ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Разноцветные фантазии»
методическая разработка по рисованию (средняя группа)
Программа дополнительного образования «Разноцветные фантазии» относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и ориентирована на приобщение детей к увлекательному виду творчества – рисованию.
Программа «Разноцветные фантазии» направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
государственное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7 «Дюймовочка»
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета заведующий ГКДОУ
протокол № ____ _________ А.В.Диденко
от «____» __________20 ___ г. «____» __________ 20 __ г.
ПРОГРАММА
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ДЛЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Разноцветные фантазии»
на
2021-2022 учебный год
Составила:
воспитатель
Прокопюк Ю.А.
Ессентуки
2021 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Краткая презентация Программы………………………………………………..2
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………...…..3
1.1 Пояснительная записка……………………………………………………….4
1.1.1Цели задачи, условия реализации Программы……………………….…....4
1.1.2.Принципы и подходы к формированию Программы………………….….5
1.1.3Значимые для разработки и реализации Программы характеристики….. 6
1.1.4.Характеристика группы детей с нарушением слуха……………………...7
1.2.Планируемые результаты……………………………………….……………8
1.3. Целевые ориентиры в дошкольном возрасте………………….………....…8
1.4.Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе………………………………………………………………………..10
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………………12
2.1. Общие положения…………………………………………………………..13
2.2.Содержание образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха……………………………………………….…..13
2.2.1.Социально-коммуникативное развитие……………………………….…13
2.2.2.Познавательное развитие………………………………………………….13
2.2.3.Речевое развитие…………………………………………………………..13
2.2.4.Художественно-эстетическое развитие………………………………….13
2.2.5..Физическое развитие……………………………………………………..14.
2.3.Взаимодействие воспитателя с семьями дошкольников с нарушением слуха……………………………………………………………………………...15
2.4 Перспективное планирование работы с детьми с нарушением слуха…...15
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ………..………………………………..…20
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие глухого ребенка……………………………………………………………………..….….21
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды………21
3.3. Кадровые условия реализации Программы…………………………….....22
3.4. Материально-техническое обеспечение Программы…………………….23
3.5. Финансовые условия реализации Программы……………………………25
3.6. Планирование образовательной деятельности…………………………....25
3.7. Перечень нормативных и нормативно-методических документов…...…25
3.8. Перечень литературных источников………………………………………26
4.Дополнения и изменения к Программе…………………………………...….30
Краткая презентация Программы
Программа по дополнительному образованию «Разноцветные фантазии» составлена воспитателем Прокопюк Юлией Алексеевной на 2021-2022 учебный год с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с задержкой психического развития ,с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением Министерства образования и науки РФ от 04.03.2019 г, Протокол № 1/19; Программы «Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития дошкольного возраста» под ред. Л.П. Носковой, Л.А.Головчиц, Н.Д.Шматко, Москва, 1999 г
Программа дополнительного образования «Разноцветные фантазии» относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и ориентирована на приобщение детей к увлекательному виду творчества – рисованию.
Программа «Разноцветные фантазии» направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.
Занятия проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит
естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, красками, кисточками, шаблонами, трафаретами, учатся владеть ножницами.
Актуальность.
Данная программа рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей с задержкой психического развития не только мелкой моторики рук и творческих способностей, но и, представлений об окружающем мире, психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение).
Учитывая всё вышеперечисленное, предпочтение при создании программы было отдано нетрадиционным техникам рисования.
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.
Программа «Разноцветные фантазии» относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и ориентирована на приобщение детей к увлекательному виду творчества –рисованию. изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования создаёт наиболее благоприятные условия для ребёнка с задержкой психического развития, способствует раскрытию его творческого потенциала.
Овладение детьми с задержкой психического развития нетрадиционными техниками изображения доcтавляет дошкольникам истинную радоcть, если оно строится с учетом специфики деятельности, возраста детей и их возможностей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, ребят не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Они получают огромное удовольствие от процесса выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям. В процессе работы раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Преимущества нетрадиционного рисования перед традиционным:
- Многообразие способов и средств рисования;
- Лёгкость в освоении методов. Все методы интуитивно понятны и легки в применении детьми с ЗПР;
- Создаёт атмосферу непринужденности, открытости;
- Создаёт эмоционально-благоприятное отношение к выполнению заданий;
- Развивает уверенность в своих силах;
- Работа каждого ребенка индивидуальна и неповторима;
- Отсутствует отрицательный результат в работе детей.
Нормативно-правовая база
Дополнительная образовательная программа «Умные пальчики» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- «Закон об образовании РФ» № 273 от 29.12.12г. Статья 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»
- Приказ МО и Н РФ от 29.08.13г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- ФГОС дошкольного образования (приказ №1155 МО и Н РФ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г)
- «Концепция развития дополнительного образования детей» от 04.09.2014г. № 1726-Р СанПиНы 2.4.4.3172-14. от 20.08.14г.
1.1.1.Цели задачи, условия реализации Программы
Цели: развитие художественно-изобразительных способностей детей с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник рисования.
- Познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования; учить применять усвоенные способы в изобразительной деятельности.
- Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание использовать их в своей деятельности.
- Воспитывать у детей адекватную самооценку своих способностей, уверенность в своих возможностях.
Задачи:
Образовательные: формирование произвольных координированных движений пальцев рук, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук); формирование практических умений и навыков; обучение различным навыкам работы с различными материалами;
Развивающие: развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук; совершенствование движений рук; развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
Воспитательные: воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.); воспитывать и развивать художественный вкус; воспитывать усидчивость, целенаправленность;
Условия реализации Программы
- Систематическое проведение занятий.
- Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
- Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
- Сотрудничество педагога с семьей.
1.1.2.Принципы и подходы к формированию Программы
- Принцип личностно-ориентированного воздействия, целью которого является развитие ребенка с задержкой психического развития.
- Принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).
- Принцип полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи).
- Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста с, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.
- Учет возрастных особенностей воспитанников. В связи с возрастными особенностями воспитанников (5-7лет с) - отсутствие устойчивого внимания, усидчивости, быстрой утомляемости рекомендуется выбор несложных в исполнении техник нетрадиционного рисования, не требующих длительных усилий. В процессе обучения идет усложнение заданий и повышение требований к качеству. Уровень подготовки детей посещающих занятия различен, поэтому наиболее продуктивным подходом к занятиям является дифференцированный подход, позволяющий каждому ребенку добиваться положительного результата.
- Принцип наглядности. Педагогический процесс должен обеспечиваться дидактическим материалом, в который входят книги, стенды с готовыми рисунками педагога, иллюстрации, позволяющие зрительно воспринимать услышанное. Применение наглядных пособий играет большую роль в усвоении детьми нового материала. Средства наглядности позволяют дать детям разностороннее понятие о каком-либо предмете, явлении и способствуют более прочному усвоению материала.
- Принцип доступности. Обучение на доступном для понимания воспитанников материале способствует повышению интереса и желанию учиться выбранному виду творчества, стремлению успешному выполнению практических заданий.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики.
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей раннего и дошкольного возраста с задержкой психического развития
Для определения целей и задач ПрАООП значимо понимание клинико-психологических особенностей полиморфной, разнородной категории детей с задержкой психического развития.
Под термином «задержка психического развития» понимаются синдромы отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедление темпа реализации закодированных в генотипе возможностей. Это понятие употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической или функциональной недостаточностью центральной нервной системы (ЦНС).
У большинства детей с ЗПР наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки мотивации и целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, сниженной работоспособности, энцефалопатических расстройств. В одних случаях у детей страдает работоспособность, в других - произвольность в организации и регуляции деятельности, в-третьих - мотивационный компонент деятельности. У детей с ЗПР часто наблюдаются инфантильные черты личности и социального поведения.
Психологические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
В дошкольном возрасте проявления задержки становятся более выраженными и проявляются в следующем:
Недостаточная познавательная активность нередко в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью. Дети с ЗПР отличаются пониженной, по сравнению с возрастной нормой, умственной работоспособностью, особенно при усложнении деятельности.
Отставание в развитии психомоторных функций, недостатки общей и мелкой моторики, координационных способностей, чувства ритма. Двигательные навыки и техника основных движений отстают от возрастных возможностей, страдают двигательные качества: быстрота, ловкость, точность, сила движений. Недостатки психомоторики проявляются в незрелости зрительно-слухо-моторной координации, произвольной регуляции движений, недостатках моторной памяти, пространственной организации движений.
Незрелость мыслительных операций. Дети с ЗПР испытывают большие трудности при выделении общих, существенных признаков в группе предметов, абстрагировании от несущественных признаков, при переключении с одного основания классификации на другой, при обобщении. Незрелость мыслительных операций сказывается на продуктивности наглядно-образного мышления и трудностях формирования словесно-логического мышления. Детям трудно устанавливать причинно-следственные связи и отношения, усваивать обобщающие понятия.
Задержка в развитии и своеобразие игровой деятельности. У дошкольников с ЗПР недостаточно развиты все структурные компоненты игровой деятельности: снижена игровая мотивация, с трудом формируется игровой замысел, сюжеты игр бедные, примитивные, ролевое поведение неустойчивое, возможны соскальзывания на стереотипные действия с игровым материалом.
Недоразвитие речи носит системный характер. Особенности речевого развития детей с ЗПР обусловлены своеобразием их познавательной деятельности и проявляются в следующем:
• отставание в овладении речью как средством общения и всеми компонентами языка;
• низкая речевая активность;
• бедность, недифференцированность словаря;
• выраженные недостатки грамматического строя речи: словообразования, словоизменения, синтаксической системы языка;
• слабость словесной регуляции действий, трудности вербализации и словесного отчета;
• задержка в развитии фразовой речи, неполноценность развернутых речевых высказываний;
• недостаточный уровень ориентировки в языковой действительности, трудности в осознании звуко-слогового строения слова, состава предложения;
• недостатки устной речи и несформированность функционального базиса письменной речи обусловливают особые проблемы при овладении грамотой;
• недостатки семантической стороны, которые проявляются в трудностях понимания значения слова, логико-грамматических конструкций, скрытого смысла текста
Особые образовательные потребности дошкольников с задержкой психического развития
Вышеперечисленные особенности и недостатки обусловливают особые образовательные потребности дошкольников с ЗПР, заключающиеся в следующем:
• раннее выявление недостатков в развитии и получение специальной психолого-педагогической помощи на дошкольном этапе образования;
• обеспечение коррекционно-развивающей направленности в рамках всех образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО: развитие и целенаправленная коррекция недостатков развития эмоционально-волевой, личностной, социально-коммуникативной, познавательной и двигательной сфер;
• обеспечение преемственности между дошкольным и школьным образованием как условия непрерывности коррекционно-развивающего процесса;
• осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума;
• обеспечение особой пространственной и временной организации среды с учетом функционального состояния ЦНС и ее нейродинамики (быстрой истощаемости, низкой работоспособности);
• щадящий, комфортный, здоровьесберегающий режим жизнедеятельности детей и образовательных нагрузок;
• изменение объема и содержания образования, его вариативность; восполнение пробелов в овладении образовательной программой ДОО; вариативность освоения образовательной программы;
• индивидуально-дифференцированный подход в процессе усвоения образовательной программы;
• формирование, расширение, обогащение и систематизация представлений об окружающем мире, включение освоенных представлений, умений и навыков в практическую и игровую деятельности;
• постоянная стимуляция познавательной и речевой активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному миру и социальному окружению;
• разработка и реализация групповых и индивидуальных программ коррекционной работы; организация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с учетом индивидуально-типологических особенностей психофизического развития, актуального уровня развития, имеющихся знаний, представлений, умений и навыков и ориентацией на зону ближайшего развития;
• изменение методов, средств, форм образования; организация процесса обучения с учетом особенностей познавательной деятельности (пошаговое предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию, так коррекции и компенсации недостатков в развитии);
• приоритетность целенаправленного педагогического руководства на начальных этапах образовательной и коррекционной работы, формирование предпосылок для постепенного перехода ребенка к самостоятельной деятельности;
• обеспечение планового мониторинга развития ребенка с целью создания оптимальных образовательных условий с целью своевременной интеграции в общеобразовательную среду;
• развитие коммуникативной деятельности, формирование средств коммуникации, приемов конструктивного взаимодействия и сотрудничества с взрослыми и сверстниками, социально одобряемого поведения;
• развитие всех компонентов речи, речеязыковой компетентности;
• целенаправленное развитие предметно-практической, игровой, продуктивной, экспериментальной деятельности и предпосылок к учебной деятельности с ориентацией на формирование их мотивационных, регуляционных, операциональных компонентов;
• обеспечение взаимодействия и сотрудничества с семьей воспитанника; грамотное психолого-педагогическое сопровождение и активизация ее ресурсов для формирования социально активной позиции; оказание родителям (законным представителям) консультативной и методической помощи по вопросам обучения и воспитания ребенка с ЗПР.
1.1.4. Характеристика воспитанников с задержкой психического развития.
Группу посещают дети 5-7 лет со сложными полиморфными нарушениями, при которых страдают разные компоненты познавательной деятельности, змоционально-волевой сферы, психомоторного развития.
Поступают с заключениями ЦПМПК: парциальная не сформированность психических функций смешанного типа, грубой степени: системное недоразвитие речи средней и тяжелой степени; спастико-паретический синдром в артикуляционной мускулатуре; искаженное психическое развитие.
Дети с диагнозами: синдром Дауна, аутистическими чертами.
По МКБ-10 к этой категории относятся дети со специфическими расстройствами развития учебных навыков (F-81) и общими расстройствами психологического развития (F-84).
Программа разрабатывалась с учетом всех категорий воспитанников.
Для детей, значительно отстающих от возрастной нормы, перспектива сближения с которой маловероятна, составляются индивидуальные образовательные маршруты.
- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
- различать и называть способы нетрадиционного рисования;
- самостоятельно подбирать необходимые материалы для работы в определенной технике рисования;
- использовать различные приспособления, необходимые для выполнения
рисунка, соблюдая при этом технику безопасности;
- применять полученные знания на практике;
- слаженно работать в коллективе,
- давать оценку своей деятельности.
1.2.Планируемые результаты
К концу года ребенок может:
- различать способы нетрадиционного рисования;
- самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т. д.);
- самостоятельно передавать сюжетную композицию;
- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
- различать способы нетрадиционного рисования;
- самостоятельно подбирать необходимые материалы для работы в определенной технике рисования;
- использовать различные приспособления, необходимые для выполнения
рисунка, соблюдая при этом технику безопасности;
- применять полученные знания на практике;
- слаженно работать в коллективе,
- давать оценку своей деятельности.
1.3. Целевые ориентиры в дошкольном возрасте
Целевые ориентиры (планируемые результаты) образовательной деятельности и профессиональной коррекции нарушений развития у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития .
Художественно-эстетическое развитие. Рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации. Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам. Осваивает изобразительные навыки, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелками. Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.). Появляется элементарный предметный рисунок.
Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует. Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку. Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов. С помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах. Подпевает при хоровом исполнении песен.
Целевые ориентиры программы выступают основаниями для преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
1.4.Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Оценивание качества (оценивание соответствия образовательной деятельности,
реализуемой Организацией, требованиям, заданным Стандартом и Примерной
адаптированной программой) в дошкольном образовании детей с задержкой
психического развития направлено, прежде всего, на оценивание созданных
вариантов развития ребенка в дошкольном детстве,
Диагностика развития ребенка с ЗПР дошкольного возраста, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми.
Педагогическая диагностика
Цель: выявление уровня развития изобразительных способностей детей 5-7 лет.
Для оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью нами были выделены следующие критерии:
- передача цвета;
- передача формы;
- расположение изображений на листе.
На основе выделенных критериев определены уровни развития
изобразительной деятельности:
Высокий уровень (от 2,5 до 3 баллов) - ребенок выделяет цветовые эталоны, проводит действия идентификации предметов и их изображений по цвету, цветовые сочетания выстраивает по образцу. Умеет в рисовании изображать простые предметы. Группирует предметы по цвету, форме и величине. Ребенок знает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок умеет ритмично наносить линии.
Средний уровень (от 1,5 до 2,5 баллов) - ребенок умеет группировать предметы по цвету, форме и величине, но с небольшой помощью педагога. Умеет в рисовании изображать простые предметы, а также в рисунке передает цвет, но испытывает затруднения в выделении цветовых эталонов. Ребенок путает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету, но с небольшой помощью педагога. Ребенок испытывает затруднения ритмично наносить линии.
Низкий уровень (от 1 до 1,5 баллов) - ребенок не выделяет цветовые эталоны. Не умеет в рисовании изображать простые предметы и соотносить предметы с формой и величиной. Не может группировать предметы по цвету, форме и величине. Ребенок испытывает затруднения в названии цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Не обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок не умеет ритмично наносить линии.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Общие положения. В соответствии с ФГОС ДО общий объем образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая должна быть реализована, рассчитывается с учетом направленности Программы в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и др.) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и/ или психическом развитии детей.
2.2.Содержание образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха.
2.2.1.Социально-коммуникативное развитие
• развивать общение и игровую деятельность: создавать условия для позитивной социализации и развития инициативы ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формировать умения и навыки общения со сверстниками в игровой деятельности; развивать коммуникативные способности дошкольников;
• приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми: поддерживать доброжелательное отношение детей друг к другу и положительное взаимодействие детей друг с другом в разных видах деятельности;
• формировать основы нравственной культуры;
• формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежности: формировать идентификацию детей с членами семьи, другими детьми и взрослыми, способствовать развитию патриотических чувств;
• формировать готовность к усвоению социокультурных и духовно-нравственных ценностей с учетом этнокультурной ситуации развития детей.
2.2.2.Познавательное развитие
- развитие анализирующего восприятия при овладении сенсорными эталонами;
- формирование системы умственных действий, повышающих эффективность образовательной деятельности;
- формирование мотивационно-потребностного, когнитивно-интеллектуального, деятельностного компонентов познания;
- развитие математических способностей и мыслительных операций у ребенка;
- развитие познавательной активности, любознательности;
- формирование предпосылок учебной деятельности.
2.2.3.Речевое развитие
• организация видов деятельности, способствующих развитию речи детей;
• развитие речевой деятельности;
• развитие способности к построению речевого высказывания в ситуации общения, создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей с помощью речи;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в речевом общении и деятельности;
• формирование мотивационно-потребностного, деятельностного, когнитивно-интеллектуального компонентов речевой и читательской культуры;
• формирование предпосылок грамотности.
2.2.4.Художественно-эстетическое развитие
• формирование познавательных интересов и действий, наблюдательности ребенка в изобразительной и конструктивной видах деятельности;
• развитие сенсомоторной координации как основы для формирования изобразительных навыков; овладения разными техниками изобразительной деятельности;
• развитие художественного вкуса.
Художественное развитие:
• развитие разных видов изобразительной и конструктивной деятельности;
• становление эстетического отношения к окружающему миру и творческих способностей;
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства;
• формирование основ художественно-эстетической культуры, элементарных представлений об изобразительном искусстве и его жанрах;
• развитие эмоционального отношения, сопереживания персонажам художественных произведений;
• формирование представлений о художественной культуре малой родины и Отечества, единстве и многообразии способов выражения художественной культуры разных стран и народов мира.
В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, особых потребностей и возможностей здоровья детей указанное содержание дифференцируется.
2.2.5. Физическое развитие
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
в т. ч. обеспечение их эмоционального благополучия; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления; создание условий, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы и других систем организма;
- воспитание культурно-гигиенических навыков: создание условий для адаптации детей к двигательному режиму; содействие формированию культурно-гигиенических навыков и полезных привычек и др.;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни: ценностей здорового образа жизни, относящихся к общей культуре личности; создание условий для овладения детьми элементарными нормами и правилами питания, закаливания.
2.3.Взаимодействие воспитателя с семьями дошкольников с задержкой психического развития.
В условиях работы с детьми с ЗПР перед педагогическим коллективом встают новые задачи по взаимодействию с семьями воспитанников, т. к. их родители также нуждаются в специальной психолого-педагогической поддержке. Это связано с тем, что многие родители не знают закономерностей психического развития детей и часто дезориентированы в состоянии развития своего ребенка. Они не видят разницы между задержкой психического развития, умственной отсталостью и психическим заболеванием. Среди родителей детей с ЗПР довольно много родителей с пониженной социальной ответственностью. Поэтому одной из важнейших задач является просветительско-консультативная работа с семьей, привлечение родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку в преодолении имеющихся недостатков и трудностей.
Результат работы с родителями:
- Расширение знаний родителей о важности и значении развития мелкой моторики.
- Ознакомление с техниками нетрадиционного рисования.
- Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизации их позиции как участников педагогического процесса детского сада.
Сплочение внутрисемейных отношений.
Длительность занятий
не более 20 минут для детей 4-5 лет;
не более 25 минут для детей 5-6 лет;
не более 30 минут для детей 6-7 лет;
В середине занятия обязательна физкультминутка игрового характера.
2.4 Перспективное планирование работы с детьми с нарушением слуха.
Октябрь | ||||
Тема | Задачи | Материал | ||
1 | «Дуб» (пластилинография+ аппликация из сухих листьев) | Формировать навыки работы с пластилином, с природными материалами (засушенными листьями). Развивать интерес к художественной деятельности; мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера; умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. | Засушенные листья разной формы, цвета, дощечки, клей, кисти, салфетки, клеенки, пластилин, салфетки желтого и красного цвета. | |
2 | «Люблю березку русскую» (отпечатки листьями) | Продолжать знакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях. Учить видеть красоту русской природы. Воспитывать бережное отношение к природе; аккуратность при выполнении работы. | Гуашь, сухие листья березы, кисть, вода. | |
Ноябрь | ||||
Тема | Задачи | Материал | ||
1 | «Волшебные зонтики» (пластилинография) | Учить создавать цветное изображение «зонта» на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина -обучать приемам в работе с пластилином-отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе -активизировать речь, мышление, мелкую моторику. | Плотный картон А4, пластилин, стеки ,салфетки для рук, разноцветный зонтик. | |
2 | «Овощи» лепка | Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, придавая округлую форму. | иллюстрации и эскизы с изображением овощей пластилин салфетки. | |
Декабрь | ||||
Тема | Задачи | Материал | ||
1 | «Маленькой ёлочке холодно зимой» (пластилинография | Продолжать учить раскатывать тонкие колбаски и выкладывать ими контур, учить приему размазывания пластилина по поверхности листа.. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. | Дощечки, пластилин, стеки, салфетки, муляж ёлки | |
2 | «Снеговик» (аппликация) | Учим детей пользоваться клеем и располагать ватные диски в определённой последовательности на поверхности листа. Воспитывать усидчивость, внимание, аккуратность | Картон синего цвета, клей, салфетки, ватные диски. | |
3 | «Дед Мороз» | Аппликация с использованием салфеток Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму. | готовый эскиз готовая нарисованная форма деда мороза салфетки клей | |
Январь | ||||
Тема | Задачи | Материал | ||
1 | «Снежинки» (пластилинография | Продолжать знакомить детей с новыми нетрадиционными техниками: рисование пластилином. Развивать мелкую моторику, воспитывать художественный вкус, аккуратность, усидчивость. | Картон синего цвета, пластилин, салфетки, стеки. муляжи снежинок. | |
2 | «Медвежонок» (рисование поролоном) | Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, Продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей. Воспитывать любовь к животным. | Поролоновые печатки, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт животного. | |
Февраль | ||||
Тема | Задачи | Материал | ||
1 | «Валентинка» (аппликация) | Помочь детям сделать заготовки ладошки и украсить её. Воспитывать аккуратность при выполнении работы, желание доставить радость близким в праздник. | Разноцветные ладошки из картона, глазки, бантики из макарон,клей, салфетки, готовый шаблон валентинки | |
2 | «Открытка для папы» (аппликация) | Учить детей составлять изображение кораблика из заготовок. Развивать чувство ритма и композиции. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Воспитывать аккуратность при выполнении работы, художественный вкус. | Цветные заготовки кораблика, Бумага синего цвета, клей , салфетки, картинки с изображением корабля. | |
Март | ||||
Тема | Задачи | Материал | ||
1 | «Подарок на 8 марта» (аппликация) | Продолжать учить детей создавать не сложную композицию; учить располагать изображение цветка на листе. Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания, Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного; развивать воображение, фантазию, Воспитывать любовь к маме. | Цифра 8 вырезанная из картона, картон зеленого цвета, клей ПВА, кисть, заготовки цветочков, картинки с готовым изображением. | |
2 | «Березовая роща» (аппликация из трубочек) | Познакомить детей с новым видом работы с бумагой – скручивание в трубочки. Упражнять в приеме накручивания узкой длинной полоски бумаги на карандаш, учить делать объемную поделку, закреплять знания детей о деревьях. Развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе, | : Лист картона голубого цвета, бумага белого цвета, чёрный фломастер, ножницы, клей. | |
3 | «Ёжик» (аппликация из семечек) | Продолжать знакомить детей с нетрадиционным приемом аппликации - вклеивании силуэта семечками, передовая эффект иголок.. Развивать у детей наблюдательность, зрительную память, мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу. | Лист белого картона; семечки; бусины для глаз; пластилин, салфетка, клеенка, картина «Ежиха с ежатами». | |
Апрель | ||||
Тема | Задачи | Материал | ||
1 | «Грачи прилетели» | Учить детей закрашивать рисунок не выходя за пределы контура, используя словесное описание и показ;. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности, пространственные отношения. Уточнить и расширить знания детей о признаках весны и о птице грач. | Готовые шаблоны птиц, цветные карандаши, салфетки, иллюстрация с изображением грача. | |
2 | «Ракета» (пластилинография) | Заинтересовать детей рисованием ракеты. Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей. Побуждать дополнять свою работу звёздами, по выбору детей. | Заготовка шаблона ракеты , пластилин , салфетки, стеки, картинка с изображением ракеты. | |
3 | «Золотое солнышко» (пластилинография) | Закрепляем умение детей размазывать пластилин по поверхности. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца. | Белый картон с изображением солнца, пластилин, стеки, салфетки. | |
Май | ||||
Тема | Задачи | Материал | ||
«Салют» победы. | Развивать умение ориентироваться на листе бумаги; художественный вкус. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца.. | Бумага А4, гуашь, салфетки, кисти, изображение праздничного салюта. | ||
«Бабочка» (пластилинография) | Закреплять навыки работы с пластилином. Развивать интерес к художественной деятельности, мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера; художественное творчество, эстетические чувства. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. | Пластилин, дощечка, салфетка, контурное изображение бабочки. | ||
3-4 неделя диагностика |
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с задержкой психического развития.
Программа создала следующие психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с ЗПР дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями развития, возможностями и интересами.
1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков. При этом учитывается, что на начальных этапах образовательной деятельности педагог занимает активную позицию, постепенно мотивируя и включая собственную активность ребенка.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности ребенка с ЗПР, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, (но не сравнение с достижениями других детей), стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка с ЗПР. Учитывая, что у детей с ЗПР игра без специально организованной работы самостоятельно нормативно не развивается, в ПрАООП для детей с ЗПР во II разделе программы этому направлению посвящен специальный раздел.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка с ЗПР и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности. Учитывая особенности познавательной деятельности детей с ЗПР, переход к продуктивной деятельности и формирование новых представлений и умений следует при устойчивом функционировании ранее освоенного умения, навыка.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка с ЗПР. Это условие имеет особое значение, так как одной из причин задержки развития у детей могут быть неблагоприятные условия жизнедеятельности и воспитания в семье.
7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, овладения новыми технологиями, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка с ЗПР, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Система занятий предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Занятия проводятся из расчета:
• 1 занятие в неделю
• 3 занятия в месяц
• 30 занятия в год
Длительность занятий
не более 20 минут для детей 4-5 лет;
не более 25 минут для детей 5-6 лет;
не более 30 минут для детей 6-7 лет;
В середине занятия обязательна физкультминутка игрового характера.
Во время занятия часто происходит смена методов и видов деятельности, такие как:
- Дидактические игры и игровые упражнения.
- Занимательные задания и игры-соревнования.
- Изобразительная и творческая деятельность.
- Экспериментальная деятельность.
-наглядный метод обучения и метод практических действий.
-ориентировочно-исследовательская деятельность.
-методы проблемно-поискового характера.
Для повышения эффективности коррекционно-педагогической работы организуется адекватная возможностям ребенка предметно-развивающая среда, то есть система условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.
Условия создания комфортной среды:
- благоприятный психологический климат (спокойная, доброжелательная атмосфера, учет индивидуальных особенностей ребенка, профессиональный уровень взрослых, количество детей в группе должно соответствовать норме);
- безопасность предметно-пространственной среды для жизни и здоровья ребенка (соответствие детской мебели, игрового и дидактического материала возрастным, санитарно-гигиеническим требованиям);
- организация работы с детьми на основе учета принципа «открытости - закрытости» (чередование деятельности детей в разных пространственных измерениях).
3.3. Кадровые условия реализации Программы.
С каждой группой детей работают 2 воспитателя, каждый имеет среднее профессиональное или высшее профессиональное образование с обязательным повышением квалификации в области оказания помощи детям с задержкой психического развития в объеме не менее 144 часов.
Воспитатель принимает участие в разработке программы по дополнительному образованию в соответствии с требованиями Стандарта. Участвует в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в Организации. Планирует и реализовывает образовательную работу в группе детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями Стандарта. Организовывает и проводит педагогический мониторинг освоения программы детьми с ЗПР и анализ образовательной работы.
Несет ответственность за развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей с ЗПР дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, формирование психологической готовности данной категории обучающихся к школьному обучению.
Обеспечивает активное использование недирективной помощи и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, организацию образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.
3.4. Материально-техническое обеспечение Программы
Материально-технические условия реализации программы дополнительного образования должны обеспечивать соблюдение:
- санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);
- возможности для беспрепятственного доступа детей к объектам инфраструктуры образовательной организации;
Общие специальные образовательные условия определены:
– Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
– приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
Учебно-методическое обеспечение.
Материалы:
-различные виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная, самоклеющаяся);
-картон;
• пластилин;
• природные материалы;
• клей ПВА;
Оборудование:
• баночки для воды;
• крупа мелкая и крупная;
• счетные палочки;
• шаблоны;
• салфетки;
• образцы готовых изделий;
Инструменты:
• ножницы;
• стеки;
• кисточки;
• карандаши, краски;
• трафареты.
Наглядные пособия:
• иллюстрации;
• игрушки;
3.5. Финансовые условия реализации Программы
Дополнительное образование реализуется бесплатно.
3.6. Планирование образовательной деятельности на 2021-2022уч.год
Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных, двигательно-кинестетических методов.
Выделяются следующие формы работы с детьми с задержкой психического развития: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные в соответствие с медицинскими показаниями.
В зависимости от структуры нарушений коррекционно-развивающая работа с детьми данной категории должна строиться дифференцированно
группа | Название деятельности | руководитель | время |
группа детей с задержкой психического развития | кружок «Разноцветные фантазии» художественно-эстетической направленности | Прокопюк Юлия Алексеевна | 1 раз в неделю Среда 15-30-16-00 |
3.6 Режим дня группы детей с задержкой психического развития.
Режимные моменты. | ||
Приём детей. Игровая самостоятельная деятельность. Индивидуальная работа с детьми. Художественно-речевая, трудовая деятельность. | 7.00-8.25 | |
Утренняя гимнастика. | 8.10-8.20 | |
Подготовка к завтраку. Самостоятельные гигиенические процедуры, дежурство. | 8.20-8.30 | |
Завтрак. | 8.30-8.55 | |
Подготовка к организованной образовательной деятельности. | 8.50-9.00 | |
Организованная образовательная деятельность. | 9.00-10.20 | |
Второй завтрак. | 10.20-10.30 | |
Подготовка к прогулке. Самостоятельное одевание. | 10.30-10.45 | |
Прогулка (наблюдение, труд, подвижные игры, игра сюжетно-ролевого характера, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей). | 10.45-12.15 | |
Возвращение с прогулки. Самостоятельное раздевание. | 12.15-12.20 | |
Подготовка к обеду. Гигиенические процедуры. Дежурство. | 12.20-12.30 | |
Обед. | 12.30-13.00 | |
Подготовка ко сну. Дневной сон. | 13.00-15.00 | |
Постепенный подъём детей. | 15.00-15.05 | |
Воздушная гимнастика после дневного сна. | 15.05-15.15 | |
Культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, причёсывание) | 15.15-15.25 | |
Полдник | 15.25-15-50 | |
Игровая самостоятельная деятельность детей, коррекционный час, кружковая работа. | 15.50-16.30 | |
Прогулка (наблюдение, подвижные игры, индивидуальная работа с детьми). | 16.30-17.50 | |
Ужин | 18.00-18.30 | |
Самостоятельная деятельность детей. Беседы с родителями. Уход детей домой. | 18.30-19.00 |
3.7. Перечень нормативных и нормативно-методических документов
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.] (Актуальный закон в редакции от 29.12.2017).
2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [принят Государственной Думой 20 июля 1995 г.: одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 г.] (Актуальный закон в редакции от 29.12.2017).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038).
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2014 № 32220).
6. Приказ Минтруда России от 29 сентября 2014 г. №664н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.11.2014 № 34792).
7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СаНПиН» 2.4.3049-13).
8. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015 № 2/15)).
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования».
3.8. Перечень литературных источников
1. Грибовская А.А. «Коллективное творчество дошкольников. – М.: Творческий центр, 2004г.
2. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». –М.: Мозаика – Синтез, 2008г.
3. Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги. – М.: Академия развития, 2001г
4. Казакова Л.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста». – М.: Творческий центр, 2005г
5. Комарова Т.С. «Обучение дошкольников технике рисования». Учебное пособие к Программе под редакцией Васильевой М.А. - М.: Мозаика – Синтез, 2005г
6. Комарова, Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография / Т.С. Комарова. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. – 144 с.: цв. Вкл.
7. Лыкова И.А. Программа «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа». – М.: «Карапуз – дидактика» 2007г.
8. Лыкова И.А. Программа «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа». – М.: «Карапуз – дидактика» 2007г.
9. Лыкова И.А. программа «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа»; Москва. «Карапуз – дидактика» 2007г.
10.Лыкова И.А. Программа «Цветные ладошки». – М.:«Карапуз – дидактика», 2007г. 11. Ремезова Л.А. «Играем с цветом». - М.: «Школьная пресса», 2004г
12.Утробина К.К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001г
13.Швайко Г. С. Программа «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа» Москва – Владос 2003г
14.Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки». – М.: Академия развития, 2006г
15. Грибовская А.А. «Коллективное творчество дошкольников. – М.: Творческий центр, 2004г.
16. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». –М.: Мозаика – Синтез, 2008г.
17. Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги. – М.: Академия развития, 2001г
18. Казакова Л.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста». – М.: Творческий центр, 2005г
19. Комарова Т.С. «Обучение дошкольников технике рисования». Учебное пособие к Программе под редакцией Васильевой М.А. - М.: Мозаика – Синтез, 2005г
20. Комарова, Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография / Т.С. Комарова. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. – 144 с.: цв. Вкл.
21. Лыкова И.А. Программа «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа». – М.: «Карапуз – дидактика» 2007г.
22. Лыкова И.А. Программа «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа». – М.: «Карапуз – дидактика» 2007г.
23. Лыкова И.А. программа «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа»; Москва. «Карапуз – дидактика» 2007г.
24.Лыкова И.А. Программа «Цветные ладошки». – М.:«Карапуз – дидактика», 2007г. 11. Ремезова Л.А. «Играем с цветом». - М.: «Школьная пресса», 2004г
25.Утробина К.К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001г
26.Швайко Г. С. Программа «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа» Москва – Владос 2003г
27.Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки». – М.: Академия развития, 2006г
4.Дополнения и изменения к
Программе.
Дополнения и изменения могут быть внесены в программу по объективным причинам.
Таким как:
-индивидуальные особенности дошкольников.
-результаты диагностического исследования развития дошкольников.
-изменения в АОП ДОУ.