Мастер-класс "Сказка в потешных листах"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Крюкова Любовь Владимировна

Мастер-класс 

«Сказка в потешных листах»

(в рамках районной методической недели)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon wrl0003.tmp_.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №189 «Солнышко»

Мастер-класс  

«Сказка в потешных листах»

(в рамках районной методической недели)

Выполнила: 1-ой квалификационной категории

Крюкова Л.В.

                                                                            2022

Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса нетрадиционной технике рисования – граттаж, познакомить с понятием «потешные  листы».

Задачи: - приобщать учащихся к народному творчеству, через проявления интереса к народному искусству, как истоку самобытности своего народа.

- познакомить участников мастер-класса с нетрадиционной техникой рисования граттаж;

- познакомить с основными приемами выполнения техники “граттаж”; - изучить технологию выполнения рисунка в технике “граттаж”.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический, словесный.

Оборудование: рисунки, выполненные в технике нетрадиционного рисования «граттаж». Гуашь или тушь, баночки с водой, кисти, белый картон, свечка, цветные мелки, деревянные шпажки,  мыло,  салфетки на каждого педагога.

                                                Ход мастер-класса:

Здравствуйте!    Я хочу предложить вашему вниманию  мастер-класс  «Сказка  в потешных  листах». Для начало  хотела пояснить, что же такое «потешные листы» (Показ презентации. Слайд 1).

 На Руси впервые появились печатные картинки, называемые «фряжскими» (иностранными). Затем эти картинки называли «потешными листами», произошло это название от потешных книг, так в старину назывались книги с яркими картинками для детей. Во второй половине XIX в. печатные картинки стали называть лубками. Кто и почему назвал их «лубочными картинками, лубками» – неизвестно.

Лубо́к (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографиигравюры на медилитографии и дополнялся раскраской от руки.  Все картинки были черно-белыми. (Слайд 2)                                                                     Потешные книги по тем временам стоили очень дорого- они переплетались в бархат и атлас, раскрашивались золотом и серебром и, конечно, не могли оказаться далеко за пределами царских да боярских хором.(Слайд 3) Поначалу наиболее интересные листы из книг копировались мастерами-рисовальщиками Оружейной палаты в Москве, этими картинками украшали боярские хоромы и царские палаты. Многие крестьяне настолько были привязаны к лубочным картинкам, что считали необходимым обновлять свою домашнюю «картинную галерею» по большим праздникам, и, как отмечает один из бытописателей начала 20 века, «почти каждый крестьянин, даже бедный, перед Пасхой непременно зайдет в лавку, чтобы купит несколько картин». Лубками украшали избы, все чаще помещая рядом с иконами – в красный угол или просто развешивая их на стенах. (Слайд 4) Лубок сопровождал человека от рождения до самой смерти: духовные листы заменяли дорогие иконы, а светские картинки украшали стены домов мещан и небогатых купцов, разного рода мастеровых людей и городской бедноты, комнаты почтовых станций, дома бедных дворян и низших офицерских чинов. Крестьяне узнавали о том, что происходит за пределами родной деревни со слов разносчиков народных картинок офеней. Картинки на фольклорные и литературные сюжеты составляли всю небольшую библиотеку деревенского жителя; дети учились читать и писать, разглядывая надписи лубочных листов. (Слайд 5).

Посмотрите на слайд что это такое? (Слайд 6)

Нашу работу предлагаю выполнить в технике «граттаж». Многие такую технику знают и используют.

В России под названием граттографии подобную технику впервые использовал М. В. Добужинский в работах 1920-х гг., создавая свои фантастические, повышенно экспрессивные произведения. Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки» или «граффито». Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель).

 Слово произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья.

(Слайд 7)

Обычно использую плотную бумагу, закрашиваю гуашью. Можно взять цветной картон с готовым пёстрым рисунком, тогда можно ограничиться обычной восковой свечой (не цветной). Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши. Когда она высохнет, острым предметом — пластиковой вилкой, зубочисткой — процарапываем на готовом фоне рисунок из тонких белых или цветных линий. Я вам предлагаю упрощенный вариант - это нанесение на лист бумаги восковыми мелками и затем нанесение черную гуашь. Процарапываем рисунок с помощью шпашки. (Слайд 8).

Предлагаю приступить к практической части.

Вот наши холсты уже готовы.

Мы не будем терять время и ждать пока наши заготовки высохнут. Раздаю готовые.

Наша тема сказка в «потешных листах». Пословицы и  поговорки  так же как и в сказке это  изречение в виде грамматически законченного предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме. Может иметь повествовательный и побудительный характер. Мы будем изображать пословицы на наших листах. А какая кому достанется будем вытягивать жеребей. ( Вытягиваем пословицы и поговорки).

Все пословицы мы получили,  тогда преступаем к работе. В конце соберем наши пословицы выполненные в «потешных листах» в один сборник. На последок хотелось бы сказать: необходима популяризировать народное искусство, приобщать учащихся к народному творчеству, через проявления интереса к народному искусству, как истоку самобытности своего народа.

Наш мастер –класс подошел к концу, спасибо за работу.

Приложение 1

Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.                                                                Не делай неприятностей кому-либо, иначе в будущем сам можешь лишиться поддержки.
Под лежачий камень и вода не течет.                                                               

 Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Дело не сдвинется с места, если ничего не предпринимать 

Был бы лес, соловьи прилетят.

Не беречь поросли, не видать и дерева.

Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени. 

Ласточка весну начинает, соловей кончает.

Дважды в год лето не бывает.

Летом не припасешь, зимой не принесешь.

Не зима знобит, а весна.

Летом - пыль, зимою снег одолевает.

Придет осень, за все спросит.

Что летом родится, то зимой пригодится.

Соколу лес не диво, волку зима за обычай.

Застает зимушка в летнем платьице.

Узок путь зимою, а жидок - весною.

Не пугай, зима,- весна придет.

Кто весной не пролежит, весь год будет сыт.

Летом с удочкой, зимой с сумочкой.

Одна ласточка не делает весны. 

Около речки колодца не копают. 

Зимой солнце сквозь слезы смеется. 

Сугроб да вьюга - два друга. 

Зима весну пугает, да всё равно тает. 

Вода на лугу - сено в стогу. 

Была бы водица, а сено зародится. 

Как зима не злится, а всё весне покорится. 

Зима без трёх подзимков не живёт. 

В июне первую ягоду в рот кладут, а вторую домой несут. 

Кто земле дает, тому земля втройне отдает 

Земля родная - колыбель золотая 

Не поле кормит, а нива 

Дорогой товар из земли растет 

Кто любит земле кланяться - без добычи не останется 

Не поклонясь до земли, и грибов не поднимешь 

Когда поднимается одна пылинка, в ней содержится вся земля, когда распускается один цветок, раскрывается целый мир 

Добрая земля - полная мошна, худая земля - пустая мошна 

Не та земля дорога, где медведь живет, а та, где курица скребет 

Человек - самое ценное между небом и землей 

Если пахать плугом, земля станет лугом.

Вода камень точит.

Тихие воды глубоки.

 

Декабрь - шапка зимы, июль - макушка лета.

 

Новый год - к весне поворот.

   

Январь - году начало, зиме середина.

 

В феврале зима с весной встретятся впервой.

 

С берега море красиво, а с моря - берег красив.

 

Сугробы снега на полях - урожай зерна в закромах.

 

Зима спросит, что летом припасено.

 

Зимой волка бойся, а летом мухи.

 

Зимой солнце сквозь слезы смеется.

 

Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет.

 

Много снега - много хлеба, много воды - много травы.

 

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.

 

Красна весна цветами, осень - снопами.

 

Весна да осень - на дню погод восемь.

 

Весенний дождь растит, осенний гноит.

 

Где в апреле река, там в июле лужица.

 

Летняя неделя дороже зимней.

 

Лето - припасиха, а зима - подбериха.

 

Лето собирает, а зима подъедает.

 

Осенью и воробей богат.

 

Осенью скот жиреет, человек добреет.

 

Сентябрь кафтан с плеч срывает, тулуп надевает.

 

Октябрь ни колеса ни полоза не любит.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта: Потешный промысел.

Данный проект предназначен для детей старшего  дошкольного возраста, который осуществлялся под руководством воспитателя МБДОУ № 52 г. Астрахани:  Федоровой Ольги Павловны.Проект построен на ...

Консультация для родителей "Потешный фольклор"

консультыция о пользе фольклора и использовании его в педагогике...

"Потешные войска, или история стойкого солдатика"

Это конспект небольшой экскурсии по "Музею семейных традиий", созданием экспозиций которого я уже занимаюсь несколько лет (фотографии можно увидеть только при скачивании)....

Интегрированное музыкальное занятие «Потешные посиделки»

Использование элементов Карла Орфа "Элементарное музицирование"...

Презентация "Потешное (Марсово) поле"

Презентация для занятия по Петербурговедению "Потешное (Марсово поле" в подготовительной группе...

Потешные овощи из пластиковых киндер-скорлупок.

Очень люблю в своей работе использовать пластиковые скорлупки из-под киндеров. Они шикарно совместимы с пластилином - можно нафантазировать всё, что угодно!.. На очередном занятии по лепке дети старше...

Сценарий развлечения "Потешная Масленица"( для воспитанников подготовительной группы)

Развлечение проходит в форме массовых гуляний, дети расширяют свои знания о ходе масленичной недели. Атмосфера радости, веселья, хороводны игры, народные песни поддерживают интерес к народному праздни...