста".

Доклад на тему : " Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста "....

«Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ при нарушении опорно-двигательного аппарата»

В статье «Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ при нарушении опорно-двигательного аппарата» представлен опыт работы учителя-дефектолога по использов...

Использование нетрадиционной техники изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР

Пути формирования речевых умений и навыков у старших дошкольников с помощью нетрадиционной техники рисования....

Использование разнообразных нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми 4-5 лет

Рисование-очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интер...

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

В консультации рассказано о применении нетрадиционных техник рисования в старшей речевой группе детского сада...