Возможности использования информационно - коммуникационных технологий в развитии интереса у детей дошкольного возраста к рисованию.
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Бирюкова Оксана Ярославовна

Современные дети - это поколение техногенного общества и совсем для них неудивительно видеть в детском саду мультимедийные приспособления.Детский сад, оснащенный компьютерной техникой,будет понятен для ребенка, а умение педагога применить ИКТ вызовет привычный интерес.Данные технологии позволят значительно расширить возможности педагога при реализации всех образовательных областей, в том числе при формировании стойкого интереса к рисованию у детей дошкольного возраста.Предлагаю Вашему вниманию некоторые формы и виды использования и применения ИКТ  педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozmozhnosti_ikt_.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Возможности информационно-коммуникационных технологий при развитии интереса детей дошкольного возраста к рисованию»

Уважаемые педагоги, все мы с вами знаем, что основы видения мира во всём его многообразии и красоте закладываются в дошкольном возрасте. И именно от этого периода будут зависеть качества личности, с которыми человек пойдет по жизненному пути. Но ребенок, пришедший в детский сад – это не чистый лист, на котором воспитатель будет писать вечные истины. Он  имеет уже определенный опыт и знаком со многими реалиями современного мира.

Современные дети - это поколение техногенного общества и для них совсем неудивительно видеть в детском саду мультимедийные приспособления.

Детский сад, оснащенный компьютерной техникой, будет понятен для ребенка, а умение педагога применить информационно-коммуникационые технологии вызовет привычный интерес.  

Данные технологии позволят значительно расширить возможности педагога при проведении образовательной деятельности при реализации всех образовательных областей, в том числе и при формировании стойкого интереса к рисованию.

 Сегодня, я предлагаю вам вспомнить, что при реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» согласно ФГОС ДО решаются следующие задачи:

- развитие у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы,

- формирование эстетического отношения к окружающему миру,

-формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора,

- организация самостоятельной деятельности детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной идр.)

Для получения реальных результатов и развития стойкого интереса к рисованию с помощью ИКТ технологии требуется три важных условия:

-педагог, владеющий в должной мере компьютерными технологиями,

- оборудованное современной техникой помещение для образовательной деятельности (т.е. компьютер, мультимедийный проектор и экран).

- соблюдение требований СанПин (вставить) по длительности использования и расположению по отношению к экрану.

Требования СанПин

Учитывая тот факт, что ребенок дошкольного возраста познает мир предметно-образным и наглядно образным путем, то перенос наблюдаемого изображения с обычной картинки на экран или монитор компьютера даст возможность воспринять предмет в более высоком качестве.

Демонстрируя изображаемый предмет на мониторе или проекторе, педагог сможет:

- показать предмет в разных ракурсах, совместить несколько изображений для сравнения и анализа,

- преподнести изучаемый предмет, объект или картину в различных формах и с различными сопровождающими эффектами в зависимости от цели занятия и возраста воспитанников.

- познакомить воспитанников с различными направлениями в изобразительном искусстве, рассмотреть портреты художников и их работы,

- показать фрагменты фильмов об искусстве, отобрав в большом материале только то, что непосредственно послужит цели занятия.

-способствовать восприятию мира изобразительного искусства в более полном объеме,  пробудить познавательный интерес.

Инновационный подход не потребует больших временных затрат от педагога. Овладев программой PowerPoint, он сможет выстраивать образовательную деятельность максимально эффективно. Структурируя подаваемый материал в нужном порядке, он может воздействовать на чувственный мир детей, не только закладывать в память зрительные образы, но и создавать эмоциональный ассоциативный ряд.

Очень часто бывает сложно одновременно объяснять поэтапное изображение предмета и оказывать детям помощь. А вот если воспользоваться презентацией с поэтапным описанием работы, эту проблему можно успешно решить. С помощью беспроводной мышки или указки можно управлять сменой кадров, а сами этим временем находиться среди детей и осуществлять индивидуальную работу.

В своей работе с детьми я использую презентации:

-при знакомстве с творчеством художников,

- при знакомстве с   жанрами   изобразительного   искусства, 

- при формировании представлений о декоративно – прикладном искусстве «Дымковская игрушка»,   «Сказочная   Гжель»,   «Золотая   Хохлома»,   «Русская   матрёшка», «Богородская игрушка», «Русский костюм», 

-при изучении законов композиции;  

-при изучении законов цветоведения;  

Для повышения     мотивации     к   изобразительной деятельности     и   развития познавательных   способностей   использую презентации  в   водной   части образовательной деятельности или   как сюрпризный   момент   ( можно показать детям отрывок   из   мультфильма,   сказки,   документального фильма о животных, растениях, о праздниках).

Компьютерные раскраски хорошо работают при изучении декоративно-прикладного искусства. С помощью них появится возможность реализовать полученные ранее знания, раскрашивая контурные рисунки народных игрушек не красками, а на компьютере. Еще более ценным этот вид деятельности будет, если по окончании работы «юный художник» получит возможность распечатать и забрать с собой созданное творение.

            Интерактивные (виртуальные) экскурсии можно использовать при знакомстве с театром. Сайты большинства театров созданы таким образом, что зритель  может увидеть его, даже не заходя. И дети смогут подробно рассмотреть афишу, гардероб, гримерную, костюмерную.  Формируя стойкий интерес воспитанников к рисованию и изобразительному искусству в целом можно посетить картинные галереи, музеи, выставки. При этом просмотры с комментариями педагога производут большое впечатление на детей и помогут сформировать стойкое желание самим заняться творчеством.

           Электронные энциклопедии помогут педагогам в организации предшествующей работы, при закреплении материала и при реализации проектной деятельности. Они содержательны, разнообразны и не ограничены книжным форматом. Из электронных энциклопедий детям можно предоставить материал о народных промыслах

Рисование с помощью графических редакторов – это такая форма организации образовательной деятельности, которая будет очень интересна детям, но,  к сожалению, ее можно использовать только в индивидуальной работе. Она требует наличие индивидуальных компьютеров.  А ведь с помощью графических редакторов можно формировать у детей умение работать с компьютерами, развивать творческое мышление, креативный подход, а, следовательно, значительно повысить интерес и инициативу воспитанников

Преимущества использования на занятиях ИКТ перед традиционными формами в том, что использование анимации, слайдовых презентаций, звукового сопровождения, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Эти технологии, позволяют повысить заинтересованность ребенка в процессе познания, сделать образовательную деятельность личностно значимой, значительно облегчить процесс приобретения новых знаний и умений.

Интерактивная доска (индивидуальная работа детей, игры, программы творческих мастерских) 

Использование  интерактивной доски в непрерывно образовательной деятельности позволит превратить образовательный процесс в увлекательную игру. Дети смогут сами стать ее участниками. Интерактивная доска позволит одновременно работать с педагогом, а на определенном этапе перейти к индивидуальной работе, но  уже по указаниям воспитателя. Такие игры помогут разнообразить совместную деятельность, сделать ее более насыщенной в эмоциональном плане.

Но и надо не забывать, что при работе с ИКТ возможно возникновение ряда ошибок и проблем, которые необходимо решать:

– не соблюдение требований СанПиН, может нанести вред здоровью воспитанников,

– неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях,

– перегруженность занятия демонстрацией,

– бесплановость, случайность применения ИКТ,

–   при чрезмерном увлечении педагогом ИКТ и неправильном планировании страдают различные виды детской деятельности и чаще всего двигательная составляющая,

– отсутствие Интернет-связи или ее малая скорость. Здесь чаще страдают интерактивные экскурсии онлайн.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование информационных компьютерных технологий для развития артикуляционного аппарата детей дошкольного возраста"

В статье  изложен материал об использовании информационных компьютерных технологий в коррекционной работе  с детьми дошкольного возраста. Для того, чтобы повысить интерес мальчиков и девочек...

Обобщение педагогического опыта "Использование современных информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

Название: «Использование  современных информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста»Тип материала: обобщение педагогического опытаОбразо...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

публикация из опыта работы в материалах Международной научно-образовательной конференции "Инновационные технологии в образовании"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

публикация из опыта работы в материалах Международной научно-образовательной конференции "Инновационные технологии в образовании"...

Статья «Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной практике на всех уровнях образования, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приор...

мастер-класс для педагогов «Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе детей дошкольного возраста в ДОУ»

Одними из основных принципов обучения детей дошкольного возраста являются наглядность, сознательность и активность детей в усвоении и применении знаний.  Мощным современным инструментом для реали...

«Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

В публикации рассмотрены различные аспекты использования современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольной организации. Проведен анализ приемуществ, принципов...