Проект "Танцующие краски" (техника рисования красками на воде)
проект по рисованию (старшая группа)

Кадрова Жанна Юрьевна

Как известно, все дети талантливы.Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Через освоение нетрадиционной техники рисования на воде - "Эбру", происходит всестороннее, гармоничное развитие личности ребенка. Дети приобщаются к древнему искусству "Эбру", познают культуру других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества. "Эбру"-это особая графическая техника создания художественного оттиска за один прием, при котором получается единственный, красочный отпечаток изображения на бумаге с поверхности воды. "Эбру"- это рисование на воде, рисование жидкостями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tantsuyushchie_kraski.docx533.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска

Детский сад № 3 общеразвивающего вида «Радуга детства»

Юридический адрес: Калининский район, 630129, г. Новосибирск,

ул. Земнухова,10

      Контактные данные: тел.  207–25–70,  207–25–50 e-mail: mkdoy-3@yandex.ru

Проект

Техника рисования красками на воде « Эбру»

 для детей старшей группы  с ОВЗ

http://zal-liski.detkin-club.ru/editor/2014/images/470c10157f12256b18d1760433c6375a.jpeg

                                                                                                Автор проекта:

                                 учитель-логопед компенсирующей группы:

                                             Кадрова Жанна Юрьевна

                                                                   

Новосибирск 2020г.

Введение

 ... Творчество существует не только там, где оно создаёт великие    произведения, но и везде, где человек воображает, комбинирует,

изменяет и создаёт что-то новое. "                                                                                                                                                                                     Выготский Л.С.

Как известно, все дети талантливы. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

Через освоение нетрадиционной техники рисования на воде – Эбру, происходит всестороннее гармоничное развитие личности ребенка. Дети приобщаются к древнему искусству Эбру, познают культуру других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.                                                       

«Эбру» (Ebru) - это особая графическая техника создания художественного оттиска за один прием, при котором получается единственный, красочный отпечаток изображения на бумаге с поверхности воды. «Эбру» – это рисование на воде, рисование жидкостями. Нанесение одной жидкости на поверхность другой создает невероятный эффект, в результате чего получаются неповторимые узоры, которые можно перенести на твердую поверхность – бумагу, дерево, ткань, керамику. Техника «Эбру» в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Она дает дошкольникам  возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, нарисовать новый, дополнить его деталями, и при этом не ждать когда краски высохнут, и не пользоваться ластиком. Для рисования Эбру не требуется никаких способностей и умений, даже совершенно не умея рисовать, человек с первого раза создает что-то красивое.

                                              Постановка проблемы

      В федеральном государственном стандарте дошкольного образования указаны основные принципы реализации образовательного процесса, в числе которых «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования».

Педагогами нашей группы была апробована технология рисования красками на воде «Эбру», которая дала возможность понять важность и эффективность реализации данной техники в образовательном процессе,  для детей с ОВЗ учитывая их индивидуальные особенности развития.

В связи с тем, что дети с ОВЗ эмоционально - неустойчивы и в результате продуктивной деятельности не имеют возможности создать продукт.  Для них очень важен процесс завершения своей деятельности, поэтому была выбрана

данная технология рисования, которая позволяет быстро увидеть результат, созданный своими руками.

Задача педагога – создать такие условия, такую образовательную среду, в которой будет возможность:

- непосредственного общения с каждым ребенком;

- свободного выбора детьми вида деятельности;

- свободного выбора участников деятельности;

- принятия детьми решений и выражения своих мыслей, чувств;

- развития коммуникативных способностей.

За основу взята образовательная технология «Модель трех вопросов» ,

 которая актуальна в условиях ФГОС, так как позволяет реализовать на практике индивидуализацию дошкольного образования.

Цели и задачи образовательной технологии, содержание практических материалов показывают, как осуществляется интегрированный подход в педагогическом процессе, как предъявляется образовательное содержание ребенку в условиях нового стандарта.

Суть этой образовательной технологии заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

1.Что мы знаем?

2.Что мы хотим узнать?

3.Как узнаем об этом?

Отличительной особенностью и инновационностью является то, что:

-в работе используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества;

-нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций;

-созданы условия для использования этой техники в самостоятельной деятельности;

-созданы условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

-существует возможность реализовать индивидуально - личностный и деятельностный подходы в обучении и развитии детей и решать проблему с психоэмоцианальным напряжением детей.

 «Эбру» – это возможность научиться чувствовать себя счастливым. Это психология самопознания – когда видишь, как краски и вода отвечают на твое внутреннее состояние. Это арт - терапия – когда несколько минут занятия «Эбру» стирают следы дневного стресса.

Выбор темы

«Танцующие краски»

Цель : Развитие творческих способностей, творческого мышления, воображения и творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования на воде «Эбру».

                                                           Задачи:

  Обучающие

-Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования на воде «Эбру»;

-Познакомить с различными художественными материалами в технике Эбру;

-Овладение различными техническими навыками при работе с красками Эбру;

-Обучение созданию картин на воде с учетом смешения красок, ритма, симметрии.

 Развивающие

-Развивать эмоционально положительные эмоции на предложение рисовать нетрадиционными техниками;

- Развивать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное;

-Развивать воображение, фантазию;

-Развивать мелкую моторику, пластичность и гибкость рук;

-Развивать желание экспериментировать в рисовании.

Воспитывающие 

-Воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность.

-Воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;

-Воспитание аккуратности.

                                          Принципы и подходы

Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а

не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Особенностью организации образовательного процесса является:

1. Использование древне - восточной технологии и приема рисования на воде в технике «Эбру».

2.Формирование художественно-творческого мышления, способности разбираться в видах, стилях, жанрах восточного искусства.

3. Подготовка детей  к деятельности в области художественно эстетического направления.

                                                        Планирование.

Сам процесс деятельности состоит из четырех этапов:

1.Выбор темы.

2.Планирование.

3.Реализация проекта.

4.Завершение проекта с дальнейшей презентацией.

Для реализации проекта был разработан стенд «Домик почемучки».

Для  «Домика почемучки» использовались: картинки, стикеры, магниты, и магнитная доска. Для того чтобы домик был интересным для детей, на доске располагались картинки, которые могли бы помочь не читающим детям понять, где находится надпись: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Как об этом узнать», «Что мы узнали!» и «Наши планы». Ниже, под магнитной доской располагался столик, который служил для размещения наглядного материала по текущей теме.

В процессе разработки стенда «Домика почемучки» для нас было важно, чтобы был услышан каждый ребенок, и каждый достиг результата. А для этого нужно:

1. Интерес (он уже есть, ребенок сам сказал, что ему это интересно).

2. Ресурс (в данном случае – педагог, который создает условия для деятельности ребенка).

                      Тип проекта: исследовательско - творческий.

                           Краткосрочный (25.11.2019 -29.11.2019г.)

Первый этап

 — "Что мы знаем о рисовании красками?  Краски бывают разные, разного цвета. Все ответы и идеи детей записываю на стикеры, который прикрепляю на стенд. Возле каждой записанной идеи ставлю имя ее автора. Получается своего рода наглядный план работы над темой.

Второй этап

- "Что мы хотим узнать о технике рисования «Эбру»?

Где техника появилась? Как и чем рисуют в этой технике? Будем рисовать гуашью? На чем будем рисовать, на бумаге или на воде? А рисунок останется где?

Дети делятся своим мнением, а если у меня возникает своя идея, что хочу узнать, тоже вношу эту идею, наравне со всеми и фиксирую её.

Третий этап

- "Что нужно сделать, чтобы узнать?" Мнения детей.

Спросить у родителей, у педагогов. Посмотреть с родителями в интернете эту технику. Посмотреть разработанную педагогом мнемотаблицу по этапности рисования «Эбру». 

Реализация проекта.

Для реализации используются несколько форм занятий:

-Вводное занятие – педагог знакомит детей с техникой безопасности, особенностями организации обучения.

-Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в данной технике с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

-Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, по показу педагога.

-Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

-Занятие-импровизация – на таком занятии дети получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных

техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

-Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

-Конкурсное занятие – строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей.

                    Методы организации образовательного процесса:

- словесные (беседа, дискуссия, описание);

- наглядные (метод иллюстраций и метод демонстраций);

- практические (наблюдения, самостоятельная работа, опыты, эксперименты).

               Методы, в основе которых лежит уровень деятельности:

 объяснительно-иллюстративный,  исследовательский, проектный.

                                     

                                         Ожидаемые результаты

позитивные изменения в психологическом состоянии детей;

 развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;

 освобождение ребенка от негативных переживаний (фобий, тревожности и т.п.), внутри личностных конфликтов;

 свобода творческого самопроявления;

 умение работать со своими переживаниями (анализ, отреагирование, принятие и  т.д.);

 раскрытие внутренних ресурсов ребенка;

 стремление к самопознанию и самовыражению;

 снижение эмоциональной тревожности;

 повышение самооценки; 

 развитие коммуникативных навыков.

                                      Результатом проекта стали:

Выставка работ детей.

Коллаж «Танцующие краски».

Альбом «Мои рисунки»

Проведена  беседа с родителями по ознакомлению с проектом и их включением в проектную деятельность.

Показ мастер-класса - по технике рисования красками «Эбру» для родителей.

                                             Заключение.

Работа с применением модели «3 вопросов» интересна, увлекательна и обладает огромным потенциалом.

Для её эффективности важно соблюдать условия:

- доступность разнообразных материалов:

- поддержание интереса к деятельности через использование «подсказок»,

мнемотаблиц;

- внимание к каждому ребенку, вовлечение родителей.

Педагоги и родители должны всегда помнить о том, что они являются важной частью среды развития ребенка, «живым ресурсом», без которого ребенок не может полноценно развиваться.

Мы, как педагоги, изучили материал об истории создания рисунка в технике «Эбру». Так же освоили технологию рисования «Эбру» профессиональными красками. Использование нетрадиционных техник рисования, в данном случае техники «Эбру», помогает развивать познавательную деятельность, находить нестандартные способы художественного изображения, корректировать психические процессы дошкольников, развивать воображение, моторику, творческое  начало. Тайна «Эбру» заключается в том, что тот, кто им занимается, одновременно является режиссером, художником и зрителем этой волшебной сказки. Ведь создать две одинаковых картины просто невозможно!

                                Материально-техническое оснащение

Необходимые материалы для рисования на воде:

- Краски, полностью натуральные, состоят из цветных пигментов, животной желчи и воды. Внешне они очень похожи на обычную подкрашенную воду;

-Плоский поддон, в котором вы будете создавать композиции на воде; 

Набор кистей из натурального волоса, колонка или белки;

-Шило или какой-либо длинный и заостренный с одного конца предмет, например, деревянная шпажка или бамбуковая палочка. Аккуратно работая с цветами на густой поверхности, можно создать оригинальные цветовые переходы и визуальные образы;

-Гребешок (для получения чешуек на рисунке);

-Специальный загуститель для воды;

-Экран для проектора;

-Бумага «Эбру»; 

-Кисти (желательно веерные);

-Палитра для смешивания красок.

                               Используемая литература и ресурсы:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.

2. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М. Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).

3. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2014г.

4. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101.

5. detskijsad…klas…vospitatelei…proektov.html

6. Детский сад» Разное…-po-teme-frukty-sad

7. https://art-decoupage.ru/ebru.html

8.http://alma-event.ru/9-master-klassy/50-master-klass-ebru.html (рисунок)

                                http://sareptamuseum.ru/wp-content/uploads/2019/08/1-1-1024x745.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисование красками по сказке «Петух и краски».

На данном занятии у детей формируются  представления о внешнем виде петуха.   Идет  закрепление  правильности , держать кисть между большим и средним пальцами, придержива...

ОД (рисование) "Краски осени в нетрадиционной технике рисования"

нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки детейполучаются разными, оно предлагает ребенку  вообразить, подумать, изобрести что-то свое необычное , увиде...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Дружба краски и воды » применением техники эбру для детей старшего дошкольного возраста

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Дружба краски и воды » применением техники эбру для детей старшего дошкольного возраста ...

Буклет "Танцующие краски на воде - эбру"

буклет для родителе об использовании техники "Эбру" в домашних условиях...

Конспект НОД "Волшебные краски на воде"

Конспект открытого занятия.«Волшебные краски на воде» Виды образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.Цель...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию во второй младшей группе "Светит солнышко"(рисование красками)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию во второй младшей группе"Светит солнышко"(рисование красками)Тема: Светит солнышкоЦель - Учить создавать живописную компози...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию во второй младшей группе "Светит солнышко"(рисование красками)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию во второй младшей группе"Светит солнышко"(рисование красками)Цель:- Учить создавать живописную композицию, с использованием...