Проект "Нетрадиционные техники рисования"
проект по рисованию (подготовительная группа)

Варфоломеева Елена Викторовна

Нетрадиционные техники- это ступень к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы. Рисование с использованием нетрадиционных техник не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего занятия. Нетрадиционные техники позволяют выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребёнку свободу и вселяют уверенность в своих силах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_netrad._tehniki.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему:

«Знакомство детей с нетрадиционными

техниками рисования»

Тип проекта: познавательно- творческий.

По количеству участников: (групповой) воспитанники подготовительной группы детского сада, воспитатели, родители.

Характер контактов: среди детей одной группы.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно- исследовательская, изобразительная, восприятие художественной литературы.

По продолжительности: долгосрочный (1 год).

Заявитель: дети подготовительной группы.

Проект подготовила: Варфоломеева Елена Викторовна

                                       

Сентябрь- май  2022

 

                                                        1

Проблема: при переходе из дошкольного учреждения в школу дети сталкиваются со многими проблемами. Недостаточно развита самостоятельность, дети не умеют сосредоточиться, наблюдается низкий уровень знаний об окружающем, плохо развита тонкая координация движений рук, плохо развита ориентация на листе. Также современное общество имеет потребность в творческой личности, а наличие развитого воображения обуславливает в дальнейшем успешность любого вида профессиональной деятельности. Поэтому развитие творческих способностей- одна из главных задач дошкольного воспитания.

Актуальность темы: актуальность выбранной темы проекта заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Нетрадиционные техники- это ступень к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы. Рисование с использованием нетрадиционных техник не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего занятия. Нетрадиционные техники позволяют выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребёнку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Рисование способствует развитию мелкой моторики, пространственной ориентировке на листе, зрительного восприятия, внимания, усидчивости, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости и многому другому. При данном способе рисования дети учатся мыслить нестандартно, что является необходимым для современного  школьника.

     Исходя из вышеизложенного считаю выбранную тему проекта актуальной для старших дошкольников. В разработанном проекте знакомству с нетрадиционными техниками отводится примерно 20% от общего количества занятий по рисованию.  

     Личный опыт использования нетрадиционных техник рисования позволяет сделать вывод, что дети очень увлечённо осваивают новые техники, откровенно радуются полученному результату, думают, что происходит «волшебство», поэтому и воспитатель чувствует себя реализованным, нужным для детей, происходит удовлетворение от выполненной работы, что даёт толчок к дальнейшему саморазвитию и самообразованию.

                                                       2

Цель проекта:  

     Разработка системы работы по формированию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования. Развитие творческих, художественно- эстетических способностей, творческой инициативы и творческого воображения. Расширять знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования.

Задачи проекта:

Для детей:

- Повышать познавательный интерес и развивать интеллект детей.

- Знакомить с различными видами нетрадиционных техник рисования и художественными материалами.

- Обучить приёмам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

- Развивать художественно- творческие способности детей.

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

- Создавать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами.

- Развивать творческое воображение, фантазию, мышление, самостоятельность, поддерживать инициативу в выборе деятельности.

- Развивать мелкую моторику.

- Развивать цветовосприятие и зрительно- двигательную координацию, чувство композиции.

- Прививать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

- Вызывать положительное, эмоциональное отношение к изобразительной деятельности.

Для педагогов:        

- Изучить методическую литературу по формированию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
- Научиться практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования. 

- Повысить уровень мастерства педагогов.

                                                       3

Для родителей: 

- Привлечь родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.

- Донести до родителей важность использования нетрадиционных техник для развития творчества, мышления, чувственного восприятия детей.

- Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования, дать возможность проявить своё художественное творчество.

- Сформировать интерес к деятельности детей на занятиях по рисованию.

Этапы реализации проекта.

1  этап: «Организационный»

- Определение цели и задач проекта, изучение методической литературы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности, плана работы с родителями.

- Подбор методической литературы, иллюстраций,  дидактических игр, материалов для творчества, стихов, занятий.

- Пополнение развивающей предметно- пространственной среды различными материалами.

- Беседа с детьми, с целью выявить знания о нетрадиционных техниках.

- Знакомство родителей с проектом, вызвать положительный отклик на проблему.

2 этап: «Основной» (работа над проектом)   

На занятиях познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования. Рассматривание иллюстраций с осенними, зимними, весенними пейзажами. Наблюдения за природой на прогулках. Чтение художественной литературы. Дидактические игры на развитие воображения: «Нарисуй с помощью фигур», «Дорисуй фигуру», «Закончи рисунок», «Назови технику рисования», игра- экспериментирование «Смешивание красок».

С детьми:

- «Осень вновь пришла». Совершенствовать технику рисования «тычком».

- «Осенний ковёр». Познакомить с новым видом техники- «печать растений».

- «Осенний лес». Познакомить детей с техникой «пуантализм».

- «В садах созрели яблоки». Учить наносить один слой краски на другой методом «тычка».

- «Дружеский салют». Совершенствовать технику рисования «тычком».

                                                       4

- «Весёлые кляксы». Познакомить детей с новой техникой рисования «кляксография».

- «Первый снег». Учить изображать состояние погоды, используя нетрадиционную технику «граттаж».

- «Снежная семья». Совершенствовать технику рисования «тычком».

- «Шишки на ветке». Совершенствовать технику рисования «тычком».

- «Морозные узоры». Помочь освоить новый способ рисования- свечой.

- «Удивительная Новогодняя история». Совершенствовать технику рисования «тычком».

- «Весенний калейдоскоп». Познакомить с новой техникой рисования «витраж».

- «Мимоза». Совершенствовать технику рисования «тычком».

- «Весенняя гроза». Развивать умение рисовать весенний пейзаж в новой технике «свеча+ акварель».

- «Разноцветный зонтик». Расширять знания цветовой гаммы путём введения новых оттенков, освоения способов их получения.

- «Ночное небо». Учить рисовать звёздное небо, используя прём «набрызга».

- «Салют Победы». Продолжать учить рисовать в технике «восковые мелки+акварель».

- «Моё море». Познакомить с техникой «по мокрой бумаге».

- «Золотая рыбка». Познакомить с новым способом рисования «мозаичными мазками».

- «Бабочка». Учить рисовать бабочку, используя приём «монотипии».

- «Живописный луг». Познакомить с новой техникой рисования «скомканной бумагой.

С родителями:

- Наглядная информация: «Знакомимся  с нетрадиционными техниками рисования».

- Консультации: «Что такое нетрадиционные техники рисования?»

- Организация выставки «Моя любимая техника рисования».

3 этап: «Заключительный»

- Анализ полученных результатов и обобщение опыта.

- Организация мастер- класса для родителей по нетрадиционному рисованию (знакомство с техникой «монотипии»).

                                                       5

- Выставка работ  (по одной работе из каждого занятия). «Разные техники рисования».

- Создание альбома по освоенным нетрадиционным техникам рисования.

- Проведение познавательной викторины по нетрадиционным техникам рисования.

Полученные результаты:

- Дети усвоили отличия традиционного рисования от использования нетрадиционных техник.

- Овладели  различными техниками нетрадиционного рисования: «тычком», «кляксография», «граттаж», «рисование свечой», «витраж», «смешивание цветов для получения новых оттенков», «набрызг», «восковые мелки+акварель», «по мокрой бумаге», «мозаичными мазками», «монотипия», «скомканной бумагой».

- Детские работы стали более выразительными, улучшилось качество изображения как в предметном, так и в сюжетном рисовании.

- У детей появился интерес к нетрадиционному рисованию, появились предпочтения в выборе материала и техники рисования, повысилась самооценка.

- У педагогов появился практический опыт использования нетрадиционных техник рисования, пополнилась педагогическая копилка, возник стимул к дальнейшему самообразованию.

 - Повысилась компетенция родителей в вопросах развития творческих способностей детей.      

4. По образовательным областям: «Художественно- эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Образовательные задачи:

- Познакомить детей старшего дошкольного возраста с различными нетрадиционными техниками рисования.

- Формировать интерес к изобразительной деятельности.

- Способствовать овладению техническими приёмами работы с различными изобразительными материалами.

- Создавать условия для самостоятельной творческой деятельности, побуждать к самостоятельному применению нетрадиционных техник рисования.

                                                       6

Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования.

- Систематизировать знания о временах года, явлениях природы.

- Расширять знания цветовой гаммы, оттенков.

Развивающие задачи:

- Развивать координацию движений, мелкую моторику рук, пространственную ориентировку на листе, глазомер.

- Развивать эстетическое восприятие, эстетический вкус, чувство ритма, умение видеть красоту окружающей природы, желание отразить её в своём творчестве.

- Закреплять и уточнять знания детей о природе.

- Развивать представление о том, что через подбор красок можно передать определённое настроение.

- Совершенствовать технические умения и навыки.

- Развивать творческое мышление, наблюдательность, память, фантазию, воображение.

- Обогащать словарный запас детей.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать внимание, самостоятельность, усидчивость, аккуратность, творческую самореализацию.

- Воспитывать любовь к художественной литературе.

- Воспитывать положительное отношение к рисованию.

- Воспитывать бережное отношение к природе.

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к окружающему миру.

5. Ожидаемый результат:

- Дети познакомятся с нетрадиционными техниками рисования.

- Получат практические навыки и умения по использованию разных техник.

- Появится устойчивый интерес к разнообразным видам и способам рисования.

- В группе пополнится развивающая предметно- пространственная среда.

- Повысится уровень мастерства педагогов.

- Повысится уровень вовлечения родителей в деятельность ДОУ, как участников образовательного процесса.

6. Продукт проекта:

- Выставка творческих работ «Разные техники рисования»

- Познавательная викторина по нетрадиционным техникам рисования.

                                                       7    

7. Презентация проекта:

Создание альбома по освоенным нетрадиционным техникам рисования.

Цель:

     Расширять представления детей о нетрадиционных техниках рисования

Задачи:

- Создать условия для активизации интереса к изобразительной деятельности.

- Закреплять знания детей о нетрадиционных техниках рисования.

- Активизация речи детей посредством употребления названий разных техник рисования.

- Создать условия для самостоятельной творческой деятельности детей.

- Воспитывать ответственность, аккуратность, самостоятельность,

 8. Рефлексия:        

Для детей:

Проведение беседы с детьми в форме «вопрос- ответ».

-Узнали ли вы что-нибудь новое?

-Что вас удивило?

-Какое из занятий понравилось больше всего?

-Что вам показалось самым интересным на занятиях?

-Какими словами вы бы описали разные техники рисования?

- Какой способ рисования вам показался самым сложным?

Для педагогов:

Обобщение педагогического опыта.

- Что в работе над проектом было самым интересным?

- Довольны  ли результатом проделанной работы?

- Какие новые знания появились при работе над проектом?

-Что нужно учесть в следующий раз?

-Что удалось, что не удалось и почему?

                                                       8

Список используемой литературы:

«Рисование с детьми 6-7 лет» Д.Н. Колдина 2016 М: Мозаика- Синтез

«Увлекательное рисование методом “тычка” с детьми 6-7 лет» К.К. Утробина 2017 М: Издательство гном

«Нетрадиционное рисование с дошкольниками» И.А. Шаляпина 2016 М: ТЦ “Сфера”

«Изобразительная деятельность в Д/с» Т.С. Комарова  2016 М: Мозаика- Синтез

«Цветные чудеса» Е.В. Шакирова 2020 М: ТЦ “Сфера”

Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

Мастер-класс. Художественно – эстетическое развитие «Нетрадиционные техники рисования». Техника « Рисование клеем, солью и красками»

Цель: Расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования. Задачи:• Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – рисование солью и клеем.• Повы...