Волкова Н.А. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи. «Тайны городецкой росписи».
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Волкова Нина Александровна

Методическое пособие по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи знакомить детей с характерными элементами, изобразительными средствами, этапами городецкой росписи, формирует умение детей рисовать городецкий цветок – бутон.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Волкова Н.А.  Знакомство детей 5-6 лет с городецкой росписью.

Часть 1. Тайны городецкой росписи.

Самым высоким видом искусства, самым талантливым,

самым гениальным является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом, сохранено,

то, что народ пронёс через столетия.

Михаил Иванович Калинин

Направление «Художественно-эстетическое развитие».

Образовательная область «Художественное творчество».

Памятка для педагога.

  • Изобразительные средства живописи – это линия, пятно, цвет и тон.
  • Художественно – выразительные средства живописи – это цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контраст, колорит, форма, композиция, фактура.
  • Композиция – это расположение всех предметов, элементов и частей произведения в определённой системе и последовательности для лучшего раскрытия художественного образа.

Памятка для детей.

Секреты рисования гуашью.

  • Кисть держим тремя пальчиками, возле железного наконечника.
  • На кисть немного воды возьмём, гуашь разведём.
  • Кисть в гуашь ворсом хорошо макаем, но глубоко не погружаем.
  • Лишнюю краску о край баночки снимаем.
  • Мазки завершаем, кисть хорошо промываем.
  • Кисть только ворсом в воду погружаем, бесшумно болтаем.
  • Лишнюю воду о край баночки снимаем, ворс кисточки салфеткой вытираем.

Секреты палитры.

  • На палитре смешиваем краски.
  • В центр палитры кистью кладём более тёмную краску.
  • Хорошо кисть промываем.
  • Светлую краску кистью в тёмную добавляем, хорошо перемешаем.  
  • Для изменения оттенка добавим светлой или тёмной краски.

Содержание

Вид деятельности

Задачи.

Старшая группа. Предварительная работа.

Исследование

«Три основных цвета».

Развивать эстетическое восприятие детей, чувство цвета. Формировать умение детей смешивать краски (гуашь) для получения новых цветов.

Исследование

 «Тайна

белого цвета».

Развивать эстетическое восприятие детей, чувство цвета. Формировать у детей навыки работы с палитрой, умение детей получать разные оттенки цветов с помощью осветления. Знакомить детей с новыми оттенками цвета.

Исследование

«Тайна

 чёрного цвета».

Развивать эстетическое восприятие детей, чувство цвета. Формировать у детей навыки работы с палитрой, умение детей получать разные оттенки цветов с помощью затемнения. Знакомить детей с новыми оттенками цвета.

Старшая группа. Декоративное рисование.

Декоративное рисование

«Тайны городецкой росписи».

Вызвать интерес детей к городецкой росписи. Знакомить детей с характерными элементами, изобразительными средствами, этапами городецкой росписи. Формировать умение детей рисовать городецкий цветок – бутон. Упражнять детей в умение получать тёмные цвета с помощью затемнения, рисовать круги разных размеров, дуги. Закреплять навык работы с палитрой. Развивать эстетическое восприятие детей, чувство цвета. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Студия художника.

Исследование «Три основных цвета».

Задачи. Вызвать интерес детей к цветоведенью.  Формировать умение детей смешивать краски (гуашь) для получения новых цветов. Развивать эстетическое восприятие детей, чувство цвета.

Материал к деятельности. Гуашь красная, жёлтая и синяя. Кисточки, палитра, баночки с водой, салфетки (на каждого ребёнка). Картина «Основные цвета».

Исследование.         

— Дети, приглашаю вас в студию художника. Прежде чем картины рисовать, юный художник должен все тайны цвета разгадать. Сегодня мы разгадаем первую тайну. Художники говорят: дайте мне три цвета: красный, жёлтый и синий и я нарисую любую картину. Дети, почему художники так говорят? (предположения детей).

— Есть три основных цвета: красный, жёлтый и синий. Смешивая друг с другом эти цвета, мы можем получить разные цвета.  Дети, мы рисуем гуашью. Гуашь – это краска, плотная, густая. Разводится она небольшим количеством воды. Дети, напомню вам секреты рисования гуашью.

Секреты рисования гуашью.

  • Кисть держим тремя пальчиками, возле железного наконечника.
  • На кисть немного воды возьмём, гуашь разведём,
  • Кисть в гуашь ворсом хорошо макаем, но глубоко не погружаем.
  • Лишнюю краску об край баночки снимаем.
  • Новую краску выбираем, кисть хорошо промываем, ворс обжимаем.
  • После тёмных красок ворс кисти не только промываем, но и салфеткой протираем.
  • Рисование завершаем, кисть хорошо промываем, салфеткой вытираем.

— Юные художники, краски мы будем смешивать на палитре. Палитра – это доска на которой художник смешивает разные краски. Дети, я открою вам секреты палитры.

Секреты палитры.

  • На палитре смешиваем краски.
  • В центр палитры кистью кладём более тёмную краску.
  • Хорошо кисть промываем.
  • Светлую краску кистью в тёмную добавляем, хорошо перемешаем.  
  • Для изменения оттенка добавим светлой или тёмной краски.

— Юные художники, исследования начинаем, основные краски друг с другом смешаем.

Дети смешивают краски. Педагог напоминает, как смешивать краски на палитре.

— Потрясающе! Молодцы, дети! Подведём итог нашему исследования.

Педагог обращает внимание детей на картину «Основные цвета».

  • Дети, если смешать жёлтый и синий цвет, то получится…? (зелёный).
  • Если смешать красный и жёлтый цвет, то получится…? (оранжевый).
  • Если смешать красный и синий цвет, то получится…? (фиолетовый).

— Дети, краски чудеса совершают, наш мир красотой наполняют.

Красный, жёлтый, синий –

основные цвета называем.

Красный, жёлтый, синий –

Друг с другом смешаем.

Зелёная трава красотой удивляет,

Жёлтый и синий цвет объединяет.

Оранжевое солнце в небе сияет,

Красный и жёлтый цвет вместе играют.

Фиолетовый баклажан изобразим,

Красный и синий цвет соединим.

Студия художника.

Исследование «Тайна белого цвета».

Задачи. Поддерживать интерес детей к цветоведенью. Формировать у детей навыки работы с палитрой, умение детей получать разные оттенки цветов с помощью осветления. Знакомить детей с новыми оттенками цвета.  Развивать эстетическое восприятие детей, чувство цвета.

Материал к деятельности. Гуашь красная, синяя, белая, чёрная. Кисточки, палитра, баночки с водой, салфетки (на каждого ребёнка). Картина «Тайна белого цвета».

Исследование.         

— Юные художники, исследования начинаем, тайну белого цвета отгадаем. Вспомним секреты рисования гуашью. (Ответы детей). Педагог обобщает ответы детей.

Секреты рисования гуашью.

  • Кисть держим тремя пальчиками, возле железного наконечника.
  • На кисть немного воды возьмём, гуашь разведём,
  • Кисть в гуашь ворсом хорошо макаем, но глубоко не погружаем.
  • Лишнюю краску об край баночки снимаем.
  • Новую краску выбираем, кисть хорошо промываем, ворс обжимаем.
  • После тёмных красок ворс кисти не только промываем, но и салфеткой протираем.
  • Рисование завершаем, кисть хорошо промываем, салфеткой вытираем.

— Юные художники, краски мы будем смешивать на палитре. Вспомним секреты палитры. (Ответы детей). Педагог обобщает ответы детей.

Секреты палитры.

  • На палитре смешиваем краски.
  • В центр палитры кистью кладём более тёмную краску.
  • Хорошо кисть промываем.
  • Светлую краску кистью в тёмную добавляем, хорошо перемешаем.  
  • Для изменения оттенка добавим светлой или тёмной краски.

Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел,

А вот белка не бела, белой даже не была! 

— Юные художники, как вы думаете, для чего нужна белая краска? (ответы детей).

— Положите, пожалуйста, кисточкой на палитру немного синей, красной и чёрной краски. Дети выполняют задание.

— Юные художники, промойте хорошо кисточку, протрите ворс кисточки салфеткой. Возьмите, пожалуйста, на кисточку белой краски и добавьте в каждую краску. Дети выполняют задание.

— Дети, что произошло с цветом красок? (ответы детей).

Педагог обращает внимание детей на картину «Тайна белого цвета».

— Белый цвет осветляет все цвета. Юные художники, красный с белым мы смешаем, какой цвет получаем? (розовый).

— Синий с белым мы смешаем, какой цвет получаем? (голубой).

— Чёрный с белым мы смешаем, какой цвет получаем? (серый).

— Восхитительно, дети! Тайну белого цвета отгадали, новые оттенки создали. Белый цвет осветляет все цвета.

Студия художника.

Исследование «Тайна чёрного цвета».

Задачи. Поддерживать интерес детей к цветоведенью. Формировать у детей навыки работы с палитрой, умение детей получать разные оттенки цветов с помощью затемнения. Знакомить детей с новыми оттенками цвета.  Развивать эстетическое восприятие детей, чувство цвета.

Материал к деятельности.  Гуашь красная, синяя, белая, чёрная. Кисточки, палитра, баночки с водой, салфетки (на каждого ребёнка). Картина «Тайна чёрного цвета».

Исследование.         

— Юные художники, исследования начинаем, тайну чёрного цвета отгадаем. Вспомним секреты рисования гуашью. (Ответы детей). Педагог обобщает ответы детей.

Секреты рисования гуашью.

  • Кисть держим тремя пальчиками, возле железного наконечника.
  • На кисть немного воды возьмём, гуашь разведём,
  • Кисть в гуашь ворсом хорошо макаем, но глубоко не погружаем.
  • Лишнюю краску об край баночки снимаем.
  • Новую краску выбираем, кисть хорошо промываем, ворс обжимаем.
  • После тёмных красок ворс кисти не только промываем, но и салфеткой протираем.
  • Рисование завершаем, кисть хорошо промываем, салфеткой вытираем.

— Юные художники, краски мы будем смешивать на палитре. Вспомним секреты палитры. (Ответы детей). Педагог обобщает ответы детей.

Секреты палитры.

  • На палитре смешиваем краски.
  • В центр палитры кистью кладём более тёмную краску.
  • Хорошо кисть промываем.
  • Светлую краску кистью в тёмную добавляем, хорошо перемешаем.  
  • Для изменения оттенка добавим светлой или тёмной краски.

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

В дымоходе чернота, отыщи-ка там кота! 

— Юные художники, как вы думаете, для чего нужна чёрная краска? (ответы детей).

— Положите, пожалуйста, кисточкой на палитру немного синей, красной и белой краски. Дети выполняют задание.

— Юные художники, промойте хорошо кисточку, протрите ворс кисточки салфеткой. Возьмите, пожалуйста, на кисточку немного, на кончике кисти, чёрной краски и добавьте в каждую краску. Дети выполняют задание.

— Дети, что произошло с цветом красок? (ответы детей).

Педагог обращает внимание детей на картину «Тайна чёрного цвета».

— Чёрный цвет затемняет все цвета. Дети, красный с чёрным мы смешаем, какой цвет получаем? (тёмно-красный).

— Синий с чёрным мы смешаем, какой цвет получаем? (тёмно-синий).

— Белый с чёрным мы смешаем, какой цвет получаем? (тёмно-серый).

— Чарующе, дети! Тайну чёрного цвета отгадали, новые оттенки создали. Чёрный цвет затемняет все цвета.

Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи.

«Тайны городецкой росписи».

Задачи. Вызвать интерес детей к городецкой росписи. Знакомить детей с характерными элементами, изобразительными средствами, этапами городецкой росписи. Формировать умение детей рисовать городецкий цветок – бутон. Упражнять детей в умение получать тёмные цвета с помощью затемнения, рисовать круги разных размеров, дуги. Закреплять навык работы с палитрой. Развивать эстетическое восприятие детей, чувство цвета. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Материалы к деятельности.   

На каждого ребёнка.

  • Альбомные листы формата А-5.
  • Гуашь красная, синяя, чёрная и белая.  
  • Кисти: плоская кисть № 6 – для подмалёвка,
  • круглая кисть № 4 – для оттенёвки,
  • круглая тонкая кисть № 2 – для оживки.
  • Палитра, банка с водой, салфетки.

Картины из альбома «Городецкая роспись»:

  • «Растительные элементы городецкой росписи»,
  • «Тайны городецкой росписи»,
  • «Бутон (поэтапное рисование)».

Изделия с городецкой росписью.

Форма проведения.  Мастер-класс.

Планируемые результаты.

  • Дети овладевают умением рисовать бутон – цветок городецкой росписи.

Ход деятельности.

1. Беседа.

Беседа проводится в художественном центре группы, где на столах и стендах размещены изделия городецкой росписи и картины из альбома «Городецкая роспись».

— Дети, в страну Чудес приглашаю, с Прекрасным познакомить обещаю.

        Дети с педагогом идут в художественны центр группы.

— Дети, есть на реке Волге старинный русский город Городец. Кто помнит, чем город этот знаменит? (ответы детей).

— Много чудес в городе Городец, удивительные мастера живут в нём. Но более всего знаменит город городецкой росписью.

 Дети рассматривают изделия с городецкой росписью и их изображения.

— Дети, какие изделия украшает городецкая роспись? (ответы детей).

Городецкая роспись деревянные изделия украшает, красотой всех удивляет. Дети, городецкую роспись изучаем, тайны росписи отгадаем. Какая городецкая роспись? (ответы детей).

— Городецкая роспись – живописная, яркая, необычная. Много в городецкой росписи декоративных цветов.

Педагог обращает внимание детей на картину

«Растительные элементы городецкой росписи».

— Роза, розан, купавка, ромашка, бутон, листья – это растительные элементы городецкой росписи. Дети, изделия городецкие внимательно рассмотрите, бутоны на изделиях найдите. Желающие дети показывают бутоны на изделиях с городецкой росписью.

Педагог обращает внимание детей на картину «Тайны городецкой росписи».

— Дети, я открою вам тайны городецкой росписи.

        Этапы городецкой росписи:

  • подмалёвок: рисуем светлой краской цветное пятно круглой формы;
  • оттенёвка: рисуем, носик и лепестки цветка более тёмным цветом;
  • оживка: рисуем белым цветом точки, дуги, капельки.

— Дети, на полянку приглашаю, весёлые упражнения выполнить предлагаю.

Весёлые упражнения «Городецкая роспись».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте, рассказ запоминайте. Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Как богата наша страна

на чарующие чудеса.

Руки в стороны.

Ладони прижали к груди.

По стране шагаем,

чудеса замечаем.

Ходьба на места.

Руки на пояс, повороты головы вправо и влево.

Вот городецкие цветы,

необычной красоты:

Наклон вперёд, руки вперёд, ладони вверх.

Встаём прямо, руки в стороны, ладонями вверх.

Скромный бутон,

Таинственная купавка,

Прекрасный розан,

Родная ромашка,

Очаровательная роза

Приседаем, руками обнимаем себя за плечи.

Встаём, руки вверх, соединим пальцы рук.

Руки в стороны, ладонями вверх.

Приседаем, руки вперёд.

Встаём, руки вверх, через стороны вниз.

Деревянные изделия украшают,

Россию прославляют.

Наклон вперёд, руки вперёд, ладони вверх.

Встаём прямо, руки на пояс.

2. Рисование.

— Дети, в студию вас приглашаю, чудо создать предлагаю.

        Дети садятся за столы, где размещены материалы для рисования.

— Дети, вы желаете научиться рисовать городецкие цветы? (ответы детей).

— Как вы думаете, что для этого нужно? Дети предлагают свои варианты

— Открываем мастер-класс.  Как вы считаете, мы сразу начнём украшать деревянные изделия, или будем постепенно овладевать умением рисовать элементы росписи?  (ответы детей).

— Я согласно с вами, что нужно постепенно учиться мастерству росписи. Предлагаю начать с самого простого. Нарисуем цветок – Бутон. Бутон – это маленький цветочек, который ещё не раскрылся.

Педагог обращает внимание детей на картину «Бутон (поэтапное рисование)».

— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно на эту таблицу и расскажите, как мы будем рисовать бутон. (Ответы детей).

— Дети, выберете цвет бутона, красный или синий. Круг – основа цветка, рисуем красной или синей краской широкой плоской кистью. Это подмалёвок. Педагог показывает. Дети рисуют круг.

— Дети, что дальше? (Ответы детей).

— Второй этап – оттенёвка. Для оттенёвки нужна более тёмная краска. Дети, что нам делать, как нам быть, как тёмную краску получить? (Ответы детей).

Правильно, дети! Затемнение помогает, чёрная краска выручает. Если в красную или синюю краску добавить немного чёрной, получится тёмно-красная или тёмно-синяя. Дети, вспомним секреты палитры. (Ответы детей).

Педагог обобщает ответы детей.

Секреты палитры.

  • На палитре смешиваем краски.
  • В центр палитры кистью кладём более тёмную краску.
  • Хорошо кисть промываем.
  • Светлую краску кистью в тёмную добавляем, хорошо перемешаем.  
  • Для изменения оттенка добавим светлой или тёмной краски.

— Дети, на палитре смешайте краски. Не забывайте, пожалуйста, что чёрной краски нужно добавить очень мало, на кончике кисти. Дети выполняют задание.

Дети, не забываем, одной краской нарисовали, немного подождали. Краска высохла, тогда, новый цвет в рисунок добавляем, рисунок оттеняем. Ну, а если вы, друзья, поторопитесь, чуда не ожидайте, а грязь на рисунке вытирайте.

Когда краска на рисунке высохла, педагог показывает приёмы оттенёвки.

— Дети, тёмной краской мы рисуем носик и дугу внизу бутона. Носик, небольшой круг тёмного оттенка, рисуем круглой кистью. Дети, обратите, пожалуйста, внимание, что носик у бутона можно нарисовать, вверху большого круга или сбоку. Педагог показывает.

Дуги рисуем круглой кистью. Вначале дуги слегка прикоснёмся к бумаге кончиком кисти и проведём тонкую линию; к середине дуги сильно нажмём на кисть, а завершим дугу тонкой линией. Педагог показывает. Дети выполняют оттенёвку бутона.

— Дети, что дальше? (Ответы детей).

— Третий этап – оживка. Дети, какой краской мы оживляем цветок? (Ответы детей).

Дети, не забываем, одной краской нарисовали, немного подождали. Краска высохла, тогда, новый цвет в рисунок добавляем, рисунок оживляем. Ну, а если вы, друзья, поторопитесь, чуда не ожидайте, а грязь на рисунке вытирайте.

Когда краска на рисунке высохла, педагог показывает приёмы оживки.

— Белой краской рисуем дуги и точки. Точки рисуем круглой тонкой кистью, кончиком кисти легко прикасаемся к бумаге. Педагог показывает. Дети выполняют оживку бутона.

3. Заключительная часть.

Выставка детских рисунков (на одном столе, или стеллаже, или на доске)

— Прелестно! Дети, какие необычные яркие цветы – городецкие бутоны, вы нарисовали!  Какой бутон вам понравился? Почему? (ответы детей).

        Педагог выслушивает ответы детей, отмечает наиболее яркие, выразительные бутоны.

— Чудесно, дети! Тайны городецкой росписи узнали, чудо создали, городецкий бутон нарисовали.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи. Рисование городецкого коня

Программное содержание: продолжить знакомство с городецкой росписью; закреплять знания детей о её характерных особенностях: колорите, элементах, композиции; учить создавать более сложные узоры по...

Конспект занятия Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи «Тайны городецкой росписи». Старшая группа

Вызвать интерес детей к городецкой росписи. Знакомить детей с характерными элементами, изобразительными средствами, этапами городецкой росписи. Формировать умение детей рисовать городецкий цветок...

Волкова Н.А. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи. «Купавка».

Методическое пособие по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи знакомить детей с характерными элементами, изобра...

Волкова Н.А. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи. «Розан».

Методическое пособие по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи знакомить детей с характерными элементами, изобра...

Волкова Н.А. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи «Закладка для книги».

Методическое пособие по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи формирует умение детей рассматривать изделия с го...

Волкова Н.А. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи «Роспись разделочной доски».

Методическое пособие по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи формирует умение детей рассматривать изделия с го...

Волкова Н.А. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи «Роспись блюда».

Методическое пособие по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи формирует умение детей рассматривать изделия с го...