НОД "НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ «ЭБРУ»!"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Рыбкина Лариса Михайловна

  Познакомить дошкольника с нетрадиционной техникой рисования- "Эбру". Совершенствование эмоционально-эстетического компонента восприятия и способности творческой самореализации путем освоения художественной практики, реализовывать замысел в рисунке, используя совершенно новую технику рисования на воде.

Учить рисовать палочкой на воде, набирая краску.

 Развивать образное мышление, восприятие, фантазию, творческие способности, воображение через продуктивную деятельность.

 Развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по нетрадиционной технике рисования «ЭБРУ»

на тему: «Необычные цветы для мамы»

    Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников путем использования нетрадиционной техники рисования Эбру.

Сформировать у дошкольника способность к восприятию окружающего мира и выражению своих впечатлений через художественно - эстетическое творчество, совершенствовать интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования. 

Задачи:

Образовательные:

     Познакомить дошкольника с нетрадиционной техникой рисования. Совершенствование эмоционально-эстетического компонента восприятия и способности творческой самореализации путем освоения художественной практики Эбру.

Способствовать творческой активности в процессе изобразительной деятельности.

Развивающие:

Учить умению самостоятельно, вдохновенно реализовывать замысел в рисунке, используя совершенно новую технику рисования на воде.

Учить рисовать палочкой на воде, набирая краску.

 Развивать образное мышление, восприятие, фантазию, творческие способности, воображение через продуктивную деятельность.

 Развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия.

Воспитательные:

      Воспитывать интерес к творчеству, к экспериментированию с изобразительными средствами и материалами, желание создавать своими руками  не повторимые орнаменты и  композиции.

      Продолжать знакомить с произведениями П. И. Чайковского «Ноябрь», Времена года «Вальс цветов» и способствовать проявлению положительных эмоций, умению передавать в своих рисунках радостное настроение. Подарить маме  к празднику.

Оборудование:

лотки с вязкой водой;

специальные краски 6 цветов;

кисточки;

палочки;

акварельная бумага;

салфетки;

Ход:

-Какое время года? ( Осень, осенние месяца)

Слушание П.И. Чайковского «Времена года «Ноябрь» -отрывок

-Назови «Какой характер музыки?( весёлая,быстрая, подвижная, )

-Какой праздник отмечаем поздней осенью ?(день мамы)

-Как можно маму и бабушку порадовать?( сделать подарок, Лепить, помыть посуду и.т.д)

-А подарить цветы можно и нарисовав их. Как можно нарисовать цветы (краски, гуашь, цв карандаши) Чем можно рисовать?(кисточкой, пальцем, губкой, палочкой)

-Предлагаю нарисовать цветы  в новой технике «ЭБРУ», на специальном растворе и специальными красками.

Показ:

(На столе стоит ёмкость, краски, палочки, кисти, салфетки и вода.)

1. Фон.Набираю на кисть краску, сильно не окунаю ее глубоко.

-Стучу рукой об руку, в которой кисть, на поверхность падают капли краски зелёного цвета.

-Промываю кисть в воде и вытираю насухо. Только после этого набираю другой цвет. Выполняю постукивание рукой об руку, в которой кисточка, до появления капели желтого цвета на поверхности. Образовываются круги и цвет становится ярче. (Красочка становится плотнее. )

2. Завитки. После этого сухой палочкой провожу плавные движения сверху- вниз и снизу-вверх (зигзагообразные движения на всей поверхности листа)

 -Круги на поверхности превратились в завитки и красивые узоры.

3. Цветок. Теперь беру палочку и набираю на неё краску белого цвета и ставлю точку по середине листа.

-Затем таким же способом меняю цвет, ставлю точку в середине белого круга. Но не забываю промывать в воде и высушивать палочку.

-Капаю до 6-7цветов с круг. (Синий, красный, белый)

-Стараюсь не касаться поверхности воды и не качать стол.

-Затем сухой палочкой провожу прямые движения к центру, получаются лепестки.

-И последним движением, набираю жёлтую краску и ставлю в середину цветка.

4.Печатанье. Получился замечательный волшебный рисунок, его надо сохранить на листе бумаги. Опускаю осторожно лист на поверхность и сухой палочкой провожу по краям бумаги. Аккуратно поднимаю лист, стараюсь лишнюю вожу убрать о край ёмкости. Готовый получившейся рисуноу кладём на стол и даём высохнуть.

Пальчиковая гимнастика(кисти рук сложены в бутон)

Наши алые цветки, распускают лепестки

Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет

Наши алые цветки, закрывают лепестки

Головой качают, тихо засыпают

-А сейчас мы будем рисовать самостоятельно.

-Начинаем выполнения набрызгов кистью.

-Затем выберете сами цвета красок которые вам понадобятся для цветка.

-Самое главное движения плавные и спокойные.

Самостоятельное выполнение совместно с воспитателем.

В ходе выполнения включаю музыку П. И. Чайковского  «Времена года» Ноябрь

В ходе работы помогаю выполнять плавные движения , пользоваться салфеткой.

Итог. Вы молодцы у нас получились замечательные волшебные подарки.(детская песня Цветок)

Сегодня я хочу познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования «ЭБРУ» и провести мастер - класс.

Еще в древнегреческий ученый и философ Аристотель говорил: --     «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка», а что  Я. А. Коменский утверждал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать» 

Современный исследователь детского изобразительного творчества Т. С. Комарова утверждает, что художественная деятельность вносит в жизнь детей радость, так как ребенок соприкасается с насыщенными яркими красками, узорами, образами".

Ученые, исследовавшие детское изобразительное творчество, указывали, что развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, чтобы результаты оказались положительными, необходимо заинтересовать ребенка. Об этом говорили такие ученые, как Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева.

Все дети любят рисовать. Очень часто из-за отсутствия знаний и технических навыков в изобразительной деятельности ребенок теряет интерес к творчеству.

Из опыта работы с детьми, по развитию художественно творческих способностей в рисовании можно сказать, что стандартных наборов изобразительных материалов, техник не достаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.

В ходе наблюдений, за изобразительной деятельностью детей в детском саду можно сделать вывод, что снижение интереса и мотивации к творчеству имеют несколько причин:

1. Отсутствие у детей необходимых знаний, умений и технических навыков в рисовании;

2. Шаблонность и однообразие в изображении и замысле рисунка;

3. Недостаточно знаний об окружающем мире.

Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, воображения, фантазии, умение мыслить не стандартно.

Они позволяют не навязывать ребенку определенных штампов и стереотипов в рисовании. Дети раскрывают свои способности, свою уникальность в ИЗО деятельности получают удовлетворение от работы. Начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя» можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции.

Каждая из нетрадиционных техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее.

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен.

Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов и владения техниками рисования, а как эффект «хэппенинга» (в переводе с английского - «случаться»). При том неизвестно, какое изображение получиться, но будет успешен результат и это усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулирует их воображение.

В своей работе использую разнообразные нетрадиционные техники (граттаж, монотипию, пальцеграфию, ниткографию, выдувание, рисование солью и др., которые создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, эмоционально положительный эффект деятельности. Дошкольники создают новое, оригинальное воплощая свой замысел.

Более подробно остановлюсь на одной из нетрадиционных техник рисования «ЭБРУ».

«ЭБРУ» - искусство рисования на воде. Вода с древних времен привлекала интерес человека и манила его своими необыкновенными качествами.

Рисования на воде, такое древнее, что никто не знает, когда точно оно возникло, но можем точно сказать, что эта техника зародилась в Азии (Туркестан, Индия, Турция, а потом постепенно появилась и в Европе.

В переводе слово «Эбру» — это «облачный»«волнообразный». В Европе рисунки «Эбру» называли — «турецкая бумага» или «мраморная бумага».

Сейчас у этого искусства множество поклонников, создаются целы школы по обучению технике рисования Эбру.

Для рисования нужна вязкая вода, краски, не растворяющиеся в воде, плоские кисти, палочки, гребенки, бумага (она должна быть для рисования акварелью или плотная шероховатая, простая бумага не годится, т. к. она быстро впитывает жидкость.

Суть этой техники сводится к тому, что у жидкостей разная плотность и не растворяющиеся краски не тонут, они удерживаются на воде и создавая тонкую пленку.

В работе с дошкольниками использую технику «ЭБРУ» с целью:

развивать художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности.

Она помогает решить следующие задачи:

1. Продолжать знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования;

2. Подбирать и использовать нетрадиционный ИЗО материал;

3. Развивать желание экспериментировать в рисованиипроявляя яркие чувства и эмоции: радость, удивление;

4. Воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность.

И в результате:

1. Дети самостоятельно используют нетрадиционные техники;

2. Находят не стандартные способы художественного изображения;

3. Умеют передавать свои чувства и эмоции, получают удовольствие от своей работы.

Техника «Эбру» в домашних условиях ни чем не отличается от профессиональной. Доступность материалов позволяет заняться искусством практически каждому желающему.

И сегодня я проведу мастер - класс «Нетрадиционная техника рисования «ЭБРУ».

В начале, я расскажу, как работать в этой технике

Рисование в этой технике

Берем лоток с подготовленной жидкостью и палочку, на кончик палочки набираем краску, и слегка касаемся поверхности воды (можем поставить несколько точек в зависимости от задуманного) или кистью делаем фон (набираем на кончик краску и стряхиваем ее тихонько на воду, постукивая кистью о палец левой руки на высоте 5-6 см от поверхности).

Далее воплощаем задуманное (цветы, пейзаж, фон или еще что - то другое)

Перенос рисунка на бумагу

Берем лист бумаги, соответствующий размеру лотка, аккуратно кладем ее на поверхность и ждем несколько минут, края начнут подниматься. Берем за края бумаги и поднимаем ее.

Даем рисунку высохнуть в течение суток. Если делали фон то можно продолжить работу, а если рисунок, то он готов. А сейчас предлагаю вам попробовать порисовать в этой технике.

Как вы уже поняли, в процессе работы, предугадать, как растекутся краски, очень сложно. Поэтому здесь нет определенных рамок и ограничений, а только личный полет фантазии и идеи безграничны. И каждый рисунок будет, в своем роде, единственным и неповторимым.

Вывод

С вашего разрешения подведу итог. Мне как педагогу, использование нетрадиционных техник рисования, в данном случае техники ЭБРУ, помогает развивать познавательную деятельность, корректировать психические процессы дошкольников.

Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче.

Работая с детьми, пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

Таким образом, знания, которые приобретают дошкольники, складываются в систему; на достигнутых результатах мы не останавливаемся и в дальнейшем ставим задачу усовершенствовать полученные умения и навыки, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых нетрадиционных техник в рисовании, использовать необычный материал для своих работ, а может и создавать свое индивидуальное «Я» в творчестве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционное рисование на воде в техни ке ЭБРУ.

Эпизод сюжетно- ролевой игры "Экспедиция на корабле" (хочу все знать) Дети плывут в Индию, узнать  все о технике Эбру и рисуют необычными красками на необычной воде. Результаты восхитительные, не...

Консультация, мастер-класс для педагогов «Эбру для современных детей как средство снятия напряжения»

Консультация, мастер класс для педагогов. Очень интересно и познавательно. Дети в восторге....

« Использование техники «Эбру» для развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста»

Опыт работы музыкального руководителя Брылевой Анастасии Алексеевны...

Эбру

Эбру в домашних условиях...

«Зимние узоры» в нетрадиционной технике «Эбру»

Знакомство с новой техникой нетрадиционного рисования – рисование по воде ЭБРУ....

Рисование в технике эбру

Рисование в технике эбру...

Конспект занятия рисование в технике эбру "Земля в иллюминаторе"

Эбру - рисование на воде.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10022305","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"343","style":"width: 480px; height: 343px;","width":"480"}}...