«Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ при нарушении опорно-двигательного аппарата»
статья по коррекционной педагогике на тему

Кумляшова Виктория Владимировна
В статье «Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ при нарушении опорно-двигательного аппарата» представлен опыт работы учителя-дефектолога по использованию нетрадиционных техник изобразительной деятельности в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста, посещающих группу компенсирующей направленности (со сложным дефектом).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №26 компенсирующего вида Пушкинского района СПб

ТЕМА: «Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ при нарушении опорно-двигательного аппарата»

АВТОР: Кумляшова В.В. (учитель-дефектолог)

УЧРЕЖДЕНИЕ: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 компенсирующего вида Пушкинского района города Санкт-Петербурга (ГБДОУ детский сад № 26 компенсирующего вида Пушкинского района СПб)

Наше дошкольное учреждение компенсирующего вида для детей, имеющих различные нарушения опорно-двигательного аппарата. В детском саду есть две группы, которые посещают дети со сложной структурой дефекта - это дети-инвалиды, имеющие разнообразные нарушения в развитии (опорно-двигательного аппарата, интеллекта различной степени, зрения, контакта, поведения). У каждого ребёнка сочетание нарушений уникально и индивидуально.

Я работаю учителем-дефектологом в одной из групп компенсирующей направленности, в которой практически все дети имеют нарушения опорно-двигательного аппарата тяжёлой степени (детский церебральный паралич). Из 5-ти детей самостоятельно передвигается только один ребёнок, остальным требуется помощь для смены положения тела, позы, передвижения.

Образовательная деятельность проводится по определённой системе, разрабатывается комплексно-тематическое планирование по лексическим темам. Еженедельная работа строится с учётом лексической темы, которая проходит через все виды деятельности, в том числе и через изобразительную деятельность.

Я, как учитель-дефектолог, использую ИЗО-деятельность, как часть НОД «Круг». Это форма групповой работы для развития навыков общения и взаимодействия через предметно-игровую деятельность, которая разработана совместно с педагогом-психологом Афанасьевой Е.И. (см. доклад Афанасьевой Е.И., Кумляшовой В.В. «НОД «Круг» как средство развития детей со сложной структурой дефекта», опубликованный в сборнике научно-практической конференции с международным участием 16 февраля 2015 года).

Данная форма работы предполагает проведение комплекса непрерывной образовательной деятельности, одной из частей которой является «ИЗО-деятельность». Тема «Круга» выбирается с учётом лексической темы, соответственно, «ИЗО-деятельность», как часть, тоже соответствует выбранной теме.

Формирование навыков изобразительной деятельности у детей со сложной структурой дефекта имеет свои особенности, которые обусловлены актуальным уровнем развития ребёнка и двигательными возможностями.

Ребёнок с церебральным параличом должен научиться использовать свои руки, поэтому необходимо обучать действовать руками. Развитие движений рук зависит от того, как ребёнок сохраняет позу, от развития крупных движений и от способности воспринимать и обрабатывать сенсорную информацию различного рода.

Из-за недостаточной стабильности туловища и таза ребёнок не может стабилизировать одну часть тела, а другой в то же время совершать какое-то движение. При этом движения некоординированные, нарушено сокращение и расслабление мышц, ладони могут быть постоянно сжаты в кулаки, поэтому ребёнок с ДЦП не может без помощи взрослых выполнять действия, с которыми обычные дети справляются самостоятельно. Такой ребёнок не может самостоятельно удерживать карандаш, кисточку, выполнять необходимые манипуляции с клеем, красками, пластилином, заполнять пространство внутри листа бумаги или контура.

При этом ребёнок с церебральным параличом нуждается точно в таком же опыте, что и нормально развивающиеся дети. Нарушение не должно выступать на первый план и закрывать собой ребёнка, который, несмотря на свои трудности, растёт так же, как все другие дети, и ему необходимо набирать как можно больше опыта.

С учётом выше перечисленных особенностей детей с тяжёлыми нарушениями возникла необходимость создания особых условий для формирования навыков изобразительной деятельности данной категории детей.

Изучая литературу по разделу «Художественное творчество», я пришла к выводу, что традиционные техники лепки, рисования и аппликации малодоступны детям с тяжёлыми нарушениями. Поэтому я решила использовать нетрадиционные техники изобразительной деятельности, адаптируя их под каждого ребёнка индивидуально.

Использовать нетрадиционные техники лепки я начала ещё в 2006-2007 учебном году. В этот период мною было приобретено методическое пособие «Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года)» Е.А.Янушко издательства Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005, в котором автор представил материал для занятий с детьми раннего возраста лепкой из пластилина и теста.

В силу своих возрастных особенностей дети раннего возраста не способны сосредотачиваться на одном виде деятельности длительное время. Уровень развития ручной моторики маленьких детей делает затруднительной работу с большими кусками пластилина, а так же не позволяет изготавливать и прикреплять мелкие детали. Дети с тяжёлыми нарушениями испытывают аналогичные трудности, поэтому предложенные методы и приёмы работы с пластилином и тестом актуальны и для них.

Постепенно с учётом возможностей детей я начала использовать различные техники нетрадиционной изобразительной деятельности. Совместно с детьми мы начали изготавливать аппликацию из различных круп, ваты, пластилина, клея с блёстками, природного материала (засушенных листьев растений и травинок), рваной и мятой бумаги, бумажных шариков и жгутиков. Мы начали рисовать пальчиковыми красками, а так же гуашью используя поролоновые кисточки с толстыми ручками.

Степень участия ребёнка с ОВЗ в изготовлении поделки индивидуальна, помощь взрослого – ассистирующая. Его задача создать условия, при которых ребёнок будет максимально с учётом его возможностей включён в процесс изобразительной деятельности.

Как показала практика, изобразительная деятельность, когда используются различные нетрадиционные материалы и техники, способствует развитию у ребёнка со сложной структурой дефекта мелкой моторики рук и тактильного восприятия, развитию координации глаз-рука, т.е. координации между прослеживающими движениями глаз и движениями рук.

Тактильная стимуляция при соприкосновении руки ребёнка с различными материалами (крупой, ватой, пальчиковыми красками, кусочками скрученной бумаги, пластилином, …) обогащает опыт ребёнка сенсорными впечатлениями (мышцы, суставы и кожа получают новые ощущения от прикосновений и давления), формирует сенсорно-моторную активность, при которой ребёнок с тяжёлыми нарушениями начинает пользоваться руками.

В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с материалами ведётся непрерывный разговор с детьми, оречевляются действия ребёнка. Игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, побуждает к речевому подражанию на доступном индивидуально каждому ребёнку уровне.

Можно говорить о том, что изобразительная деятельность – это ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Наработав определённый опыт в использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности, я поделилась им с воспитателями группы, что вызвало положительный отклик и живой интерес с их стороны. В настоящее время мы тесно сотрудничаем, еженедельно совместно обсуждаем темы ИЗО-деятельности, техники и материалы, которые будем использовать в образовательном процессе.

Мы стараемся дать ребёнку с тяжёлыми нарушениями определённую свободу выбора вариантов при изготовлении работы, поделки, выборе материала, безусловно, с учётом его возможностей и необходимой ассистирующей помощью взрослого.

Как правило, ребёнок во время «ИЗО-деятельности» находится на руках у взрослого, который помогает принять удобную позу, удерживать карандаш, клей, поролоновую кисточку, работать с пластилином, крупой, ватой, природными материалами. При этом взрослый непрерывно комментирует ощущения ребёнка, его действия, побуждает к использованию доступной речи, к ответной речевой реакции. Такой подход позволяет развивать восприятие детей, речь, коммуникацию.

Т.О, использование нетрадиционных материалов и техник изобразительной деятельности способствует обогащению сенсорного опыта ребёнка со сложным дефектом, формирует сенсорно-моторную активность, способствует развитию движений в целом и движений руки в частности, побуждает пользоваться доступной речью, создаёт коммуникативные ситуации, игровые моменты.

Поэтому я рекомендую всем, кто работает с детьми с ОВЗ использовать нетрадиционные техники изобразительной деятельности, т.к. они наиболее доступны и актуальны данной категории детей.

Список литературы:

  • «Ребёнок с церебральным параличом. Помощь. Уход. Развитие» под редакцией Е.В. Клочковой, Москва «Теревинф», 2001
  • Ю.В. Рузанова «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности» пособие для воспитателей и заботливых родителей; Санкт-«Петербург КАРО», 2007
  • Г.Н. Давыдова «Пластиллинография для малышей»; Москва 2006
  • Е.А. Янушко «Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года)» методическое пособие для воспитателей и родителей; Москва «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2005
  • Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года)» методическое пособие для воспитателей и родителей; Москва «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми

В консультации представлены задачи, которые решаются в процессе приобщения детей в рисованию и предполагаемый результат практической работы. Представлено описание различных техник изобразительной деят...

«Использование нетрадиционной техники изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

Описание нетрадиционной техники изодеятельности которую использую на занятиях с детьми ,немного истории возникновения и конечно работы детей.Ну и некоторые из своих работ....

«Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»

        Неклассические техники в практике дошкольных учреждений уже давно нашли применение. Более того, получили одобрение. И это неслучайно. Ведь неклассические техники даю...

Доклад на тему:"Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста".

Доклад на тему : " Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста "....

Использование нетрадиционной техники изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР

Пути формирования речевых умений и навыков у старших дошкольников с помощью нетрадиционной техники рисования....

Использование разнообразных нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми 4-5 лет

Рисование-очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интер...

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

В консультации рассказано о применении нетрадиционных техник рисования в старшей речевой группе детского сада...