Творческий проект на тему: “ Педагогика граттажа”.
проект по рисованию (подготовительная группа)

Кравцова Ксения Николаевна

Творческий проект на тему: “ Педагогика граттажа”.

Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей дошкольника, его навыков восприятия и мышления в изобразительной деятельности, созидательного отношения к преобразованию окружающего мира, стимулирование творческого самовыражения ребенка.

Задачи проекта: 

1.Развивать художественные способности в изобразительной деятельности посредством использования нетрадиционных техник исполнения (граттаж).

2.Стимулировать исследовательские действия с различным материалом и способам его использования для передачи особенностей предметов окружающего мира.

3.Воспитывать эстетический вкус детей, умение получать чувство удовольствия от результатов творческих преобразований в своей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt.docx380.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеразвивающее учреждение детский сад комбинированного вида №11 «Ромашка» г. Южно-Сахалинск.

Творческий проект

в подготовительной группе №09 “Фантазеры”.

Тема: “ Педагогика граттажа”.

Воспитатель:

Кравцова Ксения Николаевна.

г. Южно-Сахалинск 2022 г.

Как часто видим жизнь мы в черном цвете,
И счастье - словно призрачный мираж...

Под черной тушью - мир из радуг, света.
Люблю картины в технике граттаж!

Алена Неленко

Актуальность:

Использование нетрадиционных художественных техник является эффективным средством для создания выразительности образов, т.е. для проявления и развития детской одарённости в рисовании.

Опыт работы свидетельствует: рисование необычным материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно - это процесс и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества.

Нам взрослым, необходимо развивать в ребёнке чувство красоты, фантазию и воображение. Именно от этого зависит, какой - богатой или бедной будет его духовная жизнь. Поэтому на занятиях с детьми я использую не только традиционные, но и нетрадиционные методы рисования. Развитие творчества – одна из главных задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание её как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей, в отношении к себе (т. е. творческое саморазвитие). Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Радость творчества становится детям много доступнее, когда они учатся рисовать, и знают, что есть специальные приемы, с помощью которых можно разрешить трудности в рисовании. Рисование в детском саду, так же, как и деятельность художника, включает определенную технику, овладеть которой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающем.

 Использование нетрадиционных техник рисования делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоение программного материала.

Нетрадиционная техника рисования – это маленькая игра. Их использование позволяет детям: чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Развивает мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию, творческие способности. Совершенствует умение использовать графические средства выразительности: линию, штрих, контраст для передачи своих впечатлений. Воспитывает интерес к нетрадиционному рисованию. Стимулирует активность, инициативность в придумывании содержания изображения.

Граттаж является одной из нетрадиционных техник рисования. Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру

Актуальность данной работы объясняется тем, что нетрадиционная техника рисования - граттаж позволяет преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности. Данная техника рисования помогает почувствовать себя свободным, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно, позволяет создать удивительный мир, полный необычных образов, персонажей, любимых героев.

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСКОГРАФИИ В ДОУ:

 Практиковать технику стоит со средней группы, поскольку такое рисование требует определённых усилий и развитости мелкой моторики рук. Рисование в этой технике приносит массу пользы дошкольникам: Развиваются мелкая моторика и зрительно-моторная координация. Совершенствуется умение применять графические средства выразительности для передачи желаемого образа: линии, штрихи, контраст. Активно развивается фантазия. Ребёнок чувствует себя смелее, раскованнее, имеет большую свободу для самовыражения.

Процесс творчества данным способом поднимает самооценку малыша. Если какой-то предмет или объект у него не очень хорошо получается при традиционном рисовании, то композиция в технике «Цап-царапки» в любом случае получится красивой и оригинальной. Дошкольник начинает верить в свои возможности. Граттаж-техника рисования больше всего способствует подготовке ребёнка к школе. Она сначала помогает расслабиться через цвет, затем снять зажимы через чёрный, и в итоге рука ребёнка привыкает делать мелкие внимательны движения, процарапывая рисунок.

Информационная карта проекта

Структура

Содержание

Тема

«Граттаж»

Адресация проекта

Проект предназначен для совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы

Автор проекта

Кравцова Ксения Николаевна.

Участники проекта

Воспитатель, дети

Возраст воспитанников

Старший дошкольный возраст, 6-7 лет.

Особенности проекта

По характеру создаваемого продукта:

- исследовательский,

- творческий,

- практико-ориентированный.

По количеству создателей проекта:

- индивидуальный

По количеству детей, вовлеченных в проект:

- групповой

По продолжительности:

- краткосрочный, апрель 2022г.

По профилю знаний:

- межпредметный проект

По уровню контактов и масштабам организации:

- на уровне образовательного учреждения

Цель проекта

Развитие художественно-творческих способностей дошкольника, его навыков восприятия и мышления в изобразительной деятельности, созидательного отношения к преобразованию окружающего мира, стимулирование творческого самовыражения ребенка.

Задачи проекта

1.Развивать художественные способности в изобразительной деятельности посредством использования нетрадиционных техник исполнения (граттаж).

2.Стимулировать исследовательские действия с различным материалом и способам его использования для передачи особенностей предметов окружающего мира.

3.Воспитывать эстетический вкус детей, умение получать чувство удовольствия от результатов творческих преобразований в своей деятельности.

Ресурсы проекта

Необходимое обеспечение

Учебно-методическое:

- план деятельности;

- игры-эксперименты;

- дидактические игры;

- методические рекомендации «Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности».

Материально-техническое обеспечение:

- фонотека музыкальных произведений о космосе;

- материал для экспериментирования (черная гуашь, восковые мелки, свечи);

- иллюстрации; фотографии космоса;

- произведения детских писателей, стихи о космосе;

Предполагаемые результаты и продукты проекта

Результат деятельности детей

- Формирование творческого начала в личности ребенка, развитие предпосылок для творческого мышления и восприятия, реализация его интересов и творческого потенциала: чувственность к новому, склонность к поиску новых путей, способность гибко использовать известные подходы и способы решения в новых условиях, моделированию, самоанализу выбираемых решений, самостоятельность и оригинальность в решении проблем;

- Совершенствование умений и навыков детей в освоении нетрадиционных техник в изобразительной деятельности;

- Педагогическая поддержка успешности ребенка в творческом самовыражении.

 Продукты деятельности детей:

  • Выставка детского творчества «Космос глазами детей»

Этапы работы над проектом

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.

Направление деятельности: информационно-методическое

- Создание учебно-методической базы для успешной реализации проекта.

  • История возникновения техники граттаж;
  • Беседы на тему «Что такое космос? Первый космонавт»; «Беседа о профессии космонавта»; «Беседа о звездах и созвездиях»; «Солнечная система»
  • Рассматривание иллюстраций по теме «Граттаж; «Космос»;

  • Проведение викторины «Знатоки космоса».

Направление деятельности: мотивационно-целевое

- Стимулирование мотивации деятельности участников проекта.

- Выявление уровня интереса и знаний детей о космосе; использование нетрадиционных техник и способах рисования объектов.

Форма организации:

  • Игровые задания на выявления творческих способностей детей. 
  • Наблюдения за детьми в процессе продуктивной деятельности.
  • Анализ детских работ.

Этапы работы над проектом

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ

Цель: организация комплексной работы по реализации задач проекта

Направление деятельности: познавательное

Форма организации:

  • Беседы с детьми;
  • Наблюдения;
  • Просмотр мультфильма «Изучаем космос»;
  • Слушание музыкальных и литературных произведений.
  • Создание проблемных ситуаций. 

Направление деятельности: практико-ориентированное

Форма организации:

  • Рисование ракеты, аппликация ракеты.
  • Развивающие занятия (решение проблемных ситуаций, экспериментирования с цветом, формой, материалом)

- «Энкаустика» - восковые мелки и черная гуашь;                                                                                   - «Тайна» - набросок по замыслу детей.

Этапы работы над проектом

3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в творческой работе.

Направление деятельности: практическое

Форма организации:

  • Итоговое мероприятие НОД «Цветной граттаж. Полет в космос». Работа по технике процарапывания. Выставка детского творчества.

Заключение:

Поставленные ранее цели и задачи были достигнуты и выполнены. Техника граттажа весьма интересна и открывает ребенку простор в создании своей, индивидуальной картины. Причем она под силу даже самым маленьким. Все рисунки получаются очень яркими и красивыми. И изучая техники рисования и постигая их я считаю, что человеку нужно творить, воплощать в жизнь свои фантазии, радовать себя и своих близких.

Я считаю, что данный проект перспективен как для работы с детьми одаренными, так и имеющими слабые технические навыки в рисовании.

Представленный проект технологичен, так, как в нем прослеживается целенаправленная, систематическая деятельная работа с детьми по развитию творческих способностей в тесном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

В содержании проекта отражены эффективные методы и приемы в работе с детьми по развитию детского творчества.

             

Список литература:

1.        Выгодский Л.С. «Воображение и творчество в детском саду». М: «Просвещение»,1991 г.

2.        Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники». М.: «Творческий центр СФЕРА», 2005г.

3.        Комарова Т.С. «Детское художественное творчество». Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М: «Мозаика-Синтез»,2005 г.

4.        Кравцова Е.Е. «Разбуди в ребенке волшебника: книга для воспитателей детского сада и родителей» М.: «Просвещение»,1996 г.

5.        Конышева Н.М. «Чудесная мастерская». М.: «Linka-press», 1995г.

6.        Нищева Н.В. «Разноцветные сказки. Учебно-методическое пособие-конспект. Цикл занятий по развитию речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста».  С-Пб.: «Детство-Пресс», 2003 г.

7.        Энциклопедия «Космос».  

                                                                                                Приложение 1  

Викторина на тему: «Знатоки космоса» для детей подготовительной группы.

Программное содержание:

Цель: Закрепить имеющиеся знания о космосе.

Задачи:

 Образовательные: 

  • систематизировать знания детей о планетах солнечной системы, космонавтах, космической технике
  • обогащать словарь детей (космонавт, астроном, звездочет, телескоп и т.д.)

Развивающие: 

  • развивать интеллектуальные способности детей;
  •  развивать чувство рифмы при добавлении слова в стихотворение;
  • активизировать речевую деятельность детей;
  • развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие, познавательные способности.

Воспитательные: 

  • воспитывать умение работать в команде, сопереживать друг другу
  • создавать эмоционально благоприятную атмосферу

 Материал: 

  • презентация «Знатоки космоса»»
  •  звездочки за правильные ответы

Предварительная работа: 

1. Беседа с детьми о космосе, о знаменитых космонавтах.

2. Разгадывание загадок.

3. Чтение книг.

4. Рисование ракеты.

5. Аппликация ракеты.

6. Просмотр видеороликов про космос.

7. Просмотр картинок, портретов, разных журналов о космосе.

Ход викторины:

1. Вступительная часть. Кроссворд.

Воспитатель: Ребята! К нам приближается день 12 апреля. Кто знает какой праздник отмечает наша страна в этот день?  (День космонавтики). Правильно! Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет. И мы вам сегодня предлагаем отправиться в космическое путешествие. А чтобы узнать на чем мы отправимся вам необходимо разгадать кроссворд. Для этого нужно будет посмотреть на картинку и определить первый звук слова.

Воспитатель: Какое слово у нас получилось? (Ракета)

Ну что, ребята, отправляемся в путь?

Обратный отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, ПУСК!

2. Викторина.

Воспитатель: Ребята, начнем нашу космическую викторину. Нам нужно поделится на две команды. Каждая команда по очереди будет отвечать на вопросы. За правильный ответ вы получите звездочку. Слушайте внимательно.

1.Кто был первооткрывателем космоса? (Юрий Гагарин)

2.Какие животные тоже побывали в космосе? (Собаки: Белка и Стрелка)

3.Кто изучает звезды? (Астроном)

4.Кто в древности по звездам предсказывал судьбу? (Звездочет)

5.Как называют группу звезд? (Созвездия)

6.Что такое солнце? (Звезда)

4. Загадки. Игра «Дополни словечко»

Воспитатель: Ребята, следующая наша игра называется «Доскажи словечко». Я буду читать вам загадки, а вам нужно подобрать отгадку в рифму. За каждый правильный ответ команда будет получать звездочку.

Чтобы глаз вооружить                                              

И со звездами дружить,                                              

Млечный путь увидеть, чтоб

Нужен мощный … (телескоп)

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя …  (астроном)

Астроном - он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная …  (Луна)

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая …  (ракета)

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: "астронавт",

А по-русски …  (космонавт)

Космонавт сидит в ракете,

Видит он сквозь толщу лет

Ледяной летит объект,

Хвост его – полоска света,

А зовут объект … (комета)

Всё комета облетела,

Всё на небе осмотрела.

Видит, в космосе нора -

Это черная … (дыра)

В черных дырах темнота

Чем-то черным занята.

Там окончил свой полет

Межпланетный … (звездолёт)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте посчитаем сколько звездочек получила каждая команда. У нас победила дружба! А в память, о нашем космическом путешествии я хочу вам сделать подарки.

Приложение 2

Конспект НОД в подготовительной группе по нетрадиционной технике рисования «граттаж».

Ведущая образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» с интеграцией образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»
  • «Развитие речи»
  • «Социально-коммуникативное развитие»
  • «Физическое развитие»

Тема: «Цветной граттаж. Полет в космос».

Выполнил: воспитатель подготовительной группы 09 «Фантазеры»

Кравцова Ксения Николаевна.

Цель: развитие художественно творческих способностей детей

Программные задачи

Образовательные:

- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «граттаж», обогатить их словарь новым термином

- уточнить представления детей о космосе и космических объектах

Развивающие:

- способствовать раскрытию творческого потенциала, художественного вкуса через нестандартные приемы рисования

- развивать пространственное воображение, навыки композиции

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность в работе

Подготовительный этап:

-покрытие картона восковыми мелками

-тонировка парафином (свечой)

-рассматривание иллюстраций о космосе

-разучивание физкультминутки

Материалы и оборудование:

-листы картона формата А4 (заготовки), заострённые деревянные палочки (шпажка, зубочистка, стека и т.д.)

- демонстрационный материал «Космос»

Конспект НОД

Содержание организованной деятельности детей.

1. Организационный момент

-Ребята, а вы любите путешествовать? Как вы думаете, куда мы отправимся в путешествие? (в космос)

-На каком транспорте можно полететь в космос? (ракета)

-Сейчас вам нужно занять свои места на космических кораблях (ракетах).

- Внимание, спина прямая, ноги вместе.

2. Вступительный этап

Стихотворение:

В космосе так здорово!

Звезды и планеты

В черной невесомости

Медленно плывут!

В космосе так здорово!

Острые ракеты

На огромной скорости

Мчатся там и тут!

-Ребята, сегодня мы с вами нарисуем космический пейзаж в нетрадиционной технике рисования, который называется «граттаж»

В конце мы сделаем выставку из наших рисунков и посмотрим, что у нас получилось.

Сначала мы немного поговорим об этой необычной технике граттаж.

- Буквальный перевод этого слова – «царапанье». А волшебство работы состоит в том, что рисунок процарапывается на листе. Рисунки в технике граттаж выполняются острым предметом на предварительно подготовленной поверхности. Затем начинается создание рисунка – на листе картона заостренным предметом процарапываются линии и штрихи, открывающие цвет основы. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых, цветных линий рисунка и чёрного фона.

-Ребята, а какие материалы нам понадобились для подготовки этих основ (картон, восковые мелки, свеча, кисть, гуашь)

3. Основной этап

-Ребята давайте с вами вспомним, что можно встретить в космосе? (планеты, кометы, звезды, спутники)

-Я предлагаю каждому нарисовать свое космическое путешествие, придумать куда можно полететь на корабле или ракете - на луну, на марс или совсем далекую планету

-И сделаем это необычным способом

-Кто запомнил, как этот способ называется?

Итак, мы кладем перед собой свою заготовку, самостоятельно выбрав ее положение (вертикально или горизонтально)

Сначала нам нужно наметить(представить) контуры всех изображений. Затем уже начинаем их процарапывать и заштриховывать. Какие-то изображения можно полностью заштриховать. И затем уже можно добавить последние штрихи и мелкие детали.

Перед началом работы, предлагаю немного отдохнуть

Физкультурная минутка

Всё готово для полёта (поднять руки вперёд, затем вверх)

Ждут ракеты всех ребят (соединить пальцы над головой, изображая ракету)

Мало времени для взлёта (марш на месте)

Космонавты встали в ряд (встать прыжком – ноги врозь, руки на пояс)

Поклонились вправо, влево (наклоны в стороны)

Отдадим земной поклон (наклоны вперёд)

Вот ракета полетела (прыжки на двух ногах)

Опустел наш космодром (присесть на корточки, затем подняться).

-Ребята, а теперь берем обыкновенную деревянную шпажку и приступаем к процарапыванию.

4. Самостоятельная продуктивная деятельность.

В процессе рисования поощрять самостоятельные уверенные действия детей

5. Заключительный этап.

Готовые рисунки разложить на столе, порадоваться ярким, красочным рисункам.

-Ребята, кто хочет рассказать о понравившемся рисунке (дети выполняют зрительный анализ рисунков)

- Что вас заинтересовало на занятии больше всего?

-Давайте вспомним, как мы сегодня рисовали, какую использовали технику?

-Как подготавливали картон на «граттаж»?

-Понравилось ли вам рисовать в этой технике? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по теме: "Этих дней не смолкнет слава!"

Разработанный творческий проект для подготовительной группы по теме: "Этих дней не смолкнет слава!" Посвященный Великой Отечественной Войне. Проект долгосрочный, расчитанный на учебный год....

Творческий проект по теме «23 февраля» .Название проекта "Наши защитники"

Материал содержит подробное описание краткосрочного  проекта по потреатическому воспитанию в старшей группе "Наши защитники"...

Проект :Творческий проект на тему "Жевательная резинка-польза и вред.

Цель проекта:Рассказать детям опользе и вреде жевательной резинки....

Творческий проект по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

Основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, поэтому необходимо начиная с дошкольного возраста развивать творческий потенциал подрастающего поколения. Развитие творческих способностей возм...

Творческий проект на тему «Сказочные лабиринты игры» (игровая технология интеллектуально-творческого развития) (средняя группа)

Цель проекта.  Содействовать гармоничному интеллектуально-творческому развитию дошкольников в максимально комфортной игровой среде с учётом психофизиологических и индивидуальных особенностей...

Творческий проект на тему "Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования"

Данный проект предлагает рисование с использованием нетрадиционных способов. Вся работа направлена на развитие у дошкольников творчества, которая определяется как продуктивная деятельность, в ходе кот...

Творческий проект на тему: «Формирование творческого развития детей»

Как развить творческие способности у детей, научить фантазировать, воплощать свои идеи в жизни....