Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию Декоративное рисование «Завиток»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Никитина Марина Павловна

Конспект образовательной деятельности по рисованию в подготовительной логопедической  группе

Декоративное рисование «Завиток»

Программное содержание. Учить детей украшать лист бумаги крупной веткой с завитками (типичным главным элементом росписи декоративных изделий). Учить использовать для украшения ветки различные знакомые элементы (цветы, листья, ягоды, дуги, мелкие завитки). Развивать разнонаправленные движения, легкость поворота руки, плавность, слитность движений, пространственную ориентировку на листе (украшение ветки элементами слева и справа). Развивать чувство композиции. Продолжать учить анализировать рисунки.

Предварительная работа: Познавательный рассказ воспитателя о хохломских изделиях.

Рассматривание альбомов декоративно – прикладного искусства: «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Дымковская игрушка». Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.

Заучивание потешек, стихов о русских народных промыслах.

Материалы: изделия из Хохломы, Гжели, Дымки, с городецкой росписью, иллюстрации с изображением изделий из Хохломы,

Словарная работа: хохлома, роспись, травка, элементы росписи, завиток, капелька, листик, колорит.

Ход занятия.

1. Вводная часть

Возьмёмся за руки друзья

Друг другу улыбнёмся

Мы пожелаем всем добра

И скажем «Здравствуй солнце».

Ярче солнечных лучей

Дружба в целом свете

Ведь с друзьями веселей

На любой планете.

Воспитатель. Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте.

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? (Хохлома).

А вы что-нибудь знаете о хохломской росписи. Для чего ее используют? (для росписи изделий). Молодцы! А хотите больше о ней узнать? Тогда садитесь на стулья и послушайте.

Основная часть

Воспитатель (выставка изделий) Посмотрите, сколько здесь замечательных красивых вещей. Все это создано руками мастеров. Какие изделия вы видите? (ложки, чаши, чугунки)

Очень давно, в окрестностях города Нижний Новгород зародился народный деревянный промысел. Там находилось село с веселым названием Хохлома, где посуду делали из мягких пород деревьев (липа, береза, ольха). В этом селе с давних времен проходили ярмарки по продаже деревянной посуды. Это и дало название целому промыслу.

Золотая хохлома.

Как волшебница Жар- птица,

Не выходит из ума

Чародейка – мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нет.

Посмотрите, дети, какие они яркие! А как же они становятся такими красивыми? Может кто-то из вас знает?

Сначала посуду вырезают из дерева, высушивают на станке, затем покрывают слоем жидкой глины и просушивают. Желтый металлический порошок соединяют с маслом и растапливают, после нагревания в печи предают изделию неповторимый золотистый блеск. Вот откуда пошло название «Золотая хохлома». А как вы думаете почему «Золотая»? (потому, что все изделия блестят как золото, много используется жёлтой краски).

Какой цвет используют мастера для фона? (красный, жёлтый, чёрный)

Назовите элементы узора в хохломской росписи? (завиток, травинка, капельки, листочки, кустики, ягодки)

А какие ягоды рисуют умельцы? (малина, земляника, смородина, рябина)

Физминутка

 

За малиной в лес пойдем,

в лес пойдем.


Идут в хороводе, взявшись за руки.


Спелых ягод наберем, наберем.


Идут по кругу, наклоняясь, как бы собирая ягоды.


Солнышко высоко,


Встают лицом в круг, тянутся руками вверх.


А в лесу тропинка.


Наклоняются и пытаются достать пол.


Сладкая ты моя,

Ягодка-малинка.


Идут по кругу, взявшись за руки.

 

Воспитатель.

 Сегодня я предлагаю вам побыть народными мастерами и попробовать нарисовать один из главных элементов росписи. Посмотрите, как называется этот элемент росписи? (завиток)

- Показываю детям на доске 2–3 варианта рисования ветки-завитка плавным неотрывным движением (горизонтально, вертикально, по диагонали).

 

 Прежде чем начать украшать посуду, послушайте последовательность выполнения работы.

 

Работу нужно начинать с каймы внизу и вверху изделия, дальше изобразим завиток, изогнутую веточку. Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы). (Показ детьми)

Потом нарисуем крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: капельки, травку, завитки и т. д.).

Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).

Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).

Какие цвета будете использовать? (Красный, чёрный, зелёный, желтый).

А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая игра «Ягодки»

Мы, шли, шли, шли.

«Идти» пальчика по столу

Ягодки в саду нашли

Сложить ладони вместе, пальчики собраны в виде шара.

Раз, два, три, четыре, пять -

Загибать пальчики на обеих руках по очереди, начиная с мизинца.

Мы идём искать опять.

«Идти» пальчика по столу.

 

Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе!

(Самостоятельная деятельность. Детям оказывается необходимая помощь в индивидуальном порядке).

Заключительная часть

Воспитатель: Какие замечательнее росписи у вас получились. Давайте устроим выставку ваших работ. Я помогу вам в этом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_risovanie_zavitok.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по рисованию в подготовительной логопедической  группе

Декоративное рисование «Завиток»

Программное содержание. Учить детей украшать лист бумаги крупной веткой с завитками (типичным главным элементом росписи декоративных изделий). Учить использовать для украшения ветки различные знакомые элементы (цветы, листья, ягоды, дуги, мелкие завитки). Развивать разнонаправленные движения, легкость поворота руки, плавность, слитность движений, пространственную ориентировку на листе (украшение ветки элементами слева и справа). Развивать чувство композиции. Продолжать учить анализировать рисунки.

Предварительная работа: Познавательный рассказ воспитателя о хохломских изделиях.

Рассматривание альбомов декоративно – прикладного искусства: «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Дымковская игрушка». Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.

Заучивание потешек, стихов о русских народных промыслах.

Материалы: изделия из Хохломы, Гжели, Дымки, с городецкой росписью, иллюстрации с изображением изделий из Хохломы,

Словарная работа: хохлома, роспись, травка, элементы росписи, завиток, капелька, листик, колорит.

Ход занятия.

1. Вводная часть

Возьмёмся за руки друзья

Друг другу улыбнёмся

Мы пожелаем всем добра

И скажем «Здравствуй солнце».

Ярче солнечных лучей

Дружба в целом свете

Ведь с друзьями веселей

На любой планете.

Воспитатель. Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте.

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? (Хохлома).

А вы что-нибудь знаете о хохломской росписи. Для чего ее используют? (для росписи изделий). Молодцы! А хотите больше о ней узнать? Тогда садитесь на стулья и послушайте.

Основная часть

Воспитатель (выставка изделий) Посмотрите, сколько здесь замечательных красивых вещей. Все это создано руками мастеров. Какие изделия вы видите? (ложки, чаши, чугунки)

Очень давно, в окрестностях города Нижний Новгород зародился народный деревянный промысел. Там находилось село с веселым названием Хохлома, где посуду делали из мягких пород деревьев (липа, береза, ольха). В этом селе с давних времен проходили ярмарки по продаже деревянной посуды. Это и дало название целому промыслу.

Золотая хохлома.

Как волшебница Жар- птица,

Не выходит из ума

Чародейка – мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нет.

Посмотрите, дети, какие они яркие! А как же они становятся такими красивыми? Может кто-то из вас знает?

Сначала посуду вырезают из дерева, высушивают на станке, затем покрывают слоем жидкой глины и просушивают. Желтый металлический порошок соединяют с маслом и растапливают, после нагревания в печи предают изделию неповторимый золотистый блеск. Вот откуда пошло название «Золотая хохлома». А как вы думаете почему «Золотая»? (потому, что все изделия блестят как золото, много используется жёлтой краски).

Какой цвет используют мастера для фона? (красный, жёлтый, чёрный)

Назовите элементы узора в хохломской росписи? (завиток, травинка, капельки, листочки, кустики, ягодки)

А какие ягоды рисуют умельцы? (малина, земляника, смородина, рябина)

Физминутка

За малиной в лес пойдем,

в лес пойдем.


Идут в хороводе, взявшись за руки.


Спелых ягод наберем, наберем.


Идут по кругу, наклоняясь, как бы собирая ягоды.


Солнышко высоко,


Встают лицом в круг, тянутся руками вверх.


А в лесу тропинка.


Наклоняются и пытаются достать пол.


Сладкая ты моя,

Ягодка-малинка.


Идут по кругу, взявшись за руки.

Воспитатель.

 Сегодня я предлагаю вам побыть народными мастерами и попробовать нарисовать один из главных элементов росписи. Посмотрите, как называется этот элемент росписи? (завиток)

- Показываю детям на доске 2–3 варианта рисования ветки-завитка плавным неотрывным движением (горизонтально, вертикально, по диагонали).

 Прежде чем начать украшать посуду, послушайте последовательность выполнения работы.

Работу нужно начинать с каймы внизу и вверху изделия, дальше изобразим завиток, изогнутую веточку. Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы). (Показ детьми)

Потом нарисуем крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: капельки, травку, завитки и т. д.).

Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).

Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).

Какие цвета будете использовать? (Красный, чёрный, зелёный, желтый).

А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая игра «Ягодки»

Мы, шли, шли, шли.

«Идти» пальчика по столу

Ягодки в саду нашли

Сложить ладони вместе, пальчики собраны в виде шара.

Раз, два, три, четыре, пять -

Загибать пальчики на обеих руках по очереди, начиная с мизинца.

Мы идём искать опять.

«Идти» пальчика по столу.

Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе!

(Самостоятельная деятельность. Детям оказывается необходимая помощь в индивидуальном порядке).

Заключительная часть

Воспитатель: Какие замечательнее росписи у вас получились. Давайте устроим выставку ваших работ. Я помогу вам в этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие художественно-эстетического восприятия посредством декоративного рисования»

Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания -  помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жиз...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию Тема: Декоративная лепка оберега «Подкова»

Цель:  создать условия для  развития у детей интереса к изобразительной деятельности,  эстетического отношения к  народному декоративно - прикладному искусству, через ознакомление...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию Тема: Декоративная лепка оберега «Подкова» (солёное тесто)

Материал разработан для старшей-подготовительной группы  по художественно-эстетическому развитию с региональным компонентом....

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию Тема: Декоративная лепка оберега «Подкова»

Цель:  создать условия для  развития у детей интереса к изобразительной деятельности,  эстетического отношения к  народному декоративно - прикладному искусству, через ознакомление...

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию (лепка декоративная) для детей 2-3 лет общеразвивающей направленности «Красивые тарелочки» (коллективная композиция)

Тема: «Красивая тарелочка»Программное содержание:Вызвать у детей интерес к процессу и содержанию лепки. Развивать и поддерживать эмоциональный отклик на эстетические свойства предметов окр...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...