Программа по дополнительному образованию "Нетрадиционные техники рисования"
рабочая программа по рисованию (старшая группа)

Смирнова Лилия Вадимовна

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dop.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2065»

ГБОУ Школа № 2065

Россия, 108819, г.Москва, г.Московский, 3-й микрорайон, дом 8.  

ИНН 5003096290;    КПП 775101001;     ОГРН 1115003007790

тел. / факс: 8 (495)410-38-95;

email: 2065@edu.mos.ru;

web: www.sch2065tn.mskobr.ru

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете

Заместитель директора

ГБОУ Школа №2065

______________________ Урсегов К.Б.

    протокол от 28.08.2020 года № 01

приказ от 29.08.2020 года № 34/01-ВР

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»

Направленность: художественная

Уровень: базовый

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год

                                                             

                                                       

                                                               

                                                               Составитель: педагог дополнительного

                                                               Образования Смирнова Лилия Вадимовна

 

г. Москва, 2020

Пояснительная записка

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Нетрадиционные техники рисования».   Рисование является одним из важнейших средств познания мира и эстетического воспитания. Дети любят и желают рисовать. Но, к сожалению, несформированность графических навыков и умения мешает ребенку выражать задуманное.  Предметы получаются неузнаваемые, далекими от реальности. Зачастую ребенку недостаточно, привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Изобразительное же искусство располагает многообразие материалов и техник. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Программа ориентирована на детей 5-7 лет.

Художественно-творческая деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. Данная разработка воплощает новый подход к художественно – творческому развитию дошкольников через обучения нетрадиционным техникам рисования. Важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления, об окружающем мире через рисунок.  

       Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики. На современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Новизна программы

Во-первых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными.

Во-вторых, педагогический опыт применения данных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах.

В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в педагогике искусства свою историю, хотя известны много лет.

В-четвёртых, в способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля. Зато есть творческая свобода и подлинная радость. Результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умелости и способностей.

Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые, положительные эмоции. Нетрадиционное рисование раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандашами расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Цель программы:

- изучить процесс развития творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования;

- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности, на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

- расширять представляя о многообразии нетрадиционных техник рисования;

- совершенствовать технические умения и навыки рисования.

Задачи:

- расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования; - формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

- обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов;

- развивать художественно-творческие способности детей;

- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

- создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами;

- приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребенка);

- развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;

- развивать цветовосприятие  и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита;

- подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности;

- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию.  

Программа курса предполагает знакомство с теорией и практикой нетрадиционных техник рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное изображение, физминутки, пальчиковая гимнастика, рассматривание иллюстраций, наглядные пособия, использование художественного слова и т.п.  Отличительной особенностью данной программы является:

  1. Педагогический опыт применения данных нетрадиционных техник пока не систематизирован, не обобщен и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах.
  2. Эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными.
  3. Нетрадиционные художественных техники только начинают в Педагогике Искусства свою историю, хотя известны много лет.
  4. В способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жесткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный.

 

Согласно учебному плану трудоемкость дополнительной общеразвивающей программы «Нетрадиционные техники рисования» составляет 75 часов (два часа в неделю), предполагает реализацию программы в периодах обучения с 01.09.2020г. по 31.12.2020г. и с 11.01.2021г. по 31.05.2021г. (в соответствии с календарным учебным графиком).

          Программа курса предполагает знакомство с теорией и практикой по нетрадиционным техникам рисования и рассчитана на 75 часов (2 часа в неделю).  Для обучения по дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей рабочей программе принимаются все желающие, без предварительного отбора.

       Форма обучения – групповая, количество детей в группе 15 человек.  

Режим занятий – 2 раза в неделю (по 30 мин. – 1 ак.час.).

       На каждом занятии проводится физкультминутка на развитие межполушарного взаимодействия, мелкой моторики, игра.

       Планируемые результаты:

-  овладение навыками работы с различными инструментариями;

- развитие мелкой моторики, творческого воображения, художественно-творческих способностей детей;

- формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка), усидчивости, умения взаимодействовать друг с другом.

Учебный (тематический) план

Название разделов/модулей, тем

Количество часов

Форма аттестации/ контроля

Всего

В том числе

Теория

Практика

1.Знакомство обучающихся друг с другом и с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности.

1ч.

0,5ч.

0,5ч

Беседа,

наглядное

2.Инструктаж        по        технике безопасности. Вводное занятие.

1ч.

0,5ч.

0,5ч

Беседа,  наглядное

 Модуль 1. Золотая осень (октябрь)

9 часов

1 ч.

8 ч.

Беседа, наглядное,

практические  

  1. Тема 1.  Осенний лес

  1. Тема 2.  Листопад

  1. Тема 3.  Осенний букет  

  1. Тема 4.  Русское поле

  1. Тема 5.  Ежик

  1. Тема 6.  Лев – царь зверей

  1. Тема 7.  Подсолнухи

  1. Тема 8.  Ваза с фруктами

  1. Тема 9. По замыслу детей

Модуль 2. Народное-декоративное творчество

     8 ч.

       1ч.

      7ч.

  1. Тема 1, 2 Гжель

  1. Тема 3, 4 Каргопольская игрушка  

  1. Тема 5.  Жостовская роспись

  1. Тема 6.  Павловопосадские платки

  1. Тема 7. Цветы для мамы (ко дню матери)

  1. Тема 8. По замыслу детей

Модуль 3. Зимушка-зима (декабрь)  

       9 ч.

        1ч.

         8 ч.

Тема 1. Облетели с деревьев листочки

Тема 2. Первый снег

Тема 3. Мишка на севере

Тема 4. Белая береза под моим окном

Беседа, наглядное,

практическое

Тема 5. Зимний лес

Тема 6. Елочная игрушка

Тема 7. Новогодняя елка

Тема 8. Самостоятельная деятельность

Модуль 4. Зимушка-зима (январь)  

       6 ч.

    1 ч.

       5 ч.  

  1. Тема 1. Кружатся снежинки на морозе

  1. Тема 2. Звездное небо

  1. Тема 3. Снегирь на ветке

  1. Тема 4. Северное сияние

  1. Тема 5. Медвежонок плюшевый

  1. Тема 6. Самостоятельная деятельность  

Модуль 5. Граттаж

         8 ч.

   1 ч.

     7 ч.

  1. Тема 1, 2 Кот

  1. Тема 3, 4 Ваза с цветами  

  1.  Тема 5, 6. Подводный мир

  1. Тема  7, 8. По замыслу детей  

Модуль 6. Пальчики-ладошки  

      9 ч.

     1 ч.

       8 ч.

  1. Тема 1. Открытка к 8 марта

  1. Тема 2. Жар-птица  

  1. Тема 3. Петушок да курочка  

  1. Тема 5. Дерево

  1. Тема 6. Сказка золотая рыбка

  1. Тема 7. Лебеди  

  1. Тема 8. Цветы  

  1. Тема 9. По замыслу детей  

Модуль 7. Весна  

   9 ч.

       1 ч.

      8 ч.

  1. Тема 1. Подснежники

  1. Тема 2. Плыви, плыви кораблик

  1. Тема 3, 4. Загадочный мир -космос

  1. Тема 5. Весенний пейзаж

  1. Тема 6. В гостях у красок (по мокрому)

  1. Тема 7. Экзотический мир  

  1. Тема 8. В гостях у кисточки и кляксочки  

  1. Тема 9. По замыслу детей  

Модуль 8. Пейзажи  

  1. ч.

        1 ч.

       7 ч.

  1. Тема 1.  Бабочки порхают над цветами  

  1. Тема 2.  Цветочная поляна

  1. Тема 3.  Морское путешествие

  1. Тема 4.  У озера

  1. Тема 5.  Красные маки

  1. Тема 6.  Закат

  1. Тема 7. Подводное царство

  1. Тема 8. По замыслу детей  

     

                                                                    Итого:

     75 ч.

      8 ч.

     58 ч.

Организационные мероприятия, выставочная деятельность, экскурсии, соревнования и т.д. /

Резерв времени

1 ч.

 

Всего:

76 ч.

Содержание изучаемого курса

Название тем и их краткое содержание.

         Темы:1.1, 1.3, 1.6, 1.7 – отпечатки листьев. Средства выразительности: фактура, цвет. Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка.

         Темы: 1.2, 3.6, 3.7 -  точечная техника рисунка. Научить и закрепить умение рисовать при помощи точечного нанесения краски на бумагу. Учить рисовать листья, деревья, елочные украшения, развивая эстетическое отношение к окружающему миру.  

         Темы: 1.5, 3.3, 7.1, 8.5 – оттиск мятой бумаги. Развивать у детей координацию и силу движения. Закрепить навыки детей при использовании техники тычка, оттиска. Развивать творческое воображение. Продолжать учить детей подбирать цветовую гамму.  

         Темы: 3.1, 7.5 – кляксография. Научить детей делать кляксы черные и разноцветные, и видеть в них разные образы. «На кого похожа твоя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?», эти вопросы очень полезны, так как развивают мышление и воображение. После чего ребенку рекомендуется дорисовать кляксу. В результате может получится целый сюжет.  

         Темы: 3.4, 3.5, 4.3, 4.4, 4.5, 5.1 – поролоновый рисунок. Развивать воображение, творчество, учить передавать образы птиц, животных, природные явления в  рисунках, используя поролон.  

          Темы: 4.1, 4.2, 7.3, 7.4 – рисуем солью. Научить новому приему оформления изображения; присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.

          Темы: 5.1 – 5.8 – граттаж. Познакомить детей с техникой рисования «граттаж». Научить их сочетать в рисунке восковые мелки, свечу и гуашь.  

          Темы: 1.8, 2.1-2.6, 6.1-6.9, 7.7, 8.7 – рисуем пальчиками и ладошками. Средства выразительности: пятно, точка, цвет, фантастический силуэт. Ребенок опускает пальчики в гуашь и наносит точки, пятнышки на бумагу. Или опускает в гуашь ладошки и окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. После чего дорисовывает оттиск пальчиками либо кисточкой чтобы получился петушок, курочка, цветы, дерево.    

           Темы: 7.2, 7.5, 8.3, 8.4, 8.6 – техника рисования – монотипия. Учить изображать отражения в воде при написании пейзажа. Продолжить  развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту.

           Тема: 2.7 – ниткография. Познакомить детей с техникой рисования при помощи цветных нитей. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины. Воспитывать уважение к труду; развивать творчество.  

           Тема: 1.4 – рисуем вилкой. Показать детям, что можно рисовать не только кисточкой и другими предметами имеющих мягкую поверхность, но и таким хорошо знакомым столовым прибором как вилка. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту.  

          Тема: 3.2 – набрызги. Научить детей делать набрызги при помощи зубной щетки. Этот метод позволяет разнообразить, сделать более интересными и запоминающимися самые простые и примитивные рисунки.        

Организационно-педагогические условия реализации программы

Материально-технические условия реализации программы:

- отдельное рабочее место;  

- краски (гуашь, акварель);

- восковые мелки, свеча;

- ватные палочки;

- поролоновые печатки;

- коктейльные трубочки, зубная щетка;

- зубочистки для процарапывания;

- матерчатые салфетки;

- стаканы для воды;

- подстаканники под кисти, кисточки;

- бумага для черчения и акварели, формата А4;

- клей ПВА;

- соль пищевая.

 

Методы проведения занятий:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные;

- практические;

- игровые.

Формы аттестации и оценочные материалы

Необходимо перечислить формы текущего контроля / промежуточной аттестации и охарактеризовать используемые оценочные материалы

В начале и в конце учебного года проводится диагностика умений и способностей детей. Оценить динамику достижений детей позволяет диагностическое обследование, в основе которого легла педагогическая диагностика Т.С. Комаровой. Оценка проводится по следующим критериям.

- смешивание красок одновременно из 2-3 основных цветов в палитре или по сырому слою;

- владение способами нестандартного раскрашивания;

- умение самостоятельно экспериментировать с изобразительными материалами;

- композиционные умения;

- проявление фантазии, художественного творчества;

- умение передавать личное отношение к объекту изображения;

- использование навыков в самостоятельной деятельности;

- умение декоративно оформлять готовую работу;

- интерес к изобразительной деятельности.

Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Рисунки,  выполненные детьми, служат отчетным материалом работы, они могут быть представлены на выставке в конце занятия, отчетного периода, по итогам учебного года. По желанию дети забирают работы домой.

Список используемой литературы

  1. Программа разрабатывалась в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
  2. Е.Г. Юдина, Л.С. Виноградова, Л.А. Карунова, Н. В. Мальцева, Е.В. Бодрова, С.С.Славин. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Открытия»
  3. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
  4. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А.Васильевой.
  5. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
  6. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.
  7. Ветрова Т.Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с.
  8. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
  9. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
  10. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
  11. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.
  12. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
  13. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
  14. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
  15. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
  16. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
  17. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
  18. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
  19. Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
  20. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. - 96с.
  21. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
  22. Страунинг А. «Триз в развитии изобразительной деятельности».
  23. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
  24. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа кружка по нетрадиционной технике рисования в ДОУ.

Уважаемые  коллеги,  представляю  Вашему  вниманию  программу  кружковой  работы  по  нетрадиционной  технике  рисования  в  ДОУ.1. Поя...

Рабочая программа по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми 6-7 лет Кружок «Волшебные краски»

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредс...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НЕТРАДИЦИОННЫМ ТЕХНИКАМ РИСОВАНИЯ «ВЕСЕЛАЯ ПАЛИТРА»

1. Целевой компонент Программы 1.1 Пояснительная запискаДошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, с...

Программа кружка по нетрадиционной технике рисования.

По данной прграмме работала в старшей группе. Дети с большим интересом и удовольствием работали на занятиях. Буду рада, если кому -то  материал пригодиться....

Программа кружковой деятельности "Нетрадиционные техники рисования" для средней группы

Автором разработана программа кружка "Нетрадиционные техники рисования"  для дополнительного образования детей....