Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
статья по рисованию (старшая группа)

Сметанкина Татьяна Петровна

В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития. Безусловно, чтобы творческие способности проявлялись столь ярко, необходимо иметь какие-то природные задатки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_tvorcheskomu_razvitiyu.odt42.83 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

 

Развитие творческих способностей у детей-инвалидов дошкольного и школьного возраста.

В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития. Безусловно, чтобы творческие способности проявлялись столь ярко, необходимо иметь какие-то природные задатки.

Мы говорим, что творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов. Следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезна творческая деятельность, позволяющая выйти из состояния зажатости. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации.

Зачем нужно развивать творческие способности у дошкольников и младших школьников?

Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.

Что такое творческие способности?

Творческие способности – комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие:

стремление к познанию;

умение познавать новое;

живость ума;

стремление к открытиям;

свободное воображение;

Что способствует развитию творческой активности у ребенка?

1)Окружающий мир.

Дома, на прогулке, в автобусе – везде, где вы рядом со своим малышом, обсуждайте, что вас окружает, что происходит вокруг вас. Такое общение чрезвычайно важно не только для воображения ребенка, но и вообще для его развития в целом. Ваша речь, ваши рассказы о явлениях природы, животных, растениях и других вещах окружающего мира – первый важнейший урок для ребенка.

2)Развивающие игры и игрушки.

Следите, чтобы в «арсенале» вашего ребенка были только полезные игрушки и игры. Обязательно должны быть мозаики и конструктор, но при этом очень важно, чтобы одни и другие игры соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем дать ребенку в руки игру, ознакомьтесь с ней сами и подумайте, насколько она ценна для ребенка и принесет ли она ему какую-нибудь пользу.

3)Рисование.

Не бойтесь давать своему ребенку в руки краски и кисточки, карандаши и фломастеры. Запаситесь бумагой и…терпением. Да, вам придется стирать перепачканные рубашки и штанишки, следить, чтобы малыш не изрисовал весь дом, а ограничился лишь бумагой и так далее. Занимайтесь рисованием вместе с ребенком, научите правильно держать кисточку, пользоваться красками. Сначала изучите цвета, начинать лучше с рисования простых геометрических фигур. Обязательно обсуждайте с ребенком весь процесс и его первые «шедевры». Постепенно, когда ребенок многому научится, дайте волю его самостоятельности.

4)Лепка.

Далеко не все родители покупают своим детям пластилин. И зря – ведь лепка очень полезна для ребенка, она помогает развитию пальчиков, в лепке ребенок может проявить свое творчество и фантазию. Сначала ваш малыш будет лепить для вас колбаски, шарики, колечки, но постепенно ему захочется расширить спектр своих умений, и он начнет лепить что-то более сложное. Обратите внимание, чтобы пластилин был яркий и мягкий.

5)Чтение.

Читать детям нужно не только на ночь, но в любое другое время. Это должны быть сказки, стихи, рассказы и другие литературные произведения для детского возраста. Специалисты рекомендуют уделять чтению для ребенка не менее тридцати минут в день.

6)Музыка.

С самого раннего детства давайте ребенку слушать детские песенки, классическую музыку. Это способствует развитию образного мышления и памяти.

7)Аппликация.

Занимайтесь с ребенком аппликацией, не бойтесь давать ему ножницы в руки. Пусть сначала он вырезает под вашим присмотром, объясните ему, как нужно работать с ножницами, какие правила необходимо соблюдать, чтобы не пораниться. Начинать можно с простой аппликации из геометрических фигур. Вы можете нарисовать на цветной бумаге фигуры, пусть ребенок их вырежет и потом составит аппликацию по своему замыслу. Можно использовать и уже готовые комплекты для аппликаций.

Игры на развитие творческих способностей

«Превращение» - нарисуйте ребенку 4 круга, пусть каждый из них он во что-нибудь превратит (дорисует), например, в солнце, цветок, воздушный шарик и так далее. То же самое можно проделать со всеми остальными геометрическими фигурами.

«Что там такое?» - положите какой-нибудь предмет в коробочку (шкатулку), пусть ребенок угадает, что там находится, он может задавать вопросы, строить догадки.

«Хорошо-плохо» - вы называете предмет или явление, а ребенок должен сказать, что в нем хорошо, а что – плохо. Например, утюг: хорошо – белье будет поглажено, плохо – можно обжечься, ветер: хорошо – не будет жарко в солнечный день, плохо – можно простыть.

«Что будет, если…» - предложите ребенку пофантазировать: что будет, если все люди станут великанами, исчезнет посуда, кошки заговорят человеческим языком и так далее.

Полезные советы

1. Развивать творческое воображение ребенка можно всегда и везде, а не только в специально отведенное для этого время и место.

2. Окружающая ребенка обстановка и атмосфера должна способствовать развитию.

3. У малыша должны быть все материалы и инструменты для детского творчества: краски, пластилин, цветная бумага и другие.

4. Поощряйте только безопасные творческие инициативы ребенка.

5. Не ругайте его за испачканные в красках руки и другие последствия творческого поиска ребенка.

6. Поддерживайте инициативы ребенка и не превращайте занятия с ним в скучные уроки.

7. Не старайтесь «вбить» в мозг ребенка как можно больше информации. Ваша задача – развитие способностей.

8. Развитие творческих способностей должно носить регулярный характер, а не осуществляться время от времени.

9. Развитие и обучение ребенка дошкольного возраста должно проходить только через игру, игровые задания и упражнения.

Заключение

Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребенка. Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.

Составитель:

Инструктор по труду                                                                         Савченко Екатерина Николаевна

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности в процессе конструирования из бумаги.

Вопросы развития детского творчества всегда были актуальными для дошкольного образования. Педагоги ищут наиболее эффективные способы реализации детской креативности, начиная с самого раннего возраста....

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности.

Опыт работы музыкального руководителя- Полулях Ирины Эдуардовны по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности" является результатом многолетн...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством художественной деятельности

Приобретенные в период дошкольного детства знания и практические умения определяют ход и интенсивность всех сторон развития ребенка. Несмотря на то, что педагогическое сообщество определенно заин...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Художественно – эстетическое развитие.Образовательная ситуация «Путешествие в Радужную страну»

Разработка с использованием книги Т.С. Комаровой «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников»...

Творческий отчет по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А. Б. Брушлинск...