«Развитие творчества у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность»
статья по рисованию
Почему я выбрала эту тему? Потому что эта тема неисчерпаема и всегда актуальна. Актуальность её в том, что отступив от традиционных, регламентированных требований программы, я решила применить иные методы и приёмы для развития в ребёнке творческой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_tvorchestva_u_detey_doshkolnogo_vozrasta_.docx | 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие творчества у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность»
Иванова А.Г.
МБДОУ г. Тулун «Центр развития ребёнка детский сад «Гармония».
Почему я выбрала эту тему? Потому что эта тема неисчерпаема и всегда актуальна. Актуальность её в том, что отступив от традиционных, регламентированных требований программы, я решила применить иные методы и приёмы для развития в ребёнке творческой личности.
Я могу научить ребёнка рисовать шаблонно, например, дерево (или другие предметы) и он будет изображать так, как показала я (в этом нет ничего плохого), но мне хочется, чтобы ребёнок узнал, что дерево можно рисовать по - другому, печатая рисунок засушенным листиком растения, зимний пейзаж - без использования белых красок. И лепить можно не только из глины и пластилина, использовать экологический материал - солёное тесто. Дети узнают, что аппликацию можно выполнять не только из цветной бумаги, но и приклеиванием ткани. Что я знаю и умею, тому и научу своих детей.
Детское изобразительное творчество можно рассматривать, как сознательное отражение ребёнком окружающей действительности на основе накопленного и переработанного им опыта, как способность создавать образ и выразить к нему отношение. В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире.
Ребёнок приходит в наш мир с миром. Состояние мира, свойственно маленькому ребёнку,- это ценность, которую надо беречь. Как это сделать?
Увеличивая и утверждая в ребёнке добро, мы уменьшаем силу зла. Известно, что в жизни ребёнка одним из важных видов деятельности, познания и самовыражения является рисование. Рисовать ребёнок начинает раньше, чем говорить. Вначале водит карандашом по бумаге, смотрит, что получается. Он ещё не способен поставить перед собой конкретную изобразительную задачу. Он только постигает свойства карандаша, красок, бумаги и свои возможности. Потом приходит желание увидеть в своём рисунке нечто, что можно узнать и познать. Нарисовав закорючки, ребёнок тыкает в них пальцем, как бы спрашивая у взрослых: «Что это такое и как вы к этому относитесь?» В этот момент ему достаточно внимательного отношения к тому, что он сделал.
Когда ребёнок начнёт говорить, он обязательно скажет: «Нарисуй мне…», значит он начал учиться. Он просит показать, как можно рисовать. Он попытается повторить показанное, но это ему не удаётся и, рассердится. Это ли не поставленная перед собой задача и самооценка? Может наступить момент, когда он не захочет рисовать. Тогда - то и должен появиться наставник, чтобы вселить в ребёнка уверенность и направить его на путь, который приведёт к успеху. Обычно ребёнок начинает многократно рисовать одно и то же. Не препятствуйте, пусть он дозреет до того, что нужно что - то новое. И в этом тоже должен помочь наставник, ибо неудача может разочаровать ребёнка. Надо помочь ему преодолеть страх, поверить в свои силы и смело пойти дальше. Ребёнок не любит критики, она воспринимается им, как что - то враждебное, недоброе: она убивает уверенность и радость. Радость от преодоления и успеха в труде - гораздо большая радость, чем от подарков или развлечений: радость от приобретения веры в себя остается на долго.
Вера в добро, справедливость, красоту, любовь в истину даёт ребёнку психологическую устойчивость и силу преодоления. Вечные ценности должны быть открыты детям с самого начала их жизненного пути и творчество должно основываться именно на этих ценностях. Тогда оно станет прекрасным и добрым, начнёт приносить удовольствие и радость другим. Тогда кисточка в руках ребёнка станет «Кисточкой мира».
В соответствии с внедрением обновлённой, пересмотренной программой планирование работы составляется по тематическим неделям, что позволяет детям увиденное и услышанное, отразить в изодеятельности, проявить детское творчество. Так же можно решить специфические задачи: развитие наблюдательности, формирование способности живо откликаться на события окружающей действительности, видеть красоту, которую дарит природа и красоту, создаваемую художниками. Отражая определённые темы , дети осваивают пластилин, солёное тесто, бумагу, краски, гуашь, мелки, уголь, нетрадиционные техники: рисование парафиновой свечой, рисование по мокрой бумаге, процарапывание рисунка, кляксография, раздувание капли от краски и т. п., развивают и закрепляют изобразительные умения и навыки. Художественная деятельность ребёнка станет ещё более успешной, если оценивать её положительно, не сравнивая работы детей, а отмечая индивидуальную манеру выполнения.
Я в своей практике применяю методы и приёмы, которые позволяют экспериментировать с различным изоматериалом. Повышая знания и умения, изучая технологии, я открыла для себя новый подход в работе с детьми по изобразительной деятельности, основанный на новых целях, которые стоят перед педагогом. Их кратко можно сформировать следующим образом:
- Приобщать детей к наблюдениям за действительностью;
- Развивать важнейшие для художественного творчества умения видеть мир глазами творца - художника;
- Формировать наблюдательность и внимательность;
- Предоставить свободу в отражении - доступными для ребёнка художественными средствами, своё видение мира.
Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что – то не получится, - немного техники (подуть в трубочку) и пятно на листе бумаги превращается в морское чудище, кошечку, куст растения. Ребёнку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движение руки.
В своей работе использую поэтические и сказочные образы, и у детей возрастает художественно – творческая активность. И дети, которые боялись даже прикоснуться карандашом к листу бумаги, раскрепостились и открылись. При индивидуальном подходе, при частом подбадривании в том, что все получится, у детей появляется уверенность, желание использовать разные материалы и технику изображения своих работ, появится интерес выражать своё видение мира, воображение и фантазия.
В нашей работе первые помощники это родители. Они помощники не только для нас, но и для своих детей. Чтобы работа была эффективной и плодотворной, я предложила основные правила:
- Ребёнок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психологическое пространство.
- У ребёнка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах, красках и бумаге.
- Сюжет рисунка не должен подвергаться критике.
Нужно предлагать рисовать всё, о чём ребёнок любит говорить и говорить с ним обо всём, что он любит рисовать. Часто именно разговор, непосредственно, предваряющий практическую деятельность, становится главной отправной точкой в рождении художественного образа.
Теперь я считаю, что вводить детей в «большое искусство» следует, как можно раньше, создавая, таким образом, предпосылки для дальнейшего самостоятельного постижения. Приобщаясь к искусству, дети постоянно учатся понимать язык художников, привыкают к терминам, понятиям, учатся понимать их смысл.
Программа с использованием интеграции позволяет формировать у детей:
1.Эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать героям художественных произведений, соотносить увиденное с собственным опытом;
2.Дать представление о видах и жанрах изобразительного искусства;
Развить умение и навыки изобразительной деятельности, учить детей цветом передавать настроение, состояние, отношение к изображенному, экспериментировать с красками;
3.Применять дидактические игры;
4.Знакомить с видами искусства: архитектурой, скульптурой, дизайном, народными промыслами, декоративным изображением, применять различные материалы в основной и свободной деятельности.
Не каждый ребёнок приходит в мир, чтобы стать художником. И этого не изменят самые лучшие психологические рекомендации и педагогические методики. Но верно и то, что определённым потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, этот потенциал надо раскрыть.
На будущее я ставлю такие задачи:
- Развивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности, эмоционально – эстетические чувства, вкус, оценки и суждения, эмоционально - нравственные ориентации на проявления эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера.
- Подводить детей к пониманию: искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление.
- Обращать их внимание на то, что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям радость, к нему следует бережно относиться.
- Знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства. Учить сравнивать художественные образы, созданные разными видами искусств.
- Принимать анализ детской работы, как обучающий метод.
Методическая литература.
1.«Воспитай личность». Апаева И.
2.«Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников» Авторы – составители: Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. Издательство «Феникс», 2003г.
3.«Нетрадиционные методы и приёмы в рисовании» Шклярова М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей через изобразительную деятельность
Дошкольный возраст сенситивен и наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности....
"Инновационные техники и технологии развития творчества детей в процессе изобразительной деятельности"
Обощение опыта работы по развитию детского творчества детей с ипользованием инновационных технологий...
Обобщение опыта по проблеме эмоционального развития детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность.
В стремительно меняющемся мире, где наблюдается обострение всех противоречий, дети особо остро испытывают потребность в ощущении эмоционального комфорта, в самовыражении и реализации творческих способ...
Развитие речи детей - логопатов через изобразительную деятельность.
В настоящее время очень остро стоит проблема развития речи у детей с ОНР. Учитывая то, что дети очень эмоционально и живо откликаются на предметы искусства, живописи, у них возникают эмоции, которые о...
Опыт работы "Развитие творческого потенциала дошкольников через изобразительную деятельность в технике пуантилизма"
Методическая разработка по изодеятельности в технике пуантилизма (рисование точками)....
Развитие инициативы у дошкольников через изобразительную деятельность
Статья на тему: "Развитие инициативы у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность". Самостоятельная изобразительная деятельность является одним из показателей уровня развития детей ...