Конспект ООД по теме «Городецкая роспись» подготовительная группа
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)

Кашина Марина Владимировна

Конспект ООД

по теме «Городецкая роспись»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Бутурлинского муниципального района Нижегородской области

д/с «Теремок»

Конспект ООД

по теме «Городецкая роспись»

 (группа компенсирующей направленности)

 

Воспитатель высшей квалификационной категории

 Кашина Марина Владимировна

Цель:

- Продолжать знакомить с историей возникновения Городецкого промысла.

- Научить писать элементы росписи: цветок ромашка, листок. 

- Закреплять и углублять знания о городецкой росписи.

- развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции;

- воспитывать уважение к труду городецких мастеров, интерес к их работе.

- закреплять умения работать с кистью; учить рисовать элементы городецкой росписи.

Материалы:

гуашь, кисть «белка»№5, №1, баночка с водой, салфетка, тонированная бумага, иллюстрации с образцами городецкой росписи.

Предварительная работа:

- рассматривание предметов народного промысла;

- знакомство с особенностями элементов узора, с традициями в изображении и сочетании цветов;

- дидактическая игра "Выложим узор", пазлы «Городецкие цветы».

Ход занятия:

Ребята сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с городецкой росписью. А сейчас  послушайте стихотворение:

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Городецкие узоры

Столько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

Ты играй моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй!

Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Ребята, а вы хотите отправиться в небольшое путешествие в знаменитый город мастеров, город Городец? Тогда я предлагаю вам посмотреть на экран. Наше путешествие начинается.

(Показ презентации «Городецкое чудо)

 Городец – город в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Это древнейший  русский город - крепость. Городец – родина самых разнообразных промыслов. Он славиться резьбой по дереву, изготовлением прялок, городецкой росписью, резными досками.

Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого материала, из которого делали всё: от детских игрушек до предметов мебели. 
Особой известностью пользовались городецкие прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки.  После окончания работы такими донцами хозяйки украшали стены вместо картин.  Еще мастера стремились украсить предметы быта – деревянную посуду, детскую мебель, другие вещи нарядными, яркими узорами.   

     Давайте рассмотрим внимательно, из каких элементов состоит эта роспись.

(Показать иллюстрации городецкой росписи и элементы; листья, розы, купавы, бутоны, ромашки  -  называя   эти элементы.)

 Какого цвета пышные розаны, ромашки, листики?

Сегодня мы рассмотрим ,  как рисуются цветы в городецкой росписи.

Городецкая роспись выполняется в три этапа: подмалевок, теневка и оживки.

Сначала на изделие наносится фон, который одновременно служит и грунтовкой. Затем по нему наносятся крупные цветовые пятна, так называемый "подмалевок".

Для подмалевка используются широкие плоские кисти , которые обмакивают в краску и закрашивают сразу все фигуры расписываемого изделия (обычно в 5-6 цветов).

По существу, такими же движениями кисти, какими выполняется подмалевок, мы красим рамы и полы у себя дома. Тут главное размазывать краски тонким ровным слоем, чтобы нигде не было ни пробелов, ни наплывов краски. Для этого и используют широкие кисти.

После этого более тонкой кисточкой наносятся необходимые штрихи.

Это  второй этап , называться как тенёвка, оттенёвка. Заключается в том, что на цветовые пятна наноситься контрастный рисунок чаще всего темной краской по светлому фону теневка.

Когда выполнен подмалевок и теневка  всего изделия, начинается третий этап — "оживки". "Оживка" или "разживка" - это прием, при котором рисунок объединяется в цельную композицию с помощью черной и белой краски.

И выполнение оживок — это художественный прием и чтобы их хорошо сделать, придется немало потренироваться. Кончик кисти обмакивают в белую краску и поверх всех подмалевков наносится множество точек и различных мазков, которые в считанные минуты так разительно преображают облик нашей росписи, что сразу приходит в голову мысль, какое же это удачное слово — оживки! От белой, словно кружевной, отделки, вмиг оживают городецкие и птицы, и кони, и цветы до того совсем плоские. Не нужно рассыпать белые точки с щедростью. Делать этого нельзя ни в коем случае: все хорошо лишь в меру.

Осталось рассказать, что, когда мы делаем оживки, белые мазки бывают нескольких видов. Это дуги, капельки, штрихи и точки. Главное, делая оживки, кисть надо держать в руке отвесно и касаться изделия самым тонким кончиком кисти, чтобы мазки получались аккуратные, изящные и упругие: от оживок зависит вся красота городецкой работы.

Теперь посмотрите на схему, на которой изображена последовательность рисования купавки. Сначала рисуется большой круг розового или голубого цвета, затем добавляются оживки – белой, синей или темно – красной краской.

 Обратите внимание на расписные доски и как по-разному можно расположить гирлянды. Я предлагаю вам попробовать самим научиться нарисовать узоры городецкой росписи. Но перед тем, как мы с вами приступим к работе, давайте повторим правила работы с кисточками. Возьмите свою кисточку в руку немного смочите ее в воде и аккуратно удалите ненужное количество воды. Теперь также аккуратно наберем на кисть небольшое количество краски. После промывания от краски не забудьте вытереть кисть салфеткой.  Сейчас я вам покажу, как правильно делать узор (показ воспитателем на доске узора). После показа, детей просят повторить узор за воспитателем. Педагог следит за правильностью исполнения узора. Если возникают трудности у ребенка, помогает. Пока дети рисуют, звучит русая народная музыка.

Пока высыхает основа купавки и листиков, предложить выйти на ковер и  провести физкультурную минутку:  

                                                                                                                                                      Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

После физкультурной минутки дети садятся на свои места

 и продолжают работу.

 Основа уже подсохла, мы будем украшать ее оживками.  А  для оживок, какие цвета возьмёте? (белый, красный, синий, зеленый).

- Оживки рисуют кончиком кисти.

Самостоятельная работа детей, в ходе которой, воспитатель напоминает о правильной технике декоративного рисования, обращает внимание на композиционное решение, помогает в выборе и расположении элементов.

А теперь давайте сделаем выставку из ваших работ.

- Дети, выберите доску, которая больше всего вам понравилась, и расскажите почему? (из каких элементов составлены гирлянды, как расположены гирлянды на доске, какие цветосочетания использованы, воспитатель называет 2 – 3 детей для анализа детских работ.)

- Какие вы молодцы,   у всех получились красивые доски. Вы настоящие народные умельцы.

Пока дети рисуют, педагог читает стихотворения:

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!
По розанам и купавкам

Городецкий скачет конь,

И цветами весь расписан,

До чего ж красивый он.

После завершения работы, дети аккуратно моют кисточки в стаканчиках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Тема: «Дети войны». (подготовительная группа)

                      Закреплять знания детей о бедах и горе, принесённые войнами. Формировать патриотические чувства, интерес к исто...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по рисованию на тему: «Городедская роспись». Подготовительная группа №3 ГДОУ №53 г.Санкт-Петербург.

   Сегодня на уроке я познакомлю вас с народным промыслом, где мастера создают дивные по красоте произведения декоративно-прикладного искусства. Вы научитесь рисовать главные элементы...

Конспект НОД Тема: «Дружба» в подготовительной группе

Цель: Формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива.Задачи: 1.Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг”, «дружба”.2. П...

Конспект по теме самообразования в подготовительной группе: Арифметические задачи, как средство развития логического мышления у детей 6-7 лет

Совершенствовать у детей навыки прямого и обратного счета;Формировать умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач;Совершенствовать умение составлять изображение из геометрическ...

Конспект занятия по декоративному рисованию «Завиток» по теме «Хохломская роспись» (подготовительная группа)

Конспект ООД по декоративному рисованию «Завиток» по теме «Хохломская роспись» (подготовительная группа) Цель: Знакомство детей с хохломской росписью, ее характерными особеннос...