Нетрадиционная техника "Кляксография"
материал по рисованию

Сафонова Анжелика Мурадовна

"Кляксография"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klyaksografiya.docx42.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 4

«Миасский детский сад комбинированного вида «Радуга»

                    

 

Тема: «Использование нетрадиционных техник изодеятельности на базе ДОУ»

«Кляксография»

 

 

 

 

Автор работы:

Сафонова Анжелика Мурадовна

Воспитатель МДОУ №4

«Миасский детский сад «Радуга»

                                                      

                  

 

Миасское 2022 г

Содержание

      Введение                                                                                                     3

  1. Теоретическая база опыта                                                                  3
  2. Новизна темы                                                                                        7
  3. Актуальность темы                                                                              7
  4. Цель программы                                                                                   8
  5. Общие результаты мониторинга развития художественно-   творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности                                                                                         11                                                                            
  6. Основные направления моей деятельности                                   12

  1. Техника «Кляксография»                                                                  13

  1. Конспект занятия «Кляксография изонитью, как продуктивная техника нетрадиционного рисования» со старшими дошкольниками                                                                                    17

  1. Заключение                                                                                            21

Методологическая основа программы:                                                22

Введение

Одним из важных направлений в своей работе я считаю создание комфортного психологического климата в группе, доброжелательной обстановки. В отношениях с детьми важно не только то, чему мы их учим, но и то, как помогаем переживать трудности. Ведь в течение дня ребёнок переживает всё: радость и недовольство, ссору и примирение, нежелание пойти на уступки, слёзы и смех. Стараясь выработать свой стиль общения, я поняла главное: ребёнка не надо воспитывать, его надо любить и просто быть с ним рядом.

На занятиях по продуктивной деятельности мы с детьми осваиваем нетрадиционные техники. Данные техники демонстрируют необычные сочетания материалов и очень привлекательны, поэтому технология интересна и доступна ребенку, а по мере овладения техникой у детей формируется своя манера изображения.

В ходе работы с нетрадиционными материалами мною отмечено: детям это интересно, они активно включаются в работу, задают вопросы, в своем творчестве проявляются чувства и мысли. Применяя нетрадиционные техники, я всего лишь демонстрирую способ действия с разными материалами и инструментами, а это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы и выражению индивидуальности ребенка. Все эти качества необходимо развивать в современном дошкольном образовании, которые являются ключевыми в ФГОС ДО.

Теоретическая база опыта

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основной целью воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Ни для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, в общем, дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т. е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.

В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги отмечают что, если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Е. А. Флёрина дала следующее определение детского творчества: «Детское изобразительное творчество мы понимаем, как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому». Дальнейшие исследования детского творчества еще более уточнили это определение.

Л. С. Выготский писал: «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению». Он отмечал, что изобразительная деятельность - самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребенка.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Компоненты творческих способностей:

1. творческое мышление;

2. творческое воображение.

В связи с введением в действие ФГОС ДО модернизируется система дошкольного образования в России: идет поиск эффективных путей, средств и методов развития детского изобразительного творчества; появляются новые вариативные педагогические программы и технологии; меняются точки зрения на проблему художественного развития и условия формирования художественных способностей; появляются новые художественные приемы и техники.

В связи с этим должны измениться и методы работы педагогов в области изобразительной деятельности с дошкольниками.

Нетрадиционные способы изобразительной деятельности — это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, выражать свои мысли в продуктах деятельности. Поэтому, проанализировав авторские разработки и различные материалы, передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения современных нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Выбор использования нетрадиционных техник художественно-продуктивной деятельности в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества был мною не случаен, так как нетрадиционные формы изобразительного творчества развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Все эти качества необходимо развивать в современном дошкольном образовании, которые являются ключевыми в ФГОС ДО.

При взаимосвязи обучения технике изображения и творчества ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа. Это не мешает ребенку освоить неизвестные способы и приемы, так как воспитатель подводит детей к возможности использовать вариативные приемы. При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования и навязывания способов, а ребенок имеет право выбора и поиска своего варианта, проявляя свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель.

Формирование творческих способностей ребенка обусловлено специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка, поддержать его.

Одним из несомненных достоинств занятий по продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Изодеятельность позволяет интегрировать различные образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Художественно-эстетическая», «Художественная литература». Интеграция образовательных областей является научно-методической основой ФГОС.

Новизна темы

Нетрадиционные техники изодеятельности ранее использовались как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников. Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров в художественно – творческом воспитании и развитии детей, обновлении тематики и технологии детских работ за счет учета современных условий, субкультуры детей.

Актуальность темы

 В своей практической деятельности я столкнулась с некоторыми противоречиями:

- между сформированностью у дошкольников определённой системы фактических знаний и недостаточным развитием творческого воображения;

- между необходимостью развития художественно – творческих способностей ребенка и недостатком психолого – педагогических знаний в этой области у педагогов и родителей.

Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, форм, методов, которые предусматривают поэтапную организацию образовательной деятельности по продуктивным видам деятельности с целью развития художественно-творческих способностей дошкольников.

Практическая значимость заключается в создании условий для эффективной творческой деятельности, разработке программы по развитию художественно-творческих способностей и воображения детей старшего дошкольного возраста в нетрадиционных продуктивных видах деятельности.

Цель программы

Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности дошкольников в процессе создания образов, используя различные материалы и нетрадиционные техники. Создать условия для развития личности, способной к творчеству и самореализации через воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы о влиянии продуктивной деятельности на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста;

2. Провести диагностику художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста.

3. Отобрать и систематизировать формы организации детей, методы и приемы способствующих развитию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

4. Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, формировать их психолого- педагогическую компетентность в области детского художественного творчества.

5. Формировать у детей позицию художника- творца, поддержка проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии.

6. Развивать у детей компоненты продуктивной деятельности:

- освоение средств и способов создания изображения, продукта деятельности,

- развитие технических и изобразительно-выразительных умений, умений эффективно взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ.

7. Анализ результатов педагогической деятельности.

Принципы построения программы:

- От простого к сложному.

- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

- Доступность.

- Системность знаний.

- Воспитывающая и развивающая направленность.

-Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.

- Активность и самостоятельность.

- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Планируемые результаты освоения программы:

• у ребёнка развит интерес к творческой деятельности;

• усвоены основные приёмы работы;

• мелкая моторика развита на достаточном уровне;

• ребёнок проявляет аккуратность, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.

В интересной игровой форме воспитанники обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

Развивают сенсорные эталоны.  Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми.

У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев.  Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. На занятиях происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Способы проверки результатов освоения программы проходят в виде смотров-выставок в каждой группе, где в процессе просмотра работ, дети вместе с родителями обсуждают работы, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе.

Ожидаемые результаты.

Для педагога:

Систематизация собственных педагогических знаний по развитию художественно – творческих способностей дошкольников;

Разработка перспективного плана по реализации образовательной области «Художественное творчество».

Организация взаимодействия с родителями по развитию художественно – творческих способностей дошкольников, привлечение родителей в совместный творческий процесс.

Методы и приемы обучения:

-Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

-Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

-Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Формы подведения итогов реализации данной программы: выставки, участие в смотрах, конкурсах детского сада, города.

Этапы работы с детьми:

• опрос-анкетирование родителей, изучение интересов и потребностей детей;

• изучение методических рекомендаций;

• создание условий для проведения работы;

• подведение итогов.

Общие результаты мониторинга развития художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности

          С целью выявления особенностей художественно – творческого развития и развития изобразительной деятельности дошкольников, использовала методики Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой. Основные методы, применяемые для диагностики – это наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктов творчества, беседа.

В первичной диагностике принимали участие 18 детей в возрасте 6-7 лет. Первичная диагностика показала, что у 30 % (5 детей) низкий уровень развития художественно – творческих способностей, у 50 % (9 детей) – средний уровень, у 20 % (4 детей) - высокий уровень развития художественно – творческих способностей. Диагностика позволила выявить типичные затруднения детей и спроектировать направления, по которым необходимо корректировать содержание педагогической работы.

Наиболее низкие баллы у детей по показателям «способен самостоятельно действовать в повседневной жизни с изобразительными нетрадиционными материалами, используя различные способы действия с ними», «участвует в обсуждении будущего продукта деятельности». Это говорит о неготовности детей к экспериментальной деятельности, неумению использовать нетрадиционные техники рисования.

Многие дети не могут выбрать тему для своих работ, так как их опыт творческой деятельности не богат. Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени). Поэтому передо мной встала необходимость работы над данной проблемой.

Исходя из полученных данных, составила тематический перспективный план работы, охватывающий несколько направлений, что позволило работать по намеченной теме в системе.

Основные направления моей деятельности

-Обогащение развивающей среды необходимыми материалами для продуктивной деятельности детей, стимулирующей самостоятельность и инициативность детей и обеспечивающих художественно – творческое развитие.

-Организация совместной деятельности и самостоятельной деятельности детей в образовательной области «Художественное творчество»

-Вовлечение родителей в творческий процесс с детьми.

-Развитие собственной креативности.

На первоначальном этапе работы над темой изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме исследования: Рузанова Ю. В. «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности», Вербенец А. М. «Образовательная область «Художественное творчество»», программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И. А., общеобразовательная программа Веракса Н. Г. «От рождения до школы», систематизировала полученные знания.

Второй этап деятельности по своей теме реализовала через разработку рабочей программы по развитию детского художественного творчества.

Формы организации занятий:

- организация рабочего пространства: места за детьми жестко не закреплены, совместная с педагогом деятельность или самостоятельная деятельность детей может осуществляться в групповой комнате.

- возможность ребенка заниматься по своему желанию и интересам.

Занятия проводились 2 раза в неделю с сентября по май, длительностью 30 минут в подготовительной группе. Оптимальное количество детей в группе 18-20.

Техника «Кляксография»

Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляют картины, созданные в технике «кляксография». Данная техника привлекла меня своей необычностью, красотой, простотой исполнения, поэтому я приняла решение использовать ее в своей работе с детьми.

Кляксография - это рисование пятнами. Суть данной техники заключается в том, чтобы разглядеть в кляксе какой-то образ и дополнить его деталями.

Таким образом, ребёнку не требуется для рисования особых навыков, нужно только включить фантазию. Воображение юного художника сделает кляксу доброй или злой, милой или страшной. Например, одно и то же чёрное пятно можно превратить в различных сказочных героев или животных. Ручеёк краски от кляксы может убежать в любой угол листа и изображение может получиться каким угодно. Главное создать замысел будущего рисунка.

Немного поработав кисточкой, можно создать диковинное сказочное существо, которое никто никогда не видел, и наделить его своим неповторимым характером. Занятие кляксографией позволяет ребёнку весело провести время, поскольку, раздувая пятно, никогда нельзя предугадать заранее, как будет выглядеть конечный результат. Такая деятельность ещё и полезна для здоровья: выдувание через соломинку укрепляет лёгкие (это особенно полезно для профилактики кашля, что актуально для часто болеющих ребят.

Следующий этап — это непосредственно изобразительная деятельность — дорисовка кляксы. Таким образом можно составить целую сюжетную картинку. Благодаря кляксографии дошкольник учится передавать силуэтное изображение, гармонично располагать объекты в пространстве, смешивать оттенки цветов, развивает глазомер и координацию движений рук. Данная техника раскрепощает детей: их творчество становится смелым и непосредственным. Кстати, этот способ рисования успешно используют психологи в качестве арт-терапии.

Если в младшей группе воспитатель предлагает на занятиях кляксографией простейшие задания, сам иногда помогает дополнить изображение, то в более старшем возрасте вводятся дополнительные техники и более сложное дорисовывание деталей. Используемые материалы и основа для занятия кляксографией педагог предлагает ребятам жидкие акварельные краски — именно они позволяют рисовать пятнами. Для творчества дошкольникам также понадобятся жёсткие кисти (с плотным ворсом) разного размера (тонкий ворс пригодится для прорисовки деталей) и коктейльные трубочки. Можно использовать пипетки — для образования маленьких пятен.

В качестве основы желательно использовать плотную бумагу или картон, так как метод кляксографии предполагает большое количество воды на поверхности для рисования.

 Приёмы рисования: основная техника и дорисовывание деталей. Техника кляксографии основана на использовании двух ключевых приёмов (их можно совмещать или же применять по отдельности):  Капельный способ. Больше всего он подходит для создания пейзажей. Большая жёсткая кисть пропитывается жидкой акварелью и встряхивается над местом, где нужно оставить большое пятно. Если же необходимы миниатюрные кляксы, то следует слегка постукивать по деревянной основе кисточки. Для точечного нанесения акварели можно использовать пипетку. Создание разноцветных пятен разного размера позволяет создавать интересные замысловатые композиции.

 Метод растекания. Для рисования понадобится обычная кисть (не обязательно жёсткая). С помощью большого количества краски образуется жидкое пятно, которое затем раздувается соломинкой в разные стороны. В результате получается клякса с множеством подтёков — это основа для творчества. Далее изображение дополняется в соответствии с фантазией юного художника.

Методика рисования дерева с помощью кляксографии.

Эффектно изобразить дерево в технике кляксографии помогут следующие советы: вначале нужно поставить кляксу в нижнюю часть листа; кончик соломинки немного наклонить в краску и подуть на каплю через неё по направлению к верхней части основы — получится ствол; раздувая краску от ствола в разные стороны, формируем ветки, при этом для образования тоненьких ветвей нужно быстро двигать соломинку из стороны в сторону либо резко дуть на маленькие капли.

Важная часть занятия по кляксографии- прорисовка дополнительных деталей образа. При этом для работы дошкольникам понадобится кисть с тонким ворсом и краски. Хотя в некоторых случаях уместно использовать карандаши или фломастеры, например, чтобы изобразить иголки сосны и оформить вокруг неё цветочную полянку.

Оригинальные работы получаются при сочетании кляксографии с другими нетрадиционными техниками рисования и аппликацией. Так, используя ватные палочки, можно красиво изобразить ягоды и листья на ветке рябины, а также оформить таким способом рамку рисунка.

Занятия по кляксографии в детском саду проводятся по определённым темам. В основном это растительная тематика, подводный мир. В старшей и подготовительной группе деревья рисуются более детально, акцент ставится на дополнительных деталях. В младшей группе в технике кляксографии можно рисовать солнышко, а в средней группе задание следует усложнить- изображение антропоморфными чертами: нарисовать солнышку глазки, носик, ротик, придать ему весёлое либо, наоборот, грустное выражение лица. Другие возможные темы«Разноцветный салют» (можно организовать как коллективную работу, «Бабочка», Ёжик», «Цыплёнок»«Паучок»«Птички в гнезде». В старшем дошкольном возрасте можно предложить фантазийную тему «Волшебное превращение кляксы» или «Живая капля»: каждый ребёнок самостоятельно продумывает содержание своего рисунка. Одна и та же клякса может превратиться в рыбку, лисичку, дикобраза и прочих живых существ.

Конспект занятия «Кляксография изонитью, как продуктивная техника нетрадиционного рисования» со старшими дошкольниками

 «Рисование цветов техникой «кляксография с изонитью»

Цель деятельности: способствовать развитию творческих способностей детей через необычные формы работы.

Задачи деятельности:

• учить детей создавать с помощью шерстяных нитей красочные цветы в нестандартной технике;

• развивать координацию движения, мелкую моторику рук, глазомер;

• воспитывать аккуратность, усидчивость;

• прививать художественные навыки и эстетический вкус.

Материал: альбомный лист для основы, отрезки шерстяных нитей, гуашь, кисть, салфетки бумажные и влажные, непроливайки.

Ход образовательной деятельности:

1.Вход под красивую музыку феи:

Фея: «Доброе утро нам! Доброе утро вам! Доброе утро всем! Но где я оказалась? А что же у вас за окно? Где листочки на деревьях, где цветы? Я хочу подарить вам настроение (дует в сторону детей).

(имя ребенка) - подарю радость,

(имя ребенка) – веселье,

(имя ребенка) – подарю бодрость,

(имя ребенка) – озорное настроение.

Все поймали? И всем вам я желаю здоровья!

Пусть сегодня в этот весенний день в нашей группе появятся удивительные цветы, которые будут вас радовать удивительной красотой.

А какие цветы вы знаете?»

(ответы детей)

Загадки:

• Стоят в лугах сестрички – золотой глазок, белые реснички (ромашка);

• Эй, звоночки, синий цвет с язычком, а звона нет (колокольчики);

• Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунул ветерок – остался стебелек (одуванчик);

• Пробивается росток удивительный цветок, из-под снега вырастает, солнце глянет – расцветает (подснежник);

• Лик пахучий, хвост колючий (роза);

• Эти нежные цветы дарят много теплоты, наберу я их для мамы – ярко желтые (тюльпаны).

Фея: «Хорошо, много знаете цветов! Ребята, вы хотите почувствовать себя волшебником? Нарисуем необычно!»

Волшебные слова (произносят воспитатель и дети):

«Красотой скорей вернись, добротою поделись»

Фея: «А вот и волшебная шкатулка! А что в ней?

 (нитки, краски и т. д.)

Для чего? (ответы детей)».

2. Основная часть (рисование с показом):

Фея: «Подготовим свои пальчики к работе:

Пальчиковая гимнастика «Пробуждение цветов»:

«Спал цветок волшебный сном (кулаки сжаты,

Был закрытым, но потом показался лепесток (раскрылся большой палец,

А за ним его дружок (указательный,

Вот и третий не проспал (средний,

И четвертый не отстал (безъимянный),

Вот и пятый лепесток (мезинец),

И раскрылся весь цветок! (кисть руки изображает форму тюльпана «глубокая чашечка»)».

Фея«Вот пальчики и готовы, за работу!»

Фея: «Сегодня я предлагаю вам необычный способ рисовании, он называется «кляксография». Хотите попробовать?»

Показ:

• Окрасить нить и разложить ее извилисто на листе бумаги так, чтобы концы свисали.

• Закрыть вторым листом;

• Сверху положить что- то жесткое (книгу);

• Слегка прижав, выдернуть нити за концы;

• Аккуратно снять верхний лист, стараясь его не двигать, чтобы не смазать (можно разложить петлями, кругами, зигзагами).

Фея: «О чудо! Произошло волшебство! Попробуем? Для начала разбудим ваши краски, но не все, а лишь те из них, которые подходят для весны.

А какие? (ответы детей).

Пробуйте! И посмотрим, получится ли у вас волшебство. Я думаю, что получиться!»

(дети выполняют работу)

В ходе работы восхищаемся выбранными ими яркими красками, и удачным проявлением их волшебного умения.

Пока подсыхают работы – физкультминутка «Цветок»:

«Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел (туловище вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел (руки вверх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется (покружиться)».

Фея: «Ребята, посмотрите на ваши рисунки, что можно еще добавить к вашим цветам? (листья, стебельки). Мы привыкли видеть мир разным: желтым, синим, красным. Поэтому цветы получились разноцветными и очень красивыми».

3. Заключительная часть.

Подведение итога занятия.

Фея: «Ребята, как вы считаете, что по вашему мнению, было самым удивительным и прекрасным? (ответы детей).

Посмотрите, какие красивые цветы вы нарисовали. И сразу в группе стало уютнее и светлее.

А как мы их нарисовали? (ответы детей).

Молодцы, ребята! Очень хорошо потрудились. Я вам довольна!»

Выставка детских работ на стенде.

Заключение

Получившиеся детские работы разнообразны, красочны, необычны, могут стать основой детской выставки, праздничного поздравления для мам, бабушек.

Таким образом, использование нетрадиционной техники «Кляксография изонитью» представляет собой особую технику рисования, которая имеет развивающее значение для дошкольников, позволяет увлечь детей и наполнить их жизнь новой интересной деятельностью.

Результат моей педагогической деятельности:

- Родители стали активными субъектами творческого процесса, повысили психолого-педагогическую компетентность в области детской продуктивной деятельности.

- Систематизировала и обогатила, применила на практике свои знания об инновационных формах, методах и приемах формирования художественно – творческих способностей детей дошкольников.

Разработала рабочую программу по развитию художественно-творческих способностей.

Для детей:

- Дети стали увлекаться продуктивной деятельностью, их работы отличаются новизной и оригинальностью.

- Появилась самостоятельность в выборе темы для сюжета, в выборе изобразительных средств и материалов.

- Появился интерес к творческому экспериментированию.

- Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и продукта детского творчества.

- У детских работ появился индивидуальный почерк.

- Повысился уровень ручной умелости, координации движений.

- Повысился уровень художественно – творческих способностей.

Таким образом, подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие воображения и художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники изодеятельности можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост всех субъектов творческого взаимодействия, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.

Методологическая основа программы:

Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду», 2008 г.

Ветлугина Н. А «Художественное творчество и ребёнок»

Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте»

Григорьева Г. Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности»

Комарова Т. С., Зырянова О. Ю. «Преемственность в формировании художественного творчества детей»

Никитина А. В «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами

Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»

План-конспект родительского собрания в нетрадиционной  форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)

Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...

Открытое интегрированное занятие в старшей группе № 6 на тему «Весеннее настроение». (Нетрадиционная техника рисования «Весеннее дерево») Музыкальное+нетрадиционное рисование

1. Цель: познакомить детей с русской поэзией, с картинами известных художников, с музыкой П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича, А. Вивальди, развивать художественно- творческие способности детей, созд...