Особенности организации образовательного процесса для реализации продуктивного детского творчества.
статья

Федюк Марина Владимировна

Каждый ребенок любит рисовать. Дети рисуют карандашами, красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом на асфальте и угольком на случайной дощечке, веточкой на песке... Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом, как изобразительная деятельность.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации образовательного процесса для реализации продуктивного детского творчества.

«В душе каждого ребенка

невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой,

они красиво зазвучат».

Сухомлинский В.А.

Каждый ребенок любит рисовать. Дети рисуют карандашами, красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом на асфальте и угольком на случайной дощечке, веточкой на песке и многими другими инструментами и материалами. Художественная деятельность, связана с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, с процессом восприятия и познания, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера. Художественное воспитание оказывает влияние на важные задачи, связанные с необходимостью гармоничного развития личности, поэтому место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.

Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Рисование для ребенка — радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Результативность образовательного процесса тем успешнее, чем раньше и целенаправленнее у детей осуществляется формирование культуры личности, эстетических качеств (воображение, абстрактное и логическое мышление и т.д.), наблюдательности, инициативности и самостоятельности.

Одной из главных задач художественного развития детей является обогащение мировосприятия, т.е. развитие творческой культуры ребенка: развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового.

Положительному процессу восприятия и продуктивному детскому творчеству способствуют способы реализации образовательного процесса в виде:

  • и́гры;
  • познавательная и исследовательская деятельности.

Доминируют игровые ситуации, ролевые игры, игры-импровизации, что придает занятиям динамичность и интригующую загадочность.

Младший дошкольный возраст — это важный период для развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости движений, но еще слабо развиты мелкие мышцы кистей рук, дети не обладают точной координацией мелких движений пальцев. Работа на этом этапе является очень ответственной, поскольку именно сейчас происходит, образно говоря, — «закладка фундамента будущего здания», другими словами — становлении культуры личности ребенка, формирование его духовного мира. Выполняя различные действия: вырезание, раскрашивание, складывание из бумаги, лепку — ребенок будет развивать мелкие и точные движения рук. Результаты работы будут видны не сразу, а лишь тогда, когда дети научатся свободно владеть карандашом, кистью и другими художественными инструментами, воспринимать форму и почувствовать композицию.

Для этого уже в младшей группе необходимо заинтересовать ребенка творческим процессом, чтобы каждое занятие было эмоциональным, включало в себя игровые моменты, разнообразные и красочные материалы. Для практической работы предпочтительней использовать гуашь. Кисти широкие — среднего размера, круглой формы, различной жесткости.

Дети узнают, что различие форм зависит от:

  • инструмента (кисти, карандаши, фломастеры, мелки — оставляют на бумаге разные следы);
  • движение руки с инструментом (толщина и цвет линии);
  • правильной организацией рабочего стола.

В старшем дошкольном возрасте нужно предоставить инициативность и самостоятельность — возможность работать с разнообразными материалами в разных техниках, что расширяет круг возможностей детей и помогает развивать индивидуальные особенности и дарования каждого ребенка. Ребенок сам становится активным в выборе содержания своего образования. Поделочный материал должен быть привлекателен, но при этом разнообразие должно быть умеренным, иначе дети ограничатся поверхностным знакомством с ним, переходя от одного вида к другому, не используя возможности каждого.

В этом возрасте ребенок уже достаточно знает об окружающем мире и его общение с ним очень разнообразно. Кажется, что возможности восприятия, энергия, результативность деятельности детей безграничны. Но умение воспринимать материал, фантазировать, создавать интересные образы и композиции у детей не всегда одинаково развито. Занятия по художественно-эстетическому развитию помогут ребенку обрести уверенность в собственных силах, освоить необычные технологии, воспитать художественный вкус ребенка, умение наблюдать и выделять характерное. Ведь сюжеты будущих работ находятся рядом с ребятами, необходимо только отыскать их.

Дети старшего дошкольного возраста уже вошли в мир искусства, начали разбираться в цвете и воспринимать оттенки. Следует делать основной акцент в обучении на многообразие цветовых сочетаний. На этом этапе важно подвести детей к пониманию:

  • о том, что цвет может передавать эмоции (добрый, злой, грустный, веселый и т.п.);
  • как один цвет может влиять на другой;
  • какие цвета могут дополнять друг друга, и — наоборот не сочетаться;
  • о взаимосвязи цвета с различными материалами;
  • о понятии теплохолодности оттенков цвета.

Следует проводить развивающие упражнения, которые будут способствовать пробуждению в детях эстетического чувства. Например, не всегда что ярко — то красиво. Предоставить возможность экспериментировать с материалами и техникой изображения, что способствует вариантному подходу к осмыслению той или иной развивающей задачи. Важно не мешать ребенку в создании образа, не навязывать свои варианты выполнения, но чутко и умело направлять творческий процесс.

Дети этого возраста узнают:

  • Как, используя отношение контраста, можно выразить самые разные чувства и мысли через связи изображений по цвету, форме, очертаниям. Поэтому дети пробуют осваивать их, начиная с наиболее простых — отношение величин, цветовой контраст;
  • Как передать глубину пространства на плоских и объемных изображениях (живопись, коллаж) на примере композиции.

Образовательный процесс должен включать в себя широкое использование иллюстрационного материала; работу по сравнительному анализу различных видов искусства (живопись, графика, музыка, поэзия); игры-занятия, развивающие абстрактное мышление; использование методических пособий, дидактических игр и художественных работ детей для создания тематических выставок, являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога. Кроме того, детские работы могут служить зрительной информацией для родителей и украшением интерьера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе детского сада"

В этой консультации подробно описываются особенности работы в разновозрастной группе детского сада....

Особенности организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО

В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллект...

Особенности организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В данной статье описываюся особенности организации образовательного процесса с детьми раннего возраста. Рассмотрен алгоритм написания программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

«Особенности организации образовательного процесса с учетом применения электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Для меня, как специалиста дошкольного образования, процесс применения электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования интересен, т.к. помогает организовать образовательный процесс в...

Особенности организации образовательного процесса по реализации задач патриотического воспитания в соответствии с современными требованиями.

(Из опыта работы)Подготовила: воспитатель Зайцева Марина Владимировна В наше время проблема нравственно- патриотического воспитания очень актуальна, ведь современные дети мало знают о своём родно...

Особенности организации образовательного процесса по реализации задач патриотического воспитания

В наше время проблема нравственно- патриотического воспитания очень актуальна, ведь современные дети мало знают о своём родном городе, стране, народных традициях. Каждому человеку нужно знать кто он и...