Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по рисованию

Фомичева Светлана Александровна

Автором представлен материал по нетрадиционному рисованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netradits_tehnologii_v_hedozh_deyat_detey.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области                              структурное подразделение «Детский сад «Солнышко».

Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Нетрадиционные техники - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, школьники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет школьников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает еще больший импульс развитию воображения, творчества, независимости, инициативы, индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления об окружающем мире, передавать изображения воображения, воплощая их с помощью различных материалов в реальных формах.

Известно, что творчество в раннем возрасте способствует развитию воображения, творческого мышления и тонких моторных навыков, способствует художественному вкусу и ощущению цвета, обогащает внутренний мир и помогает раскрывать таланты, присущие природе. В непосредственно организованных мероприятиях, в художественном творчестве с использованием нетрадиционных методов у детей развивается творческие способности, воображение и полёт фантазии. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети изучают ее свойства: плотность, твердость, вязкость. Работа с нетрадиционными методами изображения стимулирует позитивную мотивацию для рисования активности, вызывает радостное настроение у детей, устраняет страх перед краской, боязнь не справляться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционных рисунков 34 способствуют повышению уровня развития визуальной и двигательной координации, развитию тонких моторных навыков. Нетрадиционный подход к реализации образа дает импульс развитию детского интеллекта, поощряет творческую деятельность ребенка, учит мыслить нестандартно. Кроме этого оно играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, помогает установить творческий и эмоциональный контакт с ребёнком создает предпосылки активного общения. Главным является не конечный продукт - рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

В процессе обучения дети знакомятся с нетрадиционными видами изобразительной техники («рисование пальчиками», «рисование ладошкой», «тычок жесткой полусухой кистью», «печать» «рисование на манке или песке»); учатся манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами; происходит развитие наблюдательности, умения видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов; развивается способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции); происходит развитие познавательных и творческие способности детей. Таким образом, развитие творческих способностей в изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе освоения нетрадиционных техник рисования состоит из трех взаимодополняющих друг друга направления работы.

На этапе непосредственной изобразительной деятельности воспитатель путем показа и рассказа учит детей той или иной нетрадиционной технике рисования. Для детей младшего дошкольного возраста наиболее доступны, понятны и интересны следующие нетрадиционные техники рисования:  рисование пальчиками и ладошкой,  тычок жесткой полусухой кистью,  оттиски печатками (пробка, дно банки или стакана, ватным диском и т.д.),  рисование ватными палочками,  рисование на манке или песке.

Чтобы познакомить детей с нетрадиционными методами рисования, нужно начинать с рисования пальцами - это самый простой способ получить изображение. Рисунок пальцами помогают ребенку почувствовать свободу творчества, дать ощущение взаимодействия с изобразительным материалом (с краской). В раннем возрасте многие дети только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальца, чем карандаша или кисточки. Этот способ рисования дает ребенку свободу действий. Например: большой палец, ребенок изображает следы медведя, а друг медведя - маленький кролик, и поэтому мы рисуем с ним другим пальцем. В игре нужно показать детям множество методов рисования пальцами: просто отпечатки пальцев, сравнить отпечатки пальцев, нарисовать линию пальцем (ручей или дождь) и т.д. С помощью нетрадиционных методов рисования «Тычок жесткой полусухой кистью» можно научить детей передавать характеристики разных животных (курица, лиса и волк), выявлять характер персонажа, его характер. С помощью цвета передать легкость, мягкость или мрачность, гнев героев. Техника рисования «Пресса и печать» привлекает детей процессом печати, угадывая, что произойдет в результате отпечатка различных 41 материалов, вычерчивания рисунков из отпечатков. Этот метод обеспечивает успех в создании творческой работы, независимо от визуальных навыков ребенка. Это связано с тем, что мы используем готовые формы для печати. В этой технике можно использовать: смятую бумагу, пенорезину, пуговицы, нижнюю часть банки, которые предварительно погружают в краску. Задача педагога состоит в том, чтобы индивидуально привести каждого ребенка от непроизвольных движений к произвольным, к визуальному контролю, к разнообразию форм отпечатков, а затем к сознательному использованию того или иного отпечатка в рисунке. Постепенно ребенок имеет возможность изображать объекты, передавая их выразительный характер. Это указывает на дальнейшее развитие способностей.

Начинать обучение необходимо с самого простого: с дорисовывания предложенного рисунка. Только когда ребенок прочно усвоит ту или иную технику рисования, можно предложить ему выполнять работу по образцу. Когда работа по образцу будет так же прочно усвоена, ребенок может самостоятельно создавать рисунок в той или иной технике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных техник в художественном творчестве детей младшего дошкольного возраста.»

презентация рассказывает о нетрадиционных техник в художественном творчестве...

Тема самообразования: «Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей»

Тема самообразования: «Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей»...

«Моя педагогическая находка» Опыт работы «Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей»

          Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет  собой маленького исследователя с радост...

Консультация для родителей на тему: «Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей»

Консультация для родителей по использованию нетрадиционных технологий рисования для детей старшего дошкольного возраста...

Самообразование «Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей» (старшая разновозрастная группа)

Самообразование «Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей» (старшая разновозрастная группа)...

Презентация «Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей»

middot;        Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.·        Рас...