Путешествие в село Хохлома.
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Лидия Александровна Пестрых

открытый показ образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» в старшей группе «Путешествие в село Хохлома» в рамках ММО на базе дошкольного отделения Новостроевской средней школы Озерского района 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_na_rmo_pestryh_hohloma_avtosohranennyy.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Путешествие в село Хохлома.

Программное содержание:

Образовательная:

Продолжать знакомить детей с народным промыслом «Хохломская роспись».

Развивающая:

Учить рисовать волнистую линию плавным движением, простые листья при помощи мазка и ягоды, используя тычок, равномерно чередуя- листик, ягодка, завиток.

Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство ритма, композиции, цвета, умение передавать колорит хохломской росписи.

Воспитательная:

Воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству.

Демонстрационный материал: столик с разнообразной посудой из хохломы, иллюстрации, предметы с хохломской росписью,

Раздаточный материал: Заготовка деревянной ложки, палитра, гуашь, тычки, баночка с водой, салфетка

Методика проведения: 

1 Дети проходят в группу, под музыку. Встают в круг.

Воспитатель:Сегодня мы с вами продолжим увлекательное путешествие по Стране народных мастеров.

Но чтобы совершить это путешествие, в далекое прошлое нам необходим волшебный предмет. Посмотрите, что у меня есть! Это волшебная, хохломская дудочка!

2   Воспитатель: послушаем как она звучит, закрываем глаза.

дети закрывают глаза.

Воспитатель: Что я вижу! Что за диво!

                          Сколько радости вокруг!

                          Правда, дети, тут красиво?

                          Ах, захватывает дух!

Ребята, мы с вами очутились на Родине дудочки, в селе Хохлома, это удивительное место нашей России. Пройдемся по селу.

Подходят к столу выставке Хохлома, встают полукругом.

И вот первая улица «Выставка». Какой росписью мастера расписали эти предметы, вы узнаете?

Дети. Хохломская роспись!

Воспитатель Название свое роспись получила от названия села Хохлома.

Одну посуду использовали каждый день, а расписанную яркими красками – по праздникам. - Какие цвета используются в росписи?

Дети.Чёрный, красный, жёлтый, зелёный

Воспитатель:  Золото (жёлтый цвет) олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту. Красный и зелёный – напоминали людям о молодости,  силе. 

Чёрный цвет – цвет пепелища, земли.

- Еще раз, ребята, присмотритесь к этому чуду.

- Что здесь изображено?

 Дети.  Веточки, цветы, ягоды, рябина, земляника.

Воспитатель: Хохломская роспись представляет собой «растительно-травяной» орнамент, составленный из небольшого числа узоров.

-давайте вспомним, с какими элементами  хохломской росписи мы уже знакомы? И в этом нам поможет старинная книга «Хохлома»

- «Ягодки», «Завитки», «Травка» и «Листочки», «Ветка малины». (показ книги)

Воспитатель: Жители села Хохлома очень гостеприимны, и предлагают нам присесть на улице Истории.

Дети сели на скамью.

Воспитатель: Дети, иногда говорят так: «Бить баклуши»,

1Что же такое баклуши? Сегодня я расскажу вам интересную и познавательную историю.

Воспитатель читает рассказ Игоря Мазина «Как Иван Васильевич баклуши бил». (На проекторе появляются изображения в соответствии с рассказом воспитателя).

2Жил-был в одном селе Иван. Все уважали его за то, что он всю свою жизнь бил баклуши.
3 Начиналась его работа с того, что он брал в одну руку топор, в другую - острозубую пилу и отправлялся в березовую рощу. Там он рубил и подпиливал  березку. Именно березку. Ведь бить баклуши Иван любил именно березовые - самые для его дела подходящие. 
4- Береза, - говорил Иван, дерево удивительное: и веселое, и плакучее, и для всякого дела - случая. 
Затем он непременно добавлял:
- И хоть нет на ней шишек для белок, зато спрятано сорок поделок: и чашки, и плошки, игрушки и ложки!
 5  После чего Иван напиленные чурбаки разбивать топором на чурочки, которые в народе называют баклушами. Все баклуши он бил заданных размеров: большая баклуша - большая ложка, маленькая - маленькая ложечка.
6 Из баклуш Иван начинал делать ложки. Тёслом выдалбливал углубленную часть, ручку аккуратно вытачивал пилкою. Остальное доделывал острым как бритва ножиком.

7Затем готовую ложку покрывал олифой - вареным льняным маслом, чтобы она была ни для чего жидкого непроницаемой. Танюшка и Василек, дети Ивана, занимались разрисовкой ложек и их сушкой в печи.

8Легкими и удобными выходили из жаркой печки ложки. Все они получались разными, не очень ровными.   

9Что же до выражения «бить баклуши», в ту пору означавшего раскалывать осиновые и березовые чурбаки на чурки и чурочки для изготовления из них деревянных изделий, то оно со временем приобрело новый смысл. Ведь «бить баклуши» означает сегодня еще и бездельничать, ничего не делать.

10 Да, действительно, по сравнению с тяжелым крестьянским трудом, работа по битью баклуш считалась пустячной. Поэтому она и стала образцом не дела, а безделья.
    Хотя битье баклуш, как мы теперь знаем, требовало и тонкого расчета, и умелых рук, и немалого усердия. За это и уважали Ивана односельчане.

Воспитатель: Дети, так что же означает «Бить баклуши?»

Ответы детей- «бить баклуши» означало раскалывать осиновые или березовые чурбачки на чурочки для изготовления из них мелких щепных изделий.

Воспитатель:Ой, вижу вы засиделись, давайте встанем в круг и отдохнем.

3  Физкультминутка. Сопровождение р.н.м «Ой, вы сени»

На столе хохломской самовар,

(«надуть» живот, одна рука на поясе).

Очень важный, из носика пар.

А вокруг расписные чашки,

(кружиться, рисуя руками круг)

Нет посуды хохломской ярче.

Рядом с ними золотые ложки,

(потянуться, руки сомкнуты над головой)

На них «травка» - это древняя роспись.

Вот с малинками поднос,

(взяться за руки, образовать большой круг)

Он нам все это принес.

- Молодцы!

Воспитатель: А теперь мы пойдем по селу дальше. Это– «Улица ремесленная» 

Воспитатель: Здесь находится художественная мастерская. Скажу вам по секрету, нам разрешили поработать хохломскими художниками.

Фартук мастера надели,

Он не даст сидеть без дела.

Фартук мастера поможет

Стану я художник тоже.

Одеваем фартук. Дети садятся за столы.

Воспитатель: Посмотрите, что оставили нам, мастера на столе?

Дети. Ложки

Воспитатель: Какой росписью расписана ложка?

Дети. Хохломской росписью.

 Воспитатель: Дети, вы уже знакомы с хохломской росписью. И поэтому сможете помочь мастерам закончить их работу. Какой элемент  нам нужно дописать?

Дети. Ягодки.

Воспитатель: Кисти, кисти помогите,

Рисовать узоры начните,

И поможет нам дружок

Славный мастерский тычок.

Воспитатель. Для того чтобы написать ягоды, мы  используем?

Дети. Тычки.

Воспитатель. Но, а сейчас сядьте правильно. Работайте бесшумно. Если что – то нужно спросить, поднимите руку, и я подойду.

Комментарий выполнения работы.

4 Под русскую народную мелодию дети расписывают ложки.

Воспитатель: Вот и все, работа закончена. Снимаем фартук мастера. Мастера нам разрешили взять с собой ложки.  Дети выходят из-за стола, встают в круг.

Пройдем на полянку. Работа в мастерской всегда сопровождается песней? Предлагаю вам  спеть р. Н песню

5. песня  «Ложки деревенские» (дети поют)

Наши ложки знает целый мир. 
Наши ложки-русский сувенир. 


Припев: 
Хохломские, псковские, 
Тульские, загорские, 
Вятские, смоленские, 
Ложки деревенские! 

Мы на них сыграем, Вас развеселим, 
Всех гостей мы песней Удивим!

Также весело  отправимся дальше. Мы вновь на   улице  «Выставка». Дополним выставку своими работами, посмотрите какие красивые расписные изделия.

Ребенок прочитай нам  стихотворение «Золотая хохлома».

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий!

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома!

Воспитатель: Но, а теперь пора вернутся в настоящее. Закрываем глаза.

6 Воспитатель играет на дудочке, дети закрывают глаза

Воспитатель: Вот мы опять в детском саду.

Воспитатель: Где мы путешествовали? Что там видели? Чем помогли мастерам? Получили, ли удовольствие от работы?

Молодцы ребята, с заданием справились, мастерам помогли. И время, проведенное в большом селе Хохлома, пролетело быстро, ведь нам было интересно.

Скажем всем «До свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) «Путешествие по селу и его окрестностям».

Предлагаю вашему вниманию конспект игры - путешествия для детей младшего дошкольного возраста. Данный конспект будет интересен воспитателям сельских детских садов, укомплектованных  одной р...

Путешествие в страну Хохломы. Презентация

Презентация подготовлена как дополнительный материал, используемый для проведения занятия по декоративному рисованию. В игровой форме (путешествия) в ней изложена суть изготовления хохломских изделий,...

Проект "Путешествие в село"

Данный проект был реализован в совместной работе с родителями и является семейным проектом...