Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Приключения веника в мастерской у художника».
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Шмакова Елена Николаевна

Познакомить детей с нетрадиционным приемом рисования при помощи необычного инструмента  « веничка».

Дать детям представление о жанре изобразительного искусства -   «пейзаж»;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_l_u_priklyucheniya_venika.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы

  «Приключения веника в мастерской у художника».

воспитатель: Шмакова Елена Николаевна

первая квалификационная категория

МКДОУ детский сад «Тополек» комбинированного вида

Задачи:

Развивающие: Развивать у детей умение  анализировать произведения живописи, соотносить по настроению образцы живописи, музыки, поэзии;

Развивать изобразительные навыки, мелкую моторику рук, творческую фантазию воображение.

Обучающие: Познакомить детей с нетрадиционным приемом рисования при помощи необычного инструмента  « веничка».

Дать детям представление о жанре изобразительного искусства -   «пейзаж»;

Воспитывающие: Вызвать эмоциональный отклик и желание нарисовать зимний пейзаж;

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал: Мультимедийное оборудование  для презентации картин  А. Саврасова «Зима», И.И. Шишкина «Зима»; аудиозапись музыкальных произведений: П.И.Чайковского «Зимние грезы», Г. В. Свиридова «Метель» (вальс); аудиозапись голоса «Веничка»; выставка детских работ, выполненных в нетрадиционной технике; Веник;  ножницы.

Раздаточный материал: Лист бумаги формата А4, тонированный красками синего, серого и фиолетового цвета; кисточки из соцветий метелки сорго; кисти; салфетки; гуашевые краски белого, голубого  и коричневого цвета; стаканчики с водой; картинки с изображением «веничка».

Предварительная работа: рисование нетрадиционными способами раздувание краски (при помощи коктельной трубочки), печать листьями (отпечаток листом пекинской капусты), знакомство с растением «сорго» как, где и для чего его выращивают люди? Рассматривание иллюстраций в альбоме «откуда веник к нам пришел?»

Ход занятия:

Мотивация:  Дети находятся в группе, входит воспитатель в костюме художника, приветствует детей.

Воспитатель: Здравствуйте дети, а вы догадались, кто  я? (Дети делают предположения).

Воспитатель – художник:  Я вам загадаю загадку, и вы узнаете ответ, отгадав ее,  согласны? Ну, тогда, слушайте загадку.

У меня есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель,  палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще мольберт – треножник,

Потому что я … (художник).   Молодцы!

Воспитатель

- Ребята, а чем занимается художник? (рисует, пишет картины, занимается творчеством).

- При помощи чего художник создает свои картины? (кисти краски).

- На чем рисует художник? (на бумаге, на картоне, в альбоме, на холсте).

- Ребята, а где еще можно рисовать? (на асфальте, на стене, на песке).

- Скажите, а где люди могут видеть работы художников? (на выставке, в музее, в альбомах, в картинной галерее).

- Вы готовы побывать  в мастерской художника? (да)

- Я предлагаю вам тоже стать маленькими художниками. Хотите?

- Тогда вам необходимо надеть специальный головной убор и фартук.

(дети надевают береты и фартуки).

- А теперь беритесь все за руки и повторяйте за мной волшебные слова -

Если дружно встать на ножки

Топнуть прыгнуть – не упасть

То легко сейчас мы сможем

В мастерскую все попасть.

(На экране слайд с репродукциями картин).

Воспитатель:  Вот мы и оказались в мастерской художника.  (Неожиданно слышится голос - кашляет)… Ой, кто это?

Голос:   Да меня все знают, и все уважают, да и вы со мной знакомы.

Воспитатель:  Как же мы узнаем, что за гость к нам пришел?

Голос:  чтобы узнать, кто я, вам нужно отгадать загадку.

Воспитатель:  Мы загадки любим, правда, ребята?  (да)

Голос: Ну, тогда слушайте…

Бородою: шу-шу-шу,

- Ух, как сор не выношу!

Пошуршал немножко –

И чиста дорожка. Что это?    (веник)

Воспитатель: Выносит веник, (голос- веник) начинает рассказывать:

Воспитатель:  Ребята, веник очень рад, что вы его узнали, он за чистотой следит, везде порядок наводит. Жаль только, что место для него в доме выделяют  не самое почетное: в хозяйственном шкафу или просто ставят в угол. Люди им пользуются, но чаще всего очень мало о нем знают.

Воспитатель: Веник, мы с ребятами уже много что о тебе знаем,   мы тебе расскажем, из чего ты сделан.  (Из веток какого-то растения).

        Ребята, присаживайтесь на стульчики, и ты, веник, присаживайся,  и посмотрите на экран.

        Слайд №1. Ребята, посмотрите, вот  растение, из которого делают веники. Как называется это растение? (Это растение называется «сорго»).

Слайд №2. 

- Кто расскажет, что изображено на этом слайде?

Ребенок:  такие семена ранней весной высевают на большое вспаханное поле. Семена в теплой земле очень быстро прорастают и появляются вот такие зеленые побеги.

Слайд №3. 

- Что происходит с побегами дальше?

Ребенок: зеленые побеги сорго растут быстро, и к средине лета на каждом из них появляется соцветие с мелкими цветочками. Через некоторое время на месте цветов образуются семена. Этими мелкими коричневыми семечками в деревнях кормят домашних животных и птиц.

Воспитатель:

- Посмотрите, их и сейчас можно увидеть в  прическе у веника.

Дети рассматривают веник, находят семена.

Слайд №4.

- Что происходит дальше?

Ребенок:  Осенью побеги сорго срезают, их очищают от листьев и высушивают. После этого их собирают в пучки, перевязывают проволокой и складывают под пресс, чтобы получился вот такой плоский веник.

Воспитатель:  Вот видишь, Веник, ребята тебе рассказали, откуда ты появился. Тебя сделали из соцветий метелок сорго. А через некоторое время началась твоя трудовая жизнь, и ты стал очень нужным  помощником для людей.

Воспитатель: А еще, Веник, я сегодня хочу поделиться с тобой и ребятами тем, что  с твоей помощью можно рисовать пейзажи.

- Ребята, как вы думаете это возможно?

- А вот сейчас и узнаем?

Но для начала мы расскажем Венику, что такое пейзаж.

Рассматривание репродукций на слайдах.

Слайд № 7. Картины художников  А. Саврасова «Зима», И.И. Шишкина «Зима», И. А. Вельц «Иней».

Воспитатель: Посмотрите, Что изображено на этих картинах? (Природа, зимний лес).

- Как называют картины, на которых художник нарисовал природу, лес?

(пейзаж).

- Ребята, а как называют художников, которые рисуют пейзажи?

 (пейзажисты).

Воспитатель: 

- Что изобразили художники на своих картинах?

Слайд №8. Давайте рассмотрим картину  И.И. Шишкина «Зима» и  послушайте стихотворение, которое передает настроение этой картины.

 И прослушаем стихотворение, которое нам прочтет Кира (Ребенок  читает стихотворение Ф.Тютчева  «Чародейкою – Зимою…»под музыку П.И.Чайковского «Зимние грезы»).

Чародейкою – Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой,

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой….    

Воспитатель: Ребята, какое настроение вызывает у вас картина? (Грусть,  покой).

Воспитатель: Какая она? (Таинственная, тревожная, грустная, волшебная, сказочная…)

Воспитатель: Ребята, какую зиму изобразил художник?

 (Спокойную, задумчивую, тихую, как будто бы лес спит….)

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня увидели и услышали,  как разные виды искусства передают зимнее настроение: художники – в красках, музыканты – в звуках, поэты - в словах.

         А теперь я  вам предлагаю создать образы зимы в танце, вы сейчас превратитесь в маленькие пушистые снежинки и потанцуете под музыку.

Разминка:  Дети исполняют импровизацию под музыку Г.В.Свиридова «Метель» (вальс).

Воспитатель: Ребята, а сейчас подойдите к доске и посмотрите,  вы узнали свои рисунки? Это же мы с вами  рисовали деревья зимой.

-  Расскажите Венику, как вы рисовали эти рисунки? При  помощи чего у вас получилось так красиво?

Дети: Мы рисовали деревья при помощи трубочек и капустного листа.

При помощи трубочки мы раздували капли краски, а при помощи капустного листа мы делали отпечатки …

Воспитатель: Вот видишь Веник, мы уже рисовали необычными способами  при помощи капустного листа  и трубочки для коктейля. Если твой побег немного подравнять ножницами, он станет похож на жесткую кисточку – вот такую (Воспитатель отрывает от веника  побег метелки-соцветия, подравнивает его ножницами, и демонстрирует всем)

Посмотрите, похоже на кисточку? Такой кисточкой можно рисовать.

сейчас я все покажу и расскажу, как нужно рисовать… (показ приемов рисования веничком).

Ствол дерева мы будем рисовать обычной кисточкой. Я набираю краску на ворс кисти,  и провожу линию, сверху вниз. Сначала я рисую кончиком кисти и постепенно кисточку сильнее прижимаю к листу бумаги, получается вот такой ствол, он тоненький вверху и более толстый внизу. Теперь я нарисую  ветки дерева  при помощи веничка. Я наберу краску и разведу «волоски» ворса в разные стороны. Так будет удобно рисовать тонкие веточки. Веточки деревьев тянутся к солнышку вот так вверх. Обратите внимания: ствол и ветки я рисую слегка изогнутыми. Можно изобразить ветки так, чтобы они были наклонены в одну сторону. Тогда на рисунке получатся деревья, которые качает ветер.

У осины и рябины ветки направлены вверх и в стороны. А у ивы и березы они гораздо длиннее и опущены вниз.  Таким же способом мы можем рисовать кусты…

Чтобы нарисовать снег я набираю на «ворс» нашей кисточки белую краску и начинаю постукивать по стволам и веточкам деревьев и кустов. Появляется пушистый снег или колючий иней.

Если я буду рисовать длинные дугообразные линии, то на нашем рисунке появятся снежная поземка и сугробы.

Ребята деревья, которые мы рисуем ближе к нам они более высокие, а  те, которые мы рисуем  вдалеке они более низкие.

Вот так обыкновенный веник может превратиться в кисть художника!

Воспитатель: А у меня таких кисточек-веничков  полный карман…  ребята берите их и усаживайтесь за столы. Будем рисовать.

         А ты веник усаживайся на стульчик и смотри, как ребята будут рисовать.

Дети самостоятельно под музыку приступают к рисованию пейзажей. Воспитатель при необходимости оказывает индивидуальную помощь. По окончании работы  рисунки вывешиваются на доску, воспитатель вместе с веником рассматривает работы детей.

Веник:  Какие прекрасные рисунки у вас получились, ребята! Спасибо вам,  что показали красоту зимней природы. Мне очень понравилось у вас в гостях.  Свои кисточки венички я оставляю вам,  рисуйте красивые пейзажи.  А  я спешу, у меня очень много дел. До свидания!

Воспитатель: Спасибо тебе, веник, дети их помоют, высушат, и, еще раз будут использовать для рисования.

Возвращаемся назад: Ребята, нам тоже пора возвращаться в детский сад, подойдите  поближе  и повторяйте за мной волшебные слова:

Если дружно встать на ножки

Топнуть прыгнуть – не упасть

То легко сейчас мы сможем

Снова в детский сад попасть.

Вот мы с вами и вернулись в нашу группу.

Рефлексия:

Где мы с вами побывали?

Что понравилось больше всего в мастерской?

Кем вы были?

Что было легко?

Что было сложно?

Предлагаю вам взять по одному веничку и  нарисовать  свое настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кораблик для доктора Айболита" План- конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Образовательная область "Познание"(экспериментальная деятельность, конструирование)

План - конспект непосредственно образовательной с детьми старшей группы деятельности в образовательной области "Познание" (экспериментальная деятельность, конструирование)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы "Золотая осень" по образовательной области "Коммуникация"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми страшей группы "Золотая осень" по образовательной области "Коммуникация"...

План-конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (общее недоразвитие речи) по формированию произношения "Приключения маленькой бабочки"

Данный план-конспект НОД представлен как итоговое мероприятие по формированию произношения на конец года, разработан для детей старшей группы с общим недоразвитием речи....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по лепке«В мастерской дымковской игрушки»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по лепке «В мастерской дымковской игрушки»...