«Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал по рисованию

Костевич Анна Викторовна

Реферат на тему :«Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста»

Проблема изучения самостоятельности как стержневого качества личности, поиск резервов и эффективных путей ее воспитания – одна из центральных в психолого-педагогической науке. В настоящее время ее актуальность обуславливается гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности ребенка.

В педагогике - самостоятельность определяется, как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в том числе требующих принятия нестандартных решений.

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых и педагогов. Это связано не столько с реализацией личностно-ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей, сколько с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса. В рамках данного подхода считается, что дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Самостоятельность - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность - способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения дает нам «Толковый словарь русского языка».

В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений. Интерес к данной проблеме обусловлен, прежде всего, тем, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать.

 Самостоятельность рассмотрена и изучена в работах Венгер Н.Ю, Иванова В.Д., Осницкого А.К., Марковой Т.В., К.П. Кузовковой, СЛ. Рубинштейна, Р.С. Буре, Л.Ф. Островской, И.С. Кона, А.А. Люблинской, Е.О. Смирновой. Т.В. Маркова отмечает, что самостоятельность позволяет устанавливать с другими людьми подлинно гуманные отношения, основанные на взаимном уважении и взаимопомощи [2,3,6,7].

Без самостоятельности каждого невозможна совместная жизнь людей, их быт, труд, экономические, культурные и другие отношения. Человек в различных условиях жизни должен уметь самостоятельно осмысливать ситуацию, участвовать в выработке решений коллектива.

        Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраст

 В теории и практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности в изобразительной деятельности уделено особое место.

А.А. Люблинская утверждает, что самостоятельность не возникает вдруг, она развивается с самого раннего детства на основе укрепляющихся простейших навыков и привычек [1].

По мнению, Е.О. Смирновой, самостоятельность - не столько умение исполнять какие-то действия без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм [1].

Проблема формирования самостоятельности у детей широко рассматривается в современных педагогических трудах. Ей посвящено много исследований, ее изучают в самых различных аспектах. Григорьева Г.Г., Косминская В.В., Комарова Т.С. в своих трудах рассматривали значение самостоятельной изобразительной деятельности в развитии ребенка [12].

Источник самостоятельности – впечатления от восприятия окружающей действительности. Свидетельство тому – рисунки, лепка, аппликации по замыслу, в которых дети выражают свои представления, интересы, стремления, проявляют различные чувства.

Искусство также источник самостоятельной изобразительной деятельности. Различные виды его обогащают детей впечатлениями.

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.

Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, рисуют декорации, изготовляют атрибуты для игры, организовывают театрализованную игру.

Признаками самостоятельной деятельности являются внимание ребенка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность, применять для решения новых задач.

Самостоятельная изобразительная деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребёнка

  • развиваются инициатива, самостоятельность, активность;
  • процесс самостоятельной изобразительной деятельности закрепляет приобретённые на занятиях и в совместной с педагогом деятельности знания, умения, навыки, способы деятельности, стимулирует их перенос в новые жизненные условия;
  • в самостоятельной изобразительной деятельности находят естественный выход разные яркие впечатления, повлиявшие на воображение и эмоции ребёнка, снимая напряжение, делая его внутренний мир комфортнее;
  • совершенствуя и закрепляя свои навыки и умения в процессе самостоятельной деятельности, ребёнок всё более чувствует уверенность в себе, в своих возможностях;
  • в процессе самостоятельной изобразительной деятельности детей проходит саморазвитие, самообучение через подражание другим, умение которых поразило их воображение и вызвало желание действовать подобным образом.

Сформировалась следующая структура самостоятельной художественной деятельности:

  • возникновение художественных замыслов (цели);
  • реализация замысла;
  • самоконтроль действий, стремление приблизиться к поставленной цели [11].

Признавая, что самостоятельная художественная деятельность начинается по инициативе детей и в основном проходит без непосредственной помощи взрослого, этот процесс не спонтанный, а педагогически обусловленный [11].

Самостоятельной деятельности детей во многом способствует создание среды: оборудование места работы, приобретение пособий, материалов, удобное их размещение [12].

Опыт педагогов показывает, что одним из наиболее важных условий успешного проявления самостоятельности – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях изобразительной деятельностью (новизна обстановки, организация занятия в игровой форме необычное начало работы, разнообразные изобразительные материалы, интересные, неповторяющиеся задания, возможность самостоятельного выбора изобразительных материалов и т.д.).

Другим важным условием выступает опора изобразительной деятельности на личный опыт ребенка, на впечатления, полученные дошкольниками от реальной действительности. Детям интереснее и доступнее изображать то, что им хорошо знакомо, с чем они встречаются в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Это повышает личностно значимую мотивацию занятий, развивает фантазию и творчество, способствует проявлению самостоятельности.

Следующим условием для эффективного проявления детьми самостоятельности выступает индивидуальный подход к ребенку со стороны педагога, который базируется на знании специфических особенностей каждого малыша, учете уровня развития изобразительных умений и навыков, что, в свою очередь, предусматривает дифференциацию учебных заданий для детей с разными уровнями изобразительных умений, подбор методов и приемов руководства в соответствии с интересами, особенностями, возможностями детей.

Немаловажным выступает и организация личностно ориентированного взаимодействия педагога с ребенком. Оно должно быть направлено на позицию партнерства, сотрудничества с ребенком, на признание взрослым его самостоятельности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания.

Организация игровой формы изобразительной деятельности, также способствует проявлению самостоятельности у дошкольников (процессуальная игра, игровые упражнения, игровые ситуации и т.п.). Игра имеет много общего с изобразительной деятельностью, и на основе этого появляется необходимость установления связи между ними. Оба вида деятельности основываются на впечатлениях, которые получают дети из окружающей жизни.

Благодаря связи с игрой изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает яркий эмоциональный отклик, создает лично значимый мотив деятельности, так как изображать ход игры, создавать игровые образы значительно интереснее, чем просто рисовать, лепить или наклеивать что-либо. Кроме того, игровая форма организации способствует формированию у дошкольника умения ставить цель, планировать действия, овладевать способами изображения, контролировать ход выполнения, давать оценку, а значит проявлять самостоятельность на всех этапах изобразительной деятельности.

Тесный контакт педагога с семьями детей - является еще одним немаловажным условием для развития художественно - творческого развития детей. Содержание самостоятельной художественной деятельности детей обогащается не только впечатлениями, полученными в детском саду. Все, что ребенок наблюдает вне детского сада и получает в процессе общения с родителями, братьями, сестрами, тоже находит своё отображение в рисунке, лепке, в игровом творчестве.

Создание и обогащение предметно-развивающей среды, в частности обустройство зоны самостоятельной художественной деятельности дошкольников, рассматривается также как условие оптимизации самостоятельности дошкольников. Такая среда предполагает право самостоятельного выбора деятельности, право на проявление своей индивидуальности.                                                                    

Исследователи выделили основные побудительные мотивы, специфику и формы самостоятельной изобразительной деятельности.

Мотивы самостоятельной изобразительной деятельности:

  • разнообразные яркие жизненные впечатления от восприятия окружающего мира и искусства (посещение цирка, театра; яркие театральные действий);
  • потребность закрепить тот художественный опыт, который ребёнок приобрёл на занятиях, в процессе общения с взрослыми и другими детьми;
  • бескорыстное удовольствие от процесса и результата;
  • потребность получить нужный, удовлетворяющий ребёнка результат и отношение к нему: подарить, привлечь внимание других к содержанию [12].

Специфика самостоятельной изобразительной деятельности детей:

  • она возникает по инициативе детей;
  • ребёнок сам определяет цель;
  • сам находит средства для её воплощения;
  • планирует деятельность, добиваясь желаемого результата
  • в процессе этой формы деятельности закрепляются и совершенствуются навыки коллективной деятельности: дети обговаривают друг с другом свои замыслы, делятся советами, оказывают дружескую помощь, оценивают [19].

Формы самостоятельной изобразительной деятельности: 

  • подготовка к предстоящему занятию по изобразительности (дети получили задание подумать, о чём они будут рисовать на следующий день);
  • упражнение в приобретённых умениях, навыках (обычно после интересных занятий изобразительной деятельностью, наблюдений за аналогичной деятельностью взрослых, детей);
  • игра или подготовка к ней (дети выступают в роли художников, помогают другим детям подготовить театрально-творческие игры);
  • воплощение собственных замыслов ребёнка [11].

     Одним из эффективных приёмов подготовки детей к самостоятельной деятельности отдельно можно выделить освоение навыков работы в нетрадиционных техниках изображения. С помощью нетрадиционных техник изображения развивается творчество, воображение. Эта техника предоставляет возможность достаточно простыми способами получить красивый, необычный результат, даёт больше шансов для самовыражения, дети получают больше возможностей для творчества. После ознакомления с новой техникой изображения, ребенок может применять её в самостоятельной деятельности.

В младших группах используются самые простые техники: рисование пальчиками, оттиск поролоном, печать по трафарету

В старшей группе в самостоятельной деятельности дети могут использовать более сложные техники: монотипия, кляксография, создание коллажей, печать разными материалами, рисование свечой, восковыми мелками, как по отдельности, так и совмещая несколько в одной работе [19]

В целом следует отметить, что самостоятельная художественная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей. Это свидетельствует о том, что они получили на занятиях определенный объем навыков, умений, разнообразные художественные впечатления, научились действовать без посторонней помощи.

Итак, самостоятельная художественно-творческая деятельность детей весьма разнообразна по содержанию, она влияет на развитие творческих способностей, обладает большими возможностями для решения разнообразных воспитательных задач, инициативности, творческой активности детей дошкольного возраста. Следовательно, со стороны педагога требуется чуткое руководство, а также создание необходимых условий для самореализации детей [13].

Заключение

Самостоятельная художественная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей. Это свидетельствует о том, что они получили на занятиях определённый объём навыков, умений, разнообразные художественные впечатления, научились действовать без посторонней помощи.

Вне занятий происходит перенос этих способов действий в совершенно новые условия, ситуации. Ребёнок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями, применяя в этих новых условиях и ситуациях полученные им на занятиях навыки и умения.

Даже если не все дети хотят заниматься изобразительной деятельностью вне занятий, воспитатель должен позаботится о развитии интереса к ней у дошкольников, желание попробовать свои силы в различных её видах.

Самостоятельная изобразительная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач и развития таких качеств личности как инициативность, самостоятельность, творческая активность.

Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого педагога. Воспитание самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания детей. Эта задача выступает перед каждым педагогом в числе задач первостепенной важности.

Список литературы:

  1. Абузянова, Л. Проблемы развития детской активности и самостоятельности: право детей на свободу выбора [текст] Л. Абузянова // Детский сад от А до Я. – 2012. - №1. – С.8-16.
  2. Бабаева Т.Н. Воспитываем дошкольников самостоятельными. [текст] / Под ред. Т.И. Бабаевой: Сборник статей / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики СПб.: Детство-Пресс. - 2010. – 192 с.
  3. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности [текст]. - СПб.: издательство Буковского. – 2010. – 60с.
  4. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) [текст]. - Дошкольное воспитание. -2010. - №1 -19.
  5. Борисова, О. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника [текст] / О. Борисова // Детский сад от А до Я. – 2014. - №1. – С.124-132.
  6. Власова, З.И. Индивидуальные варианты развития самостоятельности у детей дошкольного возраста [текст] / З.И. Власова // Психолог в детском саду. – 2013. - №4. – С.25-35.
  7. Веракса Н.Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [текст]/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — с.
  8. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз. - 2011. - 92с.
  9. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ «Сфера», 2002. – 80 с.
  10.  Глушкова, Г. Предметная среда действительно развивающая? [текст] / Г. Глушкова // Дошкольное воспитание. – 2010. - №2. – С.107-112 с.
  11. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.         
  12. Комарова Т. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 2.
  13. Карпова, Т. Качества воспитателя, обеспечивающие развитие детской самостоятельности, в контексте профессионального поведения [текст] / Т. Карпова, Н. Ледовских // Детский сад от А до Я.- 2010. - №1. – С.24-31.
  14. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [текст] / С.А. Козлова. – М.: Академия, 2011. – 416 с.
  15. Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [текст] / Н.А. Комарова. – М.: Линка-Пресс, 2010. – 208 с.
  16. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 2013. 56 стр.
  17. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа [текст].М.:Цветной мир, 2012. – 102с.
  18. Спиренкова, Н. Воспитание активности и самостоятельности дошкольников в педагогической теории и практике конца XIX- начала XX века [текст] / Н. Спиренкова // Детский сад от А до Я. – 2010. - №1. – С.66-77.
  19. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: средняя группа. – М.: Владос, 2000. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста.

Специфика самостоятельной изобразительной деятельности детей     Организация художественно-эстетической развивающей среды в разных возрастных группахФормы самостоятельной изо...

" Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста"

Эта презентация ориентирована на педагогов дошкольных учреждений всех возрастных групп. Материал, изложенный в презентации, в доступной форме раскрывает теоритические и практические аспекты понятия са...

Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста

Художественная самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей и проходит, казалось бы, без непосредственного руководства воспитателя. Однако нужно говорить о необходимости пед...

Статья на тему: "Психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"

В статье  содержится обоснование актуальности проблемы  организации психолого-педагогических условий  развития самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в изобр...

Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста

В теории и практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности в изобразительной деятельности уделено особое место. Совокупный анализ исследований по данной проблеме св...