Методика проведения мониторинга по народно-прикладному искусству
материал по рисованию (старшая группа)

Григорян Маргарита Владимировна

По выявлению уровня форсированности знаний и умений детей по декоративно-прикладному искусству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_5.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Прогимназия№108» г. Улан-Удэ

Григорян Маргарита Владимировна

Методика проведения мониторинга по народно-прикладному искусству

По выявлению уровня форсированности знаний и умений детей по декоративно-прикладному искусству

диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей в  подготовительной группе (6-7 лет), вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей.

Все диагностические задания сгруппированы по пяти разделам:

Дымковская роспись              

Городецкая роспись                                    

Хохломская роспись                                  

Гжель

Бурятский орнамент    

     В каждом разделе детям предлагался  комплекс контрольных заданий. Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводился в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале),

Таблицы диагностики заполняются дважды в год, в начале и конце учебного года. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.

          1 этап. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение == все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей).  Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и освоения  парциальной программы.

           2 этап. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение == все баллы сложить(по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания обще групповых тенденций и освоения  парциальной программы.

 - от 1 до 1,6 баллов — низкий уровень;

- от 1,7 до 2,3 баллов — средний уровень;

- от 2,4 до 3 баллов — высокий уровень.

Высокий уровень (15-13баллов) характеризуется проявлением устойчивого интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Ребенок правильно называет виды народного декоративно-прикладного искусства, знает характерные особенности того или иного промысла (форма, цвет, роспись).

В процессе лепки точно передает форму, строение и пропорциональное соотношение предметов.

Средний уровень (12-9 баллов) характеризуется проявлением интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Ребенок знает, но не всегда правильно называет виды народного декоративно-прикладного искусства. В основном знает характерные особенности того или иного промысла (форма, цвет, роспись). В процессе лепки не всегда точно передает форму, строение и пропорциональное отношение предметов.

Низкий уровень.  (5-8 баллов) характеризуется слабым интересом к народному декоративно-прикладному искусству. Ребенок не знает многие виды народного декоративно-прикладного искусства. В процессе лепки ему не всегда удается правильно передать форму, строение и пропорциональное отношение предмета. Затрудняется в композиционном расположении изображения на листе бумаги.

Содержание диагностического инструментария:

1. Задание «Ярмарка» (индивидуальное)

Цель задания. Определить уровень знаний ребенка старшего дошкольного возраста о народном декоративно-прикладном искусстве.

Инструкция к проведению задания. Педагог предлагает ребенку помочь организовать «Ярмарку» - выставку по продаже предметов народного декоративно-прикладного искусства. Ребенок должен разложить предметы по промыслам; после того как он справится с заданием, педагог предлагает ему стать продавцом, а на себя берет роль покупателя.

2. Задание «Нарисуй орнамент» (индивидуальное).

Цель. Определить уровень умения рисовать орнамент из растительных и геометрических элементов в различных геометрических формах.

Инструкция к проведению задания. Педагог предлагает ребенку на выбор две любые бумажные геометрические фигуры. После того как ребенок выберет фигуры, педагог спрашивает: «Как называются эти геометрические формы? На что они могли бы быть похожи, если их украсить узором?» Затем педагог предлагает ребенку украсить одну форму геометрическим, а другую растительным орнаментом. После выполнения задания можно спросить ребенка, что у него получилось.

3. Задание «Укрась бумажный силуэт».

Цель. Определить уровень умения украшать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла. Уточнить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве

Инструкция к проведению задания. Педагог предлагает детям рассмотреть различные предметы декоративно-прикладного искусства: дымковские, филимоновские игрушки; городецкие изделия, хохломские изделия, гжельский фарфор, бурятские изделия и другие. Затем педагог предлагает детям раскрасить на выбор два бумажных силуэта в соответствии с представленной формой и видом народной росписи.

4. Задание «Вылепи и распиши игрушку из теста».

Цель. Определить уровень умения лепить и расписывать игрушку  из в соответствии с особенностями народного промысла.

Инструкция к проведению задания. Педагог предлагает детям вылепить из теста две игрушки: дымковскую и филимоновскую.

Затем (после того как игрушки просохнут) педагог предлагает детям расписать вылепленные из теста игрушки в соответствии с характерными особенностями промысла.

 5. Наблюдение за детьми  в   свободной  деятельности, во   время  проведения, занятий кружка,   НОД и  открытых  мероприятий.

Диагностическая  карта  уровня знаний и умений детей по декоративно-прикладному искусству.

Фамилия, имя

ребенка

Знание характерных особенностей промыслов

Умение рисовать

орнамент из растительных и геометрических элементов

Украшение бумажных силуэтов в соответствии с промыслом

Умение лепить и расписывать

игрушку  из теста в соответствии с промыслом

Знание  народного  фольклора, музыки, традиций русского и

бурятского народа

Итог

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения мониторинга

Рекомендации по проведению мониторинга в ГДОУ по ФГТ....

Методика проведения мониторинга

Рекомендации по проведению мониторинга в ГДОУ по ФГТ....

Методика проведения мониторинга

Рекомендации по проведению мониторинга в ГДОУ по ФГТ....

Методика проведения мониторинга физического развития детей в ДОУ

Методика проведения мониторинга физического развития детей в ДОУ...

Статья "Народно – прикладное декоративное искусство, как часть патриотического воспитания."

Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Ознакомление с произведениям...

Консультация для родителей «Народно-прикладное декоративное искусство в жизни детей»

Материал для ознакомления родителей как помочь детям в домашних условиях пополнить и углубить знания о народных промыслах....

Методика проведения мониторинга музыкального развития детей

Основная форма организации воспитания, обучения, развития детей, которая базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. Именно они вклю...