Конспект НОД по ИЗО " Укрась шапочку орнаментом"
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)

Боваева Виктория Джангаровна

Тема: «Укрась шапочку калмыцким орнаментом»

 

Цель. Продолжать знакомить детей с калмыцким народным декоративно - прикладным искусством. Познакомить детей  с элементами растительного орнамента (цветы, листья), с оформлением калмыцких девичьих головных уборов – камчаток. Формировать эстетическое отношение к народному декоративно – прикладному искусству.

Материалы. Шаблоны девичьих калмыцких шапочек, простые карандаши, краски гуашь или акварель, образцы шапочек (2 – 3 шт.), подборка открыток «Калмыцкая народная вышивка». Аудиозапись калмыцких народных мелодий.

Предварительная работа. Беседа на тему «Цветы нашей степи». Рисование цветов, листьев.

 

Ход занятий

 

Воспитатель: «У калмыцкого народа есть такая загадка: «Важного господина проводили в путь вдесятером». (Надеть шапку.) « Важный господин» – это шапка. Число 10 обозначает 10 пальцев, которые надевали шапку на голову. Почему же шапка названа в загадке «важным господином»? Да, потому что  к головным уборам калмыки издавна относились очень бережно: нельзя было трясти, крутить в руке шапку, бросать где попало, появляться в обществе без головного убора. Женщины – рукодельницы старались украсить головные уборы, сделать их нарядными, красивыми. Они вышивали их серебряными, золотыми и шелковыми нитями, бисером, блестками, бусинками. В основном, они вышивали цветы и листья растений родной калмыцкой степи. Шапки получались у рукодельниц красивыми, разными по форме и узорам. Вот такие шапки носили девушки. Назывались они камчатки, по форме напоминали пилотку. (Показ образцов шапок.) Камчатку шили из черного или темно – красного бархата, вышивали на ней серебряными нитками узоры и рисунки, напоминающие цветы и листья различных растений. Сверху пришивали пышный помпон, сделанный из пучка красных шелковых ниток. Такую шапку украшали еще мелким разноцветным бисером, прикрепляя его нитками. Получался очень красивый узор». (Показ иллюстраций с изображением шапок, открыток).

Воспитатель вывешивает таблицу с элементами калмыцкого растительного орнамента, в верхней части таблицы – элементы цветов, в нижней части – элементы листьев. Воспитатель обращает внимание детей на то, что цветы в калмыцком растительном орнаменте необычны. Многие цветы даны как бы в разрезе. Здесь можно увидеть лепестки, венчики, тычинки (показ). Очень часто встречается в вышивках изображение цветов, показанных сверху. Это четырех -, пяти -, шести -, восьмилепестковые изображения цветов (показ). Очень часто в вышивке  можно встретить  изображение тюльпана (показ). 

Воспитатель показывает приемы рисования одного из цветков и листьев, изображенных на таблице. Объясняет, как можно нарисовать другие образцы цветов и листьев. Предлагает детям  поупражняться  в рисовании цветов и листьев на отдельном листе бумаги.

Воспитатель: « Ребята, давайте откроем художественную мастерскую и представим себя в роли художников – мастеров. В отличие от мастериц – вышивальщиц у вас вместо иглы будут карандаш и кисточка, а вместо нитей – краски.  Каждый из вас  может украсить свою шапочку любым цветком и любыми листочками из тех, которые изображены на таблице. Но можно и самому придумать необычный цветок. Для изображения узоров, вышитых серебряными и золотыми нитями, лучше использовать краски белого и желтого  цвета».

Далее воспитатель уточняет  с детьми приемы работы кистью и красками. В процессе рисования звучит калмыцкая мелодия.

По окончании работы проводится просмотр детских работ. Воспитатель предлагает детям выбрать самые нарядные шапочки. Объяснить, почему шапочки получились красивыми: дети старались точно передать форму цветка, листьев; не спешили, ждали, когда высохнут краски. Воспитатель уточняет у детей, что нового узнали, что понравилось и запомнилось. Далее объявляет о закрытии художественной мастерской и благодарит детей за работу.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ukras_shapochku_ornamentom.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Укрась шапочку калмыцким орнаментом»

Цель. Продолжать знакомить детей с калмыцким народным декоративно - прикладным искусством. Познакомить детей  с элементами растительного орнамента (цветы, листья), с оформлением калмыцких девичьих головных уборов – камчаток. Формировать эстетическое отношение к народному декоративно – прикладному искусству.

Материалы. Шаблоны девичьих калмыцких шапочек, простые карандаши, краски гуашь или акварель, образцы шапочек (2 – 3 шт.), подборка открыток «Калмыцкая народная вышивка». Аудиозапись калмыцких народных мелодий.

Предварительная работа. Беседа на тему «Цветы нашей степи». Рисование цветов, листьев.

Ход занятий

Воспитатель: «У калмыцкого народа есть такая загадка: «Важного господина проводили в путь вдесятером». (Надеть шапку.) « Важный господин» – это шапка. Число 10 обозначает 10 пальцев, которые надевали шапку на голову. Почему же шапка названа в загадке «важным господином»? Да, потому что  к головным уборам калмыки издавна относились очень бережно: нельзя было трясти, крутить в руке шапку, бросать где попало, появляться в обществе без головного убора. Женщины – рукодельницы старались украсить головные уборы, сделать их нарядными, красивыми. Они вышивали их серебряными, золотыми и шелковыми нитями, бисером, блестками, бусинками. В основном, они вышивали цветы и листья растений родной калмыцкой степи. Шапки получались у рукодельниц красивыми, разными по форме и узорам. Вот такие шапки носили девушки. Назывались они камчатки, по форме напоминали пилотку. (Показ образцов шапок.) Камчатку шили из черного или темно – красного бархата, вышивали на ней серебряными нитками узоры и рисунки, напоминающие цветы и листья различных растений. Сверху пришивали пышный помпон, сделанный из пучка красных шелковых ниток. Такую шапку украшали еще мелким разноцветным бисером, прикрепляя его нитками. Получался очень красивый узор». (Показ иллюстраций с изображением шапок, открыток).

Воспитатель вывешивает таблицу с элементами калмыцкого растительного орнамента, в верхней части таблицы – элементы цветов, в нижней части – элементы листьев. Воспитатель обращает внимание детей на то, что цветы в калмыцком растительном орнаменте необычны. Многие цветы даны как бы в разрезе. Здесь можно увидеть лепестки, венчики, тычинки (показ). Очень часто встречается в вышивках изображение цветов, показанных сверху. Это четырех -, пяти -, шести -, восьмилепестковые изображения цветов (показ). Очень часто в вышивке  можно встретить  изображение тюльпана (показ).  

Воспитатель показывает приемы рисования одного из цветков и листьев, изображенных на таблице. Объясняет, как можно нарисовать другие образцы цветов и листьев. Предлагает детям  поупражняться  в рисовании цветов и листьев на отдельном листе бумаги.

Воспитатель: « Ребята, давайте откроем художественную мастерскую и представим себя в роли художников – мастеров. В отличие от мастериц – вышивальщиц у вас вместо иглы будут карандаш и кисточка, а вместо нитей – краски.  Каждый из вас  может украсить свою шапочку любым цветком и любыми листочками из тех, которые изображены на таблице. Но можно и самому придумать необычный цветок. Для изображения узоров, вышитых серебряными и золотыми нитями, лучше использовать краски белого и желтого  цвета».

Далее воспитатель уточняет  с детьми приемы работы кистью и красками. В процессе рисования звучит калмыцкая мелодия.

По окончании работы проводится просмотр детских работ. Воспитатель предлагает детям выбрать самые нарядные шапочки. Объяснить, почему шапочки получились красивыми: дети старались точно передать форму цветка, листьев; не спешили, ждали, когда высохнут краски. Воспитатель уточняет у детей, что нового узнали, что понравилось и запомнилось. Далее объявляет о закрытии художественной мастерской и благодарит детей за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по аппликации "Укрась варежки и шапочку Павлопосадскими узорами"

Данный материал расширяет представление детей о народном промысле России, Павлопосадской платочной мануфактуре, раскрывает уникальность промысла, приобщает детей к истории национальной культуры с помо...

Конспект занятия по ФЭМП "Укрась варежку"

Задачи: продолжать учить считать до 5, соотносить число с элементоммножества; совершенствовать умение различать и называть геометрические объемные формы, ориентироваться в пространстве....

Конспект НОД п рисованию "Укрась платочек ромашками"

Творчество – одно из главных условий развития человека, и ребенка в частности.В детском возрасте потребность в творчестве реализуется в игре, разных импровизациях, рисунках. Выразив свои фантази...

Конспект ООД аппликация "Украсим платочек башкирским орнаментом"

На данном занятии дети знакомятся с новыми для них башкирскими словами и украшают платочек башкирским орнаментом....

конспект занятия по рисованию "Укрась салфеточку"

Конспект ОД и самоанализ по рисованию во второй младшей группе...

Дидактическая игра "Укрась шапочку по цвету"

Данная игра помогает развитию сенсорики....