ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Разноцветные фантазии»
методическая разработка по рисованию (средняя группа)

Прокопюк Юлия Алексеевна

Программа дополнительного образования «Разноцветные фантазии» относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и ориентирована на приобщение детей к увлекательному виду творчества – рисованию.

 Программа «Разноцветные фантазии» направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 «Дюймовочка»

Принята на заседании                                                                                        Утверждаю:

педагогического совета                                                                                      заведующий ГКДОУ

протокол № ____                                                                                             _________ А.В.Диденко

от «____» __________20 ___ г.                                                                 «____» __________ 20 __ г.

ПРОГРАММА

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ДЛЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Разноцветные фантазии»

на

2021-2022 учебный год

        Составила:

воспитатель

Прокопюк  Ю.А.

Ессентуки

2021  год

                                             ОГЛАВЛЕНИЕ

Краткая презентация Программы………………………………………………..2

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………...…..3

1.1 Пояснительная записка……………………………………………………….4

1.1.1Цели задачи, условия реализации Программы……………………….…....4

1.1.2.Принципы и подходы к формированию Программы………………….….5

1.1.3Значимые для разработки и реализации Программы характеристики….. 6

1.1.4.Характеристика группы детей с нарушением слуха……………………...7

1.2.Планируемые результаты……………………………………….……………8

1.3. Целевые ориентиры в дошкольном возрасте………………….………....…8

1.4.Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе………………………………………………………………………..10

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………………12

2.1. Общие положения…………………………………………………………..13

2.2.Содержание образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха……………………………………………….…..13

2.2.1.Социально-коммуникативное развитие……………………………….…13

2.2.2.Познавательное развитие………………………………………………….13

2.2.3.Речевое развитие…………………………………………………………..13

2.2.4.Художественно-эстетическое развитие………………………………….13

2.2.5..Физическое развитие……………………………………………………..14.

2.3.Взаимодействие воспитателя с семьями дошкольников с нарушением слуха……………………………………………………………………………...15

2.4 Перспективное планирование работы с детьми с нарушением слуха…...15

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ………..………………………………..…20

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие глухого ребенка……………………………………………………………………..….….21

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной  среды………21

3.3. Кадровые условия реализации Программы…………………………….....22

3.4. Материально-техническое обеспечение Программы…………………….23

3.5. Финансовые условия реализации Программы……………………………25

3.6. Планирование образовательной деятельности…………………………....25

3.7. Перечень нормативных и нормативно-методических документов…...…25

3.8. Перечень литературных источников………………………………………26

4.Дополнения и изменения к Программе…………………………………...….30

Краткая презентация Программы

 Программа по дополнительному образованию «Разноцветные фантазии» составлена воспитателем Прокопюк Юлией Алексеевной на 2021-2022 учебный год с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с задержкой психического развития ,с учетом  примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования,  одобренной  решением Министерства образования и науки РФ от 04.03.2019 г, Протокол № 1/19; Программы «Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития дошкольного возраста» под ред. Л.П. Носковой, Л.А.Головчиц, Н.Д.Шматко, Москва, 1999 г

Программа дополнительного образования «Разноцветные фантазии» относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и ориентирована на приобщение детей к увлекательному виду творчества – рисованию.

 Программа «Разноцветные фантазии» направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.

Занятия проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит

естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, красками, кисточками, шаблонами, трафаретами, учатся владеть ножницами.

Актуальность.

 Данная программа рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей с задержкой психического развития не только мелкой моторики рук и творческих способностей, но и, представлений об окружающем мире, психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение).

Учитывая всё вышеперечисленное, предпочтение при создании программы было отдано нетрадиционным техникам рисования.

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

        

1.1 Пояснительная записка

  В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.  

Программа «Разноцветные фантазии» относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и ориентирована на приобщение детей к увлекательному виду творчества –рисованию. изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования создаёт наиболее благоприятные условия для ребёнка с задержкой психического развития, способствует раскрытию его творческого потенциала.

      Овладение детьми с задержкой психического развития нетрадиционными техниками изображения доcтавляет дошкольникам истинную радоcть, если оно строится с учетом специфики деятельности, возраста детей и их возможностей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, ребят не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Они получают огромное удовольствие от процесса выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям. В процессе работы раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

Преимущества нетрадиционного рисования перед традиционным:

  • Многообразие способов и средств рисования;
  • Лёгкость в освоении методов. Все методы интуитивно понятны и легки в применении детьми с ЗПР;
  • Создаёт атмосферу непринужденности, открытости;
  • Создаёт эмоционально-благоприятное отношение к выполнению заданий;
  • Развивает уверенность в своих силах;
  • Работа каждого ребенка индивидуальна и неповторима;
  • Отсутствует отрицательный результат в работе детей.

Нормативно-правовая база

Дополнительная образовательная программа «Умные пальчики» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • «Закон об образовании РФ» № 273 от 29.12.12г. Статья 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»
  • Приказ МО и Н РФ от 29.08.13г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • ФГОС дошкольного образования (приказ №1155 МО и Н РФ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г)
  • «Концепция развития дополнительного образования детей» от 04.09.2014г. № 1726-Р СанПиНы 2.4.4.3172-14. от 20.08.14г.

1.1.1.Цели задачи, условия реализации Программы

Цели: развитие художественно-изобразительных способностей детей с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник рисования.

-  Познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования; учить применять усвоенные способы в изобразительной деятельности.

-  Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание использовать их в своей деятельности.

- Воспитывать у детей  адекватную самооценку своих способностей, уверенность в своих возможностях.

Задачи:

Образовательные: формирование произвольных координированных движений пальцев рук, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук); формирование практических умений и навыков; обучение различным навыкам работы с различными материалами;

Развивающие: развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук; совершенствование движений рук; развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

Воспитательные: воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.); воспитывать и развивать художественный вкус; воспитывать усидчивость, целенаправленность;

      Условия реализации Программы

 

  1. Систематическое проведение занятий.
  2. Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
  3. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
  4. Сотрудничество педагога с семьей.

1.1.2.Принципы и подходы к формированию Программы

- Принцип личностно-ориентированного воздействия, целью которого является развитие ребенка с задержкой психического развития. 

- Принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).

- Принцип полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи).

- Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста с, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.

- Учет возрастных особенностей воспитанников. В связи с возрастными особенностями воспитанников (5-7лет с) - отсутствие устойчивого внимания, усидчивости, быстрой утомляемости рекомендуется выбор несложных в исполнении техник нетрадиционного рисования, не требующих длительных усилий. В процессе обучения идет усложнение заданий и повышение требований к качеству. Уровень подготовки детей посещающих занятия различен, поэтому наиболее продуктивным подходом к занятиям является дифференцированный подход, позволяющий каждому ребенку добиваться положительного результата.

- Принцип наглядности. Педагогический процесс должен обеспечиваться дидактическим материалом, в который входят книги, стенды с готовыми рисунками педагога, иллюстрации, позволяющие зрительно воспринимать услышанное. Применение наглядных пособий играет большую роль в усвоении детьми нового материала. Средства наглядности позволяют дать детям разностороннее понятие о каком-либо предмете, явлении и способствуют более прочному усвоению материала.

- Принцип доступности. Обучение на доступном для понимания воспитанников материале способствует повышению интереса и желанию учиться выбранному виду творчества, стремлению успешному выполнению практических заданий.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики.

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей раннего и дошкольного возраста с задержкой психического развития

Для определения целей и задач ПрАООП значимо понимание клинико-психологических особенностей полиморфной, разнородной категории детей с задержкой психического развития.

Под термином «задержка психического развития» понимаются синдромы отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедление темпа реализации закодированных в генотипе возможностей. Это понятие употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической или функциональной недостаточностью центральной нервной системы (ЦНС).

У большинства детей с ЗПР наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки мотивации и целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, сниженной работоспособности, энцефалопатических расстройств. В одних случаях у детей страдает работоспособность, в других - произвольность в организации и регуляции деятельности, в-третьих - мотивационный компонент деятельности. У детей с ЗПР часто наблюдаются инфантильные черты личности и социального поведения.

Психологические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В дошкольном возрасте проявления задержки становятся более выраженными и проявляются в следующем:

Недостаточная познавательная активность нередко в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью. Дети с ЗПР отличаются пониженной, по сравнению с возрастной нормой, умственной работоспособностью, особенно при усложнении деятельности.

Отставание в развитии психомоторных функций, недостатки общей и мелкой моторики, координационных способностей, чувства ритма. Двигательные навыки и техника основных движений отстают от возрастных возможностей, страдают двигательные качества: быстрота, ловкость, точность, сила движений. Недостатки психомоторики проявляются в незрелости зрительно-слухо-моторной координации, произвольной регуляции движений, недостатках моторной памяти, пространственной организации движений.

Незрелость мыслительных операций. Дети с ЗПР испытывают большие трудности при выделении общих, существенных признаков в группе предметов, абстрагировании от несущественных признаков, при переключении с одного основания классификации на другой, при обобщении. Незрелость мыслительных операций сказывается на продуктивности наглядно-образного мышления и трудностях формирования словесно-логического мышления. Детям трудно устанавливать причинно-следственные связи и отношения, усваивать обобщающие понятия.

Задержка в развитии и своеобразие игровой деятельности. У дошкольников с ЗПР недостаточно развиты все структурные компоненты игровой деятельности: снижена игровая мотивация, с трудом формируется игровой замысел, сюжеты игр бедные, примитивные, ролевое поведение неустойчивое, возможны соскальзывания на стереотипные действия с игровым материалом.

Недоразвитие речи носит системный характер. Особенности речевого развития детей с ЗПР обусловлены своеобразием их познавательной деятельности и проявляются в следующем:

•        отставание в овладении речью как средством общения и всеми компонентами языка;

•        низкая речевая активность;

•        бедность, недифференцированность словаря;

•        выраженные недостатки грамматического строя речи: словообразования, словоизменения, синтаксической системы языка;

•        слабость словесной регуляции действий, трудности вербализации и словесного отчета;

•        задержка в развитии фразовой речи, неполноценность развернутых речевых высказываний;

•        недостаточный уровень ориентировки в языковой действительности, трудности в осознании звуко-слогового строения слова, состава предложения;

•        недостатки устной речи и несформированность функционального базиса письменной речи обусловливают особые проблемы при овладении грамотой;

•        недостатки семантической стороны, которые проявляются в трудностях понимания значения слова, логико-грамматических конструкций, скрытого смысла текста

Особые образовательные потребности дошкольников с задержкой психического развития

Вышеперечисленные особенности и недостатки обусловливают особые образовательные потребности дошкольников с ЗПР, заключающиеся в следующем:

•        раннее выявление недостатков в развитии и получение специальной психолого-педагогической помощи на дошкольном этапе образования;

•        обеспечение коррекционно-развивающей направленности в рамках всех образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО: развитие и целенаправленная коррекция недостатков развития эмоционально-волевой, личностной, социально-коммуникативной, познавательной и двигательной сфер;

•        обеспечение преемственности между дошкольным и школьным образованием как условия непрерывности коррекционно-развивающего процесса;

•        осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума;

•        обеспечение особой пространственной и временной организации среды с учетом функционального состояния ЦНС и ее нейродинамики (быстрой истощаемости, низкой работоспособности);

•        щадящий, комфортный, здоровьесберегающий режим жизнедеятельности детей и образовательных нагрузок;

•        изменение объема и содержания образования, его вариативность; восполнение пробелов в овладении образовательной программой ДОО; вариативность освоения образовательной программы;

•        индивидуально-дифференцированный подход в процессе усвоения образовательной программы;

•        формирование, расширение, обогащение и систематизация представлений об окружающем мире, включение освоенных представлений, умений и навыков в практическую и игровую деятельности;

•        постоянная стимуляция познавательной и речевой активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному миру и социальному окружению;

•        разработка и реализация групповых и индивидуальных программ коррекционной работы; организация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с учетом индивидуально-типологических особенностей психофизического развития, актуального уровня развития, имеющихся знаний, представлений, умений и навыков и ориентацией на зону ближайшего развития;

•        изменение методов, средств, форм образования; организация процесса обучения с учетом особенностей познавательной деятельности (пошаговое предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию, так коррекции и компенсации недостатков в развитии);

•        приоритетность целенаправленного педагогического руководства на начальных этапах образовательной и коррекционной работы, формирование предпосылок для постепенного перехода ребенка к самостоятельной деятельности;

•        обеспечение планового мониторинга развития ребенка с целью создания оптимальных образовательных условий с целью своевременной интеграции в общеобразовательную среду;

•        развитие коммуникативной деятельности, формирование средств коммуникации, приемов конструктивного взаимодействия и сотрудничества с взрослыми и сверстниками, социально одобряемого поведения;

•        развитие всех компонентов речи, речеязыковой компетентности;

•        целенаправленное развитие предметно-практической, игровой, продуктивной, экспериментальной деятельности и предпосылок к учебной деятельности с ориентацией на формирование их мотивационных, регуляционных, операциональных компонентов;

•        обеспечение взаимодействия и сотрудничества с семьей воспитанника; грамотное психолого-педагогическое сопровождение и активизация ее ресурсов для формирования социально активной позиции; оказание родителям (законным представителям) консультативной и методической помощи по вопросам обучения и воспитания ребенка с ЗПР.

1.1.4. Характеристика воспитанников с задержкой психического развития.

Группу посещают дети 5-7 лет со сложными полиморфными нарушениями, при которых страдают разные компоненты познавательной деятельности, змоционально-волевой сферы, психомоторного развития.

Поступают с заключениями ЦПМПК: парциальная не сформированность психических функций смешанного типа, грубой степени: системное недоразвитие речи средней и тяжелой степени; спастико-паретический синдром в артикуляционной мускулатуре; искаженное  психическое развитие.

Дети с диагнозами: синдром Дауна, аутистическими чертами.

По МКБ-10 к этой категории относятся дети со специфическими расстройствами развития учебных навыков (F-81) и общими расстройствами психологического развития (F-84).

Программа разрабатывалась с учетом всех категорий воспитанников.

Для детей, значительно отстающих от возрастной нормы, перспектива сближения с которой маловероятна, составляются индивидуальные образовательные маршруты.

  • давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
  • различать и называть способы нетрадиционного рисования;
  • самостоятельно подбирать необходимые материалы для работы в определенной технике рисования;
  • использовать различные приспособления, необходимые для выполнения

       рисунка, соблюдая при этом технику безопасности;

  • применять полученные знания на практике;
  • слаженно работать в коллективе,
  • давать оценку своей деятельности.

1.2.Планируемые результаты

К концу года ребенок может:

  • различать способы нетрадиционного рисования;
  • самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т. д.);
  • самостоятельно передавать сюжетную композицию;
  • давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
  • различать способы нетрадиционного рисования;
  • самостоятельно подбирать необходимые материалы для работы в определенной технике рисования;
  • использовать различные приспособления, необходимые для выполнения

       рисунка, соблюдая при этом технику безопасности;

  • применять полученные знания на практике;
  • слаженно работать в коллективе,
  • давать оценку своей деятельности.

1.3. Целевые ориентиры в дошкольном возрасте

Целевые ориентиры (планируемые результаты) образовательной деятельности и профессиональной коррекции нарушений развития у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития .

Художественно-эстетическое развитие. Рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации. Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам. Осваивает изобразительные навыки, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелками. Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.). Появляется элементарный предметный рисунок.

Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует. Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку. Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов. С помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах. Подпевает при хоровом исполнении песен.

 Целевые ориентиры программы выступают основаниями для преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации целевые ориентиры предполагают формирование у  детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

1.4.Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

Оценивание качества (оценивание соответствия образовательной деятельности,

реализуемой Организацией, требованиям, заданным Стандартом и Примерной

адаптированной программой) в дошкольном образовании  детей с задержкой

психического развития направлено, прежде всего, на оценивание созданных

вариантов развития  ребенка в дошкольном детстве,

Диагностика развития ребенка с ЗПР дошкольного возраста, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми.

Педагогическая диагностика

Цель: выявление уровня развития изобразительных способностей детей 5-7 лет.

 Для оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью нами были выделены следующие критерии:

- передача цвета;

 - передача формы;

- расположение изображений на листе.

 На основе выделенных критериев определены уровни развития

изобразительной деятельности:

Высокий уровень (от 2,5 до 3 баллов) - ребенок выделяет цветовые эталоны, проводит действия идентификации предметов и их изображений по цвету, цветовые сочетания выстраивает по образцу. Умеет в рисовании изображать простые предметы. Группирует предметы по цвету, форме и величине. Ребенок знает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок умеет ритмично наносить линии.

 Средний уровень (от 1,5 до 2,5 баллов) - ребенок умеет группировать предметы по цвету, форме и величине, но с небольшой помощью педагога. Умеет в рисовании изображать простые предметы, а также в рисунке передает цвет, но испытывает затруднения в выделении цветовых эталонов. Ребенок путает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету, но с небольшой помощью педагога. Ребенок испытывает затруднения ритмично наносить линии.

Низкий уровень (от 1 до 1,5 баллов) - ребенок не выделяет цветовые эталоны. Не умеет в рисовании изображать простые предметы и соотносить предметы с формой и величиной. Не может группировать предметы по цвету, форме и величине. Ребенок испытывает затруднения в названии цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Не обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок не умеет ритмично наносить линии.

        

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 2.1. Общие положения. В соответствии с ФГОС ДО общий объем образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая должна быть реализована, рассчитывается с учетом направленности Программы в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и др.) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и/ или психическом развитии детей.

2.2.Содержание образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха.

2.2.1.Социально-коммуникативное развитие

•        развивать общение и игровую деятельность: создавать условия для позитивной социализации и развития инициативы ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формировать умения и навыки общения со сверстниками в игровой деятельности; развивать коммуникативные способности дошкольников;

•        приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми: поддерживать доброжелательное отношение детей друг к другу и положительное взаимодействие детей друг с другом в разных видах деятельности;

•        формировать основы нравственной культуры;

•        формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежности: формировать идентификацию детей с членами семьи, другими детьми и взрослыми, способствовать развитию патриотических чувств;

•        формировать готовность к усвоению социокультурных и духовно-нравственных ценностей с учетом этнокультурной ситуации развития детей.

2.2.2.Познавательное развитие

- развитие анализирующего восприятия при овладении сенсорными эталонами;

- формирование системы умственных действий, повышающих эффективность образовательной деятельности;

- формирование мотивационно-потребностного, когнитивно-интеллектуального, деятельностного компонентов познания;

- развитие математических способностей и мыслительных операций у ребенка;

- развитие познавательной активности, любознательности;

- формирование предпосылок учебной деятельности.

2.2.3.Речевое развитие

•        организация видов деятельности, способствующих развитию речи детей;

•        развитие речевой деятельности;

•        развитие способности к построению речевого высказывания в ситуации общения, создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей с помощью речи;

•        формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в речевом общении и деятельности;

•        формирование мотивационно-потребностного, деятельностного, когнитивно-интеллектуального компонентов речевой и читательской культуры;

•        формирование предпосылок грамотности.

2.2.4.Художественно-эстетическое развитие

•        формирование познавательных интересов и действий, наблюдательности ребенка в изобразительной и конструктивной видах деятельности;

•         развитие сенсомоторной координации как основы для формирования изобразительных навыков; овладения разными техниками изобразительной деятельности;

•        развитие художественного вкуса.

Художественное развитие:

•        развитие разных видов изобразительной и конструктивной деятельности;

•        становление эстетического отношения к окружающему миру и творческих способностей;

•        развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства;

•        формирование основ художественно-эстетической культуры, элементарных представлений об изобразительном искусстве и его жанрах;

•        развитие эмоционального отношения, сопереживания персонажам художественных произведений;

•        формирование представлений о художественной культуре малой родины и Отечества, единстве и многообразии способов выражения художественной культуры разных стран и народов мира.

В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, особых потребностей и возможностей здоровья детей указанное содержание дифференцируется.

2.2.5. Физическое развитие

-         сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:

в т. ч. обеспечение их эмоционального благополучия; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления; создание условий, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы и других систем организма;

-         воспитание культурно-гигиенических навыков: создание условий для адаптации детей к двигательному режиму; содействие формированию культурно-гигиенических навыков и полезных привычек и др.;

-         формирование начальных представлений о здоровом образе жизни: ценностей здорового образа жизни, относящихся к общей культуре личности; создание условий для овладения детьми элементарными нормами и правилами питания, закаливания.

2.3.Взаимодействие воспитателя с семьями дошкольников с задержкой психического развития.

В условиях работы с детьми с ЗПР перед педагогическим коллективом встают новые задачи по взаимодействию с семьями воспитанников, т. к. их родители также нуждаются в специальной психолого-педагогической поддержке. Это связано с тем, что многие родители не знают закономерностей психического развития детей и часто дезориентированы в состоянии развития своего ребенка. Они не видят разницы между задержкой психического развития, умственной отсталостью и психическим заболеванием. Среди родителей детей с ЗПР довольно много родителей с пониженной социальной ответственностью. Поэтому одной из важнейших задач является просветительско-консультативная работа с семьей, привлечение родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку в преодолении имеющихся недостатков и трудностей.

Результат работы с родителями:

- Расширение знаний родителей о важности и значении развития мелкой моторики.

 - Ознакомление с техниками нетрадиционного рисования.

 - Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизации их позиции как участников педагогического процесса детского сада.

Сплочение внутрисемейных отношений.

Длительность занятий

не более 20 минут для детей 4-5 лет;

не более 25 минут для детей 5-6 лет;

не более 30 минут для детей 6-7 лет;

В середине занятия обязательна физкультминутка игрового характера.

2.4 Перспективное планирование работы с детьми с нарушением слуха.

Октябрь        

Тема

Задачи

Материал

1

«Дуб»

(пластилинография+ аппликация из

сухих листьев)

Формировать навыки работы с пластилином, с природными материалами (засушенными листьями). Развивать интерес к художественной деятельности; мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера; умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.

Засушенные листья разной формы, цвета, дощечки, клей, кисти, салфетки, клеенки, пластилин, салфетки желтого и красного цвета.

2

«Люблю березку русскую» (отпечатки листьями)

Продолжать знакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях. Учить видеть красоту русской природы. Воспитывать бережное отношение к природе; аккуратность при выполнении работы.

Гуашь, сухие листья березы, кисть, вода.

Ноябрь

    Тема  

                        Задачи      

   Материал

1

«Волшебные зонтики»

(пластилинография)

Учить создавать цветное изображение «зонта» на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина

-обучать приемам в работе с пластилином-отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе

-активизировать речь, мышление, мелкую моторику.

Плотный картон А4, пластилин, стеки ,салфетки для рук, разноцветный зонтик.

2

«Овощи» лепка

Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, придавая округлую форму.

иллюстрации и эскизы с изображением овощей пластилин салфетки.

Декабрь

    Тема  

                        Задачи      

         Материал

1

«Маленькой ёлочке холодно зимой»

(пластилинография

Продолжать учить раскатывать тонкие колбаски и выкладывать ими контур, учить приему размазывания пластилина по поверхности листа.. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

 Дощечки, пластилин, стеки, салфетки, муляж ёлки

2

«Снеговик» (аппликация)

Учим детей пользоваться клеем и располагать ватные диски в определённой последовательности на поверхности листа. Воспитывать усидчивость, внимание, аккуратность

Картон синего цвета, клей, салфетки, ватные диски.

3

«Дед Мороз»                

Аппликация с использованием салфеток        Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму.

готовый эскиз готовая нарисованная форма деда мороза салфетки клей

Январь

Тема

Задачи

Материал

1

 «Снежинки»

(пластилинография

Продолжать знакомить детей с новыми нетрадиционными техниками: рисование пластилином. Развивать мелкую моторику, воспитывать художественный вкус, аккуратность, усидчивость.

Картон синего цвета, пластилин, салфетки, стеки. муляжи снежинок.

2

«Медвежонок» (рисование поролоном)

Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, Продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей. Воспитывать любовь к животным.

Поролоновые печатки, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт животного.

Февраль

    Тема  

                        Задачи      

         Материал

1

«Валентинка»

(аппликация)

Помочь детям сделать заготовки ладошки и украсить её. Воспитывать аккуратность при выполнении работы, желание доставить радость близким в праздник.

Разноцветные ладошки из

картона, глазки, бантики из макарон,клей, салфетки, готовый шаблон валентинки

2

«Открытка для папы» (аппликация)

Учить детей составлять изображение кораблика из заготовок. Развивать чувство ритма и композиции. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Воспитывать аккуратность при выполнении работы, художественный вкус.

Цветные заготовки кораблика, Бумага синего цвета, клей , салфетки, картинки с изображением корабля.

Март

    Тема  

                        Задачи      

         Материал

1

«Подарок на 8 марта» (аппликация)

Продолжать учить детей создавать не сложную композицию; учить располагать изображение цветка на листе. Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания, Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного; развивать воображение, фантазию, Воспитывать любовь к маме.

Цифра 8 вырезанная из картона, картон зеленого цвета, клей ПВА, кисть, заготовки цветочков, картинки с готовым изображением.

2

«Березовая роща» (аппликация из трубочек)

Познакомить детей с новым видом работы с бумагой – скручивание в трубочки. Упражнять в приеме накручивания узкой длинной полоски бумаги на карандаш, учить делать объемную поделку, закреплять знания детей о деревьях. Развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе,

: Лист картона голубого цвета, бумага белого цвета, чёрный фломастер, ножницы, клей.

3

«Ёжик» (аппликация из семечек)

Продолжать знакомить детей с нетрадиционным приемом аппликации - вклеивании силуэта семечками, передовая эффект иголок.. Развивать у детей наблюдательность, зрительную память, мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.

Лист белого картона;  семечки; бусины для глаз; пластилин, салфетка, клеенка, картина «Ежиха с ежатами».

Апрель

    Тема  

                        Задачи      

         Материал

1

 «Грачи прилетели»

Учить детей закрашивать рисунок не выходя за пределы контура, используя словесное описание и показ;. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности, пространственные отношения. Уточнить и расширить знания детей о признаках весны и о птице грач.

Готовые шаблоны птиц, цветные карандаши, салфетки, иллюстрация с изображением грача.

2

«Ракета» (пластилинография)

Заинтересовать детей рисованием ракеты. Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей. Побуждать дополнять свою работу звёздами, по выбору детей.

Заготовка шаблона ракеты , пластилин , салфетки, стеки, картинка с изображением ракеты.

3

«Золотое солнышко»

(пластилинография)

Закрепляем умение детей размазывать пластилин по поверхности. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца.

Белый картон с изображением солнца, пластилин, стеки, салфетки.

Май

    Тема  

                        Задачи      

         Материал

«Салют» победы.

 Развивать умение ориентироваться на листе бумаги; художественный вкус. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца..

Бумага А4, гуашь, салфетки, кисти, изображение праздничного салюта.

«Бабочка» (пластилинография)

Закреплять навыки работы с пластилином. Развивать интерес к художественной деятельности, мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера; художественное творчество, эстетические чувства. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Пластилин, дощечка, салфетка, контурное изображение бабочки.

3-4 неделя диагностика

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие  ребенка с задержкой психического развития.

Программа создала  следующие  психолого-педагогические  условия, обеспечивающие  развитие ребенка с ЗПР  дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями развития, возможностями и интересами.

1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков. При этом учитывается, что на начальных этапах образовательной деятельности педагог занимает активную позицию, постепенно мотивируя и включая собственную активность ребенка.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности ребенка с ЗПР, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, (но не сравнение с достижениями других детей), стимулирование самооценки.

3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка с ЗПР. Учитывая, что у детей с ЗПР игра без специально организованной работы самостоятельно нормативно не развивается, в ПрАООП для детей с ЗПР во II разделе программы этому направлению посвящен специальный раздел.

4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка с ЗПР и сохранению его индивидуальности.

5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности. Учитывая особенности познавательной деятельности детей с ЗПР, переход к продуктивной деятельности и формирование новых представлений и умений следует при устойчивом функционировании ранее освоенного умения, навыка.

6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка с ЗПР. Это условие имеет особое значение, так как одной из причин задержки развития у детей могут быть неблагоприятные условия жизнедеятельности и воспитания в семье.

7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, овладения новыми технологиями, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка с ЗПР, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Система занятий предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Занятия проводятся из расчета:

• 1 занятие в неделю

• 3 занятия в месяц

• 30 занятия в год

Длительность занятий

не более 20 минут для детей 4-5 лет;

не более 25 минут для детей 5-6 лет;

не более 30 минут для детей 6-7 лет;

В середине занятия обязательна физкультминутка игрового характера.

Во время занятия часто происходит смена методов и видов деятельности, такие как:

- Дидактические игры и игровые упражнения.

- Занимательные задания и игры-соревнования.

- Изобразительная и творческая деятельность.

- Экспериментальная деятельность.

-наглядный метод обучения и метод практических действий.

-ориентировочно-исследовательская деятельность.

-методы проблемно-поискового характера.

 Для повышения эффективности коррекционно-педагогической работы организуется адекватная возможностям ребенка предметно-развивающая среда, то есть система условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.

Условия создания комфортной среды:

- благоприятный психологический климат (спокойная, доброжелательная атмосфера, учет индивидуальных особенностей  ребенка, профессиональный уровень взрослых, количество детей в группе должно соответствовать норме);

- безопасность предметно-пространственной среды для жизни и здоровья ребенка (соответствие детской мебели, игрового и дидактического материала возрастным, санитарно-гигиеническим требованиям);

- организация работы с детьми на основе учета принципа «открытости - закрытости» (чередование деятельности детей в разных пространственных измерениях).

3.3. Кадровые условия реализации Программы.

С каждой группой детей работают 2 воспитателя, каждый имеет среднее профессиональное или высшее профессиональное образование с обязательным повышением квалификации в области оказания помощи детям с задержкой психического развития в объеме не менее 144 часов.

Воспитатель принимает участие в разработке программы по дополнительному образованию в соответствии с требованиями Стандарта. Участвует в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в Организации. Планирует и реализовывает образовательную работу в группе детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями Стандарта. Организовывает и проводит педагогический мониторинг освоения программы детьми с ЗПР и анализ образовательной работы.

Несет ответственность за развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей с ЗПР дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, формирование психологической готовности данной категории обучающихся к школьному обучению.

Обеспечивает активное использование недирективной помощи и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, организацию образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.

3.4. Материально-техническое обеспечение Программы

Материально-технические условия реализации программы дополнительного образования должны обеспечивать соблюдение:

  • санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);
  • возможности для беспрепятственного доступа детей к объектам инфраструктуры образовательной организации;

Общие специальные образовательные условия определены:

– Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

– приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

Учебно-методическое обеспечение.

Материалы:

-различные виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная, самоклеющаяся);

-картон;

•        пластилин;

•        природные материалы;

•        клей ПВА;

Оборудование:

•        баночки для воды;

•        крупа мелкая и крупная;

•        счетные палочки;

•        шаблоны;

•        салфетки;

•        образцы готовых изделий;

Инструменты:

•        ножницы;

•        стеки;

•        кисточки;

•        карандаши, краски;

•        трафареты.

Наглядные пособия:

•        иллюстрации;

•        игрушки;

3.5. Финансовые условия реализации Программы

Дополнительное образование реализуется бесплатно.

3.6. Планирование образовательной деятельности на 2021-2022уч.год

Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных, двигательно-кинестетических методов.

Выделяются следующие формы работы с детьми с задержкой психического развития: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные в соответствие с медицинскими показаниями.

В зависимости от структуры нарушений коррекционно-развивающая работа с детьми данной категории должна строиться дифференцированно

группа

Название деятельности

руководитель

время

группа детей с задержкой психического развития

кружок

«Разноцветные фантазии»

художественно-эстетической направленности

Прокопюк

Юлия Алексеевна

1 раз в неделю

Среда

15-30-16-00

3.6 Режим дня группы детей с задержкой психического развития.

Режимные моменты.

Приём детей.

Игровая самостоятельная деятельность.

Индивидуальная работа с детьми.

          Художественно-речевая, трудовая деятельность.

7.00-8.25

Утренняя гимнастика.

8.10-8.20

Подготовка к завтраку. Самостоятельные гигиенические процедуры,  дежурство.

8.20-8.30

Завтрак.

8.30-8.55

Подготовка к организованной образовательной деятельности.

8.50-9.00

Организованная образовательная деятельность.

9.00-10.20

Второй завтрак.

10.20-10.30

Подготовка к прогулке. Самостоятельное одевание.

10.30-10.45

Прогулка (наблюдение, труд, подвижные игры, игра сюжетно-ролевого характера, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей).

10.45-12.15

Возвращение с прогулки. Самостоятельное раздевание.

12.15-12.20

Подготовка к обеду. Гигиенические процедуры. Дежурство.

12.20-12.30

Обед.

12.30-13.00

Подготовка ко сну. Дневной сон.

13.00-15.00

Постепенный подъём детей.

15.00-15.05

Воздушная гимнастика после дневного сна.

15.05-15.15

Культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, причёсывание)

15.15-15.25

Полдник

15.25-15-50

Игровая самостоятельная деятельность детей, коррекционный час, кружковая работа.

15.50-16.30

Прогулка (наблюдение, подвижные игры, индивидуальная работа с детьми).

16.30-17.50

Ужин

18.00-18.30

Самостоятельная деятельность детей. Беседы с родителями. Уход детей домой.

18.30-19.00

3.7. Перечень нормативных и нормативно-методических документов

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.] (Актуальный закон в редакции от 29.12.2017).

2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [принят Государственной Думой 20 июля 1995 г.: одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 г.] (Актуальный закон в редакции от 29.12.2017).

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038).

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2014 № 32220).

6. Приказ Минтруда России от 29 сентября 2014 г. №664н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.11.2014 № 34792).

7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СаНПиН» 2.4.3049-13).

8. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015 № 2/15)).

9.        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

10.        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования».

3.8. Перечень литературных источников

1. Грибовская А.А. «Коллективное творчество дошкольников. – М.: Творческий центр, 2004г.

2. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». –М.: Мозаика – Синтез, 2008г.

3. Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги. – М.: Академия развития, 2001г

4. Казакова Л.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста». – М.: Творческий центр, 2005г

5. Комарова Т.С. «Обучение дошкольников технике рисования». Учебное пособие к Программе под редакцией Васильевой М.А. - М.: Мозаика – Синтез, 2005г

6. Комарова, Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография / Т.С. Комарова. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. – 144 с.: цв. Вкл.

7. Лыкова И.А. Программа «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа». – М.: «Карапуз – дидактика» 2007г.

 8. Лыкова И.А. Программа «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа». – М.: «Карапуз – дидактика» 2007г.

9. Лыкова И.А. программа «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа»; Москва. «Карапуз – дидактика» 2007г.

10.Лыкова И.А. Программа «Цветные ладошки». – М.:«Карапуз – дидактика», 2007г. 11. Ремезова Л.А. «Играем с цветом». - М.: «Школьная пресса», 2004г

 12.Утробина К.К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001г

13.Швайко Г. С. Программа «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа» Москва – Владос 2003г

14.Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки». – М.: Академия развития, 2006г

15. Грибовская А.А. «Коллективное творчество дошкольников. – М.: Творческий центр, 2004г.

16. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». –М.: Мозаика – Синтез, 2008г.

17. Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги. – М.: Академия развития, 2001г

18. Казакова Л.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста». – М.: Творческий центр, 2005г

19. Комарова Т.С. «Обучение дошкольников технике рисования». Учебное пособие к Программе под редакцией Васильевой М.А. - М.: Мозаика – Синтез, 2005г

20. Комарова, Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография / Т.С. Комарова. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. – 144 с.: цв. Вкл.

21. Лыкова И.А. Программа «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа». – М.: «Карапуз – дидактика» 2007г.

 22. Лыкова И.А. Программа «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа». – М.: «Карапуз – дидактика» 2007г.

23. Лыкова И.А. программа «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа»; Москва. «Карапуз – дидактика» 2007г.

24.Лыкова И.А. Программа «Цветные ладошки». – М.:«Карапуз – дидактика», 2007г. 11. Ремезова Л.А. «Играем с цветом». - М.: «Школьная пресса», 2004г

 25.Утробина К.К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001г

26.Швайко Г. С. Программа «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа» Москва – Владос 2003г

27.Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки». – М.: Академия развития, 2006г

4.Дополнения и изменения к

Программе.

Дополнения и изменения могут быть внесены в программу по объективным причинам.

Таким как:

-индивидуальные особенности дошкольников.

-результаты диагностического исследования развития дошкольников.

-изменения в АОП ДОУ.