Программа по художественно - этетическому развитию "Веселая кисточка"
рабочая программа по рисованию (старшая группа)

Филиппова Ирина Викторовна

Пояснительная записка

Творчество - интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего.

Образовательная программа дополнительного образования по художественному творчеству разработана для детей 5-7 летнего возраста.

Эстетическое воспитание средствами искусства (художественного творчества) способствует нравственному воспитанию, делает человека душевно чутким к другим людям; формирует направленность интересов; развивает способность творить по законам красоты. И сегодня образование это не только приобретение системы знаний, умений, навыков, но и упорядоченный способ присвоения ребенком культурных ценностей.

В раннем возрасте все дети талантливы! В каждом ребенке заложены потенциальные способности, которые при развитии и единении с духовной и нравственной культурой могут реализоваться в жизни и профессиональном творчестве. Важно только, открыть этот потенциал способностей. Занятия разными видами художественного творчества в детстве способствуют развитию интеллектуальных способностей, а также развитию внимания, наблюдения, восприятия, воображения, памяти.

 

Актуальность программы.

Дошкольная пора - старт к развитию личности, во многом определяющая жизненный дальнейший путь человека, начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, становления начальных отношений с ведущими сферами бытия - обществом, природой и с собственным внутренним Я. По представлению современных психологов, это этап духовного становления ребенка. Именно в возрасте 5-7 лет дети легко воспринимают информацию, и их память долго хранит те знания, которые они получили из окружающего их мира. Именно в этом возрасте в детях можно пробудить и развить те качества,  которые дадут свои плоды через несколько лет.

Образовательная программа дополнительного образования по художественному творчеству помогает в формировании таких качеств у ребенка, как: отзывчивость, милосердие, почитание и уважение к окружающим его людям, способность к преодолению трудностей, учит его трудиться; помогает обращать внимание ребенка на каждое проявление красоты в жизни, воспитывает в нем стремление самому творить прекрасное и беречь его. Это очень важно, так как быть человеком - это значит не только быть таким как все, владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимым, с собственными вкусами, интересами и способностями.

Дополнительное образование расширяет и обогащает программу детского дошкольного учреждения, что благоприятно отражается на воспитательно-образовательном процессе в целом.

Данная программа разработана на основе технологий художественно-творческого развития ребенка, изложенных в пособии «Основы художественного ремесла» под редакцией И.Черныша, Б.Рейд, Г.Федотова и включающих в себя развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности, конструирования и ручного труда.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Школа  с.Харсаим

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительной образовательной услуги

Кружок по художественному творчеству

«Веселая кисточка»

C:\Users\AsuZ\Desktop\сказки на новый лад\znKkKSAi_bU.jpg

Руководитель: Воспитатель старшей разновозрастной  группы

Филиппова Ирина Викторовна

С.Харсаим 2021- 2022 год

Пояснительная записка

Творчество - интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего.

Образовательная программа дополнительного образования по художественному творчеству разработана для детей 5-7 летнего возраста.

Эстетическое воспитание средствами искусства (художественного творчества) способствует нравственному воспитанию, делает человека душевно чутким к другим людям; формирует направленность интересов; развивает способность творить по законам красоты. И сегодня образование это не только приобретение системы знаний, умений, навыков, но и упорядоченный способ присвоения ребенком культурных ценностей.

В раннем возрасте все дети талантливы! В каждом ребенке заложены потенциальные способности, которые при развитии и единении с духовной и нравственной культурой могут реализоваться в жизни и профессиональном творчестве. Важно только, открыть этот потенциал способностей. Занятия разными видами художественного творчества в детстве способствуют развитию интеллектуальных способностей, а также развитию внимания, наблюдения, восприятия, воображения, памяти.

Актуальность программы.

Дошкольная пора - старт к развитию личности, во многом определяющая жизненный дальнейший путь человека, начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, становления начальных отношений с ведущими сферами бытия - обществом, природой и с собственным внутренним Я. По представлению современных психологов, это этап духовного становления ребенка. Именно в возрасте 5-7 лет дети легко воспринимают информацию, и их память долго хранит те знания, которые они получили из окружающего их мира. Именно в этом возрасте в детях можно пробудить и развить те качества,  которые дадут свои плоды через несколько лет.

Образовательная программа дополнительного образования по художественному творчеству помогает в формировании таких качеств у ребенка, как: отзывчивость, милосердие, почитание и уважение к окружающим его людям, способность к преодолению трудностей, учит его трудиться; помогает обращать внимание ребенка на каждое проявление красоты в жизни, воспитывает в нем стремление самому творить прекрасное и беречь его. Это очень важно, так как быть человеком - это значит не только быть таким как все, владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимым, с собственными вкусами, интересами и способностями.

Дополнительное образование расширяет и обогащает программу детского дошкольного учреждения, что благоприятно отражается на воспитательно-образовательном процессе в целом.

Данная программа разработана на основе технологий художественно-творческого развития ребенка, изложенных в пособии «Основы художественного ремесла» под редакцией И.Черныша, Б.Рейд, Г.Федотова и включающих в себя развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности, конструирования и ручного труда.

Реализация задач развития художественного творчества детей осуществляется при следующих условиях:

  • Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
  • Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.
  • Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, собственного художественного творчества, образного, ассоциативного мышления и воображения.
  • Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь ДОУ.
  • Организация совместных выставок с родителями, выставок работ воспитанников, индивидуальных и коллективных работ.
  • Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей.

        При разработке программы учитывались следующие принципы общей дидактики:

направленность всего педагогического процесса на сенсорное развитие и обогащение опыта у детей, формирование у них сенсорных способностей в разных видах художественной деятельности.

  • принцип взаимосвязи обучения и творчества как важный фактор формирования творческой личности.
  • освоение детьми доступных им средств художественной выразительности, необходимых для создания образа.
  • принцип интеграции разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, художественно-речевой).

Основой интеграции являются: образ предмета или явления действительности, который воспринимается и выражается в разных видах искусства и художественно-творческой деятельности с помощью тех выразительных средств, которые присущи тому или иному виду искусства и соответствующей художественной деятельности.

Цель:

Развитие мелкой моторики руки посредством продуктивной деятельности.

Задачи:

  1. Пробуждение у детей любознательности, интереса к творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей и специфики возраста;
  2. Развитие у детей творческих и художественных способностей, формирование творческой личности;
  3. Интеграция художественного слова, музыки и изобразительного искусства;
  4. Создание эмоционального настроя, способствующего самореализации детей;
  5. Обучение детей нестандартным техникам работы с материалами.

6.        Развитие мелкой моторики рук.

Особенность программы

  1. Программа основана на определенных подходах:

  • Личностно - ориентированном - его сущность заключается в ориентации педагога на создание условий для развития личности ребенка: его интеллектуального и творческого потенциала, отношения к миру, людям, самому себе.
  • Коммуникативном - образовательный процесс строится в форме общения. В учебном процессе превалируют такие формы как: диалог, беседа, и другие, которые развивают коммуникативные качества ребенка.
  • Творческом - творчество рассматривается как уникальный механизм развития личности ребенка. Непременное условие образовательного процесса -создание атмосферы творческого поиска и созидания, направленное на обогащение собственной деятельности (самовыражения) ребенка.

  1. Программа основана на принципе сотрудничества, сотворчества и содружества педагогов, детей и их родителей, творческого развития ребенка 5-7 возраста.

  1. Программа предусматривает комплексное усвоение различных видов художественно-эстетической деятельности, при котором происходит взаимодействие органов чувств: у детей развивается фантазия, воображение, интеллект; оптимизируются творческие способности; формируется ассоциативное поле; преодолеваются однобокость и фрагментарность мышление.

Ожидаемые результаты программы

В области социального развития ребенка:

        Совестливость - старательность, ответственность, бережливость, работоспособность; вежливость, общительность, сопереживание

        Умение оценивать поступки и события

        Активность в общении: в течении всего занятия участвовать во всех заданиях, данных педагогом; изъявлять желание отвечать самому и помогать товарищу; охотно вступать в диалог с преподавателем и детьми; легко брать на себя любую роль в играх - диалогах;

        Проявление чувства свободы и раскованности на занятиях;

        Сформированность умений легко входить в контакт с детьми и педагогами;

В области интеллектуального развития ребенка:

        Умение понимать, удерживать в памяти и воспроизводить цели какой- - либо деятельности;

        Умение переключать внимание с одного вида деятельности на другой, с одного этапа на следующий;

        Способность на длительный период удерживать внимание в процессе
умственной деятельности;

        Творческие способности использовать различные способы создания образов -изобразительным творчеством, пластикой, лепкой из пластилина, теста

        Владение приемами слушать и понимать речь окружающих.

Способы проверки результатов определяются:

  1. практическими заданиями;
  2. творческими работами;
  3. выставками творческих работ;
  4. массовыми мероприятиями.        

Содержание программы. Распределение учебных часов.

Занятия по художественному творчеству не имеют строгой структуры. Их длительность составляет 25-30 минут, в занятие обязательно включается беседа, т.е. рассказ воспитателя должен сопровождаться вопросами для активизации знаний и опыта детей. Рассказ сопровождается показом предметов, специально подобранных для занятия. Все основные технические приемы и навыки соответствуют программе «Обучение в детском саду» под ред.М.А.Васильевой. Особое внимание обращается на использование во время занятий потешек, пословиц, поговорок, отрывков из сказок. В рамках данной программы по дополнительному образованию на занятиях используются нестандартные техники работы с материалом и нетрадиционный материал.

Содержание данной программы по художественно-творческому развитию включает:

  • работа с бумагой,
  • работа с пластилином, -тестопластика,
  • работа с бросовым материалом,
  • работа с тканью,
  • работа с природным материалом.

Октябрь

Работа с природным материалом

Ноябрь

Пластилин

Декабрь

Цветная бумага

Январь

Работа с нитками

Февраль

Соленое тесто. (Тестопластика.)

Март

Цветной картон, цветная бумага.

Апрель

Цветной картон, цветная бумага, ткань.

Май

Цветной картон, цветная бумага.

Техники работы, используемые в работе

                         Кружка по художественному творчеству

«Веселая кисточка»

Оригами

  1. Лепка из теста
  2. Пластилиновая живопись
  3. Аппликация из ткани
  4. Бумажная пластика
  5. Поделки из природного материала (листья, шишки, семечки подсолнечника  и т.д.)
  6. Коллаж

Распределение учебных часов

Раздел

Октябрь, ноябрь, декабрь

январь, февраль

Март, апрель, май

всего

1. Работа с бумагой

7

2

7

16

2. Работа с пластилином

4

-

4

8

3. Тестопластика

-

           6

4

10

4. Работа с бросовым материалом

2

2

3

7

5.  Работа с тканью

2

3

                1

8

6. Работа с природным материалом.

3

3

3

9

Форма и тип занятий по программе в основном соответствуют занятию классического типа по общепринятой методике. Способ организации детей на занятии зависит от поставленной цели и задач каждого занятия. На занятиях используются основные способы организации детей: фронтальный, групповой, индивидуальный. Состав группы ___ человека.

                                     

Календарно-тематическое планирование  работы

Кружка  по художественному творчеству

«Веселая кисточка»

на 2021 - 2022 уч. год

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Месяц

1

«Лето, ах лето…» (Божья коровка)

1

Октябрь

2

«Хорошо в лесу» (Печать листьями)

1

3

«Гусеница»

1

4

«Лес, точно терем расписной» (Печать листьями)

1

1

«Панно: цветы» (Работа на диске)

1

Ноябрь

2

«Тик, так ходики» (Часы)

1

3

«Еж» (Пластилин – природный материал)

1

4

«Пингвин на льдине» (Пластилин, бумага)

1

1

«Что за звездочки такие?» (Аппликация)

1

Декабрь

2

«Варежки» Объемная работа

1

3

«Мой кот» (Аппликация в технике обрывания бумаги)

1

4

«Зимний лес» (Аппликация с использованием салфеток)

1

1

«Солнышко»

1

Январь

2

«Осьминог»

1

1

«Удав»

2

Февраль

2

«Игрушки веселушки»

2

3

«Открытка для папы»

1

4

1

«Подснежник» Оригами

1

Март

2

«Поздравительная открытка для мам» (Объемные цветы)

1

3

«Сестрица Аленушка» (Работа с картоном и пряжей)

1

4

«Братец Иванушка» (Работа с картоном и пряжей)

1

1

«Пальчиковые игрушки - гармошки»

1

Апрель

2

«Ракета» Работа с трафаретом, нанесение краски паралоном

1

3

«Пасхальные мотивы» Открытка с карманом

1

4

«Сказочная птица» Работа с тканью

1

1

«Объемная открытка к 9 Мая» Оригами

1

Май

2

«Мой щенок» Оригами

1

3

«Лебедь белая плывет» Оригами

1

4

«Аквариум» Оригами

1

ВСЕГО ЗАНЯТИЙ

31

План взаимодействия педагога дополнительного образования

по художественному труду

Филипповой И.В.

с другими специалистами ДОУ

на 2021-2022 уч.год

Месяц

Мероприятие

Октябрь

Совместное с воспитателями групп формирование состава групп детей, занимающихся в студии детского творчества

Ноябрь

Организация выставки к осеннему празднику, совместная работа по оформлению выставки детского творчества

Декабрь

декабрь

Рекомендации для педагогов групп по развитию мелкой моторики рук у детей

Январь

Консультация с психологом по вопросу благополучной атмосферы на занятиях и дома

Февраль

Организация выставки, обсуждение с воспитателями подарков мамам и папам.

Март

День открытых дверей

Апрель

Консультация с психологом по обследованию детей и обсуждение результатов.

Май

Организация выставки «Помним, чтим, гордимся»

Конкурсы, выставки работ воспитанников

Кружка  по художественному творчеству

«Веселая кисточка»

Выставки - форма общения взрослых с детьми. Обсуждая полученные впечатления, дети и взрослые делятся своими интересами, умениями.

Отбор детских работ на выставки происходит не совсем традиционным образом. Это бывают не обязательно лучшие работы. Если ребенок своим старанием добился лучших результатов, чем вчера, ему устраивается маленький праздник, всеобщее поздравление, работа размещается на выставке. У ребенка появляется стимул к творчеству.

В процессе рассматривания и обсуждения детских работ появляется много новых идей.

«Моя любимая сказка» - фантазии на тему «Пасхальные мотивы» «Мы живем в ….крае»

«Макет родного города» (история города, современный город и город будущего) «Творим будущее»

Выставка «Наши лучики»

  • картины, рисованные пластилином,
  • работы из соленого теста
  • работы из  ткани
  • работы, выполненные в технике «Оригами»

Выставка «Маленькие друзья»

Выставка «Тайны космоса»

Выставка «Бабочки»

Фестиваль семейного творчества (выставка творческих поделок, предметов

декоративно-прикладного искусства, выполненные детьми совместно с

родителями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Художественному творчеству "Волшебная кисточка"

Комплексное тематическое планирование по художественному творчеству «Волшебная кисточка»Целью данной рабочей программы  является формирование интереса к эстетической стороне окружающе...

Конспект образовательной деятельности по художественно-этетическому развитию в подготовительной группе на тему: «Подарок мамочкам и бабушкам» (коллективная аппликация)

В данной разработке описывается образовательная деятельность, направленная на изготовление поздравительного плаката для мамочек и бабушек к Международному женскому дню – 8 марта....

Программа дополнительного образования по художественно- эстетическому развитию «Кисточки»

развитие художественно-творческих способностей (в первую очередь способности к реализации замыслов посредством использования изобразительных средств выражения), развитие пространственного мышления, та...

Дополнительная общеразвивающая программа по художественной направленности «Золотая кисточка»

Программа «Золотая кисточка» разработана в соответствии с проектом Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления о...

Образовательная программа педагога дополнительного образования область «Художественно - эстетическое развитие» «Кисточка» Рассчитана на возраст детей 4-7 лет Срок реализации: 3года

Художественное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. На...

Дополнительная образовательная программа художественной направленности «Волшебная кисточка»

Цель Программы: развитие художественно-творческих способностей обучающихся посредством использования нетрадиционной техники рисования. Развитие у детей мелкой моторики, фантазии, воображения средствам...